АНО СЕМЬЯ РОССИИ
Родной край
Прославленный в веках

 

Среди славных имен наших земляков, прославивших край Костромской, имя Ивана Сусанина знакомо нам с детства. На протяжении веков подвиг русского крестьянина вызывает неподдельный интерес многочисленных исследователей, историков, литераторов и обычных людей. События того времени рождают немало вопросов, споров, версий и преданий. Перечитаем страницы прошлого и вспомним трагический период в истории государства Российского, известный как Смутное время. Это было время политического кризиса государства. Смерть Ивана IV, затем его сына Феодора, восшествие на престол «выбранного» царя - Бориса Годунова - породили жестокую борьбу за власть между представителями боярских родов. Неурожаи и голод привели к народным восстаниям и в конце концов к крестьянской войне.

Экономической и политической разрухой попытались воспользоваться панская Польша и Ватикан. Польша мечтала о русских землях до Смоленска, да и о самом городе, а Ватикан стремился «насадить» в России католичество. Осенью 1604 года польские отряды перешли границу Русского государства, стремительно продвинулись к Москве и вскоре заняли столицу. Насилия и грабежи интервентов переполнили чашу терпения народа, который самостоятельно начал формировать местные земские отряды народного ополчения по всей стране. В Костромском крае жители Галича восстали сами и отправили своих посланцев в Солигалич, Чухлому, Вологду, Великий Устюг. Отряды галичского ополчения двинулись и к Костроме. Известны имена костромичей Костюши Мезенцева и Николая Костыгина, взорвавших оплот «тушинского вора» на территории нашего края - одну из стен Ипатьевского монастыря. К сожалению, о них мы ничего не знаем, забыли...

Народное ополчение под руководством новгородцев Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от интервентов осенью 1612 года, а уже в феврале 1613 года Земский Собор объявил царем молодого боярина Михаила Федоровича Романова. Быстро разносилась из Москвы по всей Русской земле радостная весть о том, что кончилось «безгосударное» время. Надежды всех русских людей теперь сосредоточились на юном народном избраннике. Но после освобождения Москвы отдельные отряды интервентов еще рыскали по окраинам России, стремясь найти дорогу на запад, а заодно и погубить выбранного царя Михаила Романова. Погубить его - значило оказать величайшую услугу польскому королю, уже считавшему московский престол своим.

Зимой 1612-1613 года один из таких отрядов недалеко от Костромы сбился с пути. По некоторым источникам, юный Михаил Романов в это время находился в селе Домнине Костромского уезда, вотчинном селе его матери, Ксении Ивановны Шестовой (в иночестве Марфы). Туда-то и направились враги. Не зная местности, боясь ополчения, поляки силой брали местных проводников и, как отмечал правнук И. Сусанина, устроили допрос с пристрастием жителям деревни Деревеньки, и наконец дознались, что Михаил проживает в селе Домнине.

Кем был Сусанин в вотчине? Разные источники на этот вопрос отвечают по-разному: был просто крестьянином, был вотчинным старостой и даже приказчиком бояр Шестовых... Это доподлинно не известно. Но именно его поляки заставили идти в Домнино показать местопребывание царя. Долго он вел их лесными трущобами, глухими тропинками, пока не подошли к Исуповскому болоту, где, по преданию, наш земляк погиб геройской смертью, погубив и чужеземцев.

sysanin.jpgТем временем Михаил Феодорович с матерью, инокиней Марфой, спешно переправились в Ипатьевский монастырь на окраине Костромы, где и застало их по сольство Земского Собора. 14 марта 1613 года Михаил Романов дал согласие на царствование и был благословлен архиепископом Феодоритом. По мнению А.И. Герцена, для Сусанина «Россия и царь - одно и то же. Спасая царя, он спасал Россию». Мы мало знаем о личности героя, но для нас он - настоящий патриот. Это был простой русский человек, христианин. У него была семья, дочь... Он приютил и вырастил сироту Богдашку Собинина, за которого позднее выдал замуж свою дочь Антониду.

Предание о доблестном подвиге Ивана Сусанина, который не задумываясь отдал жизнь за царя, Отчизну, родной край, свято хранится в народной памяти.

Достоверность этого подвига подтверждается и Жалованной грамотой царя Михаила Феодоровича 1619 года, данной зятю Ивана Сусанина Богдану Собинину. В ней говорилось: «За службу к нам и за терпение тестя его Ивана Сусанина», которого «пытали великими, немерными пытками польские и литовские люди».

Освободил царь потомство Сусанина в награду за его самоотверженность от всяких повинностей, наделил землей и «обелил» их, то есть освободил от всех податей. С тех пор потомки Сусанина назывались «белопашцами» - свободными крестьянами, не несущими никаких повинностей в чью-либо пользу. Эти царские пожалования, закрепленные за семьей потомков Ивана Сусанина в грамотах 1633 и 1644 годов, подтверждали и последующие государи.

Не стал бы царь награждать за мифические заслуги. История подвига и личность Сусанина, желание знать правду заставляют исследователей вновь и вновь обращаться к событиям Смутного времени. Память о герое сохранилась в многочисленных устных преданиях и песнях. Светлый образ крестьянина-патриота привлекал к себе внимание поэтов, художников, музыкантов. Его воспел поэт-декабрист К.Ф. Рылеев в думе «Иван Сусанин». Это поэтическое произведение, возможно, определило выбор сюжета для оперы, которую М.И. Глинка назвал «Иван Сусанин». Отечественная героико-трагическая опера в пяти действиях» (окончательный вариант ее сценического названия - «Жизнь за царя»).

После премьеры оперы вторым по важности событием этого времени, связанным с именем Сусанина, было сооружение памятника Михаилу Романову и его спасителю в Костроме, торжественное открытие которого состоялось 14 марта 1851 года. Создателем этого монумента является известный русский скульптор Василий Иванович Демут-Малиновский, к сожалению, не доживший до открытия своего выдающегося произведения. Но памятник на Сусанинской площади Костромы в сентябре 1918 года был низвергнут декретом СНК «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг...». Сейчас ведутся работы по восстановлению этого монументального сооружения.

В 1913 году к 300-летию Дома Романовых в честь подвига Ивана Сусанина на его родине, в деревне Деревеньки, была построена часовня, на открытии которой благочинный Н.Рубинский сказал: «...пусть освященная ныне часовня-памятник послужит к глубокому запечатлению в наших сердцах того доблестного подвига, какой совершил Иван Сусанин, и пусть этот подвиг его будет для нас во все времена примером тех высоких чувств, которыми был воодушевлен Сусанин, идя на мученическую смерть за Помазанника Божия, горя любовью к Отчизне и вере». Основным центром юбилейных торжеств в те дни стала Кострома, которую по праву нарекли «колыбелью Дома Романовых». Присутствие царя Николая II и его семьи украсило праздник, к которому долго готовились костромичи: в городе появились новая больница, музей, электростанция, были собраны многочисленные материалы и о роде Романовых, и об Иване Сусанине, а в приветственных речах имя Сусанина звучало столь же часто, как и имя основателя царской династии. Обращаясь к костромичам, среди которых были и потомки народного героя, последний царь из династии Романовых сказал: «...радуюсь ...видеть вас, представителей моего верного костромского населения, которое так славно показало себя в лице Ивана Сусанина триста лет тому назад. Я уверен, что та любовь и преданность, которую он показал моему предку, никогда не иссякнет, пока жива будет земля Русская».