АНО СЕМЬЯ РОССИИ
Сольбинская весточка. Возьми крест свой, и следуй за Мною…
22.03.2017 02:06

2

Еженедельная электронная газета. Выпуск № 125 (166). Тема номера:·«Возьми крест свой, и следуй за Мною…»

Дорогие Сольбинцы!

Такими словами начинается каждый из номеров нашей газеты. Этим приветствием мы объединяем в одну добрую и дружную семью всех наших дорогих читателей. Тех, кто уже побывал в Николо-Сольбинском монастыре, и тех, кто только мечтает об этом и живет в ожидании удивительных впечатлений, связанных с паломнической поездкой и пребыванием в обители. Кого связывают с монастырем светлые воспоминания и теплые чувства, душевная забота о нем и желание во всем помогать.
Деревянные, пластмассовые, металлические, серебряные, золотые… Сколько же их –нательных, наперсных, параманных и постригальных крестов, келейных и храмовых распятий! Не сосчитать. И на каждом из них изображён наш Спаситель. И каждое дано нам в память о великой цене нашего Искупления.
Середина Великого Поста – Крестопоклонная неделя. Святые отцы установили её неслучайно. Крест Христов – это источник благодати, укрепляющий в подвигах. Он ободряет нас, вселяет светлую надежду. Крест Христов – это маяк спасения для унывающих, ослабевающих душ, пробуждающий от греховного сна и освещающий весь жизненный путь человека.
Поклонимся Честному Кресту, помолимся Распятому на нём нашему Владыке и Богу, чтобы святое поприще Поста принесло нам пользу, чтобы не иссякли наши слабые силы, чтобы не угасли благие намерения на добрые дела.
Мария Шадрина

 

СЛОВО БОЖИЕ

«Все воды земли стекаются в океан, и, может быть, океан служит началом для всех вод земных. Писания отцов соединяются все в Евангелии; все клонятся к тому, чтоб научить нас точному исполнению заповеданий Господа нашегоИисуса Христа; всех их и источник и конец – святое Евангелие». (Святитель Игнатий Брянчанинов)
Молитва перед чтением Евангелия
«Когда же читаешь, читай с усердием и прилежно; с великим вниманием останавливайся на каждом стихе и не листы только переворачивать старайся, но, если нужно, не поленись и дважды, и трижды, и несколько раз прочесть стих, чтобы уразуметь силу его. А когда садишься читать или слушать читающего, помолись прежде Богу, говоря: Господи Иисусе Христе! Отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услышать мне словеса Твои и уразуметь их, и исполнить волю Твою; потому что пришлец я на земле; не скрой от меня, Господи, заповедей Твоих, но открой очи мои, и уpазумeю чудеса, явленные законом Твоим (Пс. 118, 18-19). Ибо на Тебя уповаю, Боже мой, чтобы просветил Ты сердце мое». (Преподобный Ефрем Сирин)

 

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ
(глава 8 стихи 34-38; глава 9, стих 1)

 


Церковнославянский Синодальный
8:34 И при­­звáвъ нарóды со ученики́ сво­и́ми, речé и́мъ: и́же хóщетъ по мнѣ́ ити́, да от­вéржет­ся себé, и вóзметъ крéстъ свóй, и по мнѣ́ грядéтъ: И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
8:35 и́же бо áще хóщетъ дýшу свою́ спасти́, погуби́тъ ю́: а и́же погуби́тъ дýшу свою́ менé рáди и евáнгелiа, тóй спасéтъ ю́: Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
8:36 кáя бо пóльза человѣ́ку, áще прiобря́щетъ мíръ вéсь, и отщети́тъ дýшу свою́? Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
8:37 или́ чтó дáстъ человѣ́къ измѣ́ну на души́ сво­éй? Или какой выкуп даст человек за душу свою?
8:38 и́же бо áще постыди́т­ся менé и мо­и́хъ словéсъ въ рóдѣ сéмъ прелюбо­дѣ́йнѣмъ и грѣ́шнѣмъ, и Сы́нъ человѣ́ческiй постыди́т­ся егó, егдá прiи́детъ во слáвѣ Отцá сво­егó со áнгелы святы́ми. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
9:1 И глагóлаше и́мъ: ами́нь глагóлю вáмъ, я́ко сýть нѣ́цыи от­ здѣ́ стоя́щихъ, и́же не и́мутъ вкуси́ти смéрти, дóндеже ви́дятъ цáр­ст­вiе Бóжiе при­­шéдшее въ си́лѣ. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

 

Молитва после чтения Евангелия
Слава Тебе, Господи Царю, Сыне Бога живаго, сподобивый мя недостойнаго Божественная Твоя словеса и глас Святаго Евангелия Твоего слышати; сим убо Владычним Твоим гласом, укрепи мя в покаянии настоящия сея жизни прейти нощь, от всякаго избавляя мя навета и злобы видимых и невидимых враг.

 

БЕСЕДА НА ЕВАНГЕЛИЕ

Святитель Василий Кинешемский «Беседы на Евангелие от Марка» Глава 8 (отрывок)

