Воскресное Евангельское чтение
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ (глава 14; стихи 16:24)
Молитва после чтения Евангелия
Слава Тебе, Господи Царю, Сыне Бога живаго, сподобивый мя недостойнаго Божественная Твоя словеса и глас Святаго Евангелия Твоего слышати; сим убо Владычним Твоим гласом, укрепи мя в покаянии настоящия сея жизни прейти нощь, от всякаго избавляя мя навета и злобы видимых и невидимых враг. ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ПОУЧЕНИЕТекст печатается по уникальному изданию XVIII века «Собрание разных поучений на все воскресные и праздничные дни» хранящемуся в Николо-Сольбинском женском монастыре, которое читается на праздничных и воскресных трапезах. Издание является библиографической редкостью, с Екатерининских времен не переиздавалось. Сейчас поучения публикуются на нашем сайте впервые за 250 лет. Подробнее об этой книге можно прочитать в статье: «250 лет спустя, или Что читают за трапезой на Сольбе».
ПОУЧЕНИЕ В НЕДЕЛЮ 28 ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
Иисус Христос в нынешнем евангелии изображая Божие звание в небесное царство, представляет оное под именем вечери, на которую некоторые из званных идти отреклись, а един, как пишет святой Матфей, из пришедших явился необлаченным в одеяние брачное (Мф. 22:11). На первых такое изречение воспоследовало от царя: Ни един мужей тех званных вкусит Моея вечери, и о другом сказано слугам, чтоб связавши ему руки и ноги ввергли во тму кромешную (Лк. 14:24). Мы обратим внимание наше на царства земные. Воззрим на промысел Бога, распределяющего жребий их. Мы увидим, что звание Его рабов, которых Он в лице Своем поставляет в свете, часто равный успех имеет. Предложены различные должности, много достойных людей, которые исправно проходить их могли, но они, отвлекаясь прихотями и нерадением, отрицаются. Другие ни способности, ни намерений, согласных тому званию не имеют, однако дерзают, всякую подлость употребляя, в оные вступать, и так тому ж осуждению себя подвергают. А дабы нам сего избыть, всякий должен на такие звания себя определять, к каковым находит в себе способность. Сие будет основанием следующих рассуждений. (Читать полностью…)
СОБЫТИЯПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК СВЯТИТЕЛЯ СПИРИДОНА ТРИМИФУНТСКОГО
25 декабря в Николо-Сольбинском женском монастыре торжественно отметили престольный праздник святителя Спиридона Тримифунтского. Как и на святителя Николая, в этот день служились две литургии: ночная в храме святителя Спиридона, и утренняя в Успенском храме.
День был будний, а в будние дни Сольба не избалована посетителями – все работают и живут в далеких городах, и не просто людям оказаться среди недели на празднике в лесном монастыре. Однако в этот день храм был полон – сегодня в обители собрались многочисленные почитатели святителя Спиридона чтобы помолиться, поблагодарить и попросить его помощи в нуждах, потому что многим святитель чудесно помогает.
Служба проходила в одном из самых красивых храмов обители – в честь святителя Спиридона Тримифунтского. В 2005 году храм на Сольбе в честь этого святого начал строиться одним из первых в России. С тех пор повсюду воздвигнуто много посвященных святителю Спиридону храмов, но по-прежнему Сольбинский храм среди них один из самых знаменитых. (Читать полностью…)
ДЕТСКАЯ СТРАНИЧКАЕЛКА В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
Во время святок мы участвуем во многих елках: выступаем со спектаклем на елках нашей епархии в Переславле и митрополии в Ярославле, принимаем гостей на детском празднике в монастыре. Мы очень долго готовимся к этим ярким праздникам, стараемся, репетируем, хотим, чтобы все получилось красиво и весело. Но вот на праздник святителя Спиридона нас приглашают на елку в Храм Христа Спасителя в качестве гостей. Мы вместе с другими детьми смотрим представление, участвуем в играх и получаем подарки.
