Одна из святых, покровительница Москвы и хранительница России - преподобная Евдокия (в постриге Евфросиния) Великая княгиня Московская была любящей и любимой супругой Великого князя Московского и Владимирского Дмитрия Донского, матерью их двенадцати детей, которая, являясь современницей Митрополита Московского Алексия и игумена Земли Русской Сергия Радонежского, была не только свидетелем объединения русских земель, но их соратницей в созидании Московского княжества как государства Российского.
Время объединения русских земель вокруг Московского княжества во второй половине XIV века явилось определяющим в судьбе русского народа. И это не только победа на Куликовом поле, одержанная воинами объединенных русских княжеств, это яркое возрождение русской культуры: в живописи, архитектуре, летописании. Современниками княгини были преподобные Кирилл Белоезерский и Савва Сторожево-Звенигородский, иконописцы Феофан Грек, Андрей Рублев и Даниил Черный, просветитель Стефан Пермский и летописцы Лаврентий (переписавший старинный список Никоновской, дошедший до нас) и Епифаний Премудрый, написавший «Житие преподобного Сергия Радонежского» и «Сказание о Мамаевом побоище». Земные и духовные труды княгини были тесно связаны с судьбами этих замечательных людей.
В памяти народа именно княгиню Евфросинию называли Матушкой земли Русской, и вскоре после ее кончины причислили к лику святых. Но в истории известными остаются судьбы государей, а удивительные женские труды и судьбы остаются мало известными. Поэтому спустя 600 лет необходимо вывести из забвения удивительный образ Великой княгини Московской, проследить ее жизнь и показать ее вклад в становление Российского государства и его культуры.
Более шести столетий назад совершала свой многотрудный подвиг, много важного и полезного сделала она за свою земную жизнь. Без преувеличения можно сказать, что Москва во многом обязана ей своим нынешним положением, именно трудами княгини в то время еще не столь большой город смог пережить столько бед и потрясений, произошедших за весьма краткий период времени.
Княгиня Евдокия явилась первой женщиной-государыней в Московской Руси. Она сочетала в себе мудрость правительницы и кротость христианки. Она - первая из жен Руси, которая стояла у истоков рождения Российского государства. Именно благодаря и ее трудам Москва утвердила за собой право быть первопрестольным градом земли Русской. Будучи Великой княгиней, занимая высокое государственное положение, она, прежде всего, оставалась нежной супругой и любящей матерью, родившей двенадцать детей. Своей подвижнической жизнью она явила яркий пример для подражания всем женщинам. После смерти мужа на ее хрупкие женские плечи легло управление Московским Великим княжеством.
Преподобная княгиня с первых дней своего замужества совершала добрые дела, дела милосердия. Она видела и помогала всем тем, кто нуждался в ее помощи, сострадании и утешении. Она была образцом молитвенного подвига за мужа, за детей, за все многострадальное Отечество для всех москвичей. Видя ее теплое и трепетное отношение к своим подданным, москвичи еще при жизни называли ее матерью, а после смерти и весь русский народ стал звать ее покровительницей Руси.
Княгиня Евдокия родилась 26 ноября 1353 года, в семье суздальского князя Дмитрия Константиновича и его жены Анны, в одной из образованнейших и благочестивых семей того времени. В княжеском дворце отца, Дмитрия Константиновича, хранилось много древних святынь, икон и книг, доставшихся отцу по завещаниям отца и деда, ведь род они вели от Великого князя Александра Невского по старшей линии. А московская княжеская линия, идущая от Александра Невского, представляет род Даниловичей: Ивана Калиты и сыновей его, Симеона Гордого, Андрея и Ивана II (Красного), отца Дмитрия Донского. Из родословия понятно, что прадеды Евдокии и Дмитрия были родными братьями.
Год рождения маленькой княжны для Москвы был трагичным: чума прошла по всей Европе и пришла от Пскова. В Кремль она принесла пять великих смертей: от чумы умер сам митрополит Феогност, умер Великий Князь Симеон Гордый (старший сын Ивана Калиты) и два его сына, а еще брат его Андрей, за два месяца до рождения своего сына (Владимира Храброго-Серпуховского). Иван Красный, отец Дмитрия, стал Великим князем Владимирским и Московским и еще шесть лет правил после своего старшего брата Симеона.
В XIV веке суздальские князья были могущественными и не раз вступали в спор с московскими за право на Великое Владимирское княжение, которое позволяло считаться старшим среди остальных князей. Отец Евдокии, Дмитрий Константинович, княжил в Суздале. В этом городе прошли детство и отрочество княжны. Старая столица была все еще вторым по значимости, после Владимира культурным и религиозным центром. Здесь располагались великолепный пятиглавый собор Рождества Богородицы, резиденция епископа и несколько монастырей.
Суздальский белокаменный собор Рождества Богородицы по красоте и величественности мог сравниться только с владимирскими храмами, а по древности их превосходил. Снаружи его украшали вырезанные из камня рельефы, внутри - яркие красочные фрески, покрывавшие стены узором ковров. Достопримечательностью собора были чудные Златые врата, на которых методом золотого чернения были изображены сцены церковных праздников.
