Скульптура
12.08.2013 12:07
RB_mem
 
 

Что такое память? Где она сокрыта?

Память – это то, что нами не забыто.

Чтоб увековечить памяти моменты

Гении скульптуры ставят монументы.

Рукотворный образ – мысли изваянье.

Это дар потомкам как напоминанье.

О Родине, о людях, о доблести военной,

Родительской любви в веках благословенной.

   
2013-05-15_16-04-17a
Александр Иулианович Рукавишников (rukavishnikov.com) – Народный художник России, действительный член Российской академии художеств, член Президентской комиссии по культуре, руководитель персональной скульптурной мастерской, профессор.

Александр Иулианович Рукавишников - третий в династии потомственных скульпторов: дед - Митрофан Сергеевич Рукавишников (1887-1946); отец - Иулиан Митрофанович Рукавишников (1922-2000). Сын - Филипп Рукавишников - скульптор, продолжает семейную традицию. В 1974 году Александр Иулианович с отличием окончил Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова (мастерская Л.Е. Кербеля). Параллельно с учебой в институте Александр с 1972 по 1977 годы учился в Центральной школе карате, является обладателем «черного пояса». С 1997 года Александр Иулианович Рукавишников стал действительным членом Российской Академии художеств, в настоящий момент - член Президиума РАХ. Работы А.И. Рукавишникова находятся в собрании Третьяковской галереи, Русского музея, музея Людвига, Siemens, Hermes, John Wison музей и многих частных коллекциях. Александр Иулианович Рукавишников сегодня живет и работает в Москве, поэтому после многолетних поисков скульптора памятника «Родительское благословение» инициаторы возведения с большой надеждой обратились к именитому Мастеру. К большому удивлению костромичек Галины Алексеевой и Галины Поповой Александр Рукавишников с большим вниманием отнесся именно к идее Родительского благословение. Побывав впервые 14 декабря 2012 года в Костроме, к Рождеству 2013 года модель памятника уже была разработана, а 18 мая 2013 года в рамках Всероссийского православного форума творческой общественности «Родительское благословение» (11-20 мая 2013) состоялась театрализованная презентация на месте будущего памятника-мемориала в Костроме

Скульптуры Александра Рукавишникова

almanah
Подробнее...

Историческая справка

После смерти в 1598 году царя Федора Иоанновича – последнего из рода Рюриковичей – в России началось Смутное время. Восшествие на престол «выбранного» царя Бориса Годунова ознаменовано экономическими и политическими неурядицами, неурожаями, голодом, интригами и борьбой за власть. И в Русском Царстве, и за границей появлялись самозванцы, которые выдавали себя за закон­ных наследников, используя в борьбе за престол голодных и отчаявшихся людей, которые грабили, разоряли и сжигали целые города и селения. Летом 1610 года попытка польско-литовских интервен­тов подчинить себе боровшихся за власть московских бояр удалась, но русский народ категорически восстал против польского господства, «сев в осаду», собирая праведные силы. Народное ополчение под знаменами новгородцев Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского с Божьей помощью освободило Москву от врагов осенью 1612 года. Но, чтобы окончательно успокоить Русь, положить конец беспорядкам и нестроениям, необходимо было выбрать царя, по словам летописца «чтобы он был от Бога, а не от человек».

В январе 1613 года со всех городов были собраны выборные люди для участия в Земском Соборе. Совершив усердные моления и выдержав трехдневный пост, они приступили к заседанию. Только в феврале после долгих обсуждений на личности Михаила Федоровича Романова (как близко­го по крови к угасшему царственному роду – двоюродному внуку царя Иоанна Грозного), сошлись все – духовенство, дворяне, земские люди, казаки.

В это время Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, находились в Костроме в Ипатьевском монастыре. Многократно Марфа отказывала послам Земского Собора благословлять сына на царство, памятуя им об измене бояр Годунову, об убийстве Лжедмитрия, сведении с престола и выдачи полякам Шуйского. Летописец повествует: «...послы со слезами молили и били челом Михаилу, что выбрали его по произволению Божию, а не по его желанию; положил Бог единомыслие в сердца всех участников Земского Собора». После долгих уговоров послов и келейных материнских молитв Марфа и Михаил положились во всем на праведные и непостижимые судьбы Божии: Марфа благословила сына Феодоровской иконой Божией Матери, Михаил принял посох от архиепископа, поэтому Кострому по праву называют колыбелью Царственной династии Романовых.

   

 

А. Рукавишников

«Роди­тельское благословение»

Бронза, 2013

 

Описание памятника

Исторический факт материнского напутствия стал основной идеей создания памятника «Роди­тельское благословение». В основании памятника – пьедестал. Основная часть памятника – стоящая в полный рост фигура инокини Марфы, которая держит в руках Феодоровскую икону Божией Матери и благословляет сына. Шестнадцатилетний Михаил Романов изображен перед фигурой матери коленопреклоненный, в сыновнем почтительном смирении.

 

Театрализованная презентация памятника «Родительское благословение» состоялась в рамках молитвенного похода «Родительское благословение» 18 мая 2013 года в Заволжском районе города Костромы. В начале  ХХ века 18 мая 1913 года в субботу Кострому в рамках торжеств,  приуроченных к 300-летию Царствования Дома Романовых,  посетил Российский Император Николай II со своей Августейшей Семьей.  Спустя 100 лет  18 мая 2013 года в субботу  в Костроме состоялась театрализованная презентация скульптурной композиции «Родительское благословение» на месте будущего памятника-мемориала, на которой присутствовали около двухсот финалистов и гостей  Х Юбилейного Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России» из всех Федеральных округов России, стран СНГ, Израиля, Германии, Австралии, Англии. Поздняя весна не позволила подготовить настоящий фундамент мемориала, поэтому ООО «Костромагорстрой» пришлось в короткие сроки подготовить временный фальшь-пьедестал.  Вечером 18 мая 2013 г. памятник «Родительское благословение» возвращен в мастерскую скульптора А. Рукавишникова на доработку.

pamyatnik1

v_skul