АНО СЕМЬЯ РОССИИ
Сольбинская весточка. Испытывайте, что благоугодно Богу
24.11.2018 20:55

10

Еженедельная электронная газета. Выпуск № 188.

Тема номера: «Испытывайте, что благоугодно Богу»

По благословению Настоятельницы Николо-Сольбинского женского монастыря

игумении Еротииды

Дорогие Сольбинцы!

Такими словами начинается каждый из номеров нашей газеты. Этим приветствием мы объединяем в одну добрую и дружную семью всех наших дорогих читателей, тех, кто уже побывал в Николо-Сольбинском монастыре, и тех, кто только мечтает об этом и живет в ожидании удивительных впечатлений от поездки в обитель, кого связывают с монастырем светлые воспоминания и теплые чувства, душевная забота о нем и желание во всем помогать.
Простой человек, родом Самарянин, ехал верхом на осле по пыльной дороге. Увидев на пути человека в беде, он поднял его, помог, чем только мог, и опять продолжал свой путь по той же пыльной дороге. Вот то служение, которое нам велит исполнить заповедь Божия, вот на чем особенно настаивает Христос. Любить всегда, вдоль всего нашего пути, проходя по пыльной большой дороге и заходя на одинокие тропинки.
Он требует, чтобы служение наше выражалось в любви ко всем искупленным Им как к братьям нашим. В неизменной кротости, в самоотвержении, в полном самозабвении – в этом должно заключаться постоянное служение наше Христу. Оно касается каждого из нас, в семейном, домашнем быту, в общественной жизни – везде должны преобладать кротость, терпение и братолюбие. Это должно быть плодом нашей веры. Этот дух должны мы вносить в наши молитвы, частные и общественные. Такого служения ожидает Господь от всякой матери, от детей, от господ и слуг.
Это и есть истинная религия – дух кротости, ничем ненарушимый, любовь, которая выражается в ласковых словах, в тихом, ровном обращении, которая, наполняя собою весь дом, облегчает жизнь и вносит свет и радость в каждое сердце, подобно солнцу, заглядывающему в каждый уголок скромного жилища, чтобы согреть и осветить его.
Если в Боге наше убежище, то в Нем и сила наша. Он, несомненно, даст нам силы исполнить то, что велит исполнить. Только Его именем мы подчиним себе того духа злобы, раздражения, холодности, который изгоняется лишь молитвою и постом.
Будем уповать на «Вождя спасения» (Евр. 2:10) нашего, Который «всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас» (Евр.7:25). В Нем мы одержим победу над нашим нетерпеливым нравом, над холодным себялюбием, над раздражающими нас людьми и обстоятельствами, над неудачами, оскорблениями, над чужими и собственными пороками и упущениями. Будем помнить, что над всем этим господствует Он. Будем верны в том, что нам всего доступнее. Первая заповедь есть: «Люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею», – «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:30-31), помогай, облегчай, заботься каждый день о всяком встречающемся тебе – вот вторая заповедь, пополняющая первую.
(Из книги «День за днем» неизвестного православного священника,
которую читала в ссылке в Тобольске императрица-мученица Александра Федоровна)

СЛОВО БОЖИЕ

«Все воды земли стекаются в океан, и, может быть, океан служит началом для всех вод земных. Писания отцов соединяются все в Евангелии; все клонятся к тому, чтоб научить нас точному исполнению заповеданий Господа нашего Иисуса Христа; всех их и источник и конец – святое Евангелие». (Святитель Игнатий Брянчанинов)

Молитва перед чтением Евангелия

«Когда же читаешь, читай с усердием и прилежно; с великим вниманием останавливайся на каждом стихе и не листы только переворачивать старайся, но, если нужно, не поленись и дважды, и трижды, и несколько раз прочесть стих, чтобы уразуметь силу его. А когда садишься читать или слушать читающего, помолись прежде Богу, говоря:

