«Любить ближних так, чтобы желать им всякого счастия, благословляемого Богом, и стараться оставить им это счастье, – было жизнью и дыханием его» архимандрит Агапит (Беловидов)
Воспитанный в святоотеческом духе своими наставниками великими Оптинскими старцами Львом и Макарием, преподобный Амвросий Оптинский сегодня известен и дорог всему миру. Его мудрые советы и письма обладают такой духовной силой, что продолжают и посей день разрешать недоумения и скорби, встречающиеся на христианском пути верующих людей. Преподобный старец Амвросий Оптинский уже при жизни своей стяжал славу великого святого земли Русской. Это был строгий постник, неустанный молитвенник, испытавший много скорбей, напастей и болезней, потерпевший и поношения, и клевету. Преподобный Амвросий не был епископом, архимандритом, не был даже игуменом, он был простым иеромонахом. Будучи смертельно болен он принял схиму, и стал иеросхимонахом. В этом чине он и умер.
Александр Михайлович Гренков, будущий старец Амвросий, родился 23 ноября 1812 года в селе большая Липовица Тамбовской губернии, в день памяти благоверного князя Александра Невского, в честь которого и был назван во святом крещении. Александр был шестым из восьми детей сельского дьячка Михаила Федоровича и его супруги Марфы Николаевны. По обычаю того времени, Александр учился читать по славянскому букварю, Часослову и Псалтири. Александр увлекался поэзией и пробовал сам писать стихи. Эту любовь он сохранил на всю жизнь. Уже будучи старцем, часто говорил свои поучения в рифму. За год до окончания семинарии Александр тяжело заболел. Во время болезни Александр дал обет Богу: если выздоровеет, то оставит мир и посвятит всю жизнь служению богу в монашеском звании. Он выздоровел и осенью 1839 тайно оставил Липецк, где преподавал в духовном училище и направился в Оптину Пустынь.
Здесь он застал самый цвет оптинского монашества, таких выдающихся подвижников, как игумен монастыря отец Моисей, его брат – скитоначальник отец Антоний, старцы Лев и Макарий. 2 апреля 1840 года Александр Михайлович Гренков был зачислен в братию, был келейником старцев Льва и Макария. В 1842 году 29 ноября он был пострижен в мантию и наречен Амвросием в честь святителя Амвросия, епископа Медиоланского. 4 февраля 1843 года состоялось рукоположение в иердиакона, а 9 декабря 1845 года – в иеромонаха. По дороге в Калугу, куда он ехал для рукоположения, отец Амвросий сильно простудился. С этого времени он стал постоянно болеть и уже никогда не смог по-настоящему поправиться. Этот крест он пронес через всю свою монашескую жизнь. В сентябре 1846 года во время обострения болезни отец Амвросий был келейно пострижен в великую схиму.
Отец Амвросий занимался переводом святоотеческих творений и подготовкой их к изданию. В том числе им была переведена на славянский язык «Лествица» Иоанна, игумена Синайского. К 1860 году уже старчествовал в течение лет по благословению преподобного Макария, руководствуя своими советами и наставлениями. Никто из приходивших к нему ради духовной пользы не уходил не получив назидания и утешения. Многие из своих поучений Старец облекал в форму простых и легко запоминающихся пословиц, часто произнося их в рифму. Например, на вопрос: «Как жить?» – Старец отвечал: «Жить – не тужить – никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Любовь и мудрость – именно эти качества притягивали к преподобному Амвросию людей. С утра до вечера шли к нему с самыми наболевшими вопросами. До отца Амвросия никто из старцев не открывал двери своей кельи женщине. Он же не только принимал множество женщин и был их духовным отцом. Он всегда разом схватывал сущность дела, непостижимо мудро разъяснял его и давал ответ. Рассудительность и прозорливость совмещались в старце Амвросии с удивительной, чисто материнской нежностью сердца, благодаря которой он умел облегчить самое тяжелое горе и утешить самую скорбную душу.
С конца семидесятых годов отец Амвросий был избран Промыслом Божиим для нового большого дела, глубоко захватившего его и до конца жизни составлявшего главную его заботу – устроению женской Казанской Шамординской обители.В этот монастырь в отличие от других женских монастырей того времени, принимали больше неимущих и больных женщин. К девяностым годам XIX века число инокинь в ней достигло пятьсот человек. Икона Божией Матери, именуемая «Спорительница хлебов», написана по благословению старца Введенской Оптиной пустыни иеросхимонаха Амвросия. Отец Амвросий, великий русский подвижник XIX века, пламенел детской верой к Божией Матери. Он особенно чтил все Богородичные праздники и в эти дни усугублял молитву. Иконой «Спорительница хлебов» отец Амвросий благословил основанную им недалеко от Оптиной пустыни Шамординскую женскую обитель в честь Казанской иконы Божией Матери. На этой иконе Божия Матерь изображена сидящей на облаках. Ее руки распростерты на благословение. Внизу – сжатое поле, а на нем среди трав и цветов стоят и лежат снопы ржи. Старец Амвросий сам указал день празднества – 15 октября и назвал образ «Спорительница хлебов», указывая этим, что Пресвятая Богородица – «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного». День погребения старца Амвросия в Шамординской обители пришелся как раз на 15 октября – день празднества иконы. Первое чудо от святой иконы засвидетельствовано в 1891 году, когда во всей России был голод из-за неурожая, а в Калужской области и на полях Шамординской обители хлеб родился.
В 1988 году преподобный Амвросий Оптинский был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых. Во Введенском храме Оптиной Пустыни находится рака с мощами преподобного Амвросия, старца Оптинского – человека, который оказал огромное влияние на духовную жизнь всей России XIX века. К его молитвенной помощи и заступничеству прибегаем мы и сегодня. У мощей старца происходят чудеса, люди исцеляются от многих, порой неизлечимых болезней.
Поучения старца Амвросия Оптинского:
Жить – не тужить – всем довольной быть. Тут и понимать-то нечего.
Кто уступает, тот больше приобретает.
Смиряйся, и все дела твои пойдут.
Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото.
Неисполненное обещание все равно, что хорошее дерево без плода.
Где просто, там ангелов со сто; а где мудрено, там ни одного.
Где нет простоты, там одна пустота.
Не надо верить приметам, и не будут исполняться.
Кто нас корит, тот нам дарит; а кто хвалит, тот у нас крадет.
Кто праздники не почитает, тому нет удачи.
Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.
Грехи как грецкие орехи – скорлупу расколешь, а зерно выковырить трудно.
Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет.
Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви
|