Воскресное Евангельское чтение
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ
(глава 8, стихи 26-39)
Молитва после чтения Евангелия
Слава Тебе, Господи Царю, Сыне Бога живаго, сподобивый мя недостойнаго Божественная Твоя словеса и глас Святаго Евангелия Твоего слышати; сим убо Владычним Твоим гласом, укрепи мя в покаянии настоящия сея жизни прейти нощь, от всякаго избавляя мя навета и злобы видимых и невидимых враг. ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ПОУЧЕНИЕТекст печатается по уникальному изданию XVIII века «Собрание разных поучений на все воскресные и праздничные дни» хранящемуся в Николо-Сольбинском женском монастыре, которое читается на праздничных и воскресных трапезах. Издание является библиографической редкостью, с Екатерининских времен не переиздавалось. Сейчас поучения публикуются на нашем сайте впервые за 250 лет. Подробнее об этой книге можно прочитать в статье: «250 лет спустя, или Что читают за трапезой на Сольбе».
ПОУЧЕНИЕ В НЕДЕЛЮ 23 ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
Срете Его муж некий от града, иже имяше бесы от лет многих. (Лк.8:27)
Ныне чтенное Евангелие описывает нам человека бесноватого! А мы вообразим в мыслях наших человека злобного. Вы увидите, что оба сии лица между собою столь сходственны, что сомнительно злобного ли бесноватому, или бесноватого злобного пристойнее уподобить человеку. Представьте только себе, как оный бесноватый, когда восхищаем, был бесом, растерзал узы, стремился, куда гонял восхитивший его демон! А с другой стороны вообразите, как человек злобный растерзывает узы разума, совести, закона и благодати, и будучи вне себя от злости, приходят в некое нечувствие, и стремится туда, куда восхитившая его страсть злобы гонит. Но то есть разнствие между оным бесноватым, и злобным человеком, что той вредит, сколько видеть можно в Евангелии, себе только! А сей вредит и себе и ближнему. К тому ж он был бесноватым по неволе, а злобными делаются люди по своей воле: ибо действительно бесу жилищем никто, а злобу содержать в сердце своем весьма многие изволяют: хотя все то одно, кроме, что там, на теле, а здесь на душе беснования показываются знаки. Но почто нам много говорить о том, что не от нашей зависит воли, больше должно о том, что от нашей, особливо, когда она на зло употребляется. О злобе убо разсудим и увидим, что злобствовать дело есть самое зловредное, самое богомерзкое, и самое дьявольское. (Читать полностью…)
ОБЪЯСНЕНИЕ НА ВОСКРЕСНЫЙ АПОСТОЛПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА К ЕФЕСЯНАМ, глава 2, стихи 14-22
Сегодняшнее чтение – продолжение послания апостола Павла к жителям города Эфеса, недавним язычникам.
Апостол начал с того, что возможность веры – это Божий дар и раз ему есть к кому обращаться в городе Эфесе, значит в это центре античного язычества нашлась добрая почва, на которой могло расти и укрепляться Слово Божие. Но велик соблазн считать, что перед лицом Бога существует какая-то иерархия и израильский народ, как первый получивший Откровение, занимает в ней более высокое положение. Именно обращаясь к этому заблуждению, Павел приводит образы, объясняющие смысл появления Христа.
Первый образ – это упразднение вражды и преград. О какой вражде идёт речь? Конечно, о той изначальной вражде между Богом и человечеством, начало которой было положено адамовым грехопадением. Все это время она была неотъемлемым свойством человеческого существования. Она была отражена даже в символике древнего иерусалимского храма. Святое святых, место, куда непосредственно сходил Господь, было отгорожено завесой, преградой за которую мог входить только первосвященник один раз в году. Эта завеса была знаком того, что прямое богообщение для ветхозаветного человека невозможно.
Вся Евангельская история – это постепенное преодоление этой преграды. Сначала оттуда приносит весть о рождении Иоанна Предтечи первосвященник Захария, затем священник по внушению Святого Духа вводит туда юную Деву Марию, которую родители привели в храм. И, наконец, когда Господь умер на кресте, эта завеса разодралась надвое сама собой, зримым образом показав, что больше нет преграды между Богом и человечеством.
Было бы умалением считать, что это событие произошло только для одного народа. Чтобы лучше объяснить это, апостол называет ефесян согражданами святым. Такое слово в высоком послании кажется немного странным, но для жителей Римской империи оно имело особенный смысл. Империя объединяла в себе множество народов, но только римские граждане пользовались всей полнотой прав и имели определенные привилегии, которых не было у вновь вошедших в империю государств и территорий. Гражданином мог стать каждый вне зависимости от своего происхождения и права и обязанности были равными для всех.
С появлением Христа все народы могли войти в новое небесное государство, где у каждого были и равные права, и одна равная обязанность – быть достойными гражданами этого небесного государства и делать всё, чтобы оно возрастало и укреплялось.
Протоиерей Георгий Завгородний
СОБЫТИЯДЕНЬ АНГЕЛА МАТУШКИ
9 ноября 2018 года Православная Церковь молитвенно почитает память святых мучениц Капитолины и Еротииды, в Николо-Сольбинском женском монастыре отметили День Ангела Игумении Еротииды.