Господь пришел на землю не для того, чтобы наслаждаться удобствами и радостью земной жизни, но для того, чтобы спасти человека. Средство для этого было только одно: стать искупительной жертвой за грех человека, пострадать и умереть. Надлежало, чтобы Он «грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды и ранами Его исцелились» (1Пет.2:24). Такова была воля Бога Отца, «Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим.8:32). Не Сам, как человек, измыслил и избрал наш Спаситель этот путь, но он дан был Ему волею Отца. Поэтому Господь и говорит, что «Сыну Человеческому много должно пострадать» (Мк.8:31). Так решено в Высшем Совете, и от Сына Человеческого зависит не личный выбор пути, но лишь добровольное подчинение предвечному решению Бога. И Он взял на Себя этот крест добровольного подчинения.
«Я сошел с небес не для того, – говорит Он, – чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин.6:38).
К этому же Он призывает теперь Своих последователей – добровольно, отказавшись от своих личных желаний, взять тот крест, который возложен на каждого из нас Богом, и идти тем же скорбным путем терпения и самопожертвования, которым шел Он, наш Спаситель.
В этом добровольном подчинении лежит и залог нашего спасения, ибо тот, кто отрекшись от себя, всецело отдается руководству Господа Иисуса Христа и Его Евангелия, тот наверное не заблудится в лабиринте жизни и благополучно достигнет цветущих берегов вечных обителей; тот же, кто жалеет себя, пытается сберечь себя и найти путь своими силами, тот неизбежно искалечит свою душу или погубит ее совершенно. Самолюбие и личный выбор непременно увлекут человека на путь мирских радостей. В этом-то и кроется громадная опасность, ибо никакие выгоды мирской жизни не вознаградят за гибель души. Жизнь с ее зыбкой почвой, с постоянной опасностью нравственных провалов, с её соблазнами и пороками, затягивающими в свою глубь, как трясина, напоминает болото.
Вот вы подошли к этому болоту, которое преграждает вам путь. Так или иначе вы должны через него перейти. Но как? Миновать, обойти кругом невозможно. Оно тянется во все стороны, насколько хватает глаз. Надо идти прямо. Тропинок не видно: кочки, камыши, ярко-зеленый мох, местами поблескивает вода, предостерегая от опасности. Направление вам неизвестно. Известно лишь, что на каждом шагу может грозить гибель: легко или увязнуть в грязи, или сорваться в чарусу, манящую своим бархатным покровом свежей нежной зелени, но откуда нет выхода. Стоит лишь попасть туда – и болото вас засосет, затянет в свою коварную, холодную бездну. Такова жизнь.
Люди неосторожные или легкомысленные, составляющие громадное большинство, идут этим болотом, не думая много: с кочки на кочку, там где посуше, поудобнее и где, кажется, пролегает дорога, и не рассуждают, куда приведет она… Обыкновенно приходят к трясине, из которой нет выхода…
Люди увлекающиеся, с неутолимой жаждой наслаждений, бегут за блуждающими болотными огнями, которые точно дразнят их, танцуя в воздухе и улетая все дальше, дальше, будто сверкающие мотыльки, заманивая несчастных безумцев в глубь болота, и исчезают вдруг в тот самый момент, когда жадно протянутая рука уже готова схватить обманчивый призрак. Такова страстная погоня за земным счастьем, за радостями и удовольствиями жизни…
Третьи пытаются найти настоящий путь собственными силами. Самоуверенно, самонадеянно вступают они в болото. «О, мы завоюем жизнь, – говорят они, – своими руками построим мы свое счастье! Сами найдем или проложим дорогу к яркому, прекрасному будущему! Нам не нужно проводников, и мы не нуждаемся в указке! Человек – кузнец своего счастья: для этого у него есть гордый и пытливый ум!» И отважно шагают они по болоту, зовя за собой других и делая вид, будто они знают дорогу к твердым, спокойным берегам. Эти самонадеянные люди со своим упрямым самомнением обыкновенно кончают тем, что вместе со стадом своих последователей забираются в самую невылазную пучину, где и находят свою гибель.
Но в жизни никто своих дорог не знает и никто не может сказать, что день грядущий ему готовит… Поэтому благоразумный человек неизбежно будет искать руководства. Самое простое, самое естественное и самое разумное рассуждение может быть здесь только одно: болото мне незнакомо. Я не знаю дороги… Идти надо, но идти наудачу – это верная гибель. Во что бы то ни стало мне надо найти того, кто знает путь. Иначе я погиб…
Таково рассуждение всякого разумного человека в жизни. Боясь безнадежно запутаться в лабиринте сплетающихся и разбегающихся жизненных тропинок, теряющихся в таинственном тумане будущего, он всегда чувствует нужду в опытном руководстве, и где он может найти более верное, более надежное и благостное руководство, как не у Господа, Который все знает, пред Которым все явно и открыто? Однажды Фома спросил Господа: «Господи!.., как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:5-6).
Иначе и быть не может. Слабый, ограниченный, с умом, отуманенным страстями, человек никогда сам не найдет настоящего пути жизни.
Ему остается одно: взять крест свой и покорно следовать за Господом. Иначе опасность заблудиться в жизни и духовно погибнуть для него неизбежна.
Правда, и та дорога, которой Господь ведет человека через болото жизни, тяжела и кажется порой опасной. Трясина часто глубока, встречаются провалы; кажется иногда: вот-вот погрязнешь в болоте, и холодная бездна поглотит тебя и сомкнется над твоей головой. Но и в эти минуты не выпускайте руки Господней, ведущей и поддерживающей вас, и Он снова выведет вас на ровное, сухое место. Как бы то ни было, это единственная возможность пройти благополучно трясину жизни, ибо только Он знает путь. «Я есмь путь… никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Другого пути нет.
Как бы ни были тяжелы испытания, встречающие нас на этом пути, мы можем быть вполне уверены, что Господь не даст нам искушений, которые были бы выше наших сил, но вместе с испытаниями пошлет и утешение, чтобы нас ободрить, укрепить и дать нам силу перенести тяжести жизненного пути.
Но для этого надо вполне отдаться Богу, подчиниться Его руководству и отказаться от своей воли. Испытания бывают всегда серьезнее и тяжелее, когда необходимо сломить наше упрямство и подавить наше своеволие, восстающее и ропщущее против того креста, который Господь возложил на наши плечи. Если же Господь встречает полную покорность со стороны человека и если все испытания последний принимает с чувством искренней благодарности, твердо веруя, что все это посылается для его пользы, тогда искушения смягчаются, и Господь ведет человека такой нежной, любящей, благостной рукой, что тяжесть креста почти незаметна: до такой степени точно соразмеряется трудность подвига, данного человеку, с его силами, и так незаметно, с мудрой постепенностью увеличивается эта трудность по мере развития духовных сил человека.
Можно сказать, что крест каждого человека сделан точно по его мерке и что только наша нетерпеливость, непокорность и страстность делают его тяжелым.
Как бы то ни было, в каком бы положении ни находился человек и какие бы испытания ему ни пришлось перенести, можно с уверенностью сказать, что все они безусловно нужны человеку для его духовного совершенствования и что Господь посылает ему всегда самое лучшее, самое полезное, что только необходимо ему, применительно к условиям его внутреннего развития и духовного роста. Не бывает бесполезных, бесцельных, лишних страданий, ибо не жестокость, но любовь определяет наказания, посылаемые Господом человеку. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Наказывает же для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр.12:6, 10). Поэтому «если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?» (Евр.12:9).
Кто добровольно берет на себя иго Христово, тот скоро познает, как благо это иго и почувствует, как легко Его бремя (Мф.11:30).
Даже соблазны иногда необходимы бывают человеку и посылаются с воспитательными целями. «Ибо часто сие бывает, – говорит святой Ефрем Сирин, – чтобы ты не превозносился, но был смиренномудр. Посмотри на сего столпа Апостолов, как ему, к его пользе, дан был «пакостник плоти, ангел сатанин, да пакости ему деет» (2Кор.12:7). Для чего же? Да не превозносится. Если такому мужу дан был этот урок, чтобы не превозносился, то кольми паче нам немощным и мнящим «себе быти что» (Гал.6:3), нужно терпеть мучение (тиранию греха), чтобы не превозноситься.
Также, если постигла тебя какая скорбь или теснота, не проси, чтобы непременно тебе избавиться от них, потому что и сие нередко бывает полезно. И еще: если просишь о получении чего-либо, не проси, чтобы непременно получить это. Ибо, сказываю, что ты, как человек, часто почитаешь для себя полезным, что нередко для тебя бывает бесполезно. Но если оставишь волю свою и решишься ходить по воле Божией, то будешь безопасен. Многие, достигнув вожделеваемого ими, впоследствии приходили в раскаяние, а нередко впадали и в великие беды. Послушай, что говорит Апостол: «не вемы якоже подобает молитися» (Рим.8:26). Итак, что полезно и назидательно для каждого из нас, знает сам Бог; потому и предоставь это Ему. Говорю же сие не с тем, чтобы воспрепятствовать тебе обращаться с прошениями своими к Богу; напротив того, умоляю тебя просить Его о всем, и великом и малом. И вот что говорю тебе: когда молишься и открываешь пред Ним, что у тебя на сердце, говори Ему так: «обаче Твоя воля, а не моя» (Лк.22:42). «Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит» (Пс.36:5). Посему, если просишь чего у Бога, твердо стой в своем прошении (со всем усердием и неотступно молись), но, открывая пред Ним нужды свои, говори: ежели есть, Владыко, воля Твоя, чтобы состоялось сие, то соверши и сделай успешным; а ежели нет на сие воли Твоей, не попусти совершиться сему, Боже мой! Подкрепи только и сохрани душу мою, да буду в состоянии перенести сие».
Христианин может вполне и безусловно довериться Богу, ибо Бог есть высшая любовь и высшая благость.
Но, к сожалению, мы часто бываем подозрительны и недоверчивы, и мысль, что Господь «вся поспешествует нам во благое», часто ускользает от нас: мы или забываем об этом и не чувствуем совсем руководства Божия в своей жизни, или же вмешательство Промысла в наши планы кажется нам недоброжелательным, и мы пытаемся ускользнуть, уклониться от него и осуществить свою волю, предполагая, что мы лучше знаем свою пользу. Уже в первом искушении прародителей диавол сумел в их глазах набросить эту тень несправедливых подозрений на волю Творца. Заповедь, запрещавшая вкушать от плодов древа познания добра и зла, была дана человеку для его пользы. Лукавый соблазнитель объяснил ее завистью. «Знает Бог, что в день, в который, вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:5). И воображая, что искуситель открыл перед ними настоящий путь счастья, закрытый завистливым недоброжелательством Промысла, первые люди взбунтовали против воли Божией, стесняющей их личные самолюбивые желания. Какой печальный результат имело это предпочтение воле Божией своей воли, подстрекаемой диаволом, мы знаем и испытываем на себе всю свою жизнь и тем не менее часто забываем этот страшный урок. Обыкновенно и теперь мы считаем свое понимание жизни и своих интересов правильным и безошибочным и не хотим смириться «под крепкую руку Божию» (1Пет.5:6). Всему виною наша гордость и наше самомнение. Но желания, управляемые самомнением и самолюбием, всегда бывают неразумны и часто гибельны.
