В истории России семья теснейшим образом была связана, с одной стороны - с развитием государственности, а с другой - с этапами изменения статуса ребенка в семейной структуре - от бесправия и полного подчинения власти родителей - к «правам ребенка» и отношениям паритетности. Эволюция семьи в России осуществлялась в направлении изменения семейных ценностных ориентаций взрослых и статуса ребенка: от полного подчинения воле родителей к отношениям паритетности и «детоцентризму».
Дореволюционная Россия - страна очень высокой рождаемости: за время правления последнего российского Императора, население увеличилось на 50 млн. человек. Важнейшим социально-психологическим фактором такой ситуации являлось господство в сознании народа определенных демографических установок следующего плана: «Брак и дети - святое дело. Холостое состояние в зрелом возрасте - безнравственно. Дети - Божья благодать. Развод - невозможен, повторный брак - только в случае вдовства».
Этих взглядов до 60-х годов ХIХ века придерживалось подавляющее большинство населения России и не только русское. Многодетность была традиционной и устойчивой, потребность в детях - очень высокой и основывалась на чадолюбии.
Для российской духовной традиции характерно особое отношение к ребенку как «наследнику Царствия Божия», что находится в парадоксальном несоответствии с низким социальным статусом ребенка в обществе и общим отношением к детству, которое характеризуется, с точки зрения человека нашего времени, завышенными требованиями, излишней суровостью воспитания и юридическим детским бесправием, поскольку вплоть до ХIХ века в юридических актах не были зафиксированы права ребенка. Вместе с тем, в различных слоях и сословиях общества присутствовало уважительное по сути отношение к детской жизни, которое выражалось не только в религиозных представлениях о ребенке как воплощении ангельской чистоты, простоты и целомудрия (в соответствии с евангельским призывом «Будьте как дети»), но и в естественном признании за детьми автономного мира детской субкультуры и пространства детских игр (шла ли речь о дворянском особняке или самой бедной крестьянской избе).
Христианство, пришедшее на Русь, постепенно, но кардинально изменяло центральную доминанту в отношении к ребенку как равноправному члену сообщества: семьи, общины, государства:
· в демографических установках (народных представлениях о том, что бездетность - величайшее горе и наказание Божие за грехи), которые сохранились вплоть до 60-70 годов ХIХ, а в некоторых губерниях до начала ХХ в.;
· в государственных регламентированных актах (Русская Правда, Кормчая книга - здесь существовали статьи о детях: их нельзя было убивать, а продавать только в крайней нужде; для матери, убившей дитя во чреве, налагалась 8-летняя епитимья; при этом незаконнорожденные дети вообще не имели имущественных прав и др.). Но в целом по отношению ко взрослым, особенно родителям, дети имели преимущественно обязанности, а не права;
· в семейном быте - строгое воспитание, широкое использование телесных наказаний, при этом предоставление особого физического и психологического пространства для детской жизнедеятельности (обязательная детская комната в дворянских домах и полати - «небесное место» в микрокосме русской избы);
· отношение к игре как неподлинной жизни, зафиксированное в многочисленных русских пословицах типа «Игра не доведет до добра», «Делу время, потехе час» и другие, при этом детская игра и игрушка в народной жизни занимала подобающее место: игровые постройки взрослыми не разрушались, мастерились разнообразные игрушки.
Социальные потрясения, женская эмансипация, снижение потребности в детях, ослабление роли церкви в конце позапрошлого и весь прошлый век и другие причины привели к изменениям мотивации деторождения и формирования в России нового типа рождаемости, основанного на малодетности, позднем вступлении в брак или осознанном безбрачии и ослаблении чадолюбия.
Последствия этих процессов сказываются в настоящее время. Это, с одной стороны, уменьшение количества браков, осознанно бездетные браки, увеличение числа разводов, а также рост количества детей без семьи, воспитывающихся в государственных учреждениях, рост детской беспризорности и безнадзорности в семьях и пр., а с другой, как ни парадоксально, - формирование у части родителей особой эмоциональной связи с ребенком - «детоцентризм» как основа репродуктивной мотивации нового типа.
По убеждению демографов, современную семью можно назвать детоцентристской, это явление новое, практически неизвестное с прежних эпох. В такой семье впервые в истории дети занимают центральное положение, превращаясь в стержень, вокруг которого организовывается вся жизнь семьи, жизнь взрослых «ради детей». В результате: ценность детей становится самостоятельным фактором, мотивирующим ограничение рождаемости - таков парадокс нашего времени.
