Свято-Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь
Год основания – 1358
Стефано-Махрищский монастырь находится в пятнадцати километрах от города Александрова (Владимирская область), у слияния рек Молокчи и Махрищи. Обитель была основана в середине XIV века преподобным Стефаном, другом и собеседником преподобного Сергия Радонежского, который поставил здесь храм во имя Живоначальной Троицы, соорудил келью, и вскоре вокруг него собралась братия, а сам он стал игуменом. В конце XV века в монастыре случился сильный пожар, который почти полностью истребил все постройки. Монастырь оказался в крайнем запустении. В 1557 году игуменом стал Варлаам, прадед которого, иеромонах Серапион, подвизался в Махрищском монастыре, помнил преподобных Сергия и Стефана и, будучи уже древним старцем, много рассказывал о них правнуку. Игуменство Варлаама было временем расцвета обители, число братии составило более 60 человек. При построении нового каменного храма Святой Троицы в 1557 году были обретены нетленными мощи преподобного Стефана. По благословению священноначалия мощи преподобного были оставлены под спудом, а над ними сооружена церковь в честь преподобного Стефана, ставшая северным приделом Троицкого храма (впоследствии перестроена в отдельную церковь). Освящен придел был в 1558 году в присутствии Иоанна Грозного и его супруги Анастасии, пожертвовавшей облачения на престол, пелены к иконам и покров на раку преподобного Стефана.
После Смутного времени новый подъем Стефано-Махрищского монастыря связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина, 1731–1812), выдающегося богослова и проповедника. Владыка полюбил Махрищский монастырь и в летнее время две-три недели проводил в его стенах. Попечением митрополита Платона сооружены каменная ограда (1791–1792), над восточными воротами – церковь преподобного Сергия Радонежского (1792), а над северными – первоверховных апостолов Петра и Павла (1806), братские корпуса; перестроена древняя Троицкая церковь (1807–1808). В XIX веке монастырь продолжает благоустраиваться. В 1900 году старанием иеромонаха Алипия в монастыре устраивается детский приют для сирот и детей бедного окрестного населения и церковно-приходская школа. При монастыре имелась большая библиотека. В 1922 году обитель была закрыта, а ее храмы и постройки переданы под хозяйственные нужды. На территории монастыря попеременно размещались детский дом для беспризорников, общежитие, турбаза. В годы войны Стефановская и Троицкая церкви были разобраны на кирпичи для строительства аэродрома. В 1993 году в разрушенном корпусе, примыкавшем к храму апостолов Петра и Павла, поселились первые насельницы со старшей сестрой монахиней Елисаветой, ставшей вскоре их настоятельницей. Махрищский монастырь, основанный вновь как скит Александровского Успенского женского монастыря, в 1995 году стал самостоятельным монастырем. Восстановлен храм во имя Пресвятой Троицы, заново построен храм в честь преподобного Стефана Махрищского. В 2004 году монастырь обрел статус ставропигиального.
Святыни монастыря:
– святые мощи преподобного Стефана;
– чудотворная Тихвинская икона Пресвятой Богородицы.
Печерский Вознесенский мужской монастырь
Год основания – 1330
Печерский Вознесенский мужской монастырь основан святителем Дионисием Суздальским между 1328 и 1330 годами неподалёку от Нижнего Новгорода на берегу Волги, «в полугоре». Этот монах Киево-Печерского монастыря пришёл с несколькими иноками в Нижний Новгород и ископал в трех верстах от города пещеру, где и поселился. Около 1335 года на этом месте святой Дионисий основал монастырь с церковью Вознесения Господня. Монастырь был устроен по принципу строгого общежительства – «общего жития», киновии: монахи не имели собственности; все имущество было общим; вместе, не исключая настоятеля, работали для своего пропитания; без благословения игумена не выходили за монастырские врата. Вскоре после основания монастырь становится важнейшим духовным и культурным центром Суздальско-Нижегородского княжества. В это время в стенах Печерской обители монахом Лаврентием создаётся Лаврентьевская летопись. Среди духовных чад Святителя Дионисия два уроженца Нижнего Новгорода, впоследствии прославленых в лике святых: преподобный Евфимий Суздальский и преподобный Макарий Унженский и Желтоводский. В Печерском монастыре жил Авраамий Галичский, ученик Сергия Радонежского.
В XVI веке монастырь достиг своего расцвета. Однако в 1597 году Печерский монастырь постигло величайшее несчастие: 18 июня, в третьем часу ночи он был разрушен обвалом горы. В этом обвале никто не погиб, но почти весь монастырский комплекс был разрушен. Кроме того склон над монастырём был признан оползне-опасным. Поэтому в том же 1597 году монастырь был перенесён на версту вверх по течению Волги, а на старом месте была поставлена церковь Преображения Господня. В 1640–1650-х годах нижегородским архитектором Антипой Константиновым Возоулиным построен ныне существующий монастырский ансамбль. В разное время монастырь имел свои больницы, богадельни, где получали помощь престарелые и нищие; оказывал большие услуги не только частным лицам, но и целому государству: снабжал войска деньгами, хлебом и различной провизией, а также посылал за свой счёт сформированных ратников в царские войска. В 1924 году решением НКВД по Нижегородской губернии монастырь был закрыт. В разное время на его территории располагались жилые корпуса, кинотеатр, архитектурно-реставрационная мастерская. Печерская обитель была возобновлена в 1994 году. Сегодня в монастыре полным ходом идут реставрационные и восстановительные работы. Всего за три года, благодаря стараниям наместника и братии, на посильные пожертвования нижегородцев и паломников были отремонтированы игуменский и келейные корпуса, открыта иконно-книжная лавка. Осуществляется восстановление внутреннего убранства главного Вознесенского собора, ведутся работы по росписи монастырской трапезной.
Святыня монастыря:
– Оранская икона Пресвятой Богородицы.
Серпуховской Высоцкий мужской монастырь
Год основания – 1374
Серпуховской Высоцкий мужской монастырь основан по благословению преподобного Сергия Радонежского в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, двоюродным братом и сподвижником великого князя Димитрия Иоанновича Донского. Первым настоятелем монастыря преподобный Сергий поставил своего любимого ученика Афанасия. Свое название монастырь получил от места, находящегося на высоком красивом холме, в народе называвшемся «Высокое». Вторым святым игуменом Высоцкого монастыря стал преподобный Афанасий младший. При нем монастырь продолжал процветать, сохраняя благословленные преподобными Сергием и Афанасием традиции и иноческий уклад жизни. Преставился он в возрасте 33 лет. Преподобный Афанасий младший почитается как небесный покровитель Серпухова. По смерти преподобного Афанасия младшего в 1395 году настоятельство обители перешло к преподобному Никите, сроднику и ученику преподобного Сергия, успешно управлявшему монастырем в течение девятнадцати лет. Время управления монастырем первыми тремя настоятелями, прославленными в сонме Радонежских святых, преподобными Афанасием старшим, Афанасием младшим и Никитой, составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница.