Когда мы приехали на елку, нас сразу встретили Дед Мороз со Снегурочкой, пока не началось представление, мы играли с ними. Они загадывали загадки, а мы отгадывали, устраивали веселые конкурсы.
И вот в зале погас свет, лучи прожекторов озарили сцену, и мы попали в сказку. Спектакль назывался «Хозяин зимнего леса». Было очень красиво, живые декорации придавали ощущение, как будто находишься в самой сказке. Нам всем очень понравилось.
После представления мы получили подарки, и очень счастливые и довольные вернулись в монастырь.
Спаси Господи Матушку и наших благодетелей за такую радость.
Ващенко Маша, 9 класс.
________________________
Продолжаем публикацию конкурсных сочинений воспитанниц «Доброй школы на Сольбе» на тему «Царская семья – пример малой Церкви», посвященных памяти святых Цартвенных Страстотерпцев в связи с трагическим юбилеем 100-летия гибели Царской семьи 1918-2018 г.
ВЕРНОСТЬ БОГУ, РОССИИ И ДРУГ ДРУГУ
В современном мире остро ощущается падение моральных ценностей, поэтому так важно иметь нравственные ориентиры, чтобы не сбиться с истинного пути. Среди подобных ориентиров – вся царская семья, являющаяся эталоном настоящей христианской семьи. В чем же проявляется истинное христианство? В любви. И, как следствие любви, – в верности. В чем же проявлялась любовь и верность царской семьи? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть образ жизни и поступки всех членов этой семьи.
Для начала подумаем: как же мы представляем себе царскую семью? В голове вырисовываются образы картин, фотографий, икон… (Читать полностью…)
МОНАШЕСКОЕ ДЕЛАНИЕПОСЛУШАНИЕМ ПРЕОДОЛЕВАЕТСЯ ВСЁ
Старец Паисий Святогорец
Самая страшная болезнь – это когда человек поверил своему помыслу о том, что он чем-то болен. Этот помысл душит человека тревогой, расстраивает его, лишает аппетита и сна, заставляет принимать лекарства, и в конце концов, будучи здоровым, человек действительно заболевает. Я понимаю, когда лечится человек, который действительно чем-то болен. Но, будучи сперва здоровым, а потом, посчитав, что болен, действительно заболеть, не имея на то никаких причин, такого я понять не могу.
К примеру, бывает такое: человек обладает и телесной и духовной силой, но, несмотря на это, не может сделать ничего, потому что поверил своему помыслу, внушающему, что он нездоров. В результате человек угасает и телесно и духовно. И он не врет [– это действительно так]. Поверив в то, что у него какая-то хворь, человек поддается панике, надламывается, и потом не в силах ничего сделать. Так, без всякой уважительной причины, он приводит себя в негодность. (…)
– Геронда, как помочь человеку, который безосновательно подозревает, будто он чем-то болен? (Читать полностью…)
ХРАМОЗДАТЕЛИ ЗЕМЛИ ЯРОСЛАВСКОЙИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ВАХРОМЕЕВ
Продолжая нашу рубрику о храмоздателях Ярославского края, мы расскажем о замечательном человеке, который в своей деятельности на благо родной земли сочетал труды и ктитора, и мецената, и благотворителя. Речь идёт об Иване Александровиче Вахромееве, жившем и творившем благие дела в родном для себя Ярославле позапрошлого столетия.
По промыслу Божию, Иван Александрович много сделал для одного из красивейших и старейших храмов Ярославской земли, построенном также купцами ещё в семнадцатом столетии. И именно с семнадцатого столетия вела свою родословную славная семья ярославских купцов Вахромеевых. Фамилию свою Иван Александрович принципиально пишет через букву “о”, так как считает родоначальником династии ярославского торговца Варфоломея (Вахромея) Масленникова, жившего за два столетия до своего славного потомка, во времена строительства знаменитого храма. (Читать полностью…)
РУБРИКА ОТЦА МИХАИЛА (ЧЕПЕЛЯ)ГРЕХИ ВЛАСТЬИМУЩИХ
– Можно ли сказать, что люди, облеченные властью, помимо своих личных грехов прибавляют к ним те, которые связаны с их работой, исполняемой с непрофессионализмом, нечестным отношением к окружающим, желанием незаконного обогащения, злоупотреблением властью?