Складывается практика воспитания, как правило, единственного ребенка, эгоцентрического, невротичного и, в сущности, очень одинокого. В этой социальной ситуации общество обрекает себя на культивирование социального инфантилизма - формирование таких жизненных установок, при которых уже зрелый субъект избегает принятия ответственных решений и нравственных поступков, возлагая «бремя выбора» и ответственность за его результаты на других людей, в частности, на собственных родителей - по принципу «вы меня таким воспитали».
Таким образом, эволюция российской семьи претерпела существенные изменения на протяжении социогенеза - истории развития человеческого сообщества. Если представить себе в самом общем виде социально- психологическую структуру семьи в виде простейшего (нуклеарного) треугольника с вершинами: отец (муж) - мать (жена) - дитя (сын \дочь), то можно обратить внимание на то, что семейный треугольник в процессе развития человеческого общества изменяет своё положение. Он как бы вращается по центральной оси против часовой стрелки, приобретая при этом различные положения в пространстве.
В соответствии с положением архетипического семейного треугольника можно было бы выделить три основные стадии эволюции нуклеарной семьи: I стадия - патриархальная - характеризуется главенствующим экономическим и социально-психологическим положением отца как господина и кормильца чад и домочадцев, «лидера» семейной малой группы (родительство).
II стадия характеризуется преобладанием ценностей супружества как относительного равенства мужа и жены при отсутствии социального статуса или низким статусом ребенка.
И, наконец, III стадия - «ребячество» в буквальном значении этого слова, согласно трактовке Вл. Даля (Даль, 1981), помещает на вершину архетипического треугольника дитя, именно оно становится психологическим центром семьи, главным заказчиком и потребителем всяческих благ.
Это значит, социально-психологическая эволюция семьи происходила в направлении трансформации семейных ценностных ориентаций, изменения отношений и статусов членов семейного архетипического треугольника: от патриархальных отношений с абсолютным главенством отца и мужа, через установление равенства между супругами, к детоцентризму как ценностной ориентации взрослых на социальное возвышение ребенка, предпочтение его интересов и потребностей. При этом положение ребенка оставалось и экономически, и юридически, и психологически зависимым.
В ХVIII веке среди дворянства считалось, что у детей должен быть мир взрослых интересов, а детство - период, который нужно пробежать как можно скорее. Лишь в ХIХ веке в домах русского дворянства появляется «детская комната», в которой царит образованная женщина гуманистических взглядов. Правда, низшие сословия от этих взглядов были далеки. Юридическое бесправие детей, в особенности девочек, их полная зависимость от воли родителей было присуще в той или иной степени всем сословиям в России до конца ХIХ века. Однако фактическая ценность детства в контексте традиционного чадолюбия была в России на высоком уровне. Если по трудовому законодательству Англии в конце ХIХ века ребенок 11 лет, работающий на фабрике, нес всю меру ответственности и мог быть казнен наравне со взрослым, то Россия не знала подобных жестоких законов. Для российской традиции было характерно невмешательство взрослых в детский быт, признание их игровой автономии, предоставление им физического пространства для игр: даже в самой бедной крестьянской избе - особом микрокосме семьи - для детей было отведено «самое высокое» место - дощатый настил над печкой (полати) - столь выигрышное для успешной детской социализации. Детские постройки не разрушались, игрушки изготавливались взрослыми и сохранялись для следующих поколений, в детские игры взрослые не вторгались и даже, напротив, наблюдая за играми, старались понять как в отражении те или иные стороны семейной жизни. Например, если дети активно и с радостью играют в куклы, - жди в семье прибавления.
Все эти обстоятельства оказывались благотворными для существования уникальной детской субкультуры с ее особым бытом и бытием, с детским фольклором, правовым кодексом и другими формами детской жизни, сохраняющимися на протяжении столетий и передающихся изустно от одного детского поколения к другому.
Дети росли в многопоколенной семье, воспитателями в которой были по сути все старшие ее члены. Сама патриархальная семья могла насчитывать до 100-150 человек, при этом дети и молодежь в ней составляли большую часть - до 70-80 %.
Какова социальная ситуация развития современного детства в России?
В России сегодня дети от 0 до 18 лет составляют лишь 23,3 % населения страны. По мнению ученых и международных экономистов-аналитиков, дети - будущий «человеческий капитал», который является одним из ключевых слагаемых не только индивидуального благосостояния страны, но и ее общего социально-экономического роста и развития. Дети в любой стране мира представляют собой наиболее ценный ресурс страны, залог ее будущего развития.