В XVI веке в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора. Весной 1571 года к Серпухову подошли отряды хана Девлет-Гирея. Монастырь на Высоком был разграблен и предан огню. Годы правления царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича стали для Высоцкого монастыря порой возрождения. В1764 году по Указу о секуляризации церковных владений монастырь лишился своих вотчин и перешел на государственное содержание по штату. С начала XIX века благосостояние обители вновь стало расти. К началу XX века Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроенных обителей Отечества. В 1928 году власти закрыли монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. В 1931 году монастырь полностью прекратил свою деятельность. 25 марта 1991 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Начались восстановительно-реставрационные работы. 24 сентября 1994 года состоялось обретение святых мощей преподобного Афанасия Высоцкого младшего. Сегодня монастырь насчитывает 10 насельников. Игуменом обители является Преосвященнейший Роман, Епископ Серпуховской.
Святыни монастыря:
– мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего;
– чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша»;
– около трехсот частиц мощей угодников Божиих.
Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь
Год основания – 1385
Богоявленский Старо-Голутвин монастырь в подмосковной Коломне – один из древнейших в России. Он основан в 1385 году по благословению преподобного Сергия Радонежского и по воле святого князя Димитрия Донского у места впадения Москвы-реки в Оку. Настоятелем обители князь просил преподобного Сергия поставить одного из своих учеников. Сергий выбрал монаха добродетельной жизни Григория и вручил ему свой игуменский жезл, а в ризницу монастыря пожертвовал священнические облачения и аналойный крест. Димитрий Донской даровал обители икону Богоявления в серебряном окладе из своей моленной комнаты. Преподобный Сергий лично заложил первый монастырский собор в честь Богоявления. Подвижническая жизнь братии и слава основателей монастыря привлекали множество благотворителей, среди которых были цари и великие князья, церковные иерархи, боярство и купечество, простой люд. К XVII веку авторитет монастыря вырос настолько, что его игумен принимал участие в созванном в 1613 году, после Смуты, Земском соборе, избравшем первого государя из династии Романовых – Михаила Федоровича. В1764 году произошла секуляризация церковных земель, лишившая монастырь экономической самостоятельности. В 1929 году монастырь был закрыт, а братия арестована и вывезена представителями органов ОГПУ. После закрытия в монастырских помещениях находились артиллерийские склады, затем общежитие рабочих Коломзавода, в годы войны – мотострелковый полк. Монастырь превращался в руины. В июне 1993 года Коломну впервые посетил Святейший Патриарх Алексий II. Он осмотрел и разрушенную обитель. В 1994 году монастырь был передан Церкви, в нем начали совершаться регулярные богослужения. 18 декабря 1994 года состоялось официальное открытие монастыря.
Святыни монастыря:
– могила первого игумена монастыряпреподобного Григория Голутвинского;
– два мощевика в виде ангелов с частицами Честного Животворящего Креста и Тернового Венца Спасителя;
– мощи священноисповедника Феодосия, епископа Коломенского;
– четыре мощевика с частицами мощей святых угодников.
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Год основания – 1371
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь был основан в 1371 году преподобным Димитрием Прилуцким, учеником Сергия Радонежского. Преподобный Димитрий родился в богатой купеческой семье Покропаевых в деревне Веслево под Переславлем-Залесским. В Успенском Горицком монастыре принял монашеский постриг. В 1354 году Димитрий впервые встретился с преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию, С тех пор он неоднократно беседовал с преподобным и сблизился с ним. Под влиянием Сергия Радонежского Димитрий решил удалиться в глухое место. Вместе с учеником Пахомием они отправились на Север, в сторону «Холодного моря». В пяти верстах к северу от города, в излучине реки Вологды, Дмитрий решил создать первый на Русском Севере общежительный монастырь. Жители окрестностей согласились оказать помощь. Первый деревянный храм будущего монастыря был освящен в 1371 году в честь праздника Всемилостливого Спаса. Рядом были построены деревянные кельи для монахов. Скончался преподобный Димитрий 24 февраля 1406 года. В начале XVII века Спасо-Прилуцкий монастырь несколько раз подвергался нападениям. Восстановившийся после разорения к концу XVII – началу XIII века монастырь стал одним из богатейших на Русском Севере, крупнейшим землевладельцем и торговцем солью. В 1824 году у гробницы преподобного Димитрия молился император Александр I. В 1913 году по железной дороге на богомолье в Прилуки приезжала Великая княгиня Елизавета Федоровна.
В 1918 году Спасо-Прилуцкий монастырь был закрыт. Имущество его было описано и частично конфисковано, часть помещений передана под нужды красноармейцев. Во время В 1930-х годах в монастыре находилась пересыльная тюрьма для раскулаченных, которых перевозили в северные лагеря ГУЛага. В 1940-1960-х годах на территории монастыря располагались военные склады. В 1979 году монастырь стал филиалом Вологодского государственного музея-заповедника. 24 февраля 1992 года, в день памяти Димитрия Прилуцкого (600-летие преставления), Спасо-Прилуцкий монастырь полностью возвращен Русской Православной Церкви. В 1990 – 2000-е годы в монастыре возродилась монашеская жизнь, осуществлен ремонт монастырских строений, восстановлены иконостасы и колокола на соборной колокольне. Ежедневно совершается полный круг богослужений. В обители имеется несколько мастерских: свечная, столярная, иконописно-реставрационная и ставленическое отделение Вологодского православного духовного училища, готовящего будущих священнослужителей Вологодской и Великоустюжской епархии. Ежегодно проводятся Димитриевские образовательные чтения, собирающие духовенство и работников просвещения. При монастыре действует монастырская воскресная школа и подворье в Вологде.
Святыни монастыря:
– святые мощи преподобного Димитрия Прилуцкого, находящиеся под спудом;
– святые мощи благоверных Угличских князей Игнатия и Димитрия (под спудом);
– посох преподобного Димитрия Прилуцкого.
– колодец, выкопанный преподобным Димитрием;
– мощевик с частицами Ризы Господней и частицами мощей святых угодников
– иконы святых с частицами мощей преподобного Феодосия Тотемского, святителя Иннокентия, святителя Игнатия
(Брянчанинова);
– икона Божией Матери «Скоропослушница».
Свято-Успенский Кирилло-Белозерский мужской монастырь
Год основания – 1397
Основан в конце XIV века преподобным Кириллом Белозерским, учеником преподобного Сергия Радонежского, и его сподвижником преподобным Ферапонтом Можайским. Вначале Кирилл и Ферапонт водрузили деревянный крест и выкопали келью-пещеру на небольшом пригорке в лесу, на берегу Сиверского озера. В 1397 году был построен первый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Ферапонт вскоре покинул зарождающийся монастырь, но к Кириллу вскоре стали прибывать ученики. Уже при втором игумене Трифоне монастырь получил известность по всей Руси и продолжал быстро разрастаться. Здесь закладывается традиция иконописания, которую начал инок обители преподобный Дионисий Глушицкий. Монастырю была оказана всяческая поддержка со стороны Московских князей. На эти средства игумен Трифон возвел новую деревянную Успенскую церковь. В 1497 году соборная церковь сгорела и на ее месте был сооружен каменный собор. С первой половины XVI века в Кириллов монастырь стали регулярно ездить на богомолье Московские великие князья и цари. На их средства обитель начала быстро застраиваться каменными зданиями. В монастыре складывались свои распевы духовных песнопений, работали талантливые иконописцы, резчики и другие мастера. В XVI веке разросшийся монастырь разделили на две части – территория, вокруг той самой горки, где жил преподобный Кирилл, обстроенная храмами и службами и обнесенная оградой, стала называться Горним, или Малым Иоанновским монастырем.
