Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери с давних времен почитается православным народом как покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах. Святыня эта имеет еще и общероссийское значение, является покровительницей Царского Дома Романовых, державной заступницей российского государства. Именно этим святым образом 27 марта (14 марта по старому стилю) в костромском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре был благословлен на Русский Престол юный царь Михаил Феодорович Романов.
Чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы известна с XII века, являлась главной святыней поволжского города Городца до 1239 года. По преданию, Феодоровская икона была моленным образом святого благоверного великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского, совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия. Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках. В воине костромичи узнали святого великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы. На следующий день, 16 августа (по старому стилю) князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской. Собор Феодора Стратилата хотя и был красив и величав, но был построен из дерева. Однажды случился пожар, но чудотворный образ остался невредим. Вскоре был выстроен каменный Успенский собор на высоком месте над Волгой, дивная икона была поставлена там.
Прихожанами Успенского собора были и костромские бояре Романовы, имевшие поместья в этом краю. Романовы по линии родства имели право на царский престол: тетка будущего первого царя из Романовых Михаила Феодоровича была первой супругой Иоанна Грозного, а его – Михаила Феодоровича – отец был двоюродным братом царя Феодора Иоанновича. Но в 1598 году престол занял шурин царя Феодора Борис Годунов. Оберегая свою власть, он с подозрением относился к Романовым: одни по ложному обвинению были подвернуты казни, другие пыткам, третьи ссылке – пострадала вся фамилия. Родители Михаила Феодоровича были пострижены в иночество. Тяжелое и страшное было время – казалось, никакого спасения нет Русскому государству…
21 февраля 1613 года в Успенском Соборе Московского Кремля на Земском Соборе был избран на царство молодой князь Михаил Феодорович Романов, находившийся в это время с матерью в Костроме. 13 марта 1613 года большое посольство из «всяких чинов» и духовенства прибыло в Кострому. 14 марта 1613 года в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. Посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, великую инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение; согласие было получено лишь после обращения возглавлявшего посольство архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита, призвавшего юного Михаила и его родительницу преклониться перед волей Божией. У чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы Михаил Феодорович Романов принес обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Со времени этого события, явившегося началом преодоления Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери и Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь града Костромы стали особо чтимыми святынями Царственного Дома Романовых, а в память о призвании Михаила Феодоровича на царство было установлено иконе – 27 марта, по новому стилю.
Русские государи и члены их семей почитали долгом побывать в Костроме и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы. Именно в честь Феодоровской иконы Божией Матери в послепетровские времена иноверным невестам великих князей и наследников Российского Престола, принимавшим Православие, давалось отчество «Феодоровна»: супруга Павла I – Мария Феодоровна, супруга Николая I – Александра Феодоровна, супруга Александра III – Мария Феодоровна, супруга Николая II – Александра Феодоровна, супруга великого князя Сергея Александровича – Елизавета Феодоровна. Двое из них удостоились особой милости Божией – быть прославленными Русской Православной Церковью в лике святых: это стастотерпица царица Александра Феодоровна и ее старшая сестра, преподобномученица Елисавета Феодоровна. В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетили святые царственные страстотерпцы – последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери.
В советское время многие из древнейших икон были обращены в музейные экспонаты – и до сей поры находятся в этом качестве. Руководитель московских реставрационных мастерских искусствовед Игорь Грабарь занимался определением ценности икон как «произведений древнего искусства», реставрировал, передавал в музеи. В 1919 году затребовал он из Костромы Феодоровскую икону. Ее привез священник Николай Голоушин. Грабарь развернул привезенную икону, удивился: перед ним была черная древняя доска без изображения!... Попробовал расчистить, потравил какими-то кислотами – ничего! После чего вернул ее отцу Николаю, который увез ее назад в Кострому, где она и находится в настоящее время (Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор). Но почему же – черная доска? Ведь в 1913 году во время торжеств по поводу трехсотлетия Дома Романовых были сделаны снимки с чудотворной иконы, в том числе и цветные, на иконе были хорошо видны изображения Богоматери и Богомладенца. С 1913 по 1919 год прошло всего шесть лет, а до этого икона сохранялась веками, оставалась невредимой во время пожаров, что же случилось? Но за эти шесть лет произошли судьбоносные для России события: Первая мировая война 1914-1918 годов, переворот октября 1917 года, начало Гражданской войны, убийство Царской Семьи в 1918 году… Православные люди верят, что изображение на чудотворной иконе не утратилось, не пропало, а без сомнения ушло в некую таинственную глубину, скрылось от глаз людей. Божьим промыслом чудотворный образ Феодоровской Божией Матери не стал музейным экспонатом, остался в Костроме в месте своего чудесного обретения, открыт для почитания и поклонения всем людям.
|