Процесс канонизации последнего российского императора Николая II и его Семьи – супруги Александры Феодоровны и детей Алексия, Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии, расстрелянных в июле 1918 года в Екатеринбурге, был продолжительным и сложным. Известно, что первые обращения верующих в Синод Сербской православной церкви начались еще в 1930 году (тогда в Сербии проживало большое количество российских эмигрантов). Русская Православная Церковь за рубежом канонизировала Царскую Семью в лике мучеников в 1981 году, а в 2000 году, пятнадцать лет назад – в лике страстотерпцев и Русская Православная Церковь Московского Патриархии. На Архиерейском Соборе в Москве в зале Храма Христа Спасителя, где присутствовали одни архиереи, вопрос о прославлении Царя-мученика Николая II и его Семьи был решен единогласно, голосовали архиереи вставанием и зал Церковных Соборов, полный стоящих архиереев, лучше всяких слов свидетельствовал о святости царственных страстотерпцев. Причисление к лику святых означает, что Церковь свидетельствует о близости этих людей к Богу и молится им, как своим покровителям. В последние годы было зафиксировано множество чудес и исцелений по молитвам к царственным мученикам.
Глубокая религиозность выделяли Императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии. Обязательные посещения богослужений в воскресные и праздничные дни, соблюдение постов было неотъемлемой частью их быта. Личная религиозность Государя и его супруги была не простым следованием традициям. Царская Семья посещала храмы и монастыри во время своих поездок, поклонялась чудотворным иконам и мощам святых, совершала паломничества. Царь Николай II и его Семья на первое место в жизни ставили Бога и Его законы, не взирая на общественное мнение, которое зачастую осуждала их за это. В глазах общества того времени Семья Романовых во многом была «не от мира сего», но вглядываясь в их светлые чистые лица сегодня можно сказать, что пребывая на земле они уже были жителями Небесного Иерусалима, так как своей жизнью они послужили Богу.
В почти полной изоляции от внешнего мира, окруженные грубыми и жестокими охранниками, узники Ипатьевского дома проявили удивительное благородство и ясность духа. Вместе с родителями все страдания с кротостью и смирением переносили Царские дети. Их истинное величие проистекало не из их царского достоинства, а от той удивительной нравственной высоты, на которую они постепенно поднялись. За многими страданиями, перенесенными Царской Семьей за последние 17 месяцев жизни, которая закончилась расстрелом в подвале Екатеринбургского Ипатьевского дома в ночь на 17 июля 1918 года, мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры.
Народное почитание всегда являлось одним из основных условий причисления к лику святых. Царская семья же активно почиталась в первую очередь в эмигрантской среде за пределами России, в самой стране существовало тайное почитание царственных страстотерпцев на Урале. Верующие свидетельствовали, что по молитвам царственным страстотерпцам происходили, исцеления от физических недугов, воссоединения разобщенных семей, помощь приходила и в других случаях; а также о том, что ряд икон с царственными ликами обладают чудесными свойствами – мироточат, благоухают, проявляются пятна крови. Любовь к Царственным страстотерпцам проявляется в строительстве многочисленных храмов и монастырей в России и за рубежом, освященных в их честь, написании икон, воздвижении памятников, организации крестных ходов в памятные дни. Верующие и почитатели Царя Николая II, Царицы Александры Феодоровны, цесаревича Алексея и великих княжен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии посвящают им свои песни, стихи, фильмы.
|