На праздничном богослужении пели два хора: сестер монастыря и воспитанниц «Доброй школы на Сольбе». Сестры и девочки сердечно поздравили любимую Матушку с тезоименитством, днём памяти её небесной покровительницы.
После трапезы состоялся праздничный концерт. Детский хор «Сольба» и сестры порадовали Матушку и гостей своим выступлением. Праздник украсили приглашенные исполнители лауреаты всероссийских конкурсов Екатерина Карева (арфа) и Богдан Ятор (труба). А участницы театральной студии «Доброй школы на Сольбе» представили инсценировку «Вредных советов» Г.Остера и басни И.Крылова «Василек».
В Николо-Сольбинском монастыре всегда с благоговением и любовью почитается память святых мучениц Капитолины и Еротииды, это ещё и престольный праздник обители. В строящемся Троицком храме созидается придел в честь Христовых страстотерпиц. Для сестер и девочек этот праздник особенно дорог, потому что он даёт возможность торжественным богослужением прославить святых и от всей души поблагодарить дорогую Матушку за её труды и материнскую заботу.
РАССКАЗ УЧИТЕЛЕЙ «ДОБРОЙ ШКОЛЫ НА СОЛЬБЕ» О ПУТЕШЕСТВИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА ОСЕННИХ КАНИКУЛАХ
По благословению настоятельницы Свято-Никольского Сольбинского женского монастыря и директора “Доброй Школы на Сольбе” игумении Еротииды в дни школьных каникул было уделено особое внимание педагогам.
В ночь с 30 на 31 октября сего года учителя отправились в паломническое путешествие в северную столицу нашей Родины. Предполагалось посетить два объекта русской истории: Исаакиевский собор и Эрмитаж. Однако петербургские экскурсоводы внесли приятные коррективы в виде посещения Смоленского кладбища, связанного с Блаженной Ксенией Петербургской и посещением Смольного Собора, в котором сейчас находится правительство Ленинградской области. (Читать полностью…)
ДЕТСКАЯ СТРАНИЧКАМАТУШКЕ В ДЕНЬ АНГЕЛА Нам повезло: есть Матушка у нас!
В день именин примите поздравленья!
Вы – наше солнышко, что светит каждый час,
Мы – васильки и прочие растенья.
Как светит солнышко лучами доброты
И каждого любовью созидает,
Так греете душою нас и Вы,
И слово ваше ко спасенью направляет.
Теплом любви согреете Вы всех,
Кто к Вам придет, страдая от ненастий.
Пусть даст Господь вам много долгих лет
И сила, вдохновения и счастья!
(воспитанницы «Доброй школы на Сольбе») МОНАШЕСКОЕ ДЕЛАНИЕКЛЮЧ, ОТКРЫВАЮЩИЙ ДВЕРИ РАЯ, ИЛИ ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО МЫТЬ ПОЛ В ТРАПЕЗНОЙ
Беседа митрополита Афанасия Лимассольского
Конечно, сложно обращаться с наставлением к монашествующим, потому что у каждого монашеской общины есть свой дух, свое учение и свои традиции. Тем не менее, и наше с вами общение имеет огромное значение. Общаясь в духе смиренномудрия, мы можем очень многому научиться друг у друга. Я попытаюсь преподать вам не какое-то свое учение, но то, чему я сам научился от своих старцев.
Как вы знаете, я положил начало своего монашеского пути на Святой Горе Афон, в братстве, которое было основано духовными чадами преподобного старца Иосифа Исихаста, или Пещерника, как его еще называют. И когда в 1976 году я связал свою судьбу со старцем Иосифом Ватопедским, я тем самым тоже вошел в число духовных чад старца Иосифа Исихаста. Я пришел к ним, мечтая научиться молитве. В те годы в греческом мире была очень распространена умная Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». И вот, я хотел найти старца, который бы имел умную молитву. К тому времени я уже находился в тесном духовном общении с преподобным Паисием Святогорцем. Однако старец Паисий не принимал к себе послушников, и поэтому я раздумывал, кому бы мне отдать себя в послушание. Тогда преподобный Паисий указал мне на старца Иосифа, впоследствии ставшего Ватопедским. Я спросил: «А старец Иосиф знает, как творить умную молитву?» Старец Паисий засмеялся и ответил: «Если другие отцы — учителя этой молитвы, то старец Иосиф — доктор наук». И он благословил меня стать послушником старца Иосифа. (Читать полностью…)
СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИЦЫ СОЛЬБИНСКОГО ИКОНОСТАСАСВЯТАЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ИОАНИКИЯ (КОЖЕВНИКОВА)
Продолжая нашу рубрику о новомученицах Сольбинского иконостаса, мы вновь рассказываем о преподобной, об игумении, и на сей раз речь пойдёт о настоятельнице Тихвинского Свято-Введенского монастыря матушке Иоанникии Кожевниковой. Спустя ровно двадцать лет после октябрьского переворота, страшной осенью 37-го года, когда массовый террор достиг своего кровавого апогея, матушка Иоанникия удостоилась мученической кончины в целом сонме кирилловских новомучеников.
