Средневековый паломнический центр
Херсонес - Херсон - Корсунь
Вероятно, забвение гробницы св. Климента явилось следствием иконоборческой ереси, длившейся почти полтора столетия и стершей у нескольких поколений херсонитов память о священномученике, утопленном у берегов их города. Обретение святыми солунскими братьями мощей св. Климента, возродило его почитание в Херсоне и надолго вернуло городу честь и славу обладания святыней. Почти через сто лет часть мощей увез с собой на Русь св. равноапостольный князь Владимир и священномученик Климент Римский стал ее первым небесным покровителем и заступником.
Память о святом, объединившем под своим молитвенным покровом далекую Корсунь и Русь, сохранилась в летописях, устном народном творчестве. Так, славянский источник «Чудо св. Климента об отрочати» упоминает о ежегодных паломничествах жителей Херсонеса к гробнице с мощами св. Климента; в русской христианской среде были популярны духовные стихи о подводной церкви св. Климента:
Посреди моря океанского
Выходила Церковь соборная,
Соборная, богомольная,
Святого Климента, попа Римского.
После крещения и венчания в Корсуни князя Владимира возникли крепкие духовные связи между Херсоном-Корсунью - северным форпостом Византии, с его многовековой православной историей - и Русью - тогда еще молодым, только набирающим силу христианским государством. Русь не только помнила и почитала свою «духовную колыбель» - Корсунь, но стала ее культурной и духовной преемницей, как и Византийской империи в целом.
Известно, что вместе с князем Владимиром из Корсуни прибыли на русскую землю первые священники, были привезены первые богослужебные книги, иконы кресты, церковная утварь. В 1228 г. из Корсуни в Рязанскую землю была перенесена чудотворная икона Николы Корсунского Заразского). Путь, по которому переплавляли икону, подробно описанный в «Повести о Николе Заразском», несомненно, был известен русским паломникам.
С посещениями ими «колыбели русского православия» можно, вероятно, связать некоторые древнерусские кресты-складни, найденные при раскопках Херсона и его предместья. Например, створка складня с изображением Богоматери с Младенцем, происходящая из скита ХIV в. на мысе Виноградном (ближняя округа Херсонеса на Гераклейском полуострове).
Ученые доказали, что в городе были русские кварталы, русские приходы, русское духовенство. Сам факт поселения русских в Херсоне связывают не только «с доступностью в то время водного пути в Западный Крым, но и определенным пиететом к этому некогда славному городу с единоверным населением - городу, в котором Владимир принял христианство».
Не менее привлекало паломников к Херсону имя другого римского папы - св. Мартина Исповедника, непримиримого противника монофилитской ереси, сосланного сюда в 655 г., где он умер через 124 дня и был погребен в загородном Влахернском монастыре на расстоянии «одного стадия» от оборонительных стен Херсона.
Популярность папы Мартина была столь велика, что еще при его жизни был написан мартирий - явление само по себе весьма неординарное. Паломничества к гробнице св. Мартина начались в VII в., практически сразу же после его смерти. Её называли «усыпальницей великого мужа, которая усиленно почитается как на Востоке, так и на Западе, не предается забвению». В VIII в. «папа Григорий II в письме к императору Льву III Исавру отмечал, что к мавзолею блаженного Мартина «стекается Боспор и весь Север и обитатели Севера с тем, чтобы исцелиться от болезней».
Средневековое христианское общество свято помнило заветы Христа и наставления апостолов относительно «в пути сущих»: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня, был странником, и вы приняли Меня... Истинно говорю вам: поелику вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Евангелие от Матфея, 25, 35,40). «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали странноприимство ангелам» (Посл. Ап. Павла. Евр. 13, 2). Церковь взяла на себя заботу о путешествующих и, особенно, о «странствующих Господа ради».
При монастырях и храмах строили странноприимные дома, где путешественникам обеспечивались еда и ночлег. В Херсонесе уже в V - VI вв. такой приют можно было получить в странноприимном доме св. Фоки, покровителя мореплавателей и путешественников, где раздавались специально испеченные хлебцы с оттиснутым изображением святого и надписью: «Благословение св. Фоки, покровителя нищеприимного дома Херсона». Получали паломники в херсонесских храмах также благословения св. Георгия, св. Феодора, св. Лонгина.
Согласно благочестивой традиции, сохранившейся до наших дней, пилигримы увозили из посещенных святых мест различные евлогии: ампулы со святой водой или маслом, крестики, маленькие иконки-медальоны из стекла, бронзы, свинца, керамики. Изготавливались паломнические евлогии и в малом паломническом центре Херсона, о чем свидетельствуют их находки на херсонесском городище.
Херсонес прекратил свое существование к середине ХV в., но к его руинам еще долго притекали паломники-пилигримы. Из письменных источников известно, что в ХVI в. по-прежнему «большие толпы народа собирались к могиле св. папы Мартина, чтобы получить благодать исцеления» (Ваronoius, 1604, аnn. 654), «многолюдным сборищем стекались на ежегодное торжество св. Георгия благочестивые греки-христиане» к Георгиевскому монастырю на Гераклейском полуострове. В ХVII в., судя по «Описанию Черного моря и Татарии», сделанному Дортелли де Асколли, еще было живо предание о «часовне, воздвигнутой руками ангелов и хранящей тело святого Климента...»
В ХVII в. русский священник Иаков, бывший в составе русского посольства в Крыму, совершил с товарищами паломничество к мощам неизвестного святого в заброшенный Инкерманский пещерный монастырь, в который на поклонение мощам регулярно, «по пятницам и воскресениям, приходили греки и армяне с женами и детьми». Вероятно, не случайно на херсонесском городище археологи до сих пор находят русские паломнические кресты-тельники ХVI - ХVII вв., времени, когда Херсонес уже давно не существовал, а Севастополь ещё не был основан... Слава святого места пережила сам город!
Преосвященный Иннокентий, занимавший в середине XIX века Херсоно-Таврическую кафедру, глубоко чувствовал святость древней херсонесской земли и предвидел её духовное возрождение: «Вижу, - писал он, - как св. Владимир паки посещает своим духом тот храм, в коем он приял крещение и веру не для себя токмо, а для всей России! как седмь Святителей и Священномучеников херсонесских, теперь едва ли не забытые, паки в храмах во имя их связуются духом с прежней их паствою и начинают поучать её житием своим, как первосвятители римские Климент и Мартин приходят на место своего заточения и трудов и находят его не в запустении, как теперь, а в лепоте богослужения и чине церковном; как, наконец, имя первозванного ученика и Апостола, который впервые огласил горы наши, а потом и всю Россию именем Христовым, нарекается с честью на храмах наших! Благословен Бог, тако возблаговоливший о месте сем!»
Сбылось пророчество пастыря. И вместе с возрожденными святынями возрождается древний паломнический центр Херсонес - Херсон - Корсунь!
Татьяна ЯШАЕВА
старший научный сотрудник
Херсонесского археологического музея
г. Севастополь
|