Когда-то давно, рассказывает христианское предание, в пустынях Востока жил праведный старец подвижник по имени Даниил. Его посещали иногда обитатели ближней деревни, приносившие ему пищу, и из них он особенно любил одного, каменосечца Евлогия. Это был человек очень добрый, необыкновенно трудолюбивый, искренно и глубоко верующий. Целыми днями работал он в поте лица в каменоломнях, откалывая и обделывая громадные камни, и всегда был весел, спокоен и радостно настроен. Никто не слыхал от него ни жалоб, ни упреков. Возвращаясь домой, он непременно приглашал к обеду бедных соседей или встречавшихся нищих, и дом его всегда был полон убогими и калеками. Почти весь свой скудный заработок он делил между нуждающимися, оставляя себе лишь немного на пропитание. Евлогия все знали и все любили.
«Вот человек, – думал иногда старец Даниил, слушая рассказы о нем, – который так много делает добра, несмотря на свои скудные средства! Сколько добра он сделал бы, скольких осчастливил бы, если б был богат!» И он молился Богу, чтобы Господь послал Евлогию богатство.
Однажды после молитвы в сонном видении явился ему Господь. «Молитва твоя будет исполнена, – сказал Он, – если ты поручишься за душу этого человека, что, сделавшись богатым, он не погибнет, не развратится и не забудет Бога».
Даниил поручился. Ему казалось невозможным, чтобы богатство испортило добродетельную жизнь каменосечца и поколебало христианскую настроенность его души.
Когда на другой день после этого Евлогий отправился на работу, с ним случилось необыкновенное происшествие.
Едва ударил он киркой по скале, намереваясь отколоть большой кусок камня, как почувствовал по звуку удара, что скала внутри пуста. Он ударил другой, третий раз и пробил небольшое отверстие.
Он заглянул в него и остолбенел от удивления. В скале была большая выбоина, и вся она наполнена была золотом!.. Пробить среди камней широкую дыру и достать золото было делом нескольких минут.
Тяжело нагруженный вернулся Евлогий домой и заперся в своей комнате. Первый раз за много лет он не пригласил никого к обеду. Он не хотел, чтобы разнеслась весть о его драгоценной находке.
Евлогий разбогател. Он перестал ходить на работу: ему не было нужды трудиться более, чтобы зарабатывать скудные гроши на пропитание.
Жизнь в деревне скоро показалась ему скучной и неинтересной. Его богатство было здесь почти бесполезно. Он переехал в Византию, в столицу.
Для испорченного человечества богатство имеет всегда магическую притягательную силу. Кто богат, у того всегда будет много друзей. В блестящей, шумной столице у Евлогия также скоро оказалось много друзей. Они помогли ему купить роскошный дом, ввели в высшее византийское общество, представили к царскому двору, и скоро Евлогий стал видным вельможей, с головой окунувшись в ту пустую, праздную жизнь, которой жила высшая богатая аристократия Византии, жизнь показного блеска и тщеславия.
О благотворительности не было больше и речи. Деньги текли рекой на пустые прихоти, а нищие и нуждающиеся бедняки напрасно старались найти доступ к новому вельможе, чтобы просить о помощи. Многочисленные слуги в нарядных костюмах, расшитых золотом, гнали их палками от ворот пышного мраморного дворца.
С ужасом и грустью узнал старец Даниил о перемене, которая произошла с Евлогием. Слишком поздно понял он, как неразумна была его молитва и насколько лучше и полезнее была для несчастного каменолома та бедная трудовая жизнь, которую предназначил ему Бог в Своей благости и премудрости. Кроме того, он чувствовал со страхом, что великий грех лежит на его совести и тяжелое наказание ему угрожает: ведь он поручился за эту душу и отвечал за нее перед Богом.
Эта ответственность казалась ему теперь ужасной. Он не мог более оставаться спокойным в своей келье. С тяжелым чувством покинул он пустыню и побрел в Византию в смутной надежде, что, может быть, ему еще удастся как-нибудь образумить и спасти Евлогия.
Но говорить с Евлогием ему не удалось. Нарядные, надменные слуги не допустили бедного пустынника даже во двор. Несколько дней продежурил у ворот дома старец, голодный, усталый, снедаемый сердечной тоской, и лишь однажды видел бывшего каменосечца, когда тот, завитой и надушенный, в пышных придворных одеждах, садился в паланкин, который несли на своих плечах восемь сильных негров-рабов. Даниил бросился к нему. Высокий широкоплечий арап грубо оттолкнул его. Пустынник громко назвал вельможу по имени, протягивая к нему дрожащие старческие руки. Евлогий окинул его скучающим, равнодушным взором и, не останавливаясь, проследовал мимо. Не узнал он старца, или не хотел узнать, или, быть может, не слыхал его умоляющих воплей – трудно было решить, но Даниил чувствовал, что из этой развращающей и увлекающей жизни вырвать Евлогия ему не удастся и что гибель его неизбежна.
С разбитым сердцем вернулся он в пустыню и в безысходной тоске, обливаясь слезами, распростерся в молитве пред Господом, прося простить его тяжелый грех и снова вернуть Евлогия к бедной, трудовой жизни.
И Господь в милости Своей внял его покаянным слезам и простил грех его, грех самомнения, ибо вообразил он, что лучше Бога знает, как полезнее устроить судьбу ближнего, и тем едва не погубил его. Молитва старца снова была услышана.
Бывший каменолом в своей надменности зазнавшегося выскочки наделал много неловкостей при дворе, поссорился с несколькими приближенными царя и навлек на себя царскую опалу. Все имение его было конфисковано в казну, и сам он был выслан из столицы. Друзья едва спасли его от тюрьмы. Эта катастрофа подействовала на него благодетельно. Потеряв все, он опомнился, понял, что наказан Богом за гордость и бессердечие, покорно подчинился своей судьбе, вернулся в деревню и снова взялся за свое ремесло. Снова стал он другом нищих и обездоленных и снова стал делить с нуждающимися свой скудный заработок, добытый тяжелым трудом.
Так грубо обманывается человек, когда он сам, рассчитывая на проницательность своего рассудка, пытается определить пользу окружающих его жизненных условий. Смысл и причины совершающихся событий обыкновенно скрыты от наших глаз, и потому наши суждения так близоруки и ошибочны. Только впоследствии, когда эти события уже отойдут в область прошлого, взглянув назад, мы начинаем понимать их целесообразность, разумность и пользу. Если эти события для нас болезненны и приносят с собой ряд страданий и огорчений, наше страдающее «я» возмущается против них и находит их ненужными и излишне жестокими. Но подождите, потерпите, и, когда они пройдут, вы почти всегда найдете для них оправдание. Часто они оказываются только горьким лекарством, необходимым для нашего духовного здоровья. Хинин – горькая, невкусная вещь, но незаменимое средство против лихорадки. Так и страдания в руках Божиих являются средством врачевания наших страстей и пороков, чаще всего – нашей гордости, которую необходимо смирить. В общем, они всегда ведут к лучшему. Чтобы железо стало мягким и ковким, его надо раскалить в огне кузнечного горна. Так и человека необходимо провести через горнило страданий, чтобы душа его стала мягче и восприимчивее к молоту событий, которым обрабатывается она для вечной жизни. К сожалению, эту истину мы понимаем всегда поздно. Отсюда наше недовольство, наше малодушие, наш ропот.
«Что Я делаю, – сказал Господь апостолу Петру, – теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» (Ин.13:7). Это в полной мере относится и к нам. Мы обыкновенно не понимаем того, что делает с нами Господь, и узнаем это лишь впоследствии.
Когда человек пытается жить по своей воле, это приносит ему множество огорчений, разочарований и беспокойства.
Посмотрите, сколько волнений переживает молодой человек, когда ему предстоит выбрать карьеру или определить свой путь жизни. Если при этом выборе критерием для него является вопрос о личных удобствах и о выгоде, то душевные мучения, вызванные нерешительностью или неосведомленностью, бесконечны. На чем бы ни остановилось его внимание, он везде боится проиграть. Там ему кажется мало содержание, тут он будет не на виду и ему придется долго ожидать повышений, в другом месте угрожает скучная жизнь в провинциальном захолустье и так далее до бесконечности. Человек мечется и бросается во все стороны, хватается за все и нигде не находит душевного покоя. Ему все кажется, что он выбрал самое неудачное место или занятие, и завистливым оком оценивает он выгоды положения своих сверстников или своих конкурентов. «Хорошо там, где нас нет», – эта поговорка создана именно для таких беспокойных завистников. Нечего и говорить, что разочарований при этом из-за ошибочных расчетов чрезвычайно много, и они вызывают всегда мучительное сожаление и досаду на самого себя за свои промахи.
Но положитесь во всем на волю Божию, откажитесь от своекорыстных расчетов, и на душе станет спокойно и ясно. Вы поверите, что то место и занятие, которое выпало на вашу долю, – самое лучшее для вас, ибо дано Богом, Который лучше вас знает, к чему вы способны. Вы поймете и убедитесь, что ничего другого искать вам не надо и что вам остается лишь спокойно заниматься своим делом, стараясь исполнить его как можно добросовестнее. Вы поверите, что в постройке Царства Божия нет низких положений и невыгодного дела и что все занятия одинаково важны и нужны, если они делаются с одним устремлением исполнить волю Божию. Вы оцените то драгоценное правило, которое дает апостол Павел в послании к Римлянам: «как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна» (Рим.12:4-9). И это сознание, что все занятия и положения одинаково ценны в экономии Царства Божия и что все работники на Божией ниве одинаково дороги в очах Божиих, – это сознание примирит вас с вашим делом, как бы низко или невыгодно ни казалось оно с мирской точки зрения, и радостен и разумен станет для вас путь вашей жизни.
Итак, не мечитесь, не бросайтесь по сторонам, не ищите того, что, по вашему мнению, более выгодно, но доверясь Богу, «работайте Ему со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс.2:11). Вы почувствуете, что в жизни у вас есть несокрушимая опора, на которую радостно и спокойно можно положиться.
Более того: вы скоро почувствуете, что этот путь полного и беспрекословного подчинения Богу есть для души единственно правильный и естественный путь, вполне соответствующий ее природе. Только на этом пути все силы и способности души получают полное раскрытие и естественное развитие. Там, где человек пытается сам управлять своею судьбою, он непременно в слепоте своей повредит себе и искалечит душу свою. Так неразумное, упрямое дитя, предоставленное себе, непременно попадет в беду и изувечит или убьет себя по неразумию своему.
«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк.8:35).