Каково состояние этого «ресурса» в России? Современная социальная ситуация развития в России с позиции ребенка носит драматичный, кризисный характер. Ее анализ открывает негативные изменения по всем трем направлениям трисоставной структуры личности ребенка: ее телесности, душевных проявлений и духовного бытия. Общее состояние физического здоровья детей (от года до 14 лет) в последние годы вызывает растущую озабоченность специалистов, родителей, властных структур. Растут общая невротизация детей и молодежи, психо-соматические и психические заболевания, свидетельствующие о духовном неблагополучии молодых россиян.
ЧТО МЫ ПОТЕРЯЛИ? По данным Первой переписи населения, в России в 1897 г. было 128,2 млн. человек. Специальные расчеты, проведенные, в частности, нашим национальным гением Д.И. Менделеевым, показали, что при всем учете убыли населения в результате войн, эпидемий и пр., в России к 2000 году должно было быть 594,3 млн. человек, (а к 2026 - 1.282 млн. чел.).
Последняя перепись населения, прошедшая в 2003 г., обозначила цифру в 147 млн. чел. (такая численность была в России в 1906 г.), то есть потери человеческого ресурса страны, демографические потери в ХХ веке составили огромную цифру - более 430 млн. российских граждан!
Какова ПЕРСПЕКТИВА? По данным международных организаций по народонаселению, в России к 2050 г. демографические потери составят 33 млн. чел., при этом число детей младше 15 лет сократится с 26 до 16 млн., следовательно, налицо катастрофическое старение нации. Президент России В.В.Путин в одном из выступлений сказал: «Через 15 лет нас будет меньше на 22 миллиона. Просто задумайтесь - это седьмая часть населения России. Если текущая тенденция сохранится, мы столкнемся с прямой угрозой существования нации».
За ужасающей демографической статистикой усматриваются, как правило, социально-экономические причины, как то: степень материальной обеспеченности детей в государстве, состояние детского здравоохранения и развитие сети оздоровительных учреждений, материальные возможности семьи и пр. Однако при всей важности подобных мер они не способны решить кардинально проблему детского здоровья, поскольку не учитывают его психологические параметры - ментального и нравственно-духовного свойства.
Объективными показателями духовного неблагополучия в сфере детства являются: проявления табачной (первое место в мире по данным ВОЗ), алкогольной (в том числе и пивной), наркотической и других зависимостей (аддикций), включая все виды так называемой «экранной зависимости» - телеманию, виртаманию (компьютерную игровую), интернет-манию. Другими объективными показателями духовного неблагополучия являются: детские и подростковые беспризорность и бродяжничество (сотни тысяч детей уходят из родного дома), тревожащий рост подростковой преступности и детской жестокости, криминализация языка, быта детей, беспрецедентный рост детских самоубийств.
В этих условиях наблюдаются существенные деформации внутрисемейных отношений, проявляющиеся во взаимоотчуждении детей и родителей. Разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением является причиной психо-эмоционального неблагополучия ребенка в современной, даже внешне благополучной семье.
Нарушение традиционной иерархии отношений в системе «Ребенок - взрослый» в семье приводит к углублению конфликта поколений, падению авторитета взрослых, снижению ценности семьи и формированию «социального инфантилизма» у подрастающего поколения .
Важнейшими факторами растущего психологического духовного неблагополучия ребенка являются разрушение существовавших на протяжении тысячелетий естественных институтов социализации - прежде всего семьи, изменение нравственно- психологического климата в обществе, влияние средств массовой информации и др..
Почему это происходит? Совокупность всех этих фактов требует их теоретического осмысления и не может не быть понята вне учета кризиса семьи и изменения духовно-нравственных ценностей общества в целом. Что изменилось в сознании современного ребенка в последние годы?
Как показали наши исследования за очень короткий период (осень1992 по весну 1999гг) у детей-школьников произошли существенные изменения в представлениях о себе в контексте семьи: были обнаружены (май 1999г.) очевидные сдвиги с возрастом в отношениях к себе у мальчиков в сторону уменьшения представлений о себе в семейной сфере и увеличения доли индивидуализации собственного Я, особенно - в культивировании физической силы с, порой, достаточно выраженным криминальным оттенком.
Для девочек различия за столь короткий период еще более существенные. Во-первых, активная «профессионализация» девочек самого раннего младшего школьного возраста (22% против 0 % семь лет назад!) и, во-вторых, резкое снижение представлений о себе в будущей семейной сфере : у 10 - 11-леток 7% против 47 % (!?) и у 12 - 14-леток 18% против 29% (см. диаграмму). Если отсутствие установок на семью и дом у мальчиков традиционны, то для девочек подобная «бессемейная» картина мира последних лет, на наш взгляд, тревожный факт, требующий серьезного внимания. Отсутствие позитивных установок на семью у детей сегодня может привести завтра к формированию негативного отношения молодежи к семье как социальному институту. На это направлены все усилия СМИ, школы и зачастую позиция собственной семьи ребенка, т.е. впервые в истории цивилизации негативные семейные установки связаны с демографической катастрофой и личностным кризисом. Это значит, что в начале Третьего тысячелетия мы, может быть, стоим на пороге глобальных изменений самого психотипа человека.