Александра Яковлевна Кожевникова, как звали в миру будущую матушку Иоанникию, родилась первого ноября 1859-го года в городке Боровичи Новгородской губернии, в мещанской семье. Да, малой родиной матушки были те самые Боровичи, где в грядущую эпоху богоборческих гонений будет сфабриковано очередное дело против “врагов народа”, и стяжает мученический венец княжна-учительница Кира Оболенская, лик которой также представлен на Сольбинском иконостасе. В шестнадцать лет, по окончании начального городского училища в родных Боровичах, юная Александра Кожевникова поступает в Свято-Введенский Тихвинский женский монастырь, где почти четверть века подвизается в качестве послушницы. (Читать полностью…)
РУБРИКА ОТЦА МИХАИЛА (ЧЕПЕЛЯ)НУЖНО ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ ОЩУЩАТЬ КАК ДЕНЬ, ПОСВЯЩЕННЫЙ БОГУ, ТОГДА ГОСПОДЬ И НАПОЛНИТ ЕГО РАДОСТЬЮ
Мир Вам, дорогой отец Михаил. Не обижайтесь, но при нашем положении мирян – хоть кто-то спасется? Да Вы и сами видите, что наша Церковь далеко не воинствующая, а скорее, по Вашему методу, «с точностью наоборот», да и меня как-то не очень тянет ходить в церковь, особенно по воскресеньям.
Это взгляд человека достаточно далекого от полноты церковной жизни. Очень много езжу но России и вижу, что не во всех регионах такая вялая жизнь. Есть регионы, в которых она объединена с жизнью города, района. Я был на Камчатке, в Хабаровском крае, Красноярском крае – там просто потрясающее взаимодействие православных религиозных организаций со светской властью, с образовательными, спортивными учреждениями. Священнослужители там, в прямом смысле, живут жизнью народа, используют все возможности для того, чтобы нести слово Божие, что очень правильно. В настоящее время, что меня очень радует, появилось много настоящих хороших миссионеров-проповедников. Например, отец Дмитрий Смирнов, отец Андрей Ткачев. Слава Богу, что у нас появились хорошие богословы, люди, которые несут слово Божие. На самом деле это призвание каждого священника, каждого мирянина, имеющего соответствующее богословское образование. Потому что без постоянной проповеди людям будет непонятен смысл сакральных действий, совершаемых в Церкви. А если не богослужение и не проповедь Христа составляют стержень жизни православной общины, то она может выродиться в какую-то непонятную, при этом возможно благополучную внешне, организацию, занимающуюся какими-то хозяйственными, социальными и тому подобными вопросами, то есть мирскую, по сути. (Читать полностью…)
ЧУДЕСНАЯ ПОМОЩЬТайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально. (Тов. 12:7)
По молитвам к святым угодникам Божиим, в честь которых в нашем монастыре построены храмы, множество людей получают помощь, исцеление, разрешение проблем. Вновь приезжая в обитель уже с благодарностью, паломники свидетельствуют о произошедшем с ними, оставляя записи в тетради, которая лежит в Успенском храме. Ради укрепления веры и упования на предстательство наших небесных заступников, мы публикуем некоторые из этих свидетельств.
ХРАМ ОТ СВЯТИТЕЛЯ СПИРИДОНА
Наше чудо. Когда строился здесь храм Спиридона, мы, паломники с воскресной школой, дети и родители, были здесь. И молились, писали записки Святителю Спиридону, чтобы у нас, в нашем районе Москвы (Западный административный округ) выделили землю под строительство храма свт. Спиридона. В то время у нас проходила борьба за место для храма. Местные власти хотели построить что-то свое, а православные жители – хотели храм, в честь Спиридона Тримифунтского. Здесь мы писали записки и просили Святителя о помощи, и Правительство Москвы дало свое разрешение на строительство. Прошло 5 лет (или больше) сейчас в Москве достраивается храм в честь Святителя Спиридона Тримифунтского. И у нас образована община глухих инвалидов. Сегодня с ними мы приехали благодарить нашего святого за чудесный подарок – храм. Надеемся, что Господь не оставит нас по молитвам свт. Спиридона и община глухих будет расти и духовно крепнуть.