ПРОПОВЕДЬ

Проповедь епископа Исилькулького и Русско-Полянского Феодосия в Неделю Крестопоклонную.

«Всех Вас, братья и сестры поздравляю с Воскресным днём. Сегодня мы поклоняемся Честному Животворящему Кресту Господню, который лежит на аналое посреди храма. Наступила середина Великой Четыредесятницы и Святая Церковь для того, чтобы возгревать в нас ревность, с первых дней Великого поста напоминает нам о знамении крестном, о том оружии спасения, которым совершено искупление всего рода человеческого. И мы покланяемся и славим Господа, Который вознес Себя на Крест ради нашего спасения. И святое Евангелие, которое было сегодня прочитано, напоминает нам об этом.
Господь говорит, обращаясь к нам: «Кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, возьмет крест свой и по Мне грядет». Очень часто, братья и сестры, мы хотим следовать за Христом, но не желаем оставлять самое дорогое – свои желания, кумиры, мечтания, ожидания и удобства жизни. С одной стороны мы хотим остаться при этом, с другой стороны хотим получить спасение от Бога. Но Господь говорит: «Кто хочет последовать Мене, должен оставить все». Только тогда христианин сможет следовать Христу, когда оставит все свое. А что у нас есть? У нас есть грехи, страсти, греховные желания, мечтания, воспоминания. И вот для того, чтобы быть со Христом, нам нужно все это оставить. И оставить все это до такой меры, чтобы не иметь своей воли: не ставить во главу угла свою волю, а предаться воле Божией. Когда мы начинаем так жить, нам бывает легко идти по пути спасения.
Но чаще всего, направляясь ко Христу, мы тянем за собой багаж страстей, греховных желаний, мечтаний и нам очень тяжело бывает идти на пути ко Христу  с этим грузом. Мы ропщем, иногда даже на Бога негодуем: «Почему Он не помогает нам?». Да, потому что Он сказал оставить это все, чтобы было легче идти к Нему. Но чаще всего, мы ставим  в центре всй своей жизни себя. Мы стараемся, чтобы все было так, как нам хочется, чтобы внимание было к нам, чтобы любовь была к нам, чтобы все делали то, что мы хотим. Если это не получается, мы оскорбляемся, мы плачем, мы скорбим, болеем, не понимая, что все это со стороны  выглядит смешно.
Только тогда, когда мы оставляем все своё, тогда легко принимаем путь Христов, и тогда скорби, неудачи, трудные обстоятельства, болезни, мы переносим с благодарением и с радостью. Мы начинаем понимать, почему Господь призывает нас именно к такому пути. Путь скорбей, болезней, неудач очищает нас, освящает нашу жизнь. Потому что человеку, когда он скорбит, когда терпит неудачи или болезни, ему не до грехов и не до страстей. Он хочет освободиться хотя бы от самых тяжёлых болезней или скорбей. Он не думает о наслаждениях. А когда не имеет никакой скорби, никакой беды, в нем начинают развиваться греховные помышления, греховные желания, и он начинает жить так, чтобы все было для него. Этот путь позволяет человеку наполнять свою душу различными страстями и грехами, и, естественно, в свою очередь,  такой человек, не может быть со Христом, потому что грех удаляет его от Христа.
Сегодняшний день особый для нас. Не только в течение этого Великого поста мы должны вспоминать страдания Господа нашего Иисуса Христа, распятого на кресте ради нашего спасения. Мы должны помнить всю жизнь, что Господь избрал самый позорный вид казни ради нас.
Крест было самое позорное орудие, которым наказывались большие злодеи и разбойники. Но именно крест Господь выбрал для нашего спасения. Он дает нам понять, что мы не должны бояться самого позорного, самого уничиженного, самого необъемлемого для мира, потому что мы вообще не должны ориентироваться на взгляд мира и людей на нашу жизнь. Поэтому Господь говорит: «Кто постыдится Меня и Евангелия в этом мире, грешном и прелюбодейном, того постыдится и Сын Человеческий в Царствии Отца Небесного». Потому что для христианина всегда должен быть идеал – Христос, а все остальное, как к этому относится мир, насколько он ненавидит Христа и христиан, насколько для него это бывает униженным и неприемлемым, нас не должно это касаться, не должно иметь никакого значения. Идём ли мы ко Христу, отвергая себя или идём к себе, отвергая Христа? Есть два направления: либо мы ставим в центре себя, защищая свою душу, погубляем её, либо ради Христа, губим свою душу, то есть не следуем её желаниям, умираем для своих страстей, похотей греховных, для того чтобы ожить со Христом.
Когда человек ставит во главу угла Христа, то у него не возникает вопроса: «Почему меня не любят? Почему мне не служат? Почему меня не уважают или мне мало оказывают внимания?» Он желает, чтобы все внимание, уважение и любовь шли от него ко Христу. Такой человек любит, когда ему не оказывают внимание, когда ему не делают то, что ему понравилось бы по-человечески. Он радуется, когда вся слава, внимание, честь отдаются Господу Богу. Если мы с вами, братья и сёстры, будем помнить это, нам будет легче жить и в этой жизни и в будущей.
Я недавно прочитал, что один духовный старец говорил: «Следует иметь духовника, чтобы научиться послушанию, чтоб не доверять себе, чтобы спрашивать обо всем, чтобы научиться смирению. А кто не нашёл духовника – тот нашёл дурака». Этот дурак – он сам, потому что он руководствуется сам собой. Человек, который делает все, что ему кажется хорошо и сам собой руководит в духовной жизни, не может не совершать ошибки. В духовной жизни, конечно, должен предстоять перед нашим взором Христос, но для того, чтобы успешно совершать этот путь ко Христу, должен быть опытный духовный руководитель. А когда этого нет, тогда человек имеет ввиду только себя, рассуждает и постоянно скорбит, потому что никогда не хватает ему ни славы, ни почёта, ни того, чтобы ему служили. Он всегда пребывает в состоянии неудовлетворённости. А когда человек оставляет себя, оставляет все свои желания, тогда он ищет воли Божией, тогда он радуется всему, что происходит, за все благодарит Бога.
Дай Бог, братья и сестры, чтобы каждый из нас уяснил эту простую истину. Дабы не нам возносили благодарения и служения, а чтобы от нас к людям и к Богу шло добро, чтобы мы каждый час своей жизни думали, как бы нам больше послужить Христу. Тогда наша жизнь будет радостной, тогда она станет православной, потому что не те люди православные, которые когда-то приняли крещение и не те даже, которые просто посещают храм. Мы никогда не сможем привлекать к Богу людей, если не будем сами жить во Христе. Только тогда, когда мы сможем осуществлять в своей жизни заповеди, и в каждый момент жизни размышлять о наших поступках, словах, имея в виду наше служение Богу, наши поступки, слова будут более правильными. И тогда, люди, видя нашу жизнь, исполненную добродетелей, тоже поймут, что есть Бог, есть православие.  Если этого нет, то можно очень много говорить, ходить и в черных одеяниях, и красивых, священнических, но пока мы не будем жить ради Христа, это не даст никакого результата.
Недавно был день памяти Державной иконы Божией Матери. Она явилась в очень печальный момент в истории, когда люди отреклись от своего царя и оболгали царя, сказали, что он отрёкся, сфабриковали ложные документы одни люди, а другие поверили в это и тем самым показали, что они недостойны иметь православного царя. После этого злодеяния наша страна поверглась в бездну, начались неустройства, нестроения, голод, холод, гражданская война, репрессии, Вторая мировая война, опять голод и до сих пор мы не можем прийти в себя от великого потрясения, которое произошло от предательства. Народ предал своего царя, а император Николай II, страстотерпец, со своей семьёй мужественно до конца пронёс свой крест, показывая пример кротости, смирения, пример верности Богу и своему народу. Он мог отстоять свою правду, но тогда пролилось бы много крови, и ради того, чтобы не было братоубийственной войны, он не пошёл на это, но показал образ смирения, кротости до конца своей жизни, научил этому и свою семью. Вместе  они вошли в Царство Небесное и ходатайствуют о нашем спасении пред Богом  и доныне. Сегодня мы прославляем их, благодарим их за молитвы и просим, чтобы они исходатайствовали нам мир и устройство в этой жизни и спасение в жизни вечной. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Всех поздравляю с праздником.