– За каждого обманутого человека придется отвечать. К каждому человеку приставлен демон, фиксирующий каждый грех. А будет ли доброе дело на каждый из записанных грехов, чтобы их мог записывать приставленный к этому же человеку светлый Ангел, получающий особую силу ему помогать после того как над человеком совершается Таинство Крещения?
Но нужно понимать и другое: чиновнику иногда приходится непопулярные решения принимать в силу государственных интересов, это его долг и это не связано с понятием греха. А вообще было бы хорошо, если бы каждый чиновник на совершенный грех старался сделать десять добрых дел; тогда жизнь в стране изменилась бы кардинальным образом. Однако это маловероятно. Большинство людей даже не могут понять, что такое жизнь во Христе; их духовные очи закрыты. На исповеди, бывает, рассказывают какие-то жалобы, пустые рассуждения… А многие ведь и вообще в церковь не ходят. Помню, у нас один глава района попросил в районной администрации поставить небольшой памятник святителю Николаю Чудотворцу. А другой пришел и сказал: «Убрать». А святитель Николай ведь покровитель и чиновников, и людей в погонах… (Читать полностью…)
ЧУДЕСНАЯ ПОМОЩЬСАМЫЕ НЕВЕРОЯТНЫЕ ЧУДЕСА СВЯТИТЕЛЯ СПИРИДОНА
Неверующий рыбак
Отец Иустин, настоятель храма святого Спиридона в городе Керкире (о. Корфу, Греция), рассказывает, что однажды нашелся один неверующий рыбак по имени Спиро (Спиридон): “Когда он вышел в море, начался шторм. Его корабль затонул, и сам он ушел под воду. Вдруг святой Спиридон вытащил его на сушу. Рыбак, чтобы проверить, что именно Святой спас его, бросился бегом в храм, а там монахи безуспешно пытались открыть ковчег с мощами. И ковчег открылся лишь тогда, когда пришел рыбак. На тапочках святого Спиридона были мокрые водоросли и ракушки. Рыбак тут же потратил всё своё состояние на золотую лампаду, которая до сих пор остается у нас единственной из чистого золота”.
Рассказ Н.В. Гоголя о паломничестве к мощам св. Спиридона Тримифунтского (Читать полностью…)
РОДИТЕЛЯМ И ДЕТЯМРодителям
Сегодня мы публикуем отрывок из книги Петра Дмитриевича Шестакова (1826-1889 гг.) «Мысли о воспитании в духе православия и народности». Вообще труды этого незаслуженно забытого русского педагога, ученого и общественного деятеля могут быть отнесены к числу выдающихся литературно-педагогических произведений.
Всю свою жизнь Петр Дмитриевич посвятил педагогической деятельности. Он прошел путь от простого учителя в Тверской гимназии до одного из высших постов в системе Министерства народного просвещения того времени – попечителя Казанского учебного округа.
«Педагогическое исповедание Петра Дмитриевича, насколько мог я понимать, заключалось в том, что непреложно в основание воспитания юношества надобно полагать краеугольным камнем религиозное образование, которое животворно действует тогда только, когда основывается не на сухом формализме, но возникает из тайников сердца, исполненного любви всеоживляющей», – эти слова одного из сослуживцев П.Д. Шестакова могут быть поставлены эпиграфом ко всем его многочисленным педагогическим трудам и ко всей его деятельности.
Отсюда становится понятным и то, почему сейчас мало кто знает педагога П.Д. Шестакова: советское время постаралось изгладить из памяти людей тех, кто по своим воззрениям были глубоко убежденными православными христианами.