Кроме того, проблема семьи - важнейшая проблема преемственности поколений, стоящая сейчас необычайно остро во всем мире. Чьи ценности жизни возобладают в недалеком будущем? Кого выберут дети разных возрастов в качестве объектов для подражания и каковы последствия этих выборов для самих детей и для культуры в целом?
Для России важнейшим фактором этой преемственности культуры через семью, которая могла в прошлом насчитывать 3 - 4, а иногда и 5 поколений ближайших родственников, являлся общественный «институт прародителей - бабушек-дедушек». В современных условиях пожилые члены семьи, уже не занятые в общественном производстве, оказываются психологически не готовы к воспитанию внуков и зачастую уклоняются от общения с ними, лишая и детей, и себя радости этого общения. Бабушки не знают колыбельных песен, дедушки не умеют вырезать игрушку из дерева, смастерить ее из бумаги и пр., предпочитая кассеты с сомнительного качества мультфильмами и покупки вместо игрушек антиигрушки. А с другой стороны, молодые родители зачастую, относясь к прародителям с предубеждением, «не доверяют» им воспитание внуков.
Вместе с тем, из исследований известно, что прародители (особенно бабушки), включенные в воспитание, являются катализаторами более высоких академических успехов внуков в младшем школьном возрасте и сдерживающим фактором противоправных нарушений и наркомании у подростков. Таким образом, проблема не только «отцов и детей», но и «дедов и внуков» становится все более острой и востребованной воспитательной практикой.
Главная функция старшего поколения - сохранение и передача семейных традиций, опыта, информации о семейных корнях, истории, семейных ценностей и установок и т.п., что призвано способствовать духовно-нравственному развитию младшего, да и среднего поколений, укреплению самой семьи.
Выработка установки у современных детей и молодежи на многодетную и многопоколенную семью, как многобытийную, дающую максимально гармоничное и благодатное развитие всем ее членам, что является залогом позитивного изменения демографической ситуации в стране.
На основании проведенных нами исследований в 70-80-90-е годы прошлого и в начале наступившего века, а также наблюдений, анализа литературы и пр. приходится констатировать снижение всех показателей качества жизни современного детства, что не могло не сказаться на неблагоприятной демографической ситуации в стране.
Предложения
· Необходимо поднимать престиж института семьи в государстве, общественных и властных структурах.
· Активизировать воспитательные меры, направленные на духовно-нравственное формирование просемейных установок в детской субкультуре, начиная с самого раннего возраста (сказки, игры и игрушки, мультфильмы и пр.) специальные меры в школах (типа «этики и психологии семейной жизни»).
· Духовно-нравственная апологетика традиций российской семьи и православного брака как оптимальных условий для развития и самореализации не только детей , но и взрослых.
· Создание развивающих, коррекционных и реабилитационных образовательных программ и методов поддержки детства по гармонизации отношений ребенка с миром, другими людьми и самим собой, оптимизации его духовного потенциала.
· Воссоздание детской игровой традиции и разработка современных методов, способствующих созданию одухотворенного детского игрового пространства для нравственного становления личности ребенка, формирования чувства общности, способности к сопереживанию как действенному состраданию неблагополучию и активному сорадованию успехам другого человека.
· Внимание к пренатальному развитию в диаде ребенок-мать как особому специфическому периоду развития семьи и ребенка
· Возрождение «института бабушек-дедушек» как необходимого звена в процессе духовно-нравственного развития ребенка и семьи.
Сложившееся положение с семьей и воспитанием детей в России требует включения задачи духовно-нравственного развития семьи и воспитания детей, подростков и молодежи в круг приоритетных Российских проблем, от решения которых напрямую зависит будущее страны, возможность ее процветания и национальной безопасности. Важнейшим условием такого процветания является восстановление статуса семьи как важнейшего условия воспитания новых поколений граждан России, памятуя народную мудрость о том, что детей надо воспитывать с момента рождения их родителей.
Все эти меры позволят привести к оздоровлению социально-психологического климата общества, утвердить позитивные ориентации на будущее в каждом человеке, в конечном счете привести к экономическому и духовно-нравственному процветанию в каждой семье, а значит, в России.
|