НОВОСТИ

19 марта 2017 г. в Николо-Сольбинский женский монастырь приехали необыкновенные гости – воспитанники московского творческого центра «Ангелы надежды». Это дети с нарушением слуха, которых обычно называют глухонемыми. Но на самом деле они разговаривают, причем очень оживленно и весело, и даже… поют. Да-да это детский хор! Они поют языком жестов, танцуют, передают все эмоции, которые вкладывает автор в своё произведение, жестами и пластикой. «Ангелы надежды» первыми исполнили гимн России языком жестов для глухих и слабослышащих людей.
Юные артисты выступили перед сестрами, воспитанницами «Доброй школы на Сольбе» и гостями монастыря с небольшим концертом. Все слышали звукозапись песен, а дети синхронно исполняли их на языке жестов и танцевальных движений.
Особым моментом стало знакомство и общение участников этого творческого коллектива с воспитанницами детского приюта, на базе которого создан хор «Сольба». Ребята общались, конечно, с помощью сурдопереводчика, но смогли обменяться впечатлениями и рассказать друг другу о своей жизни. Воспитанницы приюта выучили несколько жестов, чтобы иметь возможность общаться со своими новыми друзьями напрямую. От сурдопедагогов, сопровождающих «Ангелов надежды», девочки узнали, как будет на жестовом языке «здравствуйте», «спасибо», «я тебя люблю», «Бог», «молитва», «Матушка», «свет», «ангелы», «надежда», «помоги», «помогу», «дорога», «рассвет» и многие другие слова.
Для гостей сёстры монастыря организовали специальную экскурсию об истории и архитектуре обители, укладе монастырской жизни. Экскурсанты посетили храмы, где молитвы им также перевели на язык жестов.
Это знакомство воспитанниц приюта с московским творческим коллективом стало стартом благотворительной акции «Дети спасают детей», которая пройдёт во время торжественного открытия II ежегодного Фестиваля гостеприимства «Хлеб-да-Сольба» 14 мая 2017 года в Николо-Сольбинском женском монастыре. Данная акция – не имеющее аналогов совместное выступление двух самобытных хоров: детского хора воспитанниц приюта «Сольба» и творческого коллектива детей и молодёжи с нарушением слуха и речи «Ангелы надежды». Объединившись в единый хор, участники синхронно исполнят известные и любимые песни русских и советских авторов: «Ангелы надежды» – языком жестов, «Сольба» – своими яркими  голосами.
Такая творческая дружба, станет доброй основой для формирования позитивного общественного мнения по отношению к детям с непростыми судьбами и их реабилитации. Благодаря этому знакомству они сами станут докторами и помогут, прежде всего, друг другу спастись в непростом современном мире.

 

МОНАШЕСКОЕ ДЕЛАНИЕ

ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ
Старец Иосиф Ватопедский
Для нас, монахов, Крест является центром наших стремлений, он – наша гордость, наша надежда и упование. Когда мы видим неистовство врага и многочисленные слабости нашей собственной природы, страсти и желания, пленяющие нас и грозящие привести нас к гибели, мы обращаемся к Кресту и собираемся с силами, чтобы бороться и выйти победителями.
Необходимо сказать о том, как нам взять свой крест и поднять его беспрепятственно. Ведь только таким образом, по мере нашего восхождения к кресту, мы увидим за ним символ нашего собственного воскресения. Только те, кто умрут, обретут жизнь. То есть тот, кто стремится найти жизнь, должен ее «погубить». А тот, кто ее «погубит ради Меня и Евангелия», иными словами, тот, кто поднимет свой крест, безусловно, удостоится воскресения. Поэтому сегодня вечером мы с глубоким благочестием слушаем молитвенные гимны наших отцов, дабы поклониться символу, который дьявол явил как проклятие, но который Господь обратил в благословение и сокрушил дьявола, даровав нам непобедимое оружие. Обращаясь к Кресту Господню, мы должны неустанно и настойчиво просить, чтобы нам никогда не оставить свой крест, ибо в нем заключено все наше благо.
Почитая Крест, мы, по сути, воздаем славу нашему распятому Господу, возродившему искаженный и развращенный образ нашей человеческой природы, который она получила после грехопадения. Посещая различные земли, благодетельствуя людям, Господь открывал людям способ исцеления и возрождения. Это был Его дар людям, ведь Он излечивал все проявления человеческих болезней и слабостей, чтобы дать бой темным силам, сокрушить смерть и ее источник – дьявола, и даровать нам Свою благодать. И тем, посредством чего было явлено чудо человеческого воскресения и возвращения его подверженной тлению природы к равновесию, был Честной Крест, воздвижение которого сегодня празднует наша Церковь. Отцы по праву называют Крест «источником нашей жизни». При помощи Креста каждый из нас обретает собственную личность, независимо о того, каким страстям и недостаткам подвержен человек. Призывание силы и благодати Креста помогает человеку познать себя и преодолеть свои слабости. Если человек стремится подняться из глубин беззаконной жизни к жизни согласно его природе, ему поможет Крест. Если человек хочет подняться еще выше, к небу, где и находится наше жительство, его лестницей будет Крест.
Но чем же является Крест? В вещественном смысле это символ, которым мы обладаем. Но этот символ нельзя создать. Значение имеет сила, которая кроется в этом символе. С помощью этой силы Бог Слово объединил несогласных и, как я уже говорил, вернул к равновесию нашу взбунтовавшуюся природу, подверженную тлению. Он упразднил смерть и дьявола, открыл людям вход в рай, чтобы они смогли вернуться туда, откуда ушли, смогли войти туда, где «превыше всякого Начала и Власти, и Силы, и Господства и всякого имени, именуемого, одесную Отца», где есть все Божественные обеты. «Хочу, Отче, чтобы, где я, там и они были со мною». Такую огромную ценность получает человек с помощью Честного Креста. Но мы должны не просто абстрактно призывать действие благодати Креста, но должны надеть его и принять в свое сердце. Вспомните, что говорил наш Господь: «Что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною, возьми свой крест».
Вот в чем смысл Креста. Падение как человеческой, так и ангельской природы, их отступление от Бога и приход к катастрофе – весь этот самообман является результатом возвращения к корыстолюбию, которое, в свою очередь, приводит к крайнему эгоизму. Именно этот эгоизм является причиной катастрофы. Но это болезненное состояние преодолевается посредством самоотверженности, которой и является Крест. Наш Господь добровольно предпочел самоотверженность, дабы на своем практическом примере показать нам способ, с помощью которого мы сможем исцелиться. Крест непосредственно связан с понятием самоотверженности – умением оставить свою волю и предать себя воле Божественной. И только этот труд и эта борьба может называться Крестом. Вспомните слова нашего Господа. Когда Пилат призвал Его к ответу, Он молчал. Почему Он не отвечал Пилату? Если бы он ответил, это бы означало, что Он ищет оправдания. Но оправдание – это единственное, чего Он не искал. В другой ситуации, с тем, чтобы открыть нашему разуму смысл этой Божественной тайны, Господь говорит: «Отче, спаси Меня от часа сего». Однако при этом тут же добавляет: «Но ради этого Я пришел на час сей».
Каждому из нас необходимо понять, что в жизни нашей нет никакого другого смысла. Одно лишь это назначение есть у нашей жизни – постоянная готовность поднять Крест в его экзистенциальном значении. Ни одна грань откровения Божественной воли не должна остаться без внимания. Это суть нашего предназначения. Мы живем в этом мире не для того, чтобы перемещаться из одного места в другое и приобретать. Такой смысл придавали жизни ветхозаветные отцы. Высокое положение занимал и царь Давид, который в своих псалмах раскрывает весь смысл антропологии и христологии. В одном из стихов он пишет: «Ради слов уст Твоих я сохранил пути твердые». И это при том, что он был царем, а в те времена цари обладали неограниченной властью. Но его не интересовало его могущество. Он признается, что главной целью его жизни было «несение креста» и точное исполнение Божественной воли. Для молитвы он определил часы, которые неукоснительно соблюдал и этим гордился: «Семикратно в день прославляю Тебя». При этом он был царем, военачальником, правителем и судьей. Но ни одна из этих обязанностей, равно как и его жены, дети и другие многочисленные заботы, не препятствовала ему молиться «семикратно в день» и постоянно быть мысленно обращенным к Богу.
Видите, какие усилия прикладывает боголюбивый человек, чтобы выполнить свое предназначение? Тот, кто хочет поклониться и правильно прославить Крест, должен отвратиться от всех целей, чуждых Божественной воле. Тело его может беспрепятственно двигаться, чтобы выполнить все необходимые работы. Но разум человека должен быть занят Богом. Как люди, обладающие телом, мы вынуждены обращаться к материальному. Но да не пленит оно наш ум, который всегда должен быть обращен к Богу! Необходимо постоянно пытаться «возлюбить Господа Бога своего всем сердцем своим, и всею душею своею, и всем разумом своим, и всей крепостию своею», и впоследствии своего ближнего. Если таким образом человек будет нести свой крест, он обязательно удостоится воскресения. Как говорит апостол Павел: «Если мы умерли», держа крест, «с Ним и жить будем, если отречемся, то и Он отречется от нас». Эта дилемма трагична. Либо исповедание, либо отрицание – середины нет. Или мы всегда держим в руках крест, «распинаемся» вместе с нашим Господом и удостаиваемся воскресения, или, независимо от нашего желания, мы оказываемся среди отрекшихся, за что и Он отречется от нас. Да не будет так!
Постоянно пребывая с «подпоясанными одеждами и зажженными светильниками», мы должны непрестанно нести крест. Чтобы в любой час Господь, призвавший нас к Его познанию, мог обратить на нас Свой взор, дабы проверить, в каком состоянии мы пребываем, и найти нас следующими за ним и крепко держащими на плече свой крест. Будем всегда украшены трудолюбием, чтобы никакой предлог не смог отвратить нас от хранения и соблюдения Божественных заповедей. Только так мы сможем истинно чтить Честной Крест. Таких христиан хочет видеть Господь.
В этом мире мы, монахи, как «овцы среди волков». Нас не удивляют соблазны, различные противоречия, происходящие от греха и греховности. Они различными способами пытаются отвратить нас от поклонения нашему Господу. Грех во всех его проявлениях, это новое и одновременно древнее «божество», стремится помешать нам служить Христу. Но мы своими открытыми помышлениями должны ежечасно взывать: «Прочь, сатана, Господу Богу моему поклоняюсь и Ему одному служу». Лишь одно назначение есть у человеческой жизни – открыть и хранить волю Христа. А если я подвергаюсь опасности, своей жизни я не пожалею.
Это путь мучеников, исповедников, преподобных и всех других праведников, «от первых и до последних». Мы являемся продолжателями этого наследия, имея заступниками души всех праведников и святых, которые украшают процветающую Церковь, постоянно молятся за нас и ожидают нас. Никто из нас не должен быть лишенным этого и оставаться в тени. Пусть каждый смело идет к своей цели, благодатью Честного Креста Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