Петр Дмитриевич был сыном священника Калужской губернии рано скончавшегося. Первоначальное духовно-нравственное воспитание он получил под руководством матери и бабушки, и до конца жизни оставался глубоко верующим человеком, истинным сыном Православной Церкви. По воспоминаниям близких людей Библия была его настольной книгой, чтением ее он начинал и заканчивал свой день, в ней находил утешение в трудных обстоятельствах жизни.
В числе его сочинений есть ряд статей и работ церковно-исторического характера, имеющих высокое научное достоинство. Это «Материалы для жизнеописания святителя Тихона, епископа Воронежского», «Исследования о святом Стефане Великопермском», «Житие преподобного отца нашего Трифона, Вятского чудотворца», «О просветителях лопарей архимандрите Феодорите и св. Трифоне Печенгском» и многие другие.
Но особого внимания, конечно, заслуживают его педагогические произведения. В современной педагогике доминируют мысли и отсылы к психологии человека, и часто учителя и родители впадают в заблуждение, преувеличивая значение естества и вовсе забывая о том, что Бог наш Творец и Промыслитель, и потому именно Он всегда должен оставаться ориентиром, тем более в воспитании детей. Вот почему труды этого светского, но истинно православного педагога представляют такой интерес и ценность для нас сейчас.
Пресс-служба Николо-Сольбинского женского монастыря
ПЕТР ДМИТРИЕВИЧ ШЕСТАКОВ
«МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ В ДУХЕ ПРАВОСЛАВИЯ И НАРОДНОСТИ»
Ни одна идея не близка так сердцу ребенка, как идея о Боге Творце, все сотворившем и все в Своей руке содержащем.
Ходит наша знакомка Маша со своим папой рука в руку по саду и осыпает отца вопросами: то (указывая на дерево), откуда? То (указывая на цветок), откуда? То (указывая на траву), откуда? и т. д. На все вопросы получает один ответ: от Бога — Бог создал. — «Все Бог создал?» – спрашивает девочка. — Все. — «А свет кто, а солнце?» — И свет, и солнце Бог создал. — «А было когда-нибудь, что света не было, солнца не было?» — Да, было такое время. Маша вдруг бледнеет, и с испугом вскрикивает: «Папа, да что ж это такое было тогда — мрак, ужас».
Вот до какой мысли, до мысли о хаосе, предшествовавшем созданию мира, может додуматься ребенок. (Читать полностью…)
______________________
Детям
Серия: БАБУШКИНЫ СКАЗКИ
МНОГО ЗВАННЫХ, НО МАЛО ИЗБРАННЫХ
Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина,
ибо много званых, но мало избранных. (Лк. 14:24)
Мороз одел в серебряные наряды деревья и кустарники. Они, словно собравшиеся на пир гости, в прекрасных одеждах, восседали за белым праздничным столом и их ублажала своим блеском россыпь великолепных звезд на небе. В доме приятно пахло пирогом с яблоками. Самовар стоял посреди стола и на нем торжественно восседал чайник с ароматными травами. Бабушка и Мишенька сидели за столом и пили чай с прекрасным яблочным пирогом, созданным по секретному ангельскому рецепту и поэтому особенно вкусным и полезным. Мишенька хотел позвать своих друзей на это чаепитие, и они даже согласились было прийти, но в последний момент отказались. Они решили остаться дома посмотреть телевизор… Им уже не нужны ангелы и их ангельские сказки с ангельскими пирожками… Они сами могут посмотреть… телевизор и всё там увидеть. Вот и остались друзья у себя дома, смотреть телевизор и какими бывают чудеса. А Мишенька помолился с бабушкой и Ангелом за трапезой. (Читать полностью…)
ВИДЕО“Здравствуй, гостья зима” – поет хор младших воспитанниц “Сольбинка”
ИЗ ГЛУБИНЫ СЕРДЦАНОВЫЙ ГОД Есть дни, но мы зовем их новыми годами,
Скажи мне, для чего, зачем они даны? Зачем в урочный час, отмеченные нами, Венчая лета круг, являются они? Ужели для того, чтоб шумному безделью,
