АНО СЕМЬЯ РОССИИ
1000-летие первых русских святых Бориса и Глеба
06.08.2015 04:21

7_copy

2015 год является во многом годом юбилейным, недавно отмечалось 1000-летие со дня успения равноапостольного князя Владимира, сегодня 6 августа отмечается 1000-летие со дня преставления святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида. Сыновья равноапостольного князя Владимира Борис и Глеб, первые русские святые, являются небесными покровителями города Борисоглебска. «Целомудренный Борис» и «незлобивый Глеб» летом 1015 года предпочли принять смерть от рук убийц, подосланных братом Святополком, нежели воспротивиться насилию и тем положить начало междоусобной брани в Отечестве. Они «отогнали поношение от сынов русских, столь долго косневших в язычестве», а по сути задали духовные и нравственные координаты тому явлению, которое мы называем Святая Русь. Не участвуя во зле, они уповали на суд Божий, не преступив Христовых заветов смирения, не цепляясь за жизнь. И в 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый разбил дружину Святополка Окаянного. «С того времени, – пишет летописец, – затихла на Руси крамола». Канонизированные в 1072 году первые русские святые, сразу же стали восприниматься одними из самых главных заступников за Русскую землю. В «Сказании о Борисе и Глебе» говорится: «Вы наше оружие, земли Русской защита и опора... Вы небесные люди и земные ангелы, столпы и опора земли нашей!..» Благоверные князья-страстотерпцы прославлены от Бога даром исцелений. Образ святых Бориса и Глеба, заступников за Русскую Землю, позднее превратился в образ святых-воинов.
Святость Бориса и Глеба проявилась именно в том, что они «все отдали без борьбы». Правда, не совсем «все», а все мирское, материальное. Они были, по известному выражению М.В.Толстого, «первыми прекрасными весенними цветами новопросвещенной Руси», потому что их подвиг для многих людей открыл суть христианства, стал примером, к сожалению, недостижимым, для всех поколений Рюриковичей. Трудно совместить наши представления о героизме, о победе с образами князей, которые могли бы оказать сопротивление преступнику, могли бы бросить в бой дружину, но избрали долю жертвы и вечную жизнь. Смирение не противоречит героике, в подвиге смирения нет категорического отрицания ратных подвигов в любой ситуации…
Сейчас многие в нашей стране воспринимают власть не в традиционном русском, жертвенно-державном смысле, а как повод для вседозволенности, как источник для личного обогащения. Но, кто знает, не поможет ли нам всем обращение к подвигу святых Бориса и Глеба измениться духовно и выработать у себя христианские представления о той ответственности, с которой сопряжено властное служение? Пример Бориса и Глеба – это пример служения христианскому идеалу власти в чистом виде. Они были готовы отказаться от своих законных прав для того, чтобы дело их отца, князя Владимира, не было поставлено под сомнение. Чем может быть поучительна жизнь святых для современного человека, христианина? Вопрос заключается в том, с Кого должен брать пример человек, Кто для него является идеалом. Для православного человека идеалом был, есть и будет Христос Спаситель, поэтому вопрос выбора в сложной жизненной ситуации решается всегда просто: а как бы поступил Он на моем месте. «Уклонися от зла и сотвори благо», – так написано в Псалтири (пс. 36, ст. 27), также поступили и святые страстотерпцы Борис и Глеб. Они простили и молились за своих обидчиков; были кроткими и милосердными к ближним; защищали своих друзей и братьев, свое Отечество, по заповеди Спасителя, даже жертвуя жизнью, как сам Спаситель. Тысячу лет русские люди молятся страстотерпцам Борису и Глебу об умирении Отечества, о добром нраве властей и правителей, об избавлении от нашествия иноплеменных, о сохранении от междоусобицы, о даровании мужества перед лицом смертельной опасности, единомыслия и здравия.

 
 
____51
21712
9114539
39774649
92505
815793588
91905