(Неизвестный)
ИЗ ГЛУБИНЫ СЕРДЦАНА ДЕНЬ АНГЕЛА МАТУШКИ ОТ СЕСТЕР Пламя – как страшный воин:
Сажень в его плечах, Корпус топорно скроен, Искры огня в очах… Нет, не дрожит святая,
Ей не бывать одной, Вечная жизнь светает Лишь на заре земной. Если Спаситель с нами,
Кто будет против нас? Дрогнуло злое пламя И расступилось враз… Словно в огонь, в разруху
Матушку Бог привёл. Было на Сольбе глухо, Но монастырь расцвёл. Видя любовь и веру,
Вмиг расступился лес, Внемля благим примерам, Стал островком небес. Будем всегда молиться
Матушкиной святой: Пусть на века хранится Этот живой настрой. Матушке – многая лета,
Радости, сил, тепла! Пусть будет больше света, Пусть отступает мгла! (Послушница Мария Шадрина) МОНАСТЫРСКИЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
Николо-Сольбинский женский монастырь приглашает на работу специалистов:
ЖДЕМ ВАС
__________________________________________________________________
Главный редактор – Игумения Еротиида
Господи, даруй и мне Твой мир! Во мне нет мирного духа кротости, я знаю, что никакими стараниями, никакими соображениями я его обрести не могу, ибо Он превыше всякого ума. Усмири мою тревожную, себялюбивую, неспокойную душу, как мать успокаивает плачущего ребенка. Не знаю, как Ты это сделаешь, но знаю, что, когда ребенок не может еще сам дойти до матери, мать спешит к нему, а Ты ближе всякой матери. Ты – Всемогущий Отец, Ты вселяешь свет и жизнь во всякую тварь. Озари меня Твоим светом и вложи Твой мир в мою душу! Проникнуть в глубину Твоей любви я не могу, но я знаю, что Ты так возлюбил мир, что послал Сына Твоего Единородного, чтобы спасти этот мир и меня. Я знаю, что Твоя любовь покрывает весь мир и меня. Я знаю, что Собою Ты водворяешь мир на земле и благоволение в человеках и что Твоим миром Ты усмиряешь и мою тревожную душу и простираешь Твое милосердие и на меня, первого из грешников. Из книги «День за днем» неизвестного православного священника, которую читала в ссылке Императрица-мученица Александра Феодоровна СЛОВО БОЖИЕ
|
Церковнославянский | Синодальный | |
2:14 | То́й бо е́сть ми́ръ на́шъ, сотвори́вый обоя́ еди́но, и средостѣ́нiе огра́ды разори́вый, | Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, |
2:15 | вражду́ пло́тiю свое́ю, зако́нъ за́повѣдiй уче́ньми упраздни́въ, да о́ба сози́ждетъ собо́ю во еди́наго но́ваго человѣ́ка, творя́ ми́ръ, | упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, |
2:16 | и примири́тъ обои́хъ во еди́нѣмъ тѣ́лѣ богови кресто́мъ, уби́въ вражду́ на не́мъ: | и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. |
2:17 | и прише́дъ благовѣсти́ ми́ръ ва́мъ, да́льнимъ и бли́жнимъ, | И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, |
2:18 | зане́ тѣ́мъ и́мамы приведе́нiе о́бои во еди́нѣмъ Ду́сѣ ко Отцу́. | потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. |
2:19 | Тѣ́мже у́бо ктому́ нѣ́сте стра́нни и прише́лцы, но сожи́теле святы́мъ и при́снiи Бо́гу, | Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, |
2:20 | назда́ни бы́вше на основа́нiи апо́столъ и проро́къ, су́щу краеуго́лну самому́ Иису́су Христу́, | быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, |
2:21 | о не́мже вся́ко созда́нiе составля́емо расте́тъ въ це́рковь святу́ю о Го́сподѣ: | на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, |
2:22 | о не́мже и вы́ созида́етеся въ жили́ще Бо́жiе Ду́хомъ. | на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом. |
Воскресное Евангельское чтение
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ
(глава 8, стихи 26-39)
Церковнославянский | Синодальный | |
8:26 | И преидо́ша во страну́ гадари́нску, я́же е́сть объ о́нъ по́лъ Галиле́и. | И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. |
8:27 | Изше́дшу же ему́ на зе́млю, срѣ́те его́ му́жъ нѣ́кiй от гра́да, и́же имя́ше бѣ́сы от лѣ́тъ мно́гихъ, и въ ри́зу не облача́шеся, и во хра́мѣ не живя́ше, но во гробѣ́хъ. | Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. |
8:28 | Узрѣ́въ же Иису́са и возопи́въ, припаде́ къ нему́, и гла́сомъ ве́лiимъ рече́: что́ мнѣ́ и тебѣ́, Иису́се Сы́не Бо́га вы́шняго? молю́ся ти́, не му́чи мене́. | Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что́ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. |
8:29 | Повелѣ́ бо ду́хови нечи́стому изы́ти от человѣ́ка: от мно́гихъ бо лѣ́тъ восхища́ше его́: и вя́заху его́ у́зы [желѣ́зны] и пу́ты, стрегу́ще его́: и растерза́я у́зы, гони́мь быва́ше бѣ́сомъ сквозѣ́ пусты́ни. | Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. |
8:30 | Вопроси́ же его́ Иису́съ, глаго́ля: что́ ти́ е́сть и́мя? О́нъ же рече́: легео́нъ: я́ко бѣ́си мно́зи внидо́ша во́нь. | Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него. |
8:31 | И моля́ху его́, да не повели́тъ и́мъ въ бе́здну ити́. | И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. |
8:32 | Бѣ́ же ту́ ста́до свине́й мно́го пасо́мо въ горѣ́: и моля́ху его́, да повели́тъ и́мъ въ ты́ вни́ти. И повелѣ́ и́мъ. | Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. |