«В преддверии скорбного юбилея 100-летия отстранения от престола Императора Николая II и заключения под стражу Государя и его Семьи, Научно-исторический отдел Николо-Сольбинского монастыря совместно с Крестовоздвиженской Ливадийской дворцовой церковью Симферопольской и Крымской епархии, Кафедральным собором в память новомучеников и исповедников Российских Исилькульской епархии выпускает в свет издание: “Духовный мир Императора Николая II и его Семьи”, главы из рукописи которой мы представляем вашему вниманию.
В этой работе впервые подробно рассмотрены различные аспекты религиозной жизни последней Царской семьи вплоть до её мученической кончины, а также вопросы, связанные с отстранением Государя от Престола в марте 1917 года. Исследование построено на эпистолярных, мемуарных и архивных источниках, часть из которых публикуется впервые. Книга содержит большое количество иллюстраций, в том числе не изданных ранее. Работа рассчитана на широкий круг читателей, как специалистов, так и знакомящихся с «царской темой» впервые. По плану издание должно увидеть свет к празднику Христовой Пасхи 16 апреля 2017 г. Автор – руководитель Церковно-исторического проекта «Летопись», руководитель научно-исторического отдела Николо-Сольбинского женского монастыря, сотрудник «Доброй школы на Сольбе», историк, кандидат исторических наук и богословия Константин Геннадиевич Капков».
В ТОБОЛЬСКЕ (Отрывок)
Спектр духовных переживаний Царицы нашел свое отражение в письмах к Вырубовой. Считаем нелишним привести их в значительном объеме. Читаем в письме от 24 ноября: «Мать и дочки работают и много вяжут, приготовляя рождественские подарки. <…> Надеюсь на лучшее будущее. Бог не оставляет тех, кто Его любят и верят в Его безграничное милосердие, и когда мы меньше всего ожидаем, Он нам поможет и спасет эту несчастную страну. Терпенье, вера и правда».
8 декабря: «Да, прошлое кончено, благодарю Бога за все, что было, что получила, и буду жить воспоминаниями, которые никто от меня не отнимет. Молодость прошла… <…> Дух у всех семи бодр. Господь так близок, чувствуешь Его поддержку, удивляешься часто, что переносишь вещи и разлуки, которые раньше убили бы. Мирно на душе, хотя страдаешь сильно, сильно за Родину».
10 декабря: «Мирское все проходит: дома и вещи отняты и испорчены, друзья в разлуке, живешь изо дня в день. В Боге все, и природа никогда не изменяется. <…> [Камердинер] Волков везет меня в кресле в церковь — только через улицу — из сада прохожу пешком. Некоторые люди кланяются и нас благословляют, другие не смеют. Учишься теперь не иметь никаких личных желаний. Господь милосерд и не оставит тех, кто на Него уповает».
15 декабря: «Есть вещи, которые отгоняю от себя, убивают они, слишком свежи еще в памяти — все прошлое. Что впереди, не догадываюсь. Господь знает и по-своему творит. Ему все передала. Помолись за нас и за тех, кого мы любим, и за дорогую Родину, когда бываешь у “Скоропослушницы”; ужасно люблю ее чудный лик. <…> Попрошу через [камердинера] Чемодурова особенно в воскресенье вынимать частицу за тебя и всех наших, наверное, ты будешь говеть с нами». (Отметим, что посредством разных лиц Императрица постоянно подавала записки для поминаний своих близких в церквах Тобольска.)
9 января: «Верь, дорогая, Господь Бог и теперь тебя не оставит. Он милостив, спасет дорогую, любимую нашу Родину и до конца не прогневается. Вспомни Ветхий Завет, все страданья израильтян за их прегрешения. А разве Господа Бога не забыли, оттого они счастья и благополучия не могут принести — разума нет у них. О, как молилась 6-го [января], чтобы Господь ниспослал бы духа разума, духа страха Божия. Все головы потеряли, царство зла не прошло еще, но страданье невинных убивает. Чем живут теперь, и дома, и пенсии, и деньги — все отнимают. <…> Теперь я все иначе понимаю и чувствую — душа так мирна, все переношу, всех своих дорогих Богу отдала и Святой Божией Матери. Она всех покрывает Своим омофором. Живем, как живется».
16 января 1918 года с некоторым юмором и иронией: «Пора кончать — все пошли в трапезную, я останусь дежурить у болящей рабы Божией Анастасии. Рядом в келии сестра Екатерина дает урок. <…> Отец наш, Батюшка Николай, собирает нас по вечерам вокруг себя и читает нам вслух, а мы занимаемся рукоделием. Со своею кротостью и при телесном здравии он не пренебрегает в это тяжелое время колоть и пилить дрова для наших нужд, чистит дорожки со своими детьми. Матушка наша Александра приветствует вас, многолюбимая сестра, и шлет вам свое материнское благословение и надеется, что вы, сестрица, хорошо поживаете в духе Христа. Тяжело вам живется, но дух тверд. 2 градуса мороза, тихо на улице. Добрая сестра Серафима. Будьте Богом хранимы, прошу ваших молитв. Христос с Вами. Грешная сестра Феодора».
24 января: «Благодарю день и ночь за то, что не разлучена со своими собственными 6 душками, за много надо благодарить, за то, что ты можешь писать, что не больна, храни и спаси тебя Господь, всем существом за тебя молюсь, а главное, что мы еще в России (это главное), что здесь тихо, недалеко от раки св. Иоанна [Тобольского]».
18 февраля : «Солнышко блестит, греет днем, и чувствуем, что все-таки Господь не оставит, но спасет, да спасет, когда все мрачно и темно кругом и только слезы льются. Вера крепка, дух бодр, чувствую близость Бога. Ангел мой, не скорби — это все должно сбыться. Только, Боже, как мне этих невинных жаль, которые гибнут тысячами».
15 марта: «Крестный путь, а потом Христос воскрес! Год скоро, что расстались с тобой, но что время? Ничего, жизнь — суета, все готовимся в Царство Небесное. Тогда ничего страшного нет. Все можно у человека отнять, но душу никто не может, хотя диавол ловит человека на каждом шагу, хитрый он, но мы должны крепко бороться против него: он лучше нас знает наши слабости и пользуется этим. Но наше дело быть настороже, не спать, а воевать. Вся жизнь — борьба, а то не было бы подвига и награды. Ведь все испытания, Им посланные, попущенья — все к лучшему; везде видишь Его руку. Делают люди тебе зло? А ты принимай без ропота: Он и пошлет Ангела-хранителя, утешителя Своего. Никогда мы не одни, Он Вездесущий — Всезнающий — Сам любовь. Как же Ему не верить? Солнце ярко светит. Хотя мир грешит и мы грешим, тьма и зло царствуют, но солнце правды воссияет; только глаза открывать, двери души держать отпертыми, чтобы лучи того солнца в себя принимать. Ведь мы Его любим, дитя мое, и мы знаем, что “так и надо”. Только потерпи еще, душка, и эти страданья пройдут, и мы забудем о муках, будет потом только за все благодарность. Школа великая. Господи, помоги тем, кто не вмещает любви Божией в ожесточенных сердцах, которые видят только все плохое и не стараются понять, что пройдет все это: не может быть иначе: Спаситель пришел, показал нам пример. Кто по Его пути, следом любви и страданья идет, понимает все величие Царства Небесного. — Не могу писать, не умею в словах высказать то, что душу наполняет, но ты, моя маленькая мученица, лучше меня все это понимаешь: ты уже дальше и выше по той лестнице ходишь… Живешь как будто тут и не тут, видишь другими глазами многое, и иногда трудно с людьми, хотя религиозными, но чего-то не хватает, — но то, что мы лучше, напротив, мы должны были бы быть более снисходительными к ним… Раздражаюсь все-таки еще. Это мой большой грех, невероятная глупость».
Вскоре после Причастия, 26 марта: «Вот и Великий Пост! Очищаемся, умолим себе и всем прощение грехов, и да даст Он нам пропеть на всю святую Русь “Христос воскресе!” Да готовим наши сердца Его принимать; откроем двери наших душ; да поселится в нас дух бодрости, смиренномудрия, терпения и любви и целомудрия; отгоним мысли, посланные нам для искушенья и смущенья. Станем на стражу. Поднимем сердца, дадим духу свободу и легкость дойти до неба, примем луч света и любви для ношения в наших грешных душах. Отбросим старого Адама, облекемся в ризу света, отряхнем мирскую пыль и приготовимся к встрече Небесного Жениха. Он вечно страдает за нас и с нами и через нас; как Он и нам подает руку помощи, то и мы поделим с Ним, перенося без ропота все страданья, Богом нам ниспосланные. Зачем нам не страдать, раз Он, невинный, безгрешный, вольно страдал? Искупаем мы все наши столетние грехи, отмываем в крови все пятна [sic! — К. К.], загрязнившие наши души. О, дитя мое родное, не умею я писать, мысли и слова скорее пера бегут. Прости все ошибки и вникни в мою душу. Хочу дать тебе эту внутреннюю радость и тишину, которой Бог наполняет мне душу, — разве это не чудо! Не ясна ли в этом близость Бога? Ведь горе бесконечное — все, что люблю — страдает, счета нет всей грязи и страданьям, а Господь не допускает унынья: Он охраняет от отчаянья, дает силу, уверенность в светлое будущее еще на этом свете».
