АНО СЕМЬЯ РОССИИ
Наследница Небесного Царствия
29.12.2015 01:32

05_copy_copy_copy

Преподобная София Суздальская, в миру Соломония (ок. 1490-1542), происходила из боярского рода Сабуровых. По преданию, этот род берет свое начало от ордынского мурзы Захарии Чета, принявшего в 1330 году Святое Крещение. Соломония рано лишилась родителей и воспитывалась в благочестивой семье своей набожной тетки, любившей ее как родную дочь. Государь избрал Соломонию в невесты из полутора тысяч знатных девиц, приехавших с разных концов Русского государства на смотрины. Князя Василия Иоанновича привлекала не знатность рода его избранницы, но ее высокие добродетели. Соломония была удивительно красива и при этом добродетельна, целомудренна и необыкновенно скромна, отличалась умом и благочестием. 4 сентября 1505 года было совершено Таинство Венчания великого князя Иоанна и княжны Соломонии. Их брак был на редкость счастливым: супруги жили в любви, мире и согласии.

Жизнь в великокняжеских палатах, как и во всех русских домах, в то время, была подчинена строго определенному порядку, близкому к монастырскому. Без молитвы и благословения Божия не начиналось никакое дело. За церковными службами и в домашнем молитвенном правиле совершался суточный круг богослужения. Страх Божий, молитва и труд составляли основу жизни, одухотворяя и возвышая ее. Ни близость к власти, ни богатство не изменили благочестивого настроя души Соломонии. Подобно своей святой предшественнице, благоверной великой княгине Евдокии, она много молилась о благе Отечества, испрашивая помощи Свыше своему державному супругу. Вся Москва знала милосердие великой княгини к убогим, обездоленным и голодным. В стенах княжеского дворца Соломония ежедневно кормила множество нищих. С необычайной щедростью она раздавала милостыню, особенно в родительские субботы и дни памяти усопших. Княгиня заботилась о вдовах и сиротах, давая им средства «на постриганье». Она не оставляла без попечения и монашеские обители, стараясь облегчить тяготы монашеской жизни, украсить храмы, поскольку любила и чтила людей, ищущих Бога и вечной жизни. В покоях Соломонии изготовляли церковные облачения и покровы для святых обителей. Так, на раку Преподобного Сергия в знак его особого почитания в великокняжеском роде княгиня собственноручно вышила покров, сохранившийся до сего времени. В высоком звании великой русской княгини она прожила двадцать с лишним лет, оставив по себе добрую память.

Лишь одно обстоятельство омрачало жизнь великокняжеской четы: у них не было детей. Супруги переносили ниспосланное испытание по-христиански: скорбь побуждала их ко многим совместным молитвам о даровании наследника. Почти ежегодно они совершали паломничества в святые обители. Годы шли. При дворе московского Государя возрастало беспокойство, так как пресечение великокняжеской ветви рода Рюриковичей могло снова ввергнуть Русскую землю в междоусобицы и смуты. Не желая ссор при дворе, она стала просить супруга позволить ей оставить престол и вступить в монастырь. Вопрос о разводе предстояло решить церковной власти. Митрополит Даниил дал благословение на развод, полагая, что это необходимо для блага государства.

Соломония была пострижена в монахини с именем София в Московском Рождественском монастыре 28 ноября 1525 года. Спустя короткое время святая София была отпущена в Суздальский Покровский монастырь, где стоял великолепный собор Покрова Пресвятой Богородицы, возведенный благодаря богатым вкладам великокняжеской четы. Жизнь великой княгини в обители отличалась от жизни прочих монахинь, пожалуй, лишь большими и труднейшими подвигами. Одним из свидетельств тех подвигов явилось то, что по любви к сестрам обители она собственноручно ископала колодец для нужд обители. Монастырские стены не могли скрыть от мира свет добродетелей преподобной Софии: еще при жизни молва о ней, как об угоднице Божией, распространилась по всей Руси. Святая угодница стала духовной матерью инокиням и молитвенницей о всех просящих ее помощи. Преподобная София отошла ко Господу 16 декабря 1542 года.

Чудеса и исцеления, в течение целого столетия происходившие у гробницы преподобной Софии и в иных местах по молитвам к ней, многочисленные рассказы о случаях благодатной помощи, засвидетельствованные устно и письменно многими людьми, побудили епископа Суздальского и тарусского Серапиона сообщить о происходившем Первосвятителю. Так, например, в 1598 году на могиле Святой прозрела княжна Анна Ногтева, бывшая слепой в течение шести лет; многие исцелялись по молитвам Преподобной от полной слепоты, глухоты и других неизлечимых недугов, выздоравливали душевнобольные. В ответ на донесение Суздальского архиерея патриарх Иосиф благословил положить на гробницу Преподобной Софии покров и совершать молебны и панихиды у гроба святой, но не разбирать саму гробницу и не разрывать под ней земли. В конце XIX века имя святой было внесено для почитания в Православный Церковный календарь на 1893 год, а также в Церковный календарь на 1916 год под редакцией Издательского Совета при Святейшем Синоде. В девяностых годах XX столетия, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось освидетельствование и торжественное открытие для всеобщего поклонения святых мощей преподобной Софии в Суздальском Покровском монастыре. Тогда и Богородице-Рождественская обитель приняла бесценный дар – частицу мощей своей святой постриженицы. Икона преподобной Софии с частицей ее святых мощей пребывает в Богородице-Рождественском соборе.

 
 
69115
0003671a
photo_autumn_bench.preview
autumn_leaves
90697233_2064475_
osen_09.09.2009_bw_038
64923386_1286316456_0_1f307_8edf69f0_XL