Приветам и пирам их праздно отдавать? О нет, поверь мне, друг, с таинственною целью Ниспосылает их нам Божья благодать. И на пути земном повёрстными столбами
Рукою Промысла расставлены они, И каждый манит нас на пройденное нами Взглянуть и перечесть умчавшиеся дни. Вот там, за той верстой, мы были в мире грез –
Он полон светлых дум и райских упований, За этой – мрак один! За этой – море слез, Могила радостей, несбывшихся желаний! И не бесцельно в нас воспоминаний рой
Они явлением урочным вызывают, Но с жизнью, с совестью, и с небом, и с землей К расчету путников беспечных призывают. И этот светлый день, склоняясь, шепчет нам,
Что, может быть, для нас он гаснет без возврата, И новую зарю его мы встретим там, Где нет ни счета дням, ни радостям заката. Игумения Парфения (Адабаш) Игумения Киевского Флоровского монастыря Парфения (Адабаш) (1808 или 1810 – 1881 г) была анонимной корреспонденткой Ф.М. Достоевского. Она выслала ему книгу своих стихов, подписанную криптонимом И.П.А. Исследователи установили авторство и имя корреспондентки.
О жизни и деятельности игумении Парфении известно немногое. Она осталась в истории более всего благодаря своему творческому наследию. Помимо поэтических сборников ею составлены служба святым Кириллу и Мефодию, одобренная Святейшим Синодом, и первое жизнеописание преподобного старца Парфения Киевского, ее современника и духовника. На сегодняшний день издание стихов игумении Парфении является библиографической редкостью.
МОНАСТЫРСКИЕ ОБЪЯВЛЕНИЯСтроительство храма Святителя Николая. В Николо-Сольбинском монастыре возводится храм в честь святителя Николая и святых Царственных Страстотерпцев. Паломники и гости монастыря получили возможность внести именное пожертвование на его строительство. Первые памятные сертификаты уже выданы тем, кто украсил свое посещение святой обители добрым делом – участием в строительстве храма, посвященного великому угоднику Божию – святителю Николаю Чудотворцу. Испокон века храмы на Руси строили всем миром, традиционной формой благотворительности были пожертвования «на кирпичик». Предлагаем поучаствовать в возрождении этой доброй благочестивой традиции. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Если на Вашу долю выпала честь строить Дом Божий, примите это как великий дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит тому Господь». Каждому жертвователю выдаётся памятный сертификат благотворителя, который может стать прекрасным подарком Вашим близким, свидетельством молитвенной помощи и заботы о них. Имя обладателя сертификата вносится в специальный синодик для вечного поминовения за Божественной Литургией. Сделать пожертвование (от 1000 р. – 1 имя) на именной кирпич Вы можете, перечислив денежные средства на банковский счет монастыря с пометкой в назначении платежа: «Именной кирпич – ФИО», например: «Именной кирпич – Лебедев Сергий Владимирович, Морозова Елена Николаевна». Укажите точный почтовый адрес, чтобы мы могли выслать Ваш Памятный сертификат благотворителя.
Приглашаем на детский праздник!10 января в 12:00в Николо-Сольбинском женском монастыре состоитсяДЕТСКИЙ ПРАЗДНИКВ программе праздника: Спектакль «Отважный лебеденок» («Чудо на Рождество»), подготовленный воспитанницами детского приюта. Маленьких гостей ожидают: Дед Мороз и Снегурочка, много веселых игр и конкурсов, катание в санях на монастырской лошадке и на осликах. И, конечно, Рождественские подарки! Ждем Вас по адресу: Ярославская обл., Переславский район, местечко Сольба, монастырь
ЖДЕМ ВАС
__________________________________________________________________ Главный редактор – Игумения Еротиида
|
|