Закат «Северной Лавры» начался со второй половины XVIII века, после мероприятий правительства Екатерины II по секуляризации монастырских владений в 1764 году. Монастырь в одночасье стал беден. В апреле 1918 года в Кирилловском уезде началась национализация церковного имущества. Попытка епископа Варсонофия уберечь монастырь от разграбления привели к его мученической смерти в том же году. После его расстрела монастырь продолжал жизнь еще пять лет. В 1924 году Кирилло-Белозерский монастырь был закрыт, а его последний настоятель архимандрит Анастасий был также расстрелян коммунистами. В советское время монастырь стал историко-архитектурным музеем-заповедником. 1997 год ознаменовался подписанием договора между музеем и Вологодским епархиальным управлением о передаче территории Малого Иоанновского монастыря для возобновления монашеской жизни, и 28 августа, после более чем 70-летнего перерыва, совершилась Божественная литургия в храме над гробом преподобного Кирилла Белозерского. 29 декабря 1998 года Малый Иоанновский монастырь был наконец передан Церкви. Монастырь ныне сосуществует с музеем, из храмов действуют Сергиевский (только летом) и Кирилловский (круглый год).
Святыня монастыря:
– святые мощи преподобного Кирилла Белозерского, находящиеся под спудом.
Николо-Пешношский мужской монастырь
Год основания – 1361
Николо-Пешношский мужской монастырь был основан в 1361 году учеником Сергия Радонежского Мефодием. В XVI веке во время общего расцвета дмитровских земель разбогател, торгуя хлебом с Белозерском; тогда же в монастыре началось каменное строительство. В Смутное время монастырь занимают польские отряды. В 1700 году Николо-Пешношский монастырь приписывают к Троице-Сергиеву монастырю и он приходит в упадок. В 1764 он упраздняется, однако возобновляется уже в 1766 году стараниями дмитровских купцов Ивана Сычева, Ивана Толчёнова и действительного статского советника Михаила Верёвкина. При архимандрите Макарии (1788–1811) монастырь интенсивно развивается и становится одной из самых благоустроенных российских обителей, московский митрополит Платон называет его «второй Лаврой». После Октябрьской революции ряд зданий монастыря передаётся филиалу Дмитровского краеведческого музея. В 1927 как монастырь, так и филиал музея были закрыты, в их зданиях размещён Дом инвалидов Мособлсобеса. В 1960-х – начале 1970-х под руководством Н.И Иванова отрестоврированы некоторые храмы и укрепления монастыря.
С 1966 года на территории монастыря располагается психоневрологический интернат №3. Вопрос о выводе интерната из исторического архитектурного комплекса впервые был поднят ещё в 1975 году, однако его решение затянулось на несколько десятилетий. 30 июня 2007 года глава Дмитровского района Валерий Гаврилов заявил, что к 2008 году будет полностью восстановлен монастырский Сергиевский храм, в 2009 в нём начнутся регулярные богослужения. 19 августа начались регулярные богослужения в Богоявленском храме. 21 августа на заседании Священного Синода было решено преобразовать приход Сергиевской церкви поселка Луговой в Николо-Пешношский мужской монастырь. 2 сентября 2007 года состоялось торжественное открытие монастыря, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий провёл в Сергиевском храме первое за 80 лет богослужение.
Святыни монастыря:
– посох и святые мощи преподобного Мефодия Пешношского
– чудотворный образ Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», спасший императора Александра III
от внезапной смерти при катастрофе царского поезда.
Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь
Год основания – 1414
Монастырь основан преподобным Павлом Обнорским, учеником преподобного Сергия Радонежского. Павел родился в Москве в 1317 году. В 21 год был пострижен в монахи, затем отправился к Сергию Радонежскому, и по его благословению 15 лет жил вблизи Троицкого монастыря в уединении. После чего получил от преподобного Сергия благословение на основание собственной обители, и в знак этого благословения – кованый медный крест (сохранялся в Обнорском монастыре до пожара 1909 года). После чего направился в Комельские леса, где 3 года жил в дупле липы (дупло сохранялось в монастыре). Затем преподобный Павел, последовав по реке Нурме, на её правом берегу устроил келью. Вокруг кельи стали селиться отшельники. В 1414 году преподобный Павел обратился к митрополиту Фотию за разрешением на основание монастыря. На левом берегу Нурмы был построен деревянный Троицкий собор и основан общежительный монастырь. Павел благословил на игуменство своего любимого ученика Алексия, при этом сам продолжал жить в своей келье, посещая монастырь только по праздникам.
Ко времени составления штатов в 1764 году монастыре было 28 монахов, монастырских слуг и крестьян 1 964 души, большие площади пахотной земли, сенокосов, леса, рыбные ловли. Монастырь был положен в третьем классе с игуменским настоятельством. Монастырю было оставлено небольшое количество пахотной и сенокосной земли вокруг монастыря, рыбные ловли и назначено жалование. В 1867 году неподалёку от монастыря на высоком холме основан Воскресенский скит. В 1924 году монастырь был закрыт по решению Грязовецкого уездного исполкома РКП(б). В 1920-30-е годы были разрушены Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня и ограда. На территории монастыря размещались опытная педагогическая станция, школа, детский дом. В 1945 году здесь открылся детский санаторий, затем областная санаторно-лесная школа. В 1994 году монастырь был возвращён Церкви. С 1994 по 2003 год был подворьем Спасо-Прилуцкого монастыря. В 2003 году на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение преобразовать подворье Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря в самостоятельный Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь.При обители действует столярная мастерская. В монастыре пекут свой хлеб. Имеется небольшая библиотека.
Святыни монастыря:
– святые мощи преподобного Павла Обнорского, находящиеся под спудом;
– святые мощи преподобномучеников Обнорских: Ефрема, Герасима, Иеронима, Исаакия, Дионисия и Митрофана,
находящиеся под спудом;
– более 100 частиц мощей святых;
– камень, на котором молился преподобный Павел Обнорский;
– колодец преподобного Павла Обнорского.
Свято-Благовещенский Киржачский женский монастырь
Год основания – 1358
Свято-Благовещенский Киржачский монастырь основан в 1358 году. Его основателем был великий святой Земли Русской Сергий Радонежский. По преданию, Преподобный подвизался на Киржаче четыре года. Возвращаясь по призыву московского митрополита Алексия в Троицкий монастырь, преподобный Сергий избрал себе преемника – верного ученика и сподвижника преподобного Романа Киржачского. Умножив монастырские здания и украсив Благовещенский храм, преподобный Роман преставился в 1392 года и был похоронен в усыпальнице Благовещенского собора. В ходе строительства близ монастыря на месте непроходимых лесов появились селения и слободы. Благодаря славе своего основателя, Киржачский монастырь пользовался большой известностью и вниманием русских князей и бояр. К середине ХVI века Киржачский Благовещенский монастырь являлся первым из 14 приписных монастырей Троице-Сергиевой обители. В 1656 году рядом с Благовещенским собором вознеслась каменная шатровая церковь-колокольня, освященная в честь Всемилостивого Спаса. В XVIII веке Благовещенский монастырь продолжал процветать и расширяться. Но в 1764 году он был упразднен в числе 569 других великорусских монастырей Манифестом Екатерины II о передаче монастырских владений и населяющих их крестьян государству. Монастырское имущество передали в Троицкую Лавру, братию перевели частью туда же, частью в другие монастыри. После закрытия Киржачской обители ее храмы стали приходскими.
