АНО СЕМЬЯ РОССИИ
500-летие преподобного Иосифа Волоцкого
17.11.2015 20:42

jhbb

22 сентября 2015 года в Иосифо-Волоцком ставропигиальном мужском монастыре  юбилейный престольный праздник – 500-летие со дня преставления преподобного Иосифа Волоцкого. Посещая 31 октября 2009 года, в праздник обретения мощей преподобного, Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный монастырь, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в частности, сказал: «Иосиф Волоцкий — это человек огромной силы духа, большого мужества, крепкой веры, несгибаемой воли… Преподобный Иосиф войдет в историю нашего народа как великий церковный муж, прозревавший многие опасности тогдашней общественной жизни, сознававший важность церковного служения и употреблявший все силы на то, чтобы дело Божие множилось и расширялось… Он был глубоко убежден в необходимости для Церкви привлекать в том числе и материальные ресурсы, чтобы передавать их народу. Преподобный видел в Церкви замечательный инструмент передачи народных богатств от богатых бедным». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, чудотворец объявлен небесным покровителем православного предпринимательства и хозяйствования.

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин, потомок литвина по имени Саня) родился в 1440 (по другим данным – в 1439) году в селе Язвище-Покровское вблизи Волоколамска, в семье благочестивых родителей Иоанна (в монашестве Иоанникия) и Марины (в схиме Марии). Кроме преподобного Иосифа, у них было еще три сына: Вассиан (ставший впоследствии епископом Ростовским), Акакий и Елеазар. Вассиан и Акакий приняли монашеский постриг. Впоследствии Вассиан стал архиепископом Ростовским. В возрасте семи лет отрок Иоанн был отдан в обучение старцу Волоколамского Крестовоздвиженского монастыря Арсению. За два года он изучил Священное Писание и стал чтецом в монастырской церкви. В двадцать лет Иоанн посетил Тверской Саввин монастырь, где познакомился с духовным наставником Варсонофием, и «мудре последуя совету и благословению прозорливаго и святаго старца Варсонофия, пришел еси в обитель преподобнаго Пафнутия и того умолил еси прияти тя в послушание» (кондак 4). В Боровском монастыре преподобный Пафнутий постриг юношу в иночество с именем Иосиф. Восемнадцать лет провел преподобный Иосиф под руководством святого подвижника. По преставлении своего учителя он был назначен игуменом Боровского монастыря, которым управлял около двух лет. В этой обители он ввел общежительный устав, что вызвало недовольство некоторых иноков.

Преподобный Иосиф вынужден был покинуть обитель и отправился в паломничество по русским святыням. Так он оказался в Кирилло-Белозерском монастыре. Здесь он еще более укрепился в желании создать новое монашеское общежитие. Из Кирилло-Белозерского монастыря он удалился в Волоколамские пределы, где в 1479 году при слиянии рек Струги и Сестры в лесу основал обитель Успения Пресвятой Богородицы. В своем монастыре преподобный Иосиф ввел самое строгое общежитие и составил для него собственный устав, значительная часть которого взята из Устава преподобного Нила Сорского. Главное внимание преподобный Иосиф уделял внутреннему устроению жизни иноков. Он ввел самое строгое общежитие по составленному им «Уставу», которому были подчинены все служения и послушания иноков, и управлялась вся их жизнь. Основой Устава было полное нестяжание, отсечение своей воли и непрестанный труд. У братии все было общее: одежда, обувь, пища и прочее. Труд, молитва, подвиг наполняли жизнь братии. Молитва Христова не сходила с их уст. Сам преподобный Иосиф неизменно возлагал на себя самые тяжкие послушания. Много занимались в обители перепиской Богослужебных и святоотеческих книг, и вскоре волоколамское книжное собрание стало одной из лучших среди монастырских библиотек на Руси. С каждым годом обитель преподобного Иосифа все более благоустраивалась. В 1484 — 1485 годах на месте деревянного был сооружен каменный храм Успения Божией Матери.Летом 1485 года его расписывали одни из лучших русских живописцев того времени – Дионисий Иконник с сыновьями Владимиром и Феодосием. В 1504 году была заложена теплая трапезная церковь в честь святого Богоявления, затем сооружена колокольня и под нею — храм во Имя Пресвятой Богородицы Одигитрии.

Преподобный Иосиф воспитал целую школу иноков-подвижников. Многие постриженики Иосифо-Волоколамского монастыря были архипастырями и занимали важнейшие кафедры Русской Церкви: митрополиты Московские и всея Руси Даниил († 1539) и святой Макарий († 1563), архиепископ Вассиан Ростовский († 1515), епископы Симеон Суздальский († 1515), Досифей Крутицкий († 1544), Савва Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский, святители казанские Гу­рий († 1563) и Герман († 1567), святитель Варсонофий, епископ Тверской († 1576). Деятельность и влияние преподобного Иосифа не ограничивались монастырем. Многие из мирян шли к нему получить совет. Чистым духовным разумом проникал он в глубокие тайники души вопрошавших и прозорливо открывал им волю Божию. Все живущие вокруг монастыря считали его своим отцом и покровителем. Знатные бояре и князья брали его в восприемники своим детям, ему открывали свои души на исповеди, просили письменного руководства для исполнения его наставлений. Простой народ находил в монастыре преподобного средства к поддержанию своего существования в случае крайней нужды. Число питающихся на монастырские средства иногда доходило до семисот человек.

На церковных Соборах 1490 и 1504 годов преподобный Иосиф выступил с обличением ереси жидовствующих, возникшей в Новгороде. Он решительно добивался осуждения упорствующих отступников. Кроме основного его сочинения «Просветитель», направленного против этой ереси, перу святого принадлежат также двадцать четыре послания к различным лицам, краткая и пространная редакции монастырского Устава. Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, был активным общественным деятелем, сторонником единого и неделимого, сильного и централизованного Московского государства. Он – один из вдохновителей учения о Русской Церкви как преемнице и носительнице древнего Вселенского благочестия: «русская земля ныне благочестием всех одоле». Идеи преподобного Иосифа, имевшие огромное историческое значение, были развиты позже его учениками и последователями.

Преподобный Иосиф не напрасно стяжал славу столпа русского иночества. Он был тонким мыслителем, человеком сложной душевной организации, блистательным интеллектуалом. Иосиф Волоцкий никогда ничего не искал для себя лично. Ни богатства, ни славы, ни положения придворного священника. Он говорил и действовал, защищая веру свою, Церковь свою и монашескую братию в обители. Он был истинным монахом, презревшим все блага мира сего ради Христа. Общерусское почитание его установилось в 1589 году. Преподобного Иосифа канонизировали как образцового инока, обличителя ересей и великого чудотворца. Преподобный Иосиф преставился 9 сентября 1515 года и был погребен близ алтаря Успенского храма своей обители. Мощи и вериги святого покоятся в Успенском соборе Иосифо-Волоцкого монастыря и доступны для поклонения.

 
 
1
5e670d51b1944317367a82d0be9c7d59
4-sergey-sutkovoy
8-korolyov-sergey_1
1616118870_58-p-zima-krasivie-foto-65
img75211500_1
russian_winter_01
5c04ba5213b98095d4800156d3