Именно в этом храме на этих Золотых суздальских воротах сохранилось наиболее старинное изображение иконы праздника «Покрова Божией Матери», которым любовалась девочкой будущая великая княгиня, и вместе со своими родственниками ощущала покровительство и заступничество Богородицы Земли Русской. Маленькая Евдокия очень часто посещала главный суздальский храм и навсегда запомнила его великолепное убранство. Для нее он стал эталоном церковной красоты, которым она будет руководствоваться при создании многих храмов, которые будут построены ее попечением в Москве, Коломне, Переславле-Залесском.
Молитвы в храме, где все было торжественно и красиво, участие княжны в литургии просветляло душу, служение Богу наполняло смыслом ее жизнь. Поэтому и домашняя молитва для юной княжны была необходима и радостна, как воздух родной земли. Посещала юная княжна и расположенный неподалеку Ризположенский монастырь, где как святыня находилась рака с мощами святой Евфросинии Суздальской, врача и философа. Юная Евдокия хорошо знала о ее замечательной жизни и чудесах: о том, что столетием раньше именно по горячим молитвам Евфросинии во время разорения Суздаля лютый Батый не посмел войти в стены ее монастыря. Духовная сила русских княгинь, живших за столетие до рождения княжны Евдокии, стала опорой и образцом для всей ее жизни.
Семья Евдокии была очень образованной, отец с матерью обучали Евдокию всевозможным наукам и благочестивой жизни. По инициативе князя Дмитрия Константиновича в 1352 году, за год до рождения его дочери, был основан мужской монастырь в честь Спаса, получивший потом название Спасо-Евфимиевского и ставший знаменитой на всю страну обителью. Брат Дмитрия Константиновича, Андрей, в 1364 году начал возведение женского монастыря - Покровского, который через много лет превратится в место пострижения опальных государевых жен. Основание женского Покровского монастыря могло запомниться одиннадцатилетней Евдокии. И сейчас стоит трапезная церковь, свидетельница тех событий.
Дмитрий Константинович имел большую библиотеку, в которой хранил книги по истории Руси. Некоторые из них стали достаточно ветхими, и в 1377 году князь поручил переписать старинную летопись на новый пергамент монаху Лаврентию. Так был создан новый список «Повесть временных лет», который ныне называется Лаврентьевской летописью, самой древней из дошедших до нас.
В 1360 году в относительно спокойной жизни юной княжны и ее родственников произошло важное событие. После безвременной кончины великого князя Московского Ивана Ивановича Красного, отца Дмитрия Донского, всем видным русским князьям следовало ехать в Орду за ярлыком на Великое Владимирское княжение. От Нижегородского и Суздальского княжеств отправились отец Евдокии Дмитрий Константинович и его старший брат Андрей. На хана Ходыря Суздальский князь произвел самое благоприятное впечатление, и поэтому ярлык на великое княжение он отдал ему. Этим обстоятельством особенно был не доволен Дмитрий, князь Московский, так как этим ярлыком владели его дед, отец и дядя.
Вскоре семья суздальского князя переехала во Владимир и поселилась в слегка обветшавшей, но все еще роскошной резиденции прежних владимирских князей. Около двух лет княгиня со своей семьей жила во Владимире. Особенно красиво было загородное Боголюбово с белокаменными дворцом и храмами, построенными много лет назад Андреем Боголюбским. Теперь великокняжескими соборами стали монументальный Успенский и изящный придворный Дмитровский. Они были богато украшены каменной резьбой и красиво расписаны фресками. Однако суздальскому князю почти не удалось насладиться великокняжеской властью, так как московский князь Дмитрий не пожелал ему подчиняться. На сторону московского князя встал и глава Православной церкви митрополит Алексий, который отправился в Орду и убедил очередного хана отдать ярлык на великое Владимирское княжение своему подопечному - двенадцатилетнему Дмитрию. Сначала Дмитрий Константинович не хотел сдаваться без боя, но, увидев подошедшее к Владимиру большое московское войско, решил не доводить дело до кровопролития и вместе с семьей вернулся в Суздаль. Благодаря своему поступку Дмитрий Константинович в лице Дмитрия Ивановича приобрел верного союзника и хорошего помощника в борьбе за собственные владения. Именно благодаря содействию Дмитрия Московского суздальскому князю после смерти старшего брата Андрея в 1364 году удалось удержать Нижний Новгород в своей власти.
Середина XIV века известна, как время власти в Европе бубновой чумы. Опустели многие города, и даже страны. Язва, принесшая пять великих смертей в Московский кремль в княжение Симеоново (1353), вторично посетила Русь. В 1364 году купцы и путешественники завезли оную из Бездежа в Нижний Новгород, в Коломну, в Переславль, где умирало в день от 20 до 100 человек. В 1366 году и Москва испытала бедствие от чумы. Сия жестокая язва несколько раз проходила и возвращалась.
В новой резиденции в Нижнем Новгороде, Димитрий Константинович мог познакомить юного московского князя со своей семьей: женой, сыновьями и дочерьми. Истинно русская красавица Евдокия сразу же приглянулась гостю. Хотя жених и невеста были очень молоды, свадьбу решили надолго не откладывать. Рано осиротевший Дмитрий стремился поскорее стать взрослым.
18 января 1366 года в Коломне состоялась свадьба юной Евдокии и шестнадцатилетнего Великого Князя Московского Димитрия, будущего Донского, будущего героя Куликовской битвы Димитрия Донского. Из суздальской