8:33 | Изше́дше же бѣ́си от человѣ́ка, внидо́ша во свинiя́: и устреми́ся ста́до по бре́гу въ е́зеро, и истопе́. | Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. |
8:34 | Ви́дѣвше же пасу́щiи бы́вшее, бѣжа́ша, и возвѣсти́ша во гра́дѣ и въ се́лѣхъ. | Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. |
8:35 | Изыдо́ша же ви́дѣти бы́вшее: и прiидо́ша ко Иису́сови и обрѣто́ша человѣ́ка сѣдя́ща, изъ него́же бѣ́си изыдо́ша, оболче́на и смы́сляща, при ногу́ Иису́сову: и убоя́шася. | И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. |
8:36 | Возвѣсти́ша же и́мъ ви́дѣвшiи, ка́ко спасе́ся бѣснова́выйся. | Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. |
8:37 | И моли́ его́ ве́сь наро́дъ страны́ гадари́нскiя отити́ от ни́хъ, я́ко стра́хомъ ве́лiимъ одержи́ми бѣ́ху. О́нъ же влѣ́зъ въ кора́бль, возврати́ся. | И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. |
8:38 | Моля́шеся же ему́ му́жъ, изъ него́же изыдо́ша бѣ́си, да бы́ съ ни́мъ бы́лъ. Отпусти́ же его́ Иису́съ, глаго́ля: | Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: |
8:39 | возврати́ся въ до́мъ тво́й и повѣ́дай, ели́ка ти́ сотвори́ Бо́гъ. И и́де, по всему́ гра́ду проповѣ́дая, ели́ка сотвори́ ему́ Иису́съ. | возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус. |
Молитва после чтения Евангелия
Слава Тебе, Господи Царю, Сыне Бога живаго, сподобивый мя недостойнаго Божественная Твоя словеса и глас Святаго Евангелия Твоего слышати; сим убо Владычним Твоим гласом, укрепи мя в покаянии настоящия сея жизни прейти нощь, от всякаго избавляя мя навета и злобы видимых и невидимых враг.
ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ПОУЧЕНИЕ
Текст печатается по уникальному изданию XVIII века «Собрание разных поучений на все воскресные и праздничные дни» хранящемуся в Николо-Сольбинском женском монастыре, которое читается на праздничных и воскресных трапезах. Издание является библиографической редкостью, с Екатерининских времен не переиздавалось. Сейчас поучения публикуются на нашем сайте впервые за 250 лет. Подробнее об этой книге можно прочитать в статье: «250 лет спустя, или Что читают за трапезой на Сольбе».
ПОУЧЕНИЕ В НЕДЕЛЮ 23 ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
Срете Его муж некий от града, иже имяше бесы от лет многих. (Лк.8:27)
Ныне чтенное Евангелие описывает нам человека бесноватого! А мы вообразим в мыслях наших человека злобного. Вы увидите, что оба сии лица между собою столь сходственны, что сомнительно злобного ли бесноватому, или бесноватого злобного пристойнее уподобить человеку. Представьте только себе, как оный бесноватый, когда восхищаем, был бесом, растерзал узы, стремился, куда гонял восхитивший его демон! А с другой стороны вообразите, как человек злобный растерзывает узы разума, совести, закона и благодати, и будучи вне себя от злости, приходят в некое нечувствие, и стремится туда, куда восхитившая его страсть злобы гонит. Но то есть разнствие между оным бесноватым, и злобным человеком, что той вредит, сколько видеть можно в Евангелии, себе только! А сей вредит и себе и ближнему. К тому ж он был бесноватым по неволе, а злобными делаются люди по своей воле: ибо действительно бесу жилищем никто, а злобу содержать в сердце своем весьма многие изволяют: хотя все то одно, кроме, что там, на теле, а здесь на душе беснования показываются знаки. Но почто нам много говорить о том, что не от нашей зависит воли, больше должно о том, что от нашей, особливо, когда она на зло употребляется. О злобе убо разсудим и увидим, что злобствовать дело есть самое зловредное, самое богомерзкое, и самое дьявольское. (Читать полностью…)
ОБЪЯСНЕНИЕ НА ВОСКРЕСНЫЙ АПОСТОЛ
ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА К ЕФЕСЯНАМ, глава 2, стихи 14-22
Сегодняшнее чтение – продолжение послания апостола Павла к жителям города Эфеса, недавним язычникам.
Апостол начал с того, что возможность веры – это Божий дар и раз ему есть к кому обращаться в городе Эфесе, значит в это центре античного язычества нашлась добрая почва, на которой могло расти и укрепляться Слово Божие. Но велик соблазн считать, что перед лицом Бога существует какая-то иерархия и израильский народ, как первый получивший Откровение, занимает в ней более высокое положение. Именно обращаясь к этому заблуждению, Павел приводит образы, объясняющие смысл появления Христа.
Первый образ – это упразднение вражды и преград. О какой вражде идёт речь? Конечно, о той изначальной вражде между Богом и человечеством, начало которой было положено адамовым грехопадением. Все это время она была неотъемлемым свойством человеческого существования. Она была отражена даже в символике древнего иерусалимского храма. Святое святых, место, куда непосредственно сходил Господь, было отгорожено завесой, преградой за которую мог входить только первосвященник один раз в году. Эта завеса была знаком того, что прямое богообщение для ветхозаветного человека невозможно.
