АНО СЕМЬЯ РОССИИ
2015 – Год Литературы. Знакомьтесь – Жития Святых
31.07.2015 00:55

1a

«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие,

и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7)

Апостол Павел

Святые – это христиане, с наибольшей полнотой осуществившие в своей жизни заповеди Христа о любви к Богу и ближнему. Среди святых были Апостолы Христовы и равноапостольные проповедники Слова Божия, преподобные монахи, праведные миряне и священники, святители-епископы, мученики и исповедники, страстотерпцы и бессребреники. Христиане должны чтить своих наставников — угодников Божьих, подражать их вере и житию. Поэтому Православная Церковь издревле установила почитание святых, посвятив каждый день года тому или иному праведнику. Жития святых по сути — это биографии духовных и светских лиц, прославленных к почитанию христианской Церковью или отдельными её общинами. Христианская Церковь с первых дней своего существования тщательно собирала сведения о жизни и деятельности ее подвижников и сообщала их своим чадам в качестве назидательного примера. Что такое «Жития святых»? Ничто иное, как своего рода продолжение «Деяний Апостолов». В них то же самое Евангелие, та же жизнь, та же правда, та же любовь, та же вера, та же вечность, та же сила свыше, тот же Бог и Господь.

В старину чтение Житий святых являлось одним из излюбленных занятий всех слоев русского народа. При этом читателя интересовали не только исторические факты из жизни христианских подвижников, но и глубокий назидательный и морально-нравственный смысл. Жития святых составляют едва ли не самый обширный отдел христианской литературы. Они были излюбленным чтением наших предков. Многие иноки и даже миряне занимались переписыванием житий, люди богаче заказывали для себя житийные сборники. С XVI века, в связи с ростом московского национального сознания, появляются сборники чисто русских житий. К примеру, митрополит Макарий при царе Иоанне IV создал целый штат писцов и дьяков, которые более двадцати лет аккумулировали древнюю русскую письменность в обширный литературный сборник Великих Четьих-Миней. В нём Жития святых заняли почетное место. В древности вообще к чтению житийной литературы относились, можно сказать, с таким же благоговением, как к чтению Священного Писания. Жития святых (агиографическая литература) — верный помощник в этом деле, даже пятиминутное их чтение настраивает человека на благое времяпрепровождение, укрепляет в вере. Не только наше тело, но и наша душа нуждается в пище. Неслучайно во всех православных монастырях существует традиция чтения вслух жития святых и поучения Отцов Церкви, что дает пищу и разуму и душе. Трудно переоценить духовную пользу от чтения Жития святых. Из чтения жизнеописания мы видим яркие примеры исполнения Божиих Заповедей. То есть, мы не просто слышим, что нужно исполнять Христову заповедь о любви, но и видим в многочисленных примерах, как сия заповедь была соблюдаема святыми Его угодниками, а значит, должна исполнятся и нами. Чтение Житий святых, поучений, проповедей, помогает человеку больше узнать о своей вере. Это может уберечь многих верующих от суеверий, ложных слухов и сомнительных обычаев, в том числе заимствованных у инославных конфессий, которые быстро распространяются и превращаются в «новое церковное предание».

Среди православных людей существует такое мнение: кто молится святителю Дмитрию Ростовскому, за того возносят молитву все святые, ибо он трудился над описанием их житий более двадцати лет и составил многотомный – двенадцать томов –труд – «Книгу житий святых», другое название: Четьи Минеи, наполненных интересными и назидательными жизнеописаниями многих и многих святых угодников Христовых. На этой книге были воспитаны многие поколения русского народа. До сих пор труды святителя Дмитрия переиздаются и с интересом читаются современниками. А.С. Пушкин называл эту книгу «вечно живой», «неистощимой сокровищницей для вдохновенного художника». Его труд по написанию сиих больших книг был настолько велик и красноречив, что за его издание святитель Димитрий получил название «русского Златоуста». Святой Димитрий, будущий святитель Ростовский, родился в 1651 году в селе Макарове, в нескольких верстах от Киева. Свое образование он получил в Киево-Могилянской коллегии, а затем в Кирилловском монастыре. В двадцать три года (он принял монашеские обеты в восемнадцать лет) будущий святитель становится известным проповедником. В 1684 году собор Киево-Печерской Лавры благословил его на составление житий святых. Для написания книги святитель Димитрий использовал первое собрание житий, которое было составлено святителем Макарием (середина XVI века). Первая книга Житий была завершена через четыре года – в 1688 году (сентябрь, октябрь, ноябрь). В 1695 году была написана вторая книга (декабрь, январь, февраль) и через пять лет – третья (март, апрелья, май). Завершал свой труд святитель Димитрий в Спасо-Иаковлевском монастыре Ростова Великого (июнь, июль, август). Жития святых – книги для чтения (не богослужебные), где жития святых изложены последовательно на каждый день и месяц целого года («минеи» по-гречески означает «длящийся месяц»). В Житиях святых святителя Дмитрия Ростовского, помимо самих жизнеописаний, вошли описания праздников и поучительные слова на события жизни святого. Главный агиографический труд святителя был издан в 1711-1718 гг. В 1745 году Святейший Синод поручил киево-печерскому архимандриту Тимофею Щербацкому исправить и дополнить книги святителя Дмитрия. Впоследствии над этим трудились также архимандрит Иосиф Миткевич и иеродиакон Никодим. Собрание житий святых угодников Божьих были переизданы в 1759 году. Святитель Дмитрий до самой своей кончины продолжал собирать новые материалы по житиям святых.

Спустя столетие, святитель Филарет Черниговский написал сокращенные Жития святых для более краткого чтения. Также известна замечательная книга наших современников, протоиерея Константина Островского и Татьяны Вальдиной, под названием: «Православное семейное чтение». В ней собраны Жития святых, которые были обработаны отцом Константином и Татьяной для детского и семейного чтения. Светские читатели рассматривали собрание житий и как исторический источник (например, в своих книгах их использовал В. Татищев, А. Шлёцер, Н. Карамзин). В 1900 году «Жития святых» стали издавать на русском языке. Данные книги печатаются по изданию 1904 года Московской Синодальной Типографии. В веке XXI современному человеку дана возможность не только прочитать жития святых в различных изданиях, но также и прослушать их, теперь это доступно каждому. И все таки как было бы здорово возродить традицию семейного чтения и воспитывать наших детей не на примере выдуманных «супер-героев», а на примере реально живших людей: святых людей, угодивших Богу, героев Отечества, положивших «души свои за други своя», людей, достойно проживших свою жизнь. Русская пословица гласит «Что посеешь – то и пожнешь», если мы будем сеять разумное, светлое, вечное, то и семя, упавшее на благодатную почву детской чистой души, в свое время принесет добрый плод.

 
 
69115
0003671a
photo_autumn_bench.preview
autumn_leaves
90697233_2064475_
osen_09.09.2009_bw_038
64923386_1286316456_0_1f307_8edf69f0_XL