Господи Иисусе Христе! Отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услышать мне словеса Твои и уразуметь их, и исполнить волю Твою; потому что пришлец я на земле; не скрой от меня, Господи, заповедей Твоих, но открой очи мои, и уpазумeю чудеса, явленные законом Твоим (Пс. 118, 18-19). Ибо на Тебя уповаю, Боже мой, чтобы просветил Ты сердце мое». (Преподобный Ефрем Сирин)

Воскресное Апостольское чтение

АПОСТОЛА ПАВЛА ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ (глава 5, стихи 9-19)

Церковнославянский Синодальный
5:9 пло́дъ бо духо́вный е́сть во вся́цѣй благосты́ни и пра́вдѣ и и́стинѣ: потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
5:10 искуша́юще, что́ е́сть благоуго́дно богови: Испытывайте, что́ благоугодно Богу,
5:11 и не приобща́йтеся къ дѣло́мъ непло́днымъ тмы́, па́че же и облича́йте. и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
5:12 Быва́емая бо о́тай от ни́хъ, сра́мно е́сть и глаго́лати. Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить.
5:13 Вся́ же облича́емая от свѣ́та я́вляются, все́ бо явля́емое свѣ́тъ е́сть: Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
5:14 сего́ ра́ди глаго́летъ: воста́ни, спя́й, и воскресни́ от ме́ртвыхъ, и освѣти́тъ тя́ Христо́съ. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
5:15 Блюди́те у́бо, ка́ко опа́сно хо́дите, не я́коже нему́дри, но я́коже прему́дри, Итак, смотри́те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
5:16 иску́пующе вре́мя, я́ко дні́е лука́ви су́ть. дорожа временем, потому что дни лукавы.
5:17 Сего́ ра́ди не быва́йте несмы́сленни, но разумѣва́йте, что́ е́сть во́ля Бо́жiя. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия.
5:18 И не упива́йтеся вино́мъ, въ не́мже е́сть блу́дъ: но па́че исполня́йтеся Ду́хомъ, И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
5:19 глаго́люще себѣ́ во псалмѣ́хъ и пѣ́нiихъ и пѣ́снехъ духо́вныхъ, воспѣва́юще и пою́ще въ сердца́хъ ва́шихъ Го́сподеви, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,

Воскресное Евангельское чтение

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ (глава 10; стихи 25:37)


