АНО СЕМЬЯ РОССИИ
Великий пост - весна души. С началом Великого поста
14.03.2016 18:06

bshfkghs

14 марта вся Православная Церковь вступает на спасительно поприще Великого поста – одного из четырех многодневных постов, установленных Церковью как время особенного воздержания, молитвенного усердия и покаяния. Великий пост продолжается сорок дней, затем – после праздника Входа Господня в Иерусалим, Вербного воскресенья (в 2016 году – 24 апреля) – следует Страстная седмица, напоминающая нам о последних днях земной жизни Господа Иисуса Христа и завершающаяся 1 мая великим, всерадостным праздником Светлого Христова Воскресения. Последний день перед началом Великого поста Церковь именует Прощеным воскресеньем, и название это имеет глубокий смысл. Вступая в пост, необходимо прежде всего примириться с теми, кого мы намеренно или невольно смутили, расстроили, оскорбили. Прощая и взаимно испрашивая прощения, мы снимаем со своего сердца тяжелый камень взаимных обид и недовольств. Совершаемый в храмах вечером Прощеного воскресения чин прощения умилителен и трогателен по своему духовному смыслу: верующие собираются на это богослужение, чтобы примириться с Небом, с Церковью, с ближними, делом исполнить слов Самого Господа: «Прощайте и прощены будете» (Лк. 6, 37).

На протяжении первых четырех дней Великого поста в храмах за вечерними службами читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Православные люди всегда стараются не пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб. Все, кто пережил свой первый Великий пост, никогда не забудет тех мыслей и чувств, которые рождали впервые услышанные великопостные песнопения и молитвословия: «Прииде пост, мати целомудрия»... «Ныне предочистимся в посте и слезах»... "Постное время светло начнем»... «Истинный пост есть злых отчуждение» .. Даже для тех, кто впервые услышал эти слова, невозможно остаться равнодушным. Получается удивительная вещь: Церковь облачается в темные ризы, плачет через покаянные стихиры, а душа радуется и трепещет, ожидая этого времени – Великого поста. В первую пятницу Великого Поста положенная в этот день по уставу литургия преждеосвященных даров завершается не совсем обычно. Читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо — смесь из вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздается верующим.

В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 году о победе православных на Седьмом Вселенском соборе. Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях храмовые иконы. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, то есть объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и «Вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «Многие лета» — живущим.

Во второе воскресение Великого поста Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов — святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что святой Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста. В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Эта песнь поется и на литургии вместо «Трисвятого». Церковь выносит в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Святой Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он, после часов, перед литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются Крестопоклонными.

В четвертое воскресенье вспоминается святой Иоанн Лествичник, написавший сочинение «Лествица», в котором показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. Страстная неделя посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Всю эту неделю христиане должны проводить в посте и молитве. Этот период траурный и поэтому одеяния в церкви бывают черные. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня.

Понедельник, вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. Особенности богослужения первых трех дней Страстной Седмицы состоят в следующем: на утрени, после шестопсалмия и «Аллилуия» поется тропарь: «Се Жених грядет в полунощи», а после канона поется песнь: «Чертог Твой вижду. Спасе мой». Все эти три дня совершается литургия преждеосвященных даров, с чтением Евангелия. Евангелие читается и на утренях. В Великую среду Страстной недели вспоминается предательство Иисуса Христа Иудой Искариотским. В Великий четверг вечером за всенощной (которая есть утреня Великой пятницы) читаются двенадцать частей Евангелия о страданиях Иисуса Христа. В Великую пятницу во время вечерни выносится из алтаря и полагается на середину храма плащаница, то есть священное изображение Спасителя, лежащего во гробе; таким образом совершается воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. В Великую субботу на утрени, при погребальном звоне колоколов и при пении «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», — плащаница обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа в ад, когда телом Он пребывал во гробе, и победы Его над адом и смертью.

Великий пост это важнейший и самый древний из многодневных постов, это время приготовления к главному православному празднику – Светлому Христову Воскресению, который называют «Праздников праздник, торжество из торжеств». Великопостные дни, именуемые «весной духовной», отражаются и на внешнем содержании церковной жизни: это подчеркивают особый чин богослужений, скромность убранства храмов и облачений священнослужителей, ограничения во вкушаемой пище. Важно сказать о том, что не стоит превращать пост в диету, это не одно и то же, стержнем любого поста является дух покаяния. Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти — просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. По словам святителя Василия Великого, пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий». Для такой покаянной молитвы пост – самое благодатное время.

Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. «Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти». К посту нужно подходить разумно, нельзя браться за то, что нам не по силам. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Конечно, меру и продолжительность поста каждый для себя определяет сам, это проявляется и в молитвенном делании и в телесном посте. Главное здесь, это вступить в Великий пост вместе со всей Церковью и закончить его Святым Причастием. Смысл поста – в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви». Ничто – пост, ничто – подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). В дни Великого поста верующие особо призываются Церковью к участию в Таинствах Покаяния и Причащения Святых Христовых Таин. Также Великим постом во многих храмах совершается таинство Елеосвящения (соборования).

 
 
11203706
nastol.com.ua-47331
autumn1
maxresdefault
Zolotaya-osen
rojdos
maxresdefault_1