АНО СЕМЬЯ РОССИИ
Начальница веры – равноапостольная великая княгиня Ольга
23.07.2015 22:23

1_copy_copy_copy_copy

Канонизированная Русской Православной Церковью святая равноапостольная великая княгиня Ольга стала подлинным символом благочестия и мудрости. В летописи говорится, что она, как «утренняя заря предварила восход солнца», разумея под «солнцем» её внука святого равноапостольного князя Владимира, совершившего великое дело просвещения светом истинной веры всего русского народа. Святую равноапостольную Ольгу издревле называли Начальницей веры и Корнем Православия в Русской земле. Ведь именно через эту женщину началось просвещение Руси светом христианства. Великая равноапостольная княгиня Ольга во многом была первой. Она стала первой женщиной, управлявшей Киевской Русью, и первой русской христианкой в языческой стране, много сил приложила к распространению веры Христовой; прославилась делами христианского благочестия, помогала больным и бедным.

Мудрость княгини Ольги отмечают все — летописцы, историки, составители житийных повествований. Предание говорит о том, что князь Игорь взял в жены Ольгу, будучи поражен не столько ее красотой (а она была красавицей), сколько «мудростью и смышленостью». Став правительницей Руси, она сразу проявила себя как мудрый государственный деятель. В отличие от Игоря, взимавшего дань произвольно, за что он и поплатился (был убит древлянами), Ольга упорядочила сбор дани и налогов. В эпоху, когда война была главным средством решения политических споров, Ольга старалась не воевать с соседями. «Великие князья до времен Ольгиных воевали — она правила государством» (Н.М. Карамзин). Мудрость проявила княгиня, сумев отвести от себя притязания византийского царя Константина Багрянородного, избежать брака с ним и возможного оскорбления его из-за ее отказа. Она уговорила императора быть ее восприемником при крещении, а когда после крещения он делал ей предложение, отказалась, сославшись на то, что, окрестив ее, он назвал ее дочерью, а брака между крестным отцом и дочерью в православии быть не может. Константин понял, что Ольга перехитрила его, нашла возможность остаться верной памяти любимого мужа, и ему ничего не оставалось делать, как щедро одарить ее и отпустить с миром. Великая княгиня, став дочерью императора, сделала Византию духовной матерью Руси, приобщив православной культуре свой народ. В скором времени Русь стала благодатной преемницей православной веры.

Почувствовав на себе благодать христианского просвещения и радости, она уговаривала своего сына Святослава принять православие. Но сын не послушал ее, остался язычником, хотя и не препятствовал матери в деле просвещения Руси. С теплой верой молилась она о сыне и народе, чтобы просветил их Господь. А между тем святая Ольга воспитывала в православной вере трех своих малолетних внуков – Ярополка, Олега и Владимира. Семена веры, посеянные бабушкой, проросли позже в душе внука ее юного Владимира. С проповедью святой веры великая княгиня Ольга посетила многие города Руси, везде сокрушая идолов и устанавливая на их месте честные кресты, от которых для уверения язычников творились многие знамения и чудеса. Вернувшись в Киев, она вспомнила о своем видении на реке Пскове, послала много золота и серебра для построения там церкви во имя Святой Троицы, повелела населять то место людьми. Вскоре на реке Пскове вырос великий город Псков, и прославлялось в нем имя Пресвятой Троицы.

Святая Ольга для нас сегодня – образ воительницы, женщины сильной, властной и самостоятельной – идеал для подражания многих женщин. Несгибаемая воля, природный ум, целомудренный образ жизни – вот ее краткий портрет. И в то же время святая Ольга – это еще и пример служения людям и Богу, светлый образ внутренней чистоты, терпения, мудрости, заботы, искренности, исполнения государственного служения и долга матери и бабушки.

Русской Православной Церковью учрежден орден святой равноапостольной княгини Ольги определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 28 декабря 1988 года в ознаменование 1000-летию Крещения Руси. Орденом святой равноапостольной княгини Ольги награждаются женщины за заслуги на различных поприщах церковного, государственного и общественного служения, а также их труды на пользу ближнего. Орден имеет три степени. Клирики и миряне награждаются сначала орденом III степени, а потом II, за особые заслуги перед Русской Православной Церковью они могут быть награждены орденом I степени. Высокий статус этой награды подтверждается тем, что ранее данного ордена были удостоены Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Ивановна Матвиенко, экс-президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, Великая княгиня Мария Владимировна Романова.

В России до 1917 года уже существовала награда этого имени. По инициативе созданного известным публицистом М.О. Меньшиковым «Общества святой Ольги» в 1914 году был высочайше утвержден «знак отличия святой Ольги». Он призван был отмечать «заслуги женщин на различных поприщах государственного и общественного служения, а равно подвиги и труды их на пользу ближнего». Знак отличия святой Ольги был вручен лишь один раз. В 1916 году второй степени знака отличия была удостоена Вера Николаевна Панаева, потерявшая в сражениях первой мировой войны троих сыновей-офицеров.

 
 
222_rrrre-1920
153
799535
71544028_41868921_1204709136_spring_00077
0_11f14_240c6e83_XL
-
110445252_12