АНО СЕМЬЯ РОССИИ
2015 – Год Литературы. Знакомьтесь – Православный молитвослов
19.06.2015 23:34

1_copy_copy_copy

«Молитвослов» – название книги говорит само за себя. Сразу становится понятно, что в этой книге мы найдем слова молитвы. Что же такое молитва? Молитва есть разговор с Богом; но кроме Господа в молитвах мы обращаемся еще и к Божией Матери, небесным бесплотным силам – ангелам и святым ради их ходатайства за нас пред Богом. Молитвослов можно назвать современным языком собранием молитв на разные случаи жизни, такие как до и после вкушения пищи, перед началом и после окончания любого дела или учебы, о сохранении дома от пожара, в бедности или потери имущества, благодарственная по исцелении от болезни, перед посадкой деревьев и многие-многие другие. Но даже самый краткий молитвослов содержит в себе необходимые для каждого православного человека молитвословия – молитвы утренние и на сон грядущим, каноны и молитвы для подготовки к Таинствам Исповеди и Святого Причастия: покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, последование ко Святому Причащению и благодарственные молитвы по Святом Причащении. Сегодня в церковных лавках можно найти молитвослов, что называется на всякую душевную потребу – это может быть, краткий молитвослов, полный молитвослов, детский молитвослов, семейный молитвослов, молитвослов православной женщины, молитвослов православного воина, дорожный молитвослов, молитвы к Божией Матери, молитвы о детях и множество других. Но даже самый маленький молитвослов приносит большое утешение душе молящегося.

И в радости, и в печали, и когда что нам нужно, мы обращаемся к Богу с молитвой, поэтому и молитвословия условно можно разделить на просительные, благодарственные, покаянные и славословия. Среди молитв выделяют также особые формы молитвословий – каноны и акафисты.

Канон («правило, мерило, норма») — один из видов церковной молитвенной поэзии. Представляет собой гимн-поэму сложной конструкции, которая сопоставляет ветхозаветные образы и пророчества с соответствующими событиями Нового Завета. Каждая песня канона связана с каким-то библейским событием. Прямо об этом в тексте может быть и не указано, но косвенно присутствие той или иной темы обязательно ощущается. Каноны читаются на каждой утрени, повечерии и полунощнице. Это определено Уставом Церкви. Каноны исполняются также на молебнах, благословляется читать их и в домашней обстановке

Акафист – особое песнопение в честь Спасителя, Божией Матери и святых. Название его (греч. акафистос; где а – отриц. частица, kathizein – сидеть) указывает на то, что во время чтения или пения акафиста не принято сидеть. Акафистом называют хвалебное песнопение в честь Спасителя, Божией Матери, святых или каких либо праздников (событий). Любой акафист состоит из двадцати пяти песен (в соответствии с греческим алфавитом). Тринадцать из них называются кондаками (хвалебная песнь), а двенадцать – икосами (пространная песнь), которые дают объяснение сущности праздничного события. Именно из-за этого икос никогда не читают самостоятельно, а только после чтения кондака. Все икосы, за редким исключением, заканчиваются словом «радуйся», а в завершении кондаков всегда можно услышать «аллилуйя», что означает «хвалите Бога». После чтения кондака всегда идет икос, который, как правило, разделен на две части. Последний кондак считается обращением к тому, кому посвящен акафист. По традиции он повторяется три раза подряд. После акафиста всегда следует чтение молитвы. К акафистам мы чаще всего обращаемся в часы особой радости и благодарственного настроения или когда нужно испросить у Господа и Божией Матери помощь в трудных обстоятельствах.

Книгу, содержащую в себе избранные каноны или акафисты Господу, Богоматери, бесплотным силам или святым называют соответственно канонником или акафистником. Ежедневное чтение канонов в составе домашнего правила — это давняя благочестивая традиция. Каждому дню недели соответствует воспоминание того или иного события или святого. В соответствии с этим правилом появилась практика читать акафисты в течении недели, подражая богослужебному седмичному кругу: в воскресенье – канон воскресный и акафист Воскресению Христову, в понедельник – канон Архангелам и Ангелам и акафист святому Архангелу Михаилу, во вторник – канон святому великому Иоанну Предтече Господню и акафист святому пророку и Предтече Иоанну, в среду – канон Пресвятой Богородице Одигитрии, в четверг – канон святым апостолам, акафист святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, канон святителю и чудотворцу Николаю Мирликийскому и акафист святителю и чудотворцу Николаю Мирликийскому, в пятницу – канон Честному и Животворящему Кресту Господню и акафист Честному и Животворящему Кресту Господню, в субботу – канон Похвалы Пресвятой Богородицы, канон Небесным силам и всем святым и акафист всем святым, от века Богу угодившим.

Сегодняшний день предоставляет православному человеку возможность исполнения заповеданного слова апостола Павла «Непрестанно молитесь» (1 Фес 5. 17), еще и путем прослушивания молитв с помощью современной портативной техники в формате Мр3, например, находясь в дороге или при отсутствии возможности взять книгу в руки. Святитель Григорий Богослов пишет: «Вспоминать о Боге нужно чаще, чем дышать». В идеале вся жизнь христианина должна быть пронизана молитвой. Но человеку, не привыкшему подолгу молиться, сразу вычитывать большое количество молитв бывает не так-то легко, но к этому и не надо стремиться. Важно проникнуться тем духом, которым дышат молитвы Отцов Церкви. Вот главная польза, которую можно извлечь из молитв, содержащихся в «Православном молитвослове».

 
 
69115
0003671a
photo_autumn_bench.preview
autumn_leaves
90697233_2064475_
osen_09.09.2009_bw_038
64923386_1286316456_0_1f307_8edf69f0_XL