После Октябрьской революции 1917 года началось постепенное разорение древней обители. В 1918 году все строения на территории монастыря были национализированы и реквизированы военным ведомством, а потом отданы верующим в бесплатное пользование. Наиболее ценное церковное имущество было либо взято на учет Главмузеем Народного Комиссариата Просвещения РСФСР, либо изъято в 1922 году под предлогом помощи голодающим Поволжья. В 1923 году древние храмы обители – Благовещенский, Сергиевский и Спасский – передали в ведение вновь учрежденного Киржачского церковно-бытового музея. На защиту архитектурных ансамблей древнего монастыря, связанного с именем преподобного Сергия Радонежского, встала киржачская общественность. В 1990 году, после публикации серии статей журналиста Олега Шестакова, Благовещенский и Спасский храмы были возвращены Русской Православной церкви. С этого времени на территории обители возобновилась приходская жизнь. 1 июля 1990 года в храме Всемилостивого Спаса прошла первая с 1929 года Божественная литургия. Была надежда возродить мужской монастырь, но Промысел Божий судил иначе. Указом архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в июле 1995 года Свято-Благовещенский монастырь был возобновлен как женский.
Святыня монастыря:
– святые мощи преподобного Романа Киржачского.
Саввино-Сторожевский мужской монастырь
Год основания – 1398
Саввино-Сторожевский монастырь основан в 1398 году преподобным Саввой, одим из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Великого Московского князя Димитрия Донского. Первоначально был построен небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и келья при нем. Добрая слава о житии Звенигородского игумена разносилась далеко окрест, и иноки стекались в обитель, ища духовного руководства. Строились новые кельи. Монастырь был обнесен деревянной оградой с воротами с северной стороны. Звенигородский князь Юрий Дмитриевич почитал преподобного Савву и покровительствовал обители. Около 1405 года был сооружен белокаменный Рождественский собор, у входа в который в 6915 году был погребен преподобный Савва. В начале XVII века обитель пострадала во время польско-литовской интервенции. Монастырь стал возрождаться уже при первом Государе из династии Романовых – Михаиле Федоровиче. В 1650 году царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового монастырского ансамбля на горе Стороже, с которого начался второй в монастырской истории строительный период. В стенах обители находился так называемый «больничный монастырь» с больничными кельями и церковью Иоанна Лествичника. При Екатерине II митрополитом Платоном (Левшиным) был осуществлен проект размещения в стенах обители духовного учебного заведения – семинарии, которая находилась в царском дворце. В 1764 году все земельные владения монастыря подверглись секуляризации.
Особое покровительство монастырю на Сторожах оказывали Великий князь Сергей Александрович, Московский генерал-губернатор, и его супруга Великая княгиня Елисавета Феодоровна. В 1918 году в Звенигороде в результате действий местных властей, реквизировавших часть собственности монастыря, произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы. Мощи преподобного Саввы были конфискованы, монастырь закрыт. В советское время в обители размещались различные учреждения: воинские части, санаторий, музей. Часть мощей преподобного Саввы Сторожевского была сохранена в семье Успенских. В 1985 году святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь. В 1995 году монастырь был возрожден. Во время празднования 600-летия обители в 1998 году Святейший Патриарх Алексий II торжественно перевез в него мощи преподобного Саввы. В настоящее время в Саввино-Сторожевском монастыре 30 монахов и послушников. Трудами монахов возрождаются монастырские храмы, ведется реставрация дворца царя Алексея Михайловича, звонницы, крепостных стен и башен. При монастыре устроен детский приют, действуют двухгодичные богословские курсы для взрослых, открыта библиотека с читальным залом, фонды которой составляют 6,5 тысяч томов.
Святыня монастыря:
– святые мощи преподобного Саввы.
Можайский Лужецкий Ферапонтов Богородицкий мужской монастырь
Год основания – 1408
Можайский Лужецкий Богородицкий Ферапонтов мужской монастырь был основан в 1408 году преподобным Ферапонтом Белозерским, учеником преподобного Сергия, по просьбе удельного князя Андрея Дмитриевича Можайского (младшего сына Дмитрия Донского) на высоком правом берегу Москвы-реки. Первым храмом обители была деревянная церковь Рождества Богородицы. С первой половины XVI века монастырь начал застраиваться каменными зданиями. К 1542 году была окончена постройка собора Рождества Богородицы, а к 1547 году была построена трапезная с Введенской церковью. В конце XVI века в монастыре были построены еще два каменных здания – церковь Иоанна Лествичника над гробом Ферапонта и надвратная Преображенская церковь. К концу XVII века были выстроены: шатровая колокольня, кирпичная ограда с четырьмя круглыми башнями и братский корпус. Во время войны 1812 года монастырь был занят французами, которые причинили ему немало вреда: в трапезной устроили конюшню, в храме Преподобного Ферапонта – столярную мастерскую. Вскоре после окончания войны монастырь был восстановлен.
В советское время, в 1926 году монастырская община была упразднена, и в 1928 году разрушили древний Ферапонтов храм (храм Иоанна Лествичника). До войны в стенах монастыря располагались фурнитурная фабрика и цех по производству медицинского оборудования. Братские корпуса были перестроены под коммунальные квартиры для местных жителей, а на кладбище поставили складские помещения и гаражи. Во время Великой Отечественной войны монастырь был захвачен фашистами, которые устроили здесь лагерь для военнопленных. После того, как немцев отбили от Москвы, монастырь заняло НКВД, также под лагерь. Только в 1961г. началась реставрация разоренного памятника архитектуры и истории. В 1993 году возродилась монастырская община, двор обители приведен в порядок. В 1999 году были заново обретены мощи преподобного Ферапонта, перенесенные сначала в надвратную Преображенскую церковь, а потом – в собор. Почти полностью окончены работы по восстановлению основных зданий монастыря. Неподалеку от монастыря выстроена надкладезная часовня над источником преподобного Ферапонта.
Святыни монастыря:
– святые мощи преподобного Ферапонта;
– святой источник преподобного Ферапонта.
Богородице-Рождественский женский монастырь
Год основания – 1391
Рождественский (Девичий) монастырь был основан святителем Феодором, архиепископом Ростовским, между 1390 и 1394 годами. Святитель Феодор, в миру Иоанн, был родным племянником, пострижеником и любимым учеником Преподобного Сергия, внуком преподобных Кирилла и Марии, рожденных на Ростовской земле. Иоанн с детских лет мечтал о служении единому Богу. Отец привел отрока в Троицкий монастырь и поручил его Преподобному Сергию. В двенадцать лет он был пострижен с именем Феодора в честь преподобного Феодора Трихины. Впоследствии, по благословению Преподобного Сергия, Феодор основывает в Ростове монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Первоначально обитель была деревянной, поэтому самой старинной сохранившейся постройкой монастыря является собор Рождества Богородицы, построенный в конце XVII века при Ионе Сысоевиче. Возведение храма продолжалось до 1702 года, а летом 1715 года он был расписан. Два яруса росписей посвящены прославлению Пресвятой Богородицы. В конце XVIII века в монастыре были построены каменные кельи и настоятельские покои. А спустя еще некоторое время, в 1810-х годах, обитель была обнесена каменной стеной с небольшими декоративными башенками. Последней кирпичной постройкой обители стала трапезная церковь Тихвинской Иконы Божией Матери (1842–1846). От стен монастыря хорошо виден небольшой остров на озере Неро. Он носит название Рождественского и прежде был собственностью монастыря; на нем сестры выращивали траву для своего хозяйства. В 1926 году монастырь был закрыт, в храме Рождества Богородицы разместили архив. В 1990-х годах монастырь возвратили церкви, началось его возрождение. Вместо снесенной колокольни сейчас посреди монастырского двора стоит скромная изящная деревянная башенка-колокольня, стилизованная под древнерусские башни. Постепенно восстанавливают и реставрируют все здания обители.
