АНО СЕМЬЯ РОССИИ
И на берег вышел, душой возрожден, Владимир для новой державы
27.07.2016 21:41

28a

И на берег вышел, душой возрожден, Владимир для новой державы.

И в Русь милосердия внес он закон — дела стародавних, далеких времен, преданья невянущей славы!..

Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Уже древнерусские книжники называли его Равноапостольным, ибо подвиг князя Владимира вполне соизмерим с апостольским: великая страна, Русь, его стараниями освещена была светом христианской веры. Около 989 года Русская земля приняла христианство в качестве официальной, государственной религии, и это событие на тысячелетие определило весь ход нашей истории.

«Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия!» – это молится князь Владимир на крещении киевлян. Пожалуй, в русской истории найдется немного столько противоречивых имен , как имя князя Владимира. Церковь прославила его в лике святых, и не просто святым, но равноапостольным – равным апостолам. Хотя в детстве Владимира воспитывали в христианском духе (здесь немало потрудилась его бабушка – святая равноапостольная княгиня Ольга), в молодые годы он с лихостью бросился в язычество. Опираясь на языческие верования, Владимир и пришел к власти: убив Ярополка, сочувствовавшего христианству, заручившись поддержкой киевлян-язычников. Усиляя язычество, Владимир ввел и культ громовержца Перуна – бога войны: поклонение ему требовало и человеческих жертв: так, после победоносного похода на ятвягов в жертву были принесены (а вернее, растерзаны толпой) варяг-христианин и его сын. Это были первые мученики христиане на Руси – Федор и Иоанн.  Но со временем Владимир стал понимать, что никакие пиры и жертвоприношения, самые изысканные и неслыханные удовольствия не способны заполнить ту пустоту в его душе, которая с каждым днем становится все тяжелее и вот-вот поглотит его целиком. О принятии христианства Русью до нас дошло несколько повествований. Летопись рассказывает о том, как князь решил выбрать новую веру для страны и отправил послов в разные страны наблюдать, изучать и запоминать. Везде было хорошо, но только в православной Византии послы так и не поняли – на земле ли они были или на небе – так удивительно было там. Есть и исторические свидетельства о посольствах Волжских булгар, хазар, немцев, греков, предлагавших Владимиру принять свою веру. Летопись сохранила ответ Владимира посольству Папы, предлагавшему крестить Русь: "Идите назад, ибо отцы наши сего не принимали". Одним из первых дел князя Владимира-христианина стала отмена смертной казни. А вот капища языческие и правда были повсюду уничтожены, а вместо деревянных да каменных идолов стали воздвигать храмы, в сердца и души, привыкшие к кровной мести и жертвоприношениям приносятся слова Христа «блаженны миротворцы, блаженны милостивые, блаженны чистые сердцем»… Любовь и умение дать пир на весь мир Владимир тоже обратил на благо: за трапезами, которые он давал после праздничных служб, находилось место и всем больным, нищим, голодным – от князя и весь народ учился милосердию и заботе о самых обездоленных. Князь Владимир начал учить грамоте детей, выстроил первую линию обороны против кочевников, стал строить новые города, многие князья крестились, следуя его примеру. И не только на Руси. Не мстил Владимир и своим врагам: в 1013 году в Киеве был раскрыт заговор Святополка Окаянного против Владимира, целью которого было не только самому прийти к власти, но и объединить западно- и восточнославянские земли под эгидой католической Польши. Когда заговор был раскрыт, Святополк принес покаяние и был оставлен на свободе.

Каждый православный народ особенно чтит первого из своих князей и царей, который дал своей стране Христа. На грани язычества и христианства, там, где бушуют страсти, где борьба порой бывает самая трагическая и страшная, всегда стоит человек, который имел мужество весь народ свой посвятить Богу и всему народу дать Спасителя. За это мы благодарим князя Владимира, за это мы его вспоминаем; и вместе с этим каким утешением является такая личность, как он, для каждого из нас – грешного, слабого, порой порывистого в вере, непостоянного в добре, – когда мы видим, что такой же, как мы, человек смог открыть Бога, и так глубинно, так потрясающе измениться во всем.

 
 
____51
21712
9114539
39774649
92505
815793588
91905