2 апреля: «Много все пережили, но Господь Своей милостью не оставит Своих овец погибнуть. Он пришел в мир, чтобы Своих в одно стадо собрать, и Сам Всевышний охраняет их. Душевную связь между ними никто не отнимет, и свои своих везде узнают. Господь их направит, куда им нужно идти. Промысел Божий недостижим человеческому уму. Да осенит нас Премудрость, да войдет и воцарится в душах наших, и да научимся через нее понимать, хотя говорим на разных языках, но одним Духом. Дух свободен. Господь ему Хозяин; душа так полна, так живо трепещет от близости Бога, Который невидимо окружает Своим Присутствием. Как будто все святые угодники Божии особенно близки и незримо готовят душу к встрече Спасителя мира. Жених грядет, приготовимся Его встречать: отбросим грязные одежды и мирскую пыль, очистим тело и душу. Подальше от суеты, — все суета в мире. Откроем двери души для принятия Жениха. Попросим помощи у Св. Угодников, не в силах мы одни вымыть наши одежды. Поторопимся Ему навстречу! Он за нас, грешных, страдает, принесем Ему нашу любовь, веру, надежду, души наши. Упадем ниц перед Его пречистым образом; поклонимся Ему и попросим за нас и за весь мир прощенье, за тех, кто забывает молиться, и за всех. Да услышит и помилует. И да согреем мы Его нашей любовью и доверием. Облекшись в белые ризы, побежим Ему навстречу, радостно откроем наши души. Грядет Он, Царь славы, покланяемся Его кресту и понесем с Ним тяжесть креста. Не чувствуешь ли Его помощь, поддержки несения твоего креста? Невидимо Его рука поддерживает твой крест, на все у Него силы хватит; наши кресты только тень его креста. <…> Торжествует Господь, умудряет сердца: увидят все языцы “яко с нами Бог”. Слышишь ли мой голос? Расстояния ничего не значат — дух свободен и летит к тебе, и вместе полетим к Богу, преклонимся пред Его престолом. Я спокойна, все это в душе происходит».
Что мы видим в письмах Государыни: терпение и упование на волю Божию, страдания за ближних. Ее послания довольно эмоциональны, рассуждая, Императрица начинает увлекаться мыслью, парить, восхищаться…
Сравним это с ранними думами Царицы. Например, еще до замужества в 1894 году Принцесса Аликс писала Ники: «Обратись ко Господу, Он всегда милосерд и благ, и утешит нас, когда не помогают утешения земные. Я уверена, что эти годы терзаний и неопределенности были нам во благо и приблизили нас к Нему — разве Он не милосерд в конце концов? Пути Его неисповедимы и часто нас даже пугает, что Он, ведя нас по жизни, попускает каждому свои искушения, но и полностью прощает, если мы осознаем и каемся в своих грехах, попускает нам скорби и учит, как преодолевать их. Он вознаграждает нас, благословляет и никогда не покидает нас… Но что на меня сегодня нашло — я пишу проповедь. Прости меня дорогой…».
И в следующем письме: «”На каждом кресте своя надпись”. Я думаю, что наша — это терпение». Интересно, что и жених Ники в письмах невесте неоднократно замечал: «Да, я должен снова это повторять: терпенье — наш девиз… Моя любимая, наше маленькое разочарование — ничто в сравнении с тем, через что должны проходить другие». («Маленькое разочарование» — это пятилетнее ожидание свадьбы…) И позднее, и после свадьбы, например, в письме 1899 года в полном расцвете, в 32 года, Император писал супруге: «Ничего не поделаешь, мы должны, как обычно, собрать свое мужество и терпеливо нести свой крест, как велит нам Иисус Христос».
Обратим внимание, что в 1894 году, увлекаясь в религиозных рассуждениях Александра Федоровна, как бы одергивает себя: «Но что на меня сегодня нашло — я пишу проповедь. Прости меня дорогой». И то же мы видим в письме 1918 года. Сначала Царица восклицает: «Дух свободен и летит к тебе [Вырубовой], и вместе полетим к Богу!» и тут же спохватывается: «Я спокойна, все это в душе происходит». Многие видели (хотят видеть) в импульсивности духовных рассуждений Царицы некую болезненную религиозность экстатического характера, истерию и, следовательно, неадекватность. Это не так. Это просто эмоциональность, выраженная только в письмах к самым близким друзьям и мужу.
Мы увидим это дальше, вернувшись к событиям в Тобольске.
В апреле 1918 года Царская семья начала хлопоты о переселении на лето из губернаторского дома в какой-либо монастырь. Но внезапно 25 апреля, в четверг, перед Страстной седмицей, прибывший из Москвы комиссар Василий Васильевич Яковлев (настоящее имя: Константин Алексеевич Мячин) объявил Царской семье, что уже этой ночью должен состояться их переезд на новое, неизвестное место. Цесаревич Алексей был сильно болен, но большевики настаивали на немедленном отъезде Государя. С ним разрешили, по желанию, поехать и другим членам Семьи, близким и прислуге. Императрица была поставлена перед тяжелейшим выбором: оставить Государя или тяжелобольного ребенка? «Какая ужасная пытка», — сказала она тогда.
Чарльз Сидней Гиббс на следствии Соколова показал, что в апреле 1918 года: «Он [Цесаревич] был очень болен и страдал. Императрица обещала после завтрака [25 апреля] прийти к Нему. Он все ждал, ждал, а Она все не шла. Он все звал: “Мама, Мама”. Я вышел и посмотрел через дверь. У меня сохранилось впечатление, что среди зала стояли Государь, Императрица и Яковлев. Я не слыхал, что они говорили. Я опять пришел к Алексею Николаевичу. Он стал плакать и все звал: “Где Мама?” Я опять вышел. Мне кто-то сказал, что Она встревожена, что Она поэтому не пришла, что встревожена; что увозят Государя».
Зачем и куда увозили Царя, комиссар не говорил. Императорская чета полагала, что в Москву, возможно, для подписания кабального для России договора с немцами. Царица решила, что может быть нужнее Царю, то есть России, которую он для нее олицетворял, и не оставила его. Как свидетельствовал тот же Чарльз Сидней Гиббс: «Больше всего Она [Царица] боялась потерять Россию».
В православном миропонимании это верная иерархия: Бог (Церковь), Родина, семья (малая церковь). Такую лествицу ценностей верно увидел у Царской семьи протопресвитер Михаил Польской. Он отметил: «Любовь к семье у Царственной Четы не побеждала их любви к родине и ради родины они готовы были жертвовать собою и семьею, что они доказали на деле. Однако любовь к родине и семье не побеждала их любви к Богу. Бог, родина, семья — вот три служения Императора, где сосредоточивалась его жизнь и вся любовь, но каждая ценность заняла подобающее ей место в его сердце».
Поэтому, служа России, Императрица все же оставила сына в то время, когда у него был очередной приступ болезни, и она могла больше не увидеть его живым. Государыня это понимала лучше кого бы то ни было, и уехала с мужем. Таким образом, очевидно, что никакой болезненной истеричности даже в отношении тяжелейшей болезни сына у нее не было. Уже один этот случай говорит, что она обладала железной волей и трезвым, расчетливым умом, что несовместимо с истеричностью.
Вместе с Императорской четой отправились в неизвестность Великая княжна Мария Николаевна, а также князь Василий Александрович Долгоруков и врач Евгений Сергеевич Боткин, из прислуги — Терентий Иванович Чемодуров, Иван Дмитриевич Седнев, Анна Степановна Демидова. Остальные члены Семьи и сопровождающие их лица должны были воссоединиться с Императорской четой после выздоровления Цесаревича. Пятницу и Лазареву субботу Венценосцы провели в дороге на дешевых тарантасах вместе с охраной.
Узники прибыли в Тюмень в ночь на Вербное воскресение, и утром же на праздник Входа Господня в Иерусалим, перед Страстной седмицей, поезд из Тюмени двинулся в Екатеринбург.