Святыня монастыря:
– Тихвинская икона Пресвятой Богородицы.
Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь
Год основания –· 1350
Основатель Свято-Покровского монастыря преподобный Авраамий, по преданию, родился в Ростове Великом и, начав свои подвижнические труды в Вознесенском Печерском монастыре Нижнего Новгорода, перешел затем в обитель преподобного Сергия Радонежского – где сам «игумен всея Руси» постриг его в монашество, а по прошествии нескольких лет благословил на исхождение в пустынные места для уединенной жизни. В 1350 году преподобный поселился на берегах Галичского озера, где совершилось чудесное явление ему иконы Божией Матери «Умиление». Основав на месте явления монастырь, получивший название Нового Заозерского, преподобный затем удалился на пустынные берега реки Виги, затем еще выше по течению реки и, наконец – на берега Чухломского озера. Каждое место пребывания святого Авраамия, укрывавшегося от людской славы, было ознаменовано созданием иноческой обители (Великой пустыни Положения пояса Пресвятой Богородицы, Верхней пустыни Собора Пресвятой Богородицы на реке Виге); последним из четырех монастырей, основанных подвижником в Костромском крае, стала Свято-Покровская обитель «на городце» – городище, покинутом угро-финскими племенами в XIII веке и расположенном на берегу Чухломского озера напротив города Чухломы. Еще при жизни преподобного Авраамия число братии Городецкой обители достигло ста человек. Ее основатель, отошедший ко Господу в день памяти святого пророка Илии в 1375 году, был погребен в монастыре у алтаря деревянного Покровского храма.
При проведении монастырской реформы 1764 года Авраамиево-Городецкая обитель – единственная из четырех, основанных преподобным на Костромской земле – не претерпела закрытия и обращения в приход. На берегу озера, в «подгории», где подвизался преподобный, над выкопанным им самим небольшим колодцем стояла деревянная часовня; ежегодно в день памяти святого Авраамия сюда из обители совершался крестный ход. В 1919 году Авраамиево-Городецкий монастырь был упразднен. На его территории с середины двадцатых годов размещался детский дом, с 1935 года до конца пятидесятых годов – машинно-тракторная станция. До 1975 года в келейном корпусе располагалась средняя школа, переведенная затем в новое здание в селе Ножкино. В марте 1991 года Костромской облисполком утвердил решение Чухломского райисполкома о передаче Костромской епархии всего ансамбля монастырских зданий. Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь был возрожден определением Священного Синода Русской Православной Церкви 25 марта 1991 года. Уже в 1992 году был восстановлен Никольский надвратный храм, в 1993 году – расчищен колодец преподобного Авраамия; 31 июля 1993 года в монастырь из Успенского храма города Чухломы перенесли хранившийся там с 1928 года старинный надгробный покров с раки святых мощей городецкого подвижника. 1 августа 1994 года состоялось первая Божественная литургия в соборе в честь иконы Божией Матери «Умиление». При монастыре действуют братство во имя преподобного Авраамия Городецкого, детский приют для мальчиков-сирот, Свято-Покровское Параскево-Пятницкое сестричество.
Святыни монастыря:
– святые мощи преподобного Авраамия, пребывающие под спудом в подклете Покровского храма;
– старинный покров с раки мощей преподобного;
– колодец, ископанный основателем монастыря.
Макариево-Писемский Спасо-Преображенский женский монастырь
Основан в конце XIV века
Основатель Спасо-Преображенского монастыря преподобный Макарий принадлежал к роду костромских бояр Писемских. Еще в молодости он ушел в обитель преподобного Сергия и был пострижен радонежским игуменом в монашество; желая пустыннической жизни, преподобный Макарий по благословению аввы Сергия вернулся в родные места и поселился на берегу речки Письмы (место его кельи находится в 1 километре от основанной позднее обители и известно как «старая пустынь преподобного Макария»). Вскоре на Письму пришел другой ученик «игумена земли Русской» преподобный Павел Обнорский. Святые подвизались вместе два десятилетия; затем преподобный Павел ушел на реку Обнору, где впоследствии основал Троицкий Павло-Обнорский монастырь, а преподобный Макарий и собравшиеся к нему сподвижники в конце XIV века положили начало новой обители, воздвигнув в ней деревянный храм в честь Преображения Господня. Здесь, в монастыре, святой Макарий преставился ко Господу и был погребен (предположительно в конце первой четверти XV столетия). Уже в XV веке обитель на Письме стали именовать «Макариевой пустынью». В середине XVI века монастырь утратил самостоятельность и был приписан к находившейся в нескольких десятках верст от него Павло-Обнорской обители. Вскоре после 1721 года монастырь на Письме был упразднен и обращен в приходскую церковь, стал погостом.
В 1951 году местные власти прекратили доступ верующих к святым мощам преподобного Макария: входы в деревянный Преображенский храм и в его подклет, где находилась гробница, были заколочены. Долгое время здесь не было постоянного священника, остававшийся действующим каменный храм неоднократно подвергался угрозе закрытия. Лишь в 1971 году на Письму прибыл священник Михаил Беляев – уроженец Буйского района, ветеран Великой Отечественной войны, в 1949–1956 годах по обвинению в «контрреволюционной агитации и пропаганде» находившийся в казахстанских и сибирских лагерях. Попечением отца Михаила богослужебная жизнь на погосте продолжалась, однако местные деревни постепенно исчезали, прихожан становилось все меньше и меньше. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 февраля 1994 года Спасо-Преображенский Макариево-Писемский монастырь был возрожден как женская обитель. 1 ноября 1998 года деревянный Преображенский храм, закрытый в 1951 году и восстановленный сестрами обители, был освящен во имя преподобного Макария Писемского. Возродился и колодец близ храма, ископанный самим основателем обители. В 2000 году в монастыре построен новый деревянный храм во имя благоверного великого князя Александра Невского и праведной Ангелины Сербской.
Святыни монастыря:
- святые мощи преподобного Макария Писемского;
- посох преподобного Макария;
- колодец, ископанный святым Макарием.
Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский·мужской монастырь
Год основания – 1390
Основатель Свято-Предтеченской обители преподобный Иаков Железноборовский происходил из семьи галичских бояр Аносовых. После смерти родителей он поступил в монастырь преподобного Сергия Радонежского и принял монашеский постриг от руки самого «игумена земли Русской». Испросив у аввы Сергия благословение на возвращение в родные места, преподобный поселился в уединении вблизи села Железный Борок; такое название объяснялось тем, что рядом с селом находился огромный бор с залежами железной руды, которую издавна добывали местные жители. Около двух десятилетий святой Иаков подвизался в одиночестве, затем к нему стала собираться братия. Около 1390 года, построив небольшую деревянную церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи, преподобный положил начало новому монастырю. Отошедший ко Господу 11 апреля 1442 года, угодник Божий был погребен в стенах основанной им обители. Учеником и сподвижником преподобного Иакова был преподобный Иаков Брылеевский – основатель Брылеевской пустыни, располагавшейся в нескольких верстах от Железноборовского монастыря.