Вся Евангельская история – это постепенное преодоление этой преграды. Сначала оттуда приносит весть о рождении Иоанна Предтечи первосвященник Захария, затем священник по внушению Святого Духа вводит туда юную Деву Марию, которую родители привели в храм. И, наконец, когда Господь умер на кресте, эта завеса разодралась надвое сама собой, зримым образом показав, что больше нет преграды между Богом и человечеством.
Было бы умалением считать, что это событие произошло только для одного народа. Чтобы лучше объяснить это, апостол называет ефесян согражданами святым. Такое слово в высоком послании кажется немного странным, но для жителей Римской империи оно имело особенный смысл. Империя объединяла в себе множество народов, но только римские граждане пользовались всей полнотой прав и имели определенные привилегии, которых не было у вновь вошедших в империю государств и территорий. Гражданином мог стать каждый вне зависимости от своего происхождения и права и обязанности были равными для всех.
С появлением Христа все народы могли войти в новое небесное государство, где у каждого были и равные права, и одна равная обязанность – быть достойными гражданами этого небесного государства и делать всё, чтобы оно возрастало и укреплялось.
Протоиерей Георгий Завгородний
СОБЫТИЯ
9 ноября 2018 года Православная Церковь молитвенно почитает память святых мучениц Капитолины и Еротииды, в Николо-Сольбинском женском монастыре отметили День Ангела Игумении Еротииды.
На праздничном богослужении пели два хора: сестер монастыря и воспитанниц «Доброй школы на Сольбе». Сестры и девочки сердечно поздравили любимую Матушку с тезоименитством, днём памяти её небесной покровительницы.
После трапезы состоялся праздничный концерт. Детский хор «Сольба» и сестры порадовали Матушку и гостей своим выступлением. Праздник украсили приглашенные исполнители лауреаты всероссийских конкурсов Екатерина Карева (арфа) и Богдан Ятор (труба). А участницы театральной студии «Доброй школы на Сольбе» представили инсценировку «Вредных советов» Г.Остера и басни И.Крылова «Василек».
В Николо-Сольбинском монастыре всегда с благоговением и любовью почитается память святых мучениц Капитолины и Еротииды, это ещё и престольный праздник обители. В строящемся Троицком храме созидается придел в честь Христовых страстотерпиц. Для сестер и девочек этот праздник особенно дорог, потому что он даёт возможность торжественным богослужением прославить святых и от всей души поблагодарить дорогую Матушку за её труды и материнскую заботу.
РАССКАЗ УЧИТЕЛЕЙ «ДОБРОЙ ШКОЛЫ НА СОЛЬБЕ» О ПУТЕШЕСТВИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА ОСЕННИХ КАНИКУЛАХ
По благословению настоятельницы Свято-Никольского Сольбинского женского монастыря и директора “Доброй Школы на Сольбе” игумении Еротииды в дни школьных каникул было уделено особое внимание педагогам.
В ночь с 30 на 31 октября сего года учителя отправились в паломническое путешествие в северную столицу нашей Родины. Предполагалось посетить два объекта русской истории: Исаакиевский собор и Эрмитаж. Однако петербургские экскурсоводы внесли приятные коррективы в виде посещения Смоленского кладбища, связанного с Блаженной Ксенией Петербургской и посещением Смольного Собора, в котором сейчас находится правительство Ленинградской области. (Читать полностью…)
ДЕТСКАЯ СТРАНИЧКА
МАТУШКЕ В ДЕНЬ АНГЕЛА
Нам повезло: есть Матушка у нас!
В день именин примите поздравленья!
Вы – наше солнышко, что светит каждый час,
Мы – васильки и прочие растенья.
Как светит солнышко лучами доброты
И каждого любовью созидает,
Так греете душою нас и Вы,
И слово ваше ко спасенью направляет.
Теплом любви согреете Вы всех,
Кто к Вам придет, страдая от ненастий.
Пусть даст Господь вам много долгих лет
И сила, вдохновения и счастья!
(воспитанницы «Доброй школы на Сольбе»)
МОНАШЕСКОЕ ДЕЛАНИЕ
КЛЮЧ, ОТКРЫВАЮЩИЙ ДВЕРИ РАЯ, ИЛИ ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО МЫТЬ ПОЛ В ТРАПЕЗНОЙ
Беседа митрополита Афанасия Лимассольского
Конечно, сложно обращаться с наставлением к монашествующим, потому что у каждого монашеской общины есть свой дух, свое учение и свои традиции. Тем не менее, и наше с вами общение имеет огромное значение. Общаясь в духе смиренномудрия, мы можем очень многому научиться друг у друга. Я попытаюсь преподать вам не какое-то свое учение, но то, чему я сам научился от своих старцев.