ИЗ ГЛУБИНЫ СЕРДЦА

 

Монастыри – душа России

Отшельники служили Богу
Среди песков, пещер, камней,
Питаясь хлебом понемногу,
Плетя циновки из ветвей.
Сегодня мир забыл о Боге,
Все сферы грех заполонил –
В духовном центре и подмоге
Теперь нуждается наш мир.
Светильник не сокрыть под спудом –
Ему назначено светить,
Дарить огонь другим сосудам,
Уметь прощать, уметь любить.
От тьмы безбожья обессилев,
К святыням тянется народ.
Монастыри – душа России,
Её незыблемый оплот.

(Мария Шадрина, выпускница «Доброй школы на Сольбе»)

 

МОНАСТЫРСКИЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

  • Строительство храма Святителя Николая. В Николо-Сольбинском монастыре возводится храм в честь святителя Николая и святых Царственных Страстотерпцев. Паломники и гости монастыря получили возможность внести именное пожертвование на его строительство. Первые памятные сертификаты уже выданы тем, кто украсил свое посещение святой обители добрым делом – участием в строительстве храма, посвященного великому угоднику Божию – святителю Николаю Чудотворцу. Испокон века храмы на Руси строили всем миром, традиционной формой благотворительности были пожертвования «на кирпичик». Предлагаем поучаствовать в возрождении этой доброй благочестивой традиции. Святой праведный Иоанн Кронштадский писал: «Если на Вашу долю выпала честь строить Дом Божий, примите это как великий дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит тому Господь». Каждому жертвователю выдаётся памятный сертификат благотворителя, который может стать прекрасным подарком Вашим близким, свидетельством молитвенной помощи и заботы о них. Имя обладателя сертификата вносится в специальный синодик для вечного поминовения за Божественной Литургией. Сделать пожертвование (от 1000 р. – 1 имя) на именной кирпич Вы можете, перечислив денежные средства на банковский счет монастыря с пометкой в назначении платежа: «Именной кирпич – ФИО» Например: «Именной кирпич – Лебедев Сергий Владимирович, Морозова Елена Николаевна», указав точный почтовый адрес, по которому мы вышлем Ваш Памятный сертификат благотворителя.

  • Николо-Сольбинский женский монастырь примет в дар любые автомобили. Подробнее по телефону: +7-915-970-44-61 (с. Дария).

  • По поводу пожертвований стройматериалов звоните: +7-915-970-42-59 (монахиня Марфа).

  • Николо-Сольбинский женский монастырь приглашает на работу специалистов:

    • В “Добрую школу на Сольбе” требуются: учитель ИЗО, учитель технологии, учитель информатики, учитель фортепиано, учитель сольфеджио, концертмейстер. Контактный телефон +7-915-970-23-35.
    • На монастырскую ферму требуется доярка (коровы и козы) с опытом работы (в том числе машинного доения). Контактный телефон +7-980-650-74-95 (сестра Татиана).
    • В швейную мастерскую требуются швеи и закройщицы. Контактный телефон: +7-915-196-13-37 (Антонина Михайловна).
    • В керамическую мастерскую требуются специалисты: технолог керамического производства, художники, заливщики форм, гипсомодельщик, дизайнер. Контактный телефон: +7-980-749-17-78 (сестра Домника).

ЖДЕМ ВАС

  • Наш адрес: 152030 Ярославская обл., Переславский р-н, местечко Сольба, Николо-Сольбинский женский монастырь
  • Наш сайт: www.solba.ru
  • Электронная почта: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
  • Телефон: +7-915-970-24-74 (секретарь), +7-915-970-43-28 (гостиница)
  • Присылайте Ваши статьи, рассказы, стихи, рисунки на разные темы. Ваше слово да будет в прославление Господа, Божией Матери и святых. Слово, которое направит людей на доброе и светлое, многим откроет другой мир настоящих человеческих ценностей. Ваше слово – это апостольский труд, проповедь. Это лепта бедной вдовицы, которая для Бога была дороже всех остальных сокровищ… Ждем Ваших писем по адресу: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
 
 
222_rrrre-1920
153
799535
71544028_41868921_1204709136_spring_00077
0_11f14_240c6e83_XL
-
110445252_12