АНО СЕМЬЯ РОССИИ
2015 – Год Литературы. Знакомьтесь – Псалтирь
28.05.2015 01:18

8

«Псалом — убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях,
упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте,
утешение старцам, самое приличное убранство для жен».

Святитель Василий Великий

«Где читают Неусыпаемую Псалтирь – это как огненный столп до неба».

Старец Иероним Санаксарский

Псалтирь – это сборник боговдохновенных стихов, составленный за несколько веков до Рождества Христова святым царем и пророком Давидом; книга Ветхого Завета, входящая в состав Библии, которая состоит из ста пятидесяти хвалебных, молитвенных, покаянных песней или псалмов. Сто пятьдесят первый псалом посвящен псалмопевцу Давиду. Этот псалом содержится в греческой и славянской Библии. Название свое Псалтирь получила от часто упоминаемого в ней струнного инструмента псалтири, играя на котором царь Давид пел свои псалмы. Псалмы были объединены в одну книгу в V веке до Рождества Христова. Писателями псалмов, судя по надписаниям, были Моисей, Давид, Соломон, и многие другие; но так как семьдесят три псалма надписываются именем Давида и многие из ненадписанных псалмов, вероятно, написаны им же, то и вся книга называется Псалтирью царя Давида. С греческого на славянский язык псалтирь была переведена в середине IX века святыми равноапостольными братьями Мефодием и Кириллом, учителями славян. По-славянски псалтирь впервые издана типографским тиснением с древних рукописей в Кракове в 1491 году. Значение Псалтири в духовной жизни христиан огромно – в ней, как в священном кладезе, из века в век черпаем мы сокровища духовной мудрости.

В Церкви Христовой Псалтирь получила особенно широкое применение в рамках богослужения, такое употребление Псалтири началось уже в апостольские времена (см.: 1 Кор. 14, 26; Еф. 5, 19; Кол. 3, 16). Псалтирь послужила источником большей части вечерних и утренних молитв. Псалмы входят в состав почти каждого чина православного богослужения. На Руси Псалтирь была распространена широко и имела немаловажное значение в жизни русского человека: она употреблялась и как книга богослужебная, и как назидательная для домашнего чтения, а также была основной учебной книгой.

Псалтирь вначале делилась на пять частей применительно к древнему богослужебному порядку. В современном богослужебном Уставе Православной Церкви принято деление Псалтири для удобства при употреблении ее за богослужением и в домашнем (келейном) правиле на 20 разделов — кафизм (кафисм). Кафизма от греч. «кафизо» — «сижу». В Древней Церкви за богослужениями, особенно на утрени, после псалмов, которые пелись стоя, полагались перерывы для духовных размышлений о пропетых псалмах. Во время этих размышлений сидели. Из таких размышлений возникли песнопения, именуемые «седальнами». Впоследствии стали сидеть и во время чтения псалмов, а название «кафисма» (то есть «седален», «седальный») перенесли и на псалмы. В славянском Уставе слово «кафисма» оставлено для разделов Псалтири, а богослужебные песнопения названы славянским словом «седальны». Каждая кафизма делится на три «Славы», или статии. После каждой «Славы» трижды читается «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже!»

Псалмы читаются в храме ежедневно за всяким утренним и вечерним богослужением. Полностью Псалтирь прочитывается в течение каждой недели (то есть седмицы, а Великим постом — дважды в течение седмицы). Домашнее молитвенное правило находится в глубокой молитвенной связи с богослужением храмовым: утренняя келейная молитва, начиная новый день, предваряет богослужение и внутренне готовит к нему верующего; вечерняя, заканчивая день, как бы завершает и церковную службу. Если верующий не был в храме за богослужением, он может включить в свое домашнее правило псалмы. Число псалмов при этом может быть различным — в зависимости от намерений и возможностей верующего. В любом случае, отцы и подвижники Церкви предлагают верующему читать псалмы ежедневно, полагая, что, как непременные условия для духовной пользы чтения и изучения псалмов в человеке должны присутствовать благочестие и чистота сердца.

В Православной Церкви издревле существует благочестивый обычай чтения Псалтири над телом умершего диакона, монаха и мирянина (над почившим священником и епископом читается Евангелие.) Псалмы читаются непрерывно (кроме времени, когда совершаются при гробе панихиды или литии) до погребения усопшего и в память его после погребения. Такое чтение служит молитвой Господу об усопшем, утешает близких и родственников усопшего и обращает к Богу их молитвы о нем. Совершать чтение Псалтири по усопшим может всякий благочестивый мирянин. Особенно важным обычай чтения Псалтири по усопшим представляется тогда, когда мы припоминаем то состояние, в каком, по учению Церкви, находится душа после смерти, проходя различные мытарства и подвергаясь тяжким испытаниям в продолжении сорока дней начиная от дня кончины. Постоянное чтение псалмов в это время с чистой молитвой об умершем помогает его душе перенести эти испытания.

Существует традиция просить в монастырях почитать Псалтирь за усопших и о здравии, что соединяется с подачей милостыни. В обители монашествующие непрестанно читают Псалтирь (неусыпаемая псалтирь) с поминовением имен (о здравии и о упокоении). Велика сила этой непрестанной молитвы. Чтение Псалтири отгоняет от человека бесов и привлекает Божию благодать. Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемая псалтирь называется так потому, что ее чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Монахи сменяют друг друга после определенного количества времени. Подавать можно, как за живых, так и за усопших. Молитва за живых и умерших при чтении неусыпаемой Псалтири, имеет невиданную силу, которая и демонов сокрушает, и сердца умягчает, и умилостивляет Господа так, что и грешников возводит из ада. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеой Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу.

(По материалам православного женского журнала «Славянка»)


 
 
69115
0003671a
photo_autumn_bench.preview
autumn_leaves
90697233_2064475_
osen_09.09.2009_bw_038
64923386_1286316456_0_1f307_8edf69f0_XL