АНО СЕМЬЯ РОССИИ
Воспитание в духе преподобного Сергия Радонежского
18.11.2015 15:53

dfJREj

Игумен земли Русской неустанно нес на себе те подвиги очищения сердца, покаяния, стяжания Духа Святаго. Великий святой передал христианское воспитание и своим духовным чадам. Семья – это малая церковь, маленькое государство со своими порядками, законами и традициями. В каждой семье родители сами выбирают, как воспитывать своих детей. Одни родители считают идеалом воспитание в духе времен жизни преподобного, по средневековым порядкам. Но зачастую видят в этом воспитании только внешнюю аскетическую сторону и в результате в семье происходит маленькая трагедия ребенок ненавидит Церковь. Другие родители, наоборот, впадают в другую крайность и считают воспитание времен преподобного Сергия слишком архаичным, отметают его в целом как нечто устаревшее, не способное дать ничего нового для современной молодежи. Кто прав? Обе категории таких родителей находятся в заблуждении. Суть в том, что православие – это религия человека во все времена, потому что «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Преподобный своей святой жизнью подтвердил возможность стремления к евангельскому идеалу. Поэтому воспитание в духе преподобного Сергия – это взращивание в наших чадах (да и в самих себе) плодов духовной жизни, плодов духа.

Апостол Павел пишет: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22-23). Все эти плоды в полной мере присущи дивному преподобному Сергию. Воздержание… Как не хватает его особенно подрастающему поколению Увлекаясь мутным потоком навязчивой рекламы: «Бери от жизни все!» и пренебрегая воспитанием в духе воздержания, мы становимся достойными сынами эгоистичного общества потребления. А если и воздерживаемся, то ждем от этого какой-то выгоды (например, похудения) или награды. Преподобный Сергий, удивляя родителей скудостью своей трапезы, не стремился к тщеславию и делал это отнюдь не по принуждению. Стремясь сердцем в горние обители, он добровольным воздержание отсекал от себя якори, тянувшие его боголюбивое сердце к низменным страстям. Сопрягаясь в молитве с Господом, становился единым духом с Ним. Если наше воздержание будет разумным, тогда, «отрешая нас от мирских привязанностей, – говорит протоиерей Артемий Владимиров, – оно даст познать нам подлинное небесное сокровище, которое есть Господь Иисус Христос и молитва к Нему».

Кротость – второй духовный плод, который необходимо взрастить в наших детях и воспитанниках, опираясь на опыт преподобного Сергия. Вспомним пример Радонежского игумена, когда братия монастыря стала проявлять недовольство, усматривая погрешности  в деятельности святого подвижника. Преподобный Сергий как может увещевает братию и наконец принимает мудрое решение оставить монастырь, видя, что стал им в тягость. Братия же, осознав, какого игумена она потеряла, восплакала и выслала посольство, чтобы возвратить смиренного Сергия. И тот пришел, ибо носил в сердце духовный плод кротости, снисхождения, мудрого понимания человеческой немощи, умение пребывать в мирном духе тогда, когда все вокруг тревожатся, мятутся и смущаются. Кротость в наше время – очень редкий дар. Кроткий молодой человек или девушка, крепко стоящие в вере, – это не слабые безвольные личности, но исполины, способные, с помощью Божией, утихомирить бурю страстей, кипящих вокруг нас с небывалой силой.

Преподобный Сергий, трудясь не покладая рук, стяжал и совокупность всех совершенств (Кол. 3:14) – дар любви. Пылая огнем любви, Преподобный молится поименно за каждого русского воина, проливающего кровь на Куликовом поле, отдаленном от него на многие десятки верст. Осеняя крестом каждого из павших ратников, он просит у Господа оставления грехов их и водворения их со святыми. Наше воспитание длится всю жизнь. И мы, воспитывая своих близких и сами себя, по крупице собираем дар евангельской любви, молясь за наших усопших сродников. Через это поминовение евангельская любовь целительным бальзамом сходит на наши души, и мы внимаем словам преподобного Сергия, сказанным перед кончиной: «Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную».

Еще один духовный плод Преподобного – плод радости. Не зря в акафистах Русской Православной Церкви звучит слово «Радуйся». Православие – не религия человека с вечно скорбным и постным лицом – это религия христианина, радующегося о Воскресшем Господе. Радость святого Сергия Радонежского заключалась и в ежедневном служении Божественной Литургии, особенно же она возросла, когда благодатно узрел он небесный Огонь, который свившись, вошел внутрь святого потира. Дай Бог и нам хотя бы отчасти причащаться этой радости через принятие Животворящих Тела и Крови Христовых. Еще же большую радость испытал великий угодник Божий во время посещения его убогой кельи Царицы Небесной. Истинную радость нельзя сравнить с радостью от получения каких-либо земных благ или обладания приятными вещами – такая радость недолговечна, истинная радость – это радость жизни в духе Христовом. Воспитание в духе преподобного Игумена земли русской для современного человека и во все времена актуально тем, что этот великий угодник Божий своей святой жизнью показал нам путь исполнения духовных плодов.

 
 
1-autumn-wallpapers1
59c0eb6c-b529-11ee-86c8-dee3510354d4.1220x600
1320612_original
517
d08f752d502b9ca6
fire-house-osen2
8b29c278e565297395d40c5972c81b4d
1692529656_news_b