Церковнославянский Синодальный
10:25 се́, зако́нникъ нѣ́кiй воста́, искуша́я его́ и глаго́ля: учи́телю, что́ сотвори́въ, живо́тъ вѣ́чный наслѣ́дую? И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
10:26 О́нъ же рече́ къ нему́: въ зако́нѣ что́ пи́сано е́сть? ка́ко чте́ши? Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь?
10:27 О́нъ же отвѣща́въ рече́: возлю́биши Го́спода Бо́га твоего́ от всего́ се́рдца твоего́, и от всея́ души́ твоея́, и все́ю крѣ́постiю твое́ю, и всѣ́мъ помышле́нiемъ твои́мъ: и бли́жняго своего́ я́ко са́мъ себе́. Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
10:28 Рече́ же ему́: пра́во отвѣща́лъ еси́: сiе́ сотвори́, и жи́въ бу́деши. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
10:29 О́нъ же хотя́ оправди́тися са́мъ, рече́ ко Иису́су: и кто́ е́сть бли́жнiй мо́й? Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
10:30 Отвѣща́въ же Иису́съ рече́: человѣ́къ нѣ́кiй схожда́ше от Иерусали́ма во Иерихо́нъ, и въ разбо́йники впаде́, и́же совле́кше его́, и я́звы возло́жше отидо́ша, оста́вльше едва́ жи́ва су́ща. На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
10:31 По слу́чаю же свяще́нникъ нѣ́кiй схожда́ше путе́мъ тѣ́мъ, и ви́дѣвъ его́, мимои́де. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
10:32 Та́кожде же и леви́тъ, бы́въ на то́мъ мѣ́стѣ, прише́дъ и ви́дѣвъ, мимо­иде. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
10:33 Самаря́нинъ же нѣ́кто гряды́й, прiи́де надъ него́, и ви́дѣвъ его́, милосе́рдова: Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
10:34 и присту́пль обвяза́ стру́пы его́, возлива́я ма́сло и вино́: всади́въ же его́ на сво́й ско́тъ, приведе́ его́ въ гости́нницу, и прилѣжа́ ему́: и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
10:35 и нау́трiя изше́дъ, изъе́мъ два́ сре́бреника, даде́ гости́ннику, и рече́ ему́: прилѣжи́ ему́: и, е́же а́ще прiиждиве́ши, а́зъ егда́ возвращу́ся, возда́мъ ти́. а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
10:36 Кто́ у́бо от тѣ́хъ трiе́хъ бли́жнiй мни́ттися бы́ти впа́дшему въ разбо́йники? Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
10:37 О́нъ же рече́: сотвори́вый ми́лость съ ни́мъ. Рече́ же ему́ Иису́съ: иди́, и ты́ твори́ та́кожде. Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Молитва после чтения Евангелия
Слава Тебе, Господи Царю, Сыне Бога живаго, сподобивый мя недостойнаго Божественная Твоя словеса и глас Святаго Евангелия Твоего слышати; сим убо Владычним Твоим гласом, укрепи мя в покаянии настоящия сея жизни прейти нощь, от всякаго избавляя мя навета и злобы видимых и невидимых враг.

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ПОУЧЕНИЕ

неделя 25
Текст печатается по уникальному изданию XVIII века «Собрание разных поучений на все воскресные и праздничные дни» хранящемуся в Николо-Сольбинском женском монастыре, которое читается на праздничных и воскресных трапезах. Издание является библиографической редкостью, с Екатерининских времен не переиздавалось. Сейчас поучения публикуются на нашем сайте впервые за 250 лет. Подробнее об этой книге можно прочитать в статье: «250 лет спустя, или Что читают за трапезой на Сольбе».
В НЕДЕЛЮ 25 ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
Кто есть ближний мой? (Лк.10:29)
Который вопрос предложил законник Спасителю, искушая Его, тот мы предложим ныне себе, слушатели, с усердием и нелицемерным желанием узнать ближнего нашего: Кто есть ближний мой? Но, как сама природа человеческая показывает нам сходство с нами всех людей, то, кажется, не нужно спрашивать, кто есть ближний наш. Ближние наши все люди, населяющие землю. Польза их столько близка нам быть должна, сколько мы сами себе. Сие-то Спаситель наш Иисус Христос изобразил законнику притчею Самарянина, который и не знаемого ему человека принял в свое призрение. Кажется, что любовь наша должна простираться ко всем тварям. Но, как мы и между собою по несчастью нашему разделены, то воззрим уже на тех, которые прямо вспомоществуют благоденствию нашему: они суть те, которые составляют любезнейшее отечество наше. И так, мы, не простирая наши размышления к обитателям всей земли, будем рассуждать о долге нашем к тем, которые составляют целость нашего отечества. Мы теперь представим характер истинного любителя его, и должности к нему, чтобы нам прямо узнать обязанности, какие хранить к отечеству должны. (Читать полностью…)

ОБЪЯСНЕНИЕ НА ВОСКРЕСНЫЙ АПОСТОЛ

DSC_0561
ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА К ЕФЕСЯНАМ, глава 5, стихи 9-19
Среди рекомендаций жителям города Эфеса, апостол Павел даёт очень интересный совет: “не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте”.
Когда знаешь как жить и поступать правильно (не важно, в теории или на практике), трудно отказать себе в удовольствии наставить ближних на путь истинный. Сказано же, что хрхзщцистианин – это свет мира – значит нужно светить, быть для других маяком.