АНО СЕМЬЯ РОССИИ
225 лет преставления преподобного Феодора Санаксарского
04.03.2016 02:59

34534563

Древний род Ушаковых дал России двоих прославленных святых мужей. 4 марта 2016 года исполняется двести двадцать пять лет со дня преставления преподобного Феодора Санаксарского. Преподобный Феодор родился в 1718 году в сельце Бурнакове Романовского уезда Ярославской провинции в родовом имении потомственного дворянина Игнатия Васильевича Ушакова и жены его Ирины и во святом крещении был наречен Иоанном. Когда Иоанну было шесть лет, у него умерла мать. Вскоре отец женился второй раз. Родители воспитывали Иоанна в вере и благочестии. Когда Иоанн достиг совершеннолетия, его родители, как люди состоятельные, определили юношу на воинскую службу в гвардейский Преображенский полк в Санкт-Петербурге, где за особое усердие Иоанна вскоре произвели в сержанты. Живя в столице, в довольстве, среди веселых и безпечных товарищей, среди раздольного быта и увеселений, обычных тогда в столице и гвардии, молодой Иоанн Ушаков легко мог бы со временем потерять свои благочестивые природные наклонности.

И вдруг однажды, как гром среди ясного неба, в тот час, когда рухнул во время кутежа собрат- гвардеец и испустил дух без покаяния, Иван очнулся. Очнулся, огляделся и понял, что живет во грехе. Душа его встрепенулась, позвала к очищению. Промыслительно даровал Господь этот трагический случай Ивану, чтобы он вспомнил о спасении души. Может быть, впервые тогда для него прозвучали в ней слова: «Помни час смертный!» – много позже начертанные на иконе его святого образа. Тотчас же решился юноша оставить все: воинский чин, друзей, родителей и всю красоту этого мира, и тайно бежать в пустыню. Иоанн, наскоро собравшись, спешно выехал из столицы с одним слугой, как бы в родительский дом. Отъехав несколько верст от города, юноша отпустил слугу обратно, а сам переоделся в нищенскую одежду и пошел на берега Двины в поморские леса. Там молодой подвижник нашел в чаще опустевшую келью и жил в ней один более трех лет, подвизаясь в посте, молитве и терпении скорбей. Вскоре местное начальство усилило гонения на раскольников, селившихся в северных лесах, и пустынников, проживавших без документов. И Иоанн вынужден был перейти в Площанскую пустынь Орловской губернии. Там Иоанна поселили в одной из отдаленных келий в лесу. Но при очередной проверке Иоанн был взят как неимеющий вида. При допросе он откровенно сказал, что тайно ушел из службы в гвардии, а потому сразу был доставлен в Санкт-Петербург к императрице Елисавете Петровне.

По Петербургу, а в особенности в гвардейских полках, быстро пронеслась весть, что сержант Ушаков сыскан. Многие собрались посмотреть на молодого подвижника. За прошедшие шесть лет Иоанн сильно изменился, и трудно было в этом изможденном постом человеке узнать блестящего гвардейца, веселого товарища по столичным забавам и развлечениям. От великого воздержания Иоанн был сух и бледен лицом, одет лишь во скудную власяницу, подпоясан простым ремнем. Видя это, многие умилялись и клали в своем сердце намерение оставить мир. Императрица предложила Иоанну вернуться в полк в прежнем звании, но он попросил только одного: «Дайте мне умереть монахом». Он просил разрешения подвизаться в Саровской пустыни, но для принятия монашеского пострига его оставили в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга. После трех лет послушания 13 августа 1748 года тридцатилетний Иоанн Ушаков был пострижен в монахи с именем Феодор, тезоименно Великому князю смоленскому Феодору Ростиславовичу. При постриге присутствовала императрица Елисавета Петровна.Видя и зная истинно подвижническую жизнь преподобного Феодора, Государыня была к нему по-матерински милостива и внимательна, а Наследник, впоследствии Император, Петр Феодорович и вовсе любил при случае повторить, что в «Александро-Невском монастыре только один монах – Ушаков», уважая его подлинное благочестие и добродетели. Стоял он после этого у кружки подаянной в Лавре. Прослыл честнейшим и чистейшим монахом. Вскоре петербургские жители, хотящие жить в мире богоугодно, начали приходить к нему за советом и утешением. Но жившие в обители ученые монахи, из зависти, а затем и ненависти, начали жаловаться, что простой-де монах привлекает к себе народ, безпокоит обитель и производит соблазн. По расследованию оказалось, что, кроме добра, отец Феодор ничего не приносит, и ему дозволено было продолжать свою деятельность. Зависть братии не прекращалась, поэтому в 1757 году отец Феодор попросился на жительство в Саровскую пустынь. Прожив там два года, он з-за увеличившагося числа учеников, просил дать ему приписанную к Сарову, захудалую и обедневшую Санаксарскую обитель. Ему нравилась красота места и совершенная ее уединенность.