Как вы знаете, я положил начало своего монашеского пути на Святой Горе Афон, в братстве, которое было основано духовными чадами преподобного старца Иосифа Исихаста, или Пещерника, как его еще называют. И когда в 1976 году я связал свою судьбу со старцем Иосифом Ватопедским, я тем самым тоже вошел в число духовных чад старца Иосифа Исихаста. Я пришел к ним, мечтая научиться молитве. В те годы в греческом мире была очень распространена умная Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». И вот, я хотел найти старца, который бы имел умную молитву. К тому времени я уже находился в тесном духовном общении с преподобным Паисием Святогорцем. Однако старец Паисий не принимал к себе послушников, и поэтому я раздумывал, кому бы мне отдать себя в послушание. Тогда преподобный Паисий указал мне на старца Иосифа, впоследствии ставшего Ватопедским. Я спросил: «А старец Иосиф знает, как творить умную молитву?» Старец Паисий засмеялся и ответил: «Если другие отцы — учителя этой молитвы, то старец Иосиф — доктор наук». И он благословил меня стать послушником старца Иосифа. (Читать полностью…)
СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИЦЫ СОЛЬБИНСКОГО ИКОНОСТАСА
СВЯТАЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ИОАНИКИЯ (КОЖЕВНИКОВА)
Продолжая нашу рубрику о новомученицах Сольбинского иконостаса, мы вновь рассказываем о преподобной, об игумении, и на сей раз речь пойдёт о настоятельнице Тихвинского Свято-Введенского монастыря матушке Иоанникии Кожевниковой. Спустя ровно двадцать лет после октябрьского переворота, страшной осенью 37-го года, когда массовый террор достиг своего кровавого апогея, матушка Иоанникия удостоилась мученической кончины в целом сонме кирилловских новомучеников.
Александра Яковлевна Кожевникова, как звали в миру будущую матушку Иоанникию, родилась первого ноября 1859-го года в городке Боровичи Новгородской губернии, в мещанской семье. Да, малой родиной матушки были те самые Боровичи, где в грядущую эпоху богоборческих гонений будет сфабриковано очередное дело против “врагов народа”, и стяжает мученический венец княжна-учительница Кира Оболенская, лик которой также представлен на Сольбинском иконостасе. В шестнадцать лет, по окончании начального городского училища в родных Боровичах, юная Александра Кожевникова поступает в Свято-Введенский Тихвинский женский монастырь, где почти четверть века подвизается в качестве послушницы. (Читать полностью…)
РУБРИКА ОТЦА МИХАИЛА (ЧЕПЕЛЯ)
НУЖНО ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ ОЩУЩАТЬ КАК ДЕНЬ, ПОСВЯЩЕННЫЙ БОГУ, ТОГДА ГОСПОДЬ И НАПОЛНИТ ЕГО РАДОСТЬЮ
Мир Вам, дорогой отец Михаил. Не обижайтесь, но при нашем положении мирян – хоть кто-то спасется? Да Вы и сами видите, что наша Церковь далеко не воинствующая, а скорее, по Вашему методу, «с точностью наоборот», да и меня как-то не очень тянет ходить в церковь, особенно по воскресеньям.
Это взгляд человека достаточно далекого от полноты церковной жизни. Очень много езжу но России и вижу, что не во всех регионах такая вялая жизнь. Есть регионы, в которых она объединена с жизнью города, района. Я был на Камчатке, в Хабаровском крае, Красноярском крае – там просто потрясающее взаимодействие православных религиозных организаций со светской властью, с образовательными, спортивными учреждениями. Священнослужители там, в прямом смысле, живут жизнью народа, используют все возможности для того, чтобы нести слово Божие, что очень правильно. В настоящее время, что меня очень радует, появилось много настоящих хороших миссионеров-проповедников. Например, отец Дмитрий Смирнов, отец Андрей Ткачев. Слава Богу, что у нас появились хорошие богословы, люди, которые несут слово Божие. На самом деле это призвание каждого священника, каждого мирянина, имеющего соответствующее богословское образование. Потому что без постоянной проповеди людям будет непонятен смысл сакральных действий, совершаемых в Церкви. А если не богослужение и не проповедь Христа составляют стержень жизни православной общины, то она может выродиться в какую-то непонятную, при этом возможно благополучную внешне, организацию, занимающуюся какими-то хозяйственными, социальными и тому подобными вопросами, то есть мирскую, по сути. (Читать полностью…)
ЧУДЕСНАЯ ПОМОЩЬ
Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально. (Тов. 12:7)
По молитвам к святым угодникам Божиим, в честь которых в нашем монастыре построены храмы, множество людей получают помощь, исцеление, разрешение проблем. Вновь приезжая в обитель уже с благодарностью, паломники свидетельствуют о произошедшем с ними, оставляя записи в тетради, которая лежит в Успенском храме. Ради укрепления веры и упования на предстательство наших небесных заступников, мы публикуем некоторые из этих свидетельств.
ХРАМ ОТ СВЯТИТЕЛЯ СПИРИДОНА
Наше чудо. Когда строился здесь храм Спиридона, мы, паломники с воскресной школой, дети и родители, были здесь. И молились, писали записки Святителю Спиридону, чтобы у нас, в нашем районе Москвы (Западный административный округ) выделили землю под строительство храма свт. Спиридона. В то время у нас проходила борьба за место для храма. Местные власти хотели построить что-то свое, а православные жители – хотели храм, в честь Спиридона Тримифунтского. Здесь мы писали записки и просили Святителя о помощи, и Правительство Москвы дало свое разрешение на строительство. Прошло 5 лет (или больше) сейчас в Москве достраивается храм в честь Святителя Спиридона Тримифунтского. И у нас образована община глухих инвалидов. Сегодня с ними мы приехали благодарить нашего святого за чудесный подарок – храм. Надеемся, что Господь не оставит нас по молитвам свт. Спиридона и община глухих будет расти и духовно крепнуть.