После официального упразднения Иаково-Железноборовского монастыря в 1919 году он до 1927 года фактически продолжал существовать под видом сельскохозяйственной артели. В 1927 году обитель была окончательно закрыта. Тогда же состоялось вскрытие святых мощей преподобного Иакова, однако гробница в Богородице-Рождественском храме оказалась пустой. По свидетельствам последних насельников обители, мощи были заранее перепрятаны – чтобы избежать поругания при вскрытии – и поныне находятся где-то на территории монастыря. В 1995 году началось возрождение Иаково-Железноборовской обители, заброшенные храмы которой к тому времени находились в аварийном состоянии. Здесь было открыто подворье Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря, начались восстановительные работы в Богородице-Рождественском храме. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 года Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский мужской монастырь был воссоздан как самостоятельная обитель.
Святыни монастыря:
- святые мощи преподобного Иакова Железноборовского.
Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь
Основан во второй половине XIV века
Основателем Троице-Сыпановой обители был преподобный·Пахомий Нерехтский, сын священника из города Владимира, ученик преподобного Сергия Радонежского. Приняв монашеский постриг во владимирском Богородице-Рождественском монастыре, преподобный был затем поставлен святителем Алексием, митрополитом Московским, во игумена Константино-Еленинской обители близ Владимира. Устроив иноческую жизнь в новой обители, святой Пахомий покинул ее в стремлении к пустынному житию и поселился на берегу реки Солоницы при впадении в нее речки Гридевки, вблизи селения Нерехта на месте, издревле именовавшемся Сыпаново. При помощи нерехтчан преподобный построил здесь деревянный храм во имя Живоначальной Троицы; для собиравшихся к угоднику Божию сподвижников были устроены братские кельи, для богомольцев – гостиница, в которой сам игумен Пахомий усердно прислуживал паломникам. Для нового храма Преподобный написал икону Пресвятой Троицы. Под горкой, на которой располагалась обитель, по молитвам сыпановского старца появился святой источник. 21 марта 1384 года преподобный Пахомий мирно отошел ко Господу и был погребен в воздвигнутом им Троицком храме. В 1675–1676 годах на месте деревянного храма был возведен каменный, также Троицкий; при раскопках под алтарем прежней церкви 6 мая 1675 года были обретены святые мощи преподобного Пахомия, которые оставили почивать под спудом в устроенном при новом храме Пахомиевом приделе.
В 1764 году при проведении монастырской реформы обитель преподобного Пахомия была упразднена и обращена в приходской храм, но несмотря на упразднение обители, сыпановские прихожане и многочисленные паломники, притекавшие к мощам преподобного Пахомия, хранили ее древние традиции. Главное празднование сыпановскому старцу совершалось 15 мая (по старому стилю) – в день памяти его небесного покровителя преподобного Пахомия Великого. С давних времен сохранился благочестивый обычай: богомольцы, посещая Сыпаново, трижды спускались и поднимались по монастырской горе – «святой горке» ·– от обители к святому источнику, творя молитву преподобному. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 декабря 1992 года Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь был возрожден как женская обитель. 17 февраля 1993 года администрация Костромской области передала бывший Пахомиев монастырь Костромской епархии. В настоящее время Троицкий храм восстановлен и благоукрашен, в монастыре построены новый сестринский корпус и богадельня. К обители приписаны Никольская часовня на Молочной горе в Костроме и Владимирский собор города Нерехты – до XVIII века главный храм упраздненного в 1764 году Богородицкого Владимирского Сретенского женского монастыря. Главная святыня прежней Владимирской обители, чудотворная Владимирская-Нерехтская икона Божией Матери, с 2005 года пребывает в Троицком храме Пахомиево-Нерехтского монастыря и приносится во Владимирский собор на богослужения. При Троице-Сыпановом монастыре действуют подсобное хозяйство (ферма), богадельня и приют для девочек-сирот во имя святителя Алексия, митрополита Московского.
Святыни монастыря:
–святые мощи преподобного Пахомия Нерехтского;
–чудотворная Владимирская-Нерехтская икона Пресвятой Богородицы;
–святой источник преподобного Пахомия.
Богоявленско-Анастасиин женский монастырь
Основан в первой половине XV века
Богоявленский мужской (с 1863 года – Богоявленско-Анастасиин женский) монастырь был основан в двадцатых годах XV века на тогдашней окраине Костромы преподобным Никитой Костромским, учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского. Родился святой примерно в 60-е годы XIV века в Подмосковье (не случайно в некоторых списках учеников Радонежского игумена он именуется Серпуховским или Боровским). Монашеский путь преподобного Никиты начался в Высоцком Богородицком Зачатьевском монастыре близ Серпухова. В 1396 году святой стал игуменом обители, а около 1415 года из-за болезни глаз оставил монастырь и удалился на покой в Высоко-Покровский монастырь близ города Боровска. Здесь он являлся духовным наставником преподобного Пафнутия Боровского – будущего основателя Пафнутиево-Боровского монастыря.
В начале 20-х годов XV века преподобный Никита покинул Высоко-Покровскую обитель и направился на север, в Кострому, где в то время на окраине города основал Богоявленский монастырь. Точное время кончины святого неизвестно (видимо, это совершилось в середине XV столетия); погребен он был в деревянном Богоявленском соборе основанной им обители. В 1559–1565 годах на месте деревянного построили каменный Богоявленский собор, нижняя часть которого стала усыпальницей; под юго-западной частью храма располагалась и гробница преподобного Никиты. После пожара 1847 года, уничтожившего практически весь монастырь, собор был восстановлен в 60-е годы XIX века, когда обитель стала женской и получила именование Богоявленско-Анастасииной. В настоящее время на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария. При обители действуют богадельня во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и детский приют для девочек-сирот во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Святыни монастыря:
– чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы;
– чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери;
– святые мощи преподобного Никиты Костромского (почивают под спудом в подклете Богоявленско-Анастасииного
кафедрального собора);
– святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского;
– крест-мощевик с частицами мощей 278 святых (из бывшего Богородицкого Игрицкого мужского монастыря);
– складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы (из Свято-Троицкого
Ипатьевского мужского монастыря).
Свято-Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь
Основан в первой половине XIV века
Основатель Свято-Троицкой обители преподобный Макарий Унженский и Желтоводский родился в Нижнем Новгороде в 1349 году. Еще юношей он принял монашеский постриг в нижегородском Вознесенском Печерском монастыре, а затем основал Богоявленскую обитель при реке Лух, на северной границе Нижегородского княжества. Перейдя на берега Волги, преподобный возле озера Желтые Воды создал еще один монастырь – Троицкий Желтоводский. В 1439 году из-за нашествия казанских татар святой Макарий вынужден был покинуть свою обитель; отправившись вверх по течению Волги, преподобный и его спутники дошли до реки Унжи. На ее берегу в двадцати верстах от города Унжи преподобный Макарий поселился вместе с двумя учениками-иноками и прожил здесь пять лет до своей блаженной кончины в 1444 году. На месте подвигов святого вскоре после его преставления ко Господу был основан мужской монастырь, посвященный Живоначальной Троице; со временем за ним утвердилось именование Троицкого Макариево-Унженского. Небольшая обитель с деревянными храмами – в одном из которых, посвященном преподобному Макарию, почивали святые мощи унженского старца – до XVII столетия была малоизвестна. Ее возвышение связано с событиями Смутного времени и именем первого царя из дома Романовых, Михаила Феодоровича.