В декабре 1762 года отец Феодор был рукоположен во иеромонаха, и ему была поручена настоятельская должность. В Санаксаре по пришествии отца Феодора стали наращивать кельи, распахивать пашню, принимать богомольцев, была восстановлена старая церковь. Впоследствии в монастыре была воздвигнута каменная двухэтажная церковь. Настоятелем он был твердым и строгим. В церкви отец Феодор требовал раздельного, неспешного чтения, – так, чтобы и простым людям было понятно. В общем на Богослужения посвящалось в пустыни в сутки часов девять, а в воскресные и полиелейные дни — десять и более того; при всенощном же бдении до двенадцати. Но при внятном чтении молящиеся чувствовали в себе особую силу и усердие и не скучали от долготы службы. Отец Феодор так поучал братию:«Когда мы скорочтением воздух только будем наполнять, а сила разумения нас далече отстоять будет, то тогда како душа в чувство ко спасению приити может? Аще в воинстве труба безвестен даст глас, то кто на брань уготовится? (ср.: 1 Кор. 14, 8)  Не чтение бо Писания, но сила оного, нами понимаемая, во спасение управляет нас». Вот слова, которые и теперь, по мудрости и выразительности своей, заслуживают самого широкого распространения.

Старец завел у себя первую и прочную основу иночества: личное руководительство братии и полное откровение помыслов, днем и ночью, была открыта его келия, и часами он говорил с иноками. На монастырские послушания: покос, рыбную ловлю — выходили все во главе с настоятелем. Сама жизнь настоятеля была поучительной: старца отличали смиренномудрие, кротость, незлобие, прямодушие и одинаковая по отношению ко всем ласковость. В монастырь приходили крестьяне, молились, просили у Бога заступничества. Отец Феодор был нетерпим только к тем, кто нарушал Божий и земные законы. Богомольцы тянулись к его светлому слову и молитве, но были и те, кто строил ему козни. Стал неудобен для местного воеводы Неелова отец Феодор. По его наущению решением Синода был отправлен оклеветанный старец на Соловки. В Санаксар был прислан посыльный, чтобы описать его имущество и в сундуках отправить на Север. Но имущества оказалось всего: войлок коровьей шерсти на холстине, небольшая подушка, овчинная шуба, мантия и ряса. С этим его и отправили на Соловки. Девять лет он молился в северном монастыре, но затем о нем было доложено Императрице, и она возвратила его в Санаксар. Там после беседы с учениками душа преподобного старца Феодора мирно разлучилась с телом19 февраля 1791 года. Тело его, хотя и лежавшее в теплой келье до погребения, не издавало запаха тления.

Еще задолго до прославления старца Феодора (Ушакова) Санаксарского насельники Рождество-Богородичного мужского монастыря и многочисленные паломники почитали его за святого. По молитвам к старцу получали от него чудесную помощь. Многие с любовью хранили у себя дома иконописные портреты старца, привезенные из известной теперь на всю Россию мордовской обители. В 1999 году были обретены честные мощи его, и он был прославлен как местночтимый святой Мордовской епархии. Для их исследования была создана Синодальная комиссия во главе с иеромонахом Дамаскином. Несмотря на то, что мощи уже дважды вскрывались (в 1904 и в 1944 году) и целостность захоронения была нарушена, а также невзирая на то, что через гроб старца проросла корнями береза, его мощи сохранились нетленными.  Антрополог Беляев, участвовавший ранее в раскопках множества захоронений, был поражен степенью сохранности мощей старца Феодора (Ушакова): «208 лет мощи пролежали в земле, не тронутые тлением. Мне довелось приложиться к открытым мощам. Было впечатление, будто в гробу лежит живой, просто спящий человек. Это настоящее чудо!»

В 2004 году на Архиерейском Соборе РПЦ принято решение об общецерковном почитании преподобного Феодора, старца Санаксарского. Святые мощи его покоятся в соборе Рождества Богородицы Санаксарского монастыря, куда впоследствии были перенесены и мощи святого адмирала Феодора Ушакова. Память преподобному Феодору празднуется в день его блаженной кончины — 19 февраля (4 марта по новому стилю), а также в день обретения его святых мощей — 21 апреля (4 мая по новому стилю).

 
 
69115
0003671a
photo_autumn_bench.preview
autumn_leaves
90697233_2064475_
osen_09.09.2009_bw_038
64923386_1286316456_0_1f307_8edf69f0_XL