(Неизвестный)
ВИДЕО
«От духовных дочерей» посвящается Матушке игумении Еротииде.
ИЗ ГЛУБИНЫ СЕРДЦА
НА ДЕНЬ АНГЕЛА МАТУШКИ ОТ СЕСТЕР
Пламя – как страшный воин:
Сажень в его плечах,
Корпус топорно скроен,
Искры огня в очах…
Нет, не дрожит святая,
Ей не бывать одной,
Вечная жизнь светает
Лишь на заре земной.
Если Спаситель с нами,
Кто будет против нас?
Дрогнуло злое пламя
И расступилось враз…
Словно в огонь, в разруху
Матушку Бог привёл.
Было на Сольбе глухо,
Но монастырь расцвёл.
Видя любовь и веру,
Вмиг расступился лес,
Внемля благим примерам,
Стал островком небес.
Будем всегда молиться
Матушкиной святой:
Пусть на века хранится
Этот живой настрой.
Матушке – многая лета,
Радости, сил, тепла!
Пусть будет больше света,
Пусть отступает мгла!
(Послушница Мария Шадрина)
МОНАСТЫРСКИЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
- Строительство храма Святителя Николая. В Николо-Сольбинском монастыре возводится храм в честь святителя Николая и святых Царственных Страстотерпцев. Паломники и гости монастыря получили возможность внести именное пожертвование на его строительство. Первые памятные сертификаты уже выданы тем, кто украсил свое посещение святой обители добрым делом – участием в строительстве храма, посвященного великому угоднику Божию – святителю Николаю Чудотворцу. Испокон века храмы на Руси строили всем миром, традиционной формой благотворительности были пожертвования «на кирпичик». Предлагаем поучаствовать в возрождении этой доброй благочестивой традиции. Святой праведный Иоанн Кронштадский писал: «Если на Вашу долю выпала честь строить Дом Божий, примите это как великий дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит тому Господь». Каждому жертвователю выдаётся памятный сертификат благотворителя, который может стать прекрасным подарком Вашим близким, свидетельством молитвенной помощи и заботы о них. Имя обладателя сертификата вносится в специальный синодик для вечного поминовения за Божественной Литургией. Сделать пожертвование (от 1000 р. – 1 имя) на именной кирпич Вы можете, перечислив денежные средства на банковский счет монастыря с пометкой в назначении платежа: «Именной кирпич – ФИО» Например: «Именной кирпич – Лебедев Сергий Владимирович, Морозова Елена Николаевна», указав точный почтовый адрес, по которому мы вышлем Ваш Памятный сертификат благотворителя.
- Николо-Сольбинский женский монастырь примет в дар любые автомобили. Подробнее по телефону: +7-915-970-42-59 (монахиня Марфа).
- По поводу пожертвований стройматериалов звоните: +7-915-970-42-59 (монахиня Марфа).
Николо-Сольбинский женский монастырь приглашает на работу специалистов:
-
-
- В “Добрую школу на Сольбе” требуются: учитель ИЗО, учитель технологии, учитель фортепиано, учитель сольфеджио, концертмейстер, хормейстер. Контактный телефон +7-915-970-23-35 (монахиня Паисия).
- На монастырскую ферму требуется доярка (коровы и козы) с опытом работы (в том числе машинного доения). Контактный телефон +7-980-749-17-76 (послушница Светлана)
- В швейную мастерскую требуются швеи и закройщицы. Контактный телефон: +7-915-970-19-56 (инокиня Екатерина).
- В керамическую мастерскую требуются специалисты: технолог керамического производства, художники, заливщики форм, гипсомодельщик, дизайнер. Контактный телефон: +7-980-749-17-80 (инокиня Тамара)
- Приглашаем на работу поваров, помощников поваров, пекарей, кондитеров, водителей с категорией D, электриков, сантехников. График работы по сменам. Зарплата при собеседовании. Контактный телефон: +7-980-749-17-76 (послушница Светлана)
-
ЖДЕМ ВАС
- Наш адрес: 152030 Ярославская обл., Переславский р-н, местечко Сольба, Николо-Сольбинский женский монастырь
- Наш сайт: www.solba.ru
- Электронная почта: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
- Телефон: 8-915-970-24-74
- Присылайте Ваши статьи, рассказы, стихи, рисунки на разные темы. Ваше слово да будет в прославление Господа, Божией Матери и святых. Слово, которое направит людей на доброе и светлое, многим откроет другой мир настоящих человеческих ценностей. Ваше слово – это апостольский труд, проповедь. Это лепта бедной вдовицы, которая для Бога была дороже всех остальных сокровищ… Ждем Ваших писем по адресу: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
__________________________________________________________________
Главный редактор – Игумения Еротиида
< Предыдущая | Следующая > |
---|