По свидетельству монастырских рукописей, в конце 1612 года Михаил Феодорович и его мать инокиня Марфа совершили паломничество в Макариево-Унженский монастырь ко святым мощам преподобного, у которых молились об избавлении из польского плена митрополита Филарета – отца будущего царя. В 1619 году митрополит Филарет вернулся в Москву и был поставлен Патриархом Московским и всея Руси; сразу же после этого совершилось прославление преподобного Макария в лике общерусски чтимых святых, а царь Михаил с матерью отправились в новое – благодарственное – паломничество на Унжу и посетили Макариеву обитель в октябре 1619 года. В 1919 году монастырь был закрыт революционными властями, его братию изгнали – но монахи, оставшись в городе и соседних селениях, продолжали совершать богослужения в храмах обители. В 1926 году закрыли первый из монастырских храмов, надвратную Никольскую церковь, а в декабре 1929 года состоялось закрытие и остальных храмов. Святые мощи преподобного Макария были кощунственно вскрыты и переданы в краеведческий музей, в стенах обители разместились машинно-тракторная станция и склады зерна. Тогда же бесследно исчезла чудотворная Макарьевская икона Божией Матери. В 1989 году святые мощи унженского подвижника были обнаружены в запасниках краеведческого музея города Юрьевца (Ивановская область); 14 мая 1990 года состоялась их передача Костромской епархии. Сначала мощи пребывали в Воскресенском соборе на Нижней Дебре (город Кострома), в августе 1991 года их перенесли в приходской Макариевский храм города Макарьева. 16 июля 1993 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви Макариево-Унженская обитель была возрождена как женский монастырь, а в январе 1994 года Костромской епархии передали весь ансамбль монастырских зданий. В августе 1994 года архиепископ Костромской и Галичский Александр освятил первый возрожденный монастырский храм – Макариевскую церковь. В 1995 году в обитель из городского приходского храма перенесли святые мощи преподобного Макария; здесь они пребывают и поныне.
Святыни монастыря:
– святые мощи преподобного Макария Унженского и Желтоводского;
– список с чудотворной Макарьевской иконы Божией Матери;
– святой источник преподобного Макария.
Пошехонский Свято-Успенский Адрианов мужской монастырь
Год основания – 1540
Пошехонский Свято-Успенский Адрианов монастырь расположен в деревне Адрианова Слобода, в шести километрах от города Пошехонье в Ярославской области. Обитель была основана в 1540 году учеником преподобного Корнилия Комельского (ученика преподобного Кирилла Белоезерского) преподобномучеником Адрианом. Через три года после смерти преподобного Корнилия Адриан захотел уйти из Корнилиева монастыря в пустынное место и основать там обитель во имя Пресвятой Богородицы. Игумен Лаврентий благословил преподобного Адриана с пожилым послушником Леонидом, которого тот взял с собой на сугубое подвижничество. 31 мая 1543 года, игумен Адриан заложил деревянную церковь с трапезой в честь Успения Пресвятой Богородицы. В марте 1550 году в монастырь ворвались разбойники, которые схватили преподобного Адриана, после истязаний убили его. Адрианова пустынь продолжала существовать, однако не имела уже того благоустройства, какое было при ее основателе. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Филарета 19 ноября 1626 года были обретены мощи преподобного Адриана. В начале XVII века в монастыре была возведена каменная двухэтажная пятиглавая теплая трапезная церковь в честь Богоявления Господня. В 1699 году все деревянные монастырские строения сгорели при пожаре. В 1700 году митрополит Ростовский и Ярославский Иоасаф (Лазаревич) благословил возвести над святыми вратами деревянную церковь во имя святых Адриана и Наталии с приделом во имя преподобного Михаила Малеина.
В 1704 году по благословению святителя Димитрия Ростовского под руководством игумена Вассиана в обители была построена церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1710 году началось строительство каменного Успенского собора, который был освящен в 1718 году. Через год в Успенском соборе был освящен придел преподобномученика Адриана, куда были перенесены его честные мощи, находившиеся ранее в Богоявленском храме. У юго-западного угла собора была возведена колокольня. В 1888 году при монастыре была устроена церковноприходская школа, в которой в разные годы обучалось до 70 мальчиков и девочек. При монастыре имелся странноприимный дом, в котором находили приют и пропитание богомольцы и странники. В 1918 году монастырь был закрыт, в 1920–1930-х годах были разрушены Успенский собор и почти полностью Богоявленский храм. Иноков и послушников, избив, изгнали. Святые мощи были вынуты из раки и затоптаны. Вериги и игуменский посох преподобномученика Адриана богоборцы унесли с собой, захватив также древние иконы, среди которых были написанные и самим преподобным. На монастырском кладбище был разбит огород. В 2000 году Адрианову обитель вернули Русской Православной Церкви. Сегодня в монастыре семь человек: наместник, трое иноков, два послушника и трудник. Здесь всегда рады паломникам и им обязательно уделяют внимание. Все живущие в обители знают ее богатую историю и готовы рассказать о ней каждому интересующемуся.
Святыни монастыря:
– икона Успения Пресвятой Богородицы;
– икона преподобномученика Адриана с частичкой его мощей.
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Год основания – 1452
Монастырь был основан в 1460-е годы преподобным Александром Ошевенским (1427–1479, в миру – Алексей, в юношеском возрасте он принял пострижение в Кирилло-Белозерском монастыре). По совету своего отца, переселившегося в каргопольские земли, преподобный Александр Ошевенский пришел на реку Чурьюгу и здесь в сорока четырех верстах от Каргополя устроил пустынь на месте дикого леса. Строительство вел его отец – Никифор Ошевень. Первый деревянный Никольский храм был возведен еще самим преподобным Александром. После кончины в 1479 году преподобного Александра обитель начала приходить в упадок. Монастырь опустел, в нем осталось только 5 пожилых монахов. Положение стало меняться к лучшему с 1488 года, когда в игумены монастыря был возведен сын местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 года. При нем возросло число братии, увеличились монастырские земельные владения, была построена еще одна церковь – в честь Успения Богородицы.
При митрополите Филиппе в 1578 году была составлена служба преподобному Александру Ошевенскому, а Царем Иоанном Грозным отведены в пользу обители земли вокруг нее на пять верст. В XVII веке в Московском Успенском соборе был установлен особый праздник в честь преподобного Александра Ошевенского (20 апреля/ 3 мая – память преподобного Александра, Ошевенского Чудотворца). А в 1667 году было установлено проведение крестного хода из Каргополя в Ошевенский монастырь, как заповедали преподобный Александр и святитель Иоанн Златоуст, явившись одному крестьянину. Ошевенская обитель имела громадное значение для местного края и воспитала шесть обителей. В конце 1960-х годов был затронут вопрос о реставрации монастыря, которая не была осуществлена. Постройки использовались до 70-х годов под хозяйственные нужды (в монашеском корпусе была школа). 15 марта 2001 г. епископ Архангельский и Холмогорский Тихон благословил воссоздание монашеской общины Александро-Ошевенского монастыря и организацию восстановительных работ. В настоящее время в монастыре возрождается монашеская жизнь, начаты работы по восстановлению построек монастыря.
Святыни монастыря:
– святые мощи преподобного Александра, пребывающие под спудом;
– два камня-следовика (по преданию, «следы» на камнях были оставлены преподобным Александром);
– святой источник;
– исчезающая речка Халуй;
– святое озеро.
Спасо-Преображенский Геннадиев мужской монастырь
Год основания – 1529
Спасо-Преображенский Геннадиев мужской монастырь основан преподобным Геннадием, учеником преподобного Корнилия в 1529 году. Геннадий, получив благословение своего учителя, приступил к основанию монастыря. При помощи новой братии он воздвиг деревянный храм Преображения Господня, к которому впоследствии пристроили другой – теплый в честь преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Преподобный Геннадий преставился после болезни 23 января 1565 года. В 1644 году при разборке старого деревянного храма произошло обретение мощей преподобного Геннадия. Прославленные цельбоносной силой мощи долго почивали в Преображенском храме открыто, но потом по неизвестным причинам и неизвестно когда сокрыты под спуд. После революции в начале 1920 годов обитель была силой разогнана, а все иконы и имущество вывезены в Ярославль под конвоем. Здания обители неоднократно взрывались. В настоящее время ограды не осталось, некоторые башни сохранялись до 1980 годов. Братский корпус был использован под тюрьму, но ее расформировали, а корпус сломали. В Преображенском соборе пытались держать лошадей. Собор взрывали в 1961 году, однако стены и шеи глав его уцелели, а алтарь собора снесли тракторами в 1988 году Алексеевский храм использовали под колхозную контору, а первый этаж под зернохранилище и склад ядохимикатов. В 1996 году была зарегистрирована община Спасо-Геннадиева монастыря. Ансамбль монастыря был передан комитетом по охране памятников истории и культуры Ярославской области в 1997 году. В самом монастыре восстановлен колодец преподобного Геннадия глубиной 12 метров. Над колодцем построен деревянный храм во имя преподобного Геннадия.
Святыни монастыря:
– колодец преподобного Геннадия.
Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь
Год основания – 1479
Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь основан 1 июня 1479 года преподобным Иосифом Волоцким, образованнейшим человеком своего времени, писателем-богословом, выдающимся церковным и общественным деятелем, ревнителем православия. Преподобный Иосиф родился в 1439 (1440) году в д. Язвище недалеко от Волоколамска. В 20 лет принял монашеский постриг у преподобного Пафнутия Боровского, проведя под его началом 18 лет, а после кончины преподобного Пафнутия ушёл со своими сподвижниками, семью старцами, на родину, чтобы устроить здесь собственный монастырь со строгим общежительным уставом. Волоколамский монастырь был одним из самых значительных центров книжности, его иноки принимали деятельное участие в литературной жизни того времени. В монастыре была собрана крупнейшая монастырская библиотека. Монастырь играл важную роль в политической и идеологической жизни России, являясь оплотом самодержавной власти московских царей. В разные годы в заточении здесь находились афонский монах преподобный Максим Грек, митрополит Московский Даниил, царь Василий Шуйский и другие.
Древнейшая часть ансамбля – Богоявленская церковь, сооружённая в 1504 году, к которой в первой половине XVI века было пристроено здание трапезной с обширной одностолпной палатой в верхнем этаже и несколькими небольшими сводчатыми палатами в нижнем. Уникальная колокольня XV–XVII вв. была взорвана в ноябре 1941 г. Сохранились руины нижнего яруса с внутристенной лестницей. До наших дней дошли постройки XVII века: величественные стены с семью мощными башнями, украшенными узорными выкладками; изящная Петропавловская церковь на богато декорированных святых вратах; прекрасный, большого объёма Успенский собор на высоком белокаменном подклете с изразцовым фризом «павлинье око» работы Степана Полубеса. В соборе мастером Евсевием Леонтьевым был сооружён великолепный иконостас, каждая икона которого заключена в пышную золоченую раму из липового дерева. Росписи интерьера выполнены в 1904 году палехскими мастерами. В лесу вблизи монастыря находится скит, где жил преподобный Иосиф во время строительства обители. После революции в монастыре размещался Детгородок имени III Интернационала, куда привезли воспитанников детских домов из Москвы. Остававшихся здесь монахов изгнали в 1922 году. В 1989 году обитель передана Русской Православной Церкви. Игуменом монастыря стал митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев; †2003). С 1999 года монастырь является ставропигиальным. Трудами насельников обители, паломников, благотворителей восстанавливаются и украшаются храмы, развивается подсобное хозяйство.
Святыни монастыря:
– святые мощи преподобного Иосифа Волоцкого;
– вериги преподобного Иосифа Волоцкого;
– Волоколамская икона Божией Матери.
Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь
Год основания – 1444
Пафнутьев Боровский монастырь основан в 1444 году преподобным Пафнутием Боровским. Преподобный Пафнутий Боровский хранил и продолжал традиции русского монашества, распространенного в Московской Руси преподобным Сергием Радонежским (в течение семи лет обучался монашеской жизни у преподобного Никиты, ученика преподобного Сергия). Великие князья Московские, а потом цари и знатные люди делали богатые вклады в обитель, что позволяло вести в монастыре каменное строительство и приглашать наиболее известных мастеров для росписи храмов: монастырский собор расписывали иконописцы Митрофан и Дионисий. В конце XVII в. обитель достигла своего наибольшего расцвета. В 1812 году войска Наполеона разорили г. Боровск, а в Свято-Пафнутьевом монастыре устроили конюшню. Тогда же сгорела богатая монастырская библиотека. В 1918 году монастырь был закрыт, некоторое время здесь находился музей. Насельники продолжали жить при монастыре, образовав сельхозартель.
В 1923 году Пафнутьев Боровский монастырь был окончательно закрыт, братия разогнана, монастырские иконы, утварь и другие ценности частью переданы в музеи, частью расхищены. В помещениях монастыря была размещена исправительная колония. После Великой Отечественной войны в монастыре разместились историко-художественный музей и школа трактористов и механизаторов, которая в 1954 году была преобразована в заочный сельскохозяйственный техникум. В трапезной устраивались дискотеки, на территории монастыря работала общественная баня. В 1991 г. монастырь был возвращен Церкви. Его здания передавались постепенно, по мере передачи шло их восстановление. В настоящее время полностью восстановлено 5 храмов. С 2000 г. при монастыре действует детская воскресная школа, кроме того, братия преподает основы православного вероучения в общеобразовательной школе с. Рябушки. Собрана монастырская библиотека и действует читальный зал, с 1998 г. еженедельно издается «Вестник Боровского монастыря». Летом здесь организуются лагеря для детей-инвалидов, проводятся многочисленные экскурсии. В нескольких метрах от монастыря находится святой источник преподобного Пафнутия Боровского, над которым построена купальня.
Святыни монастыря:
– святые мощи преподобного Пафнутия;
– частицы мощей святых угодников;
–древняя икона Рождества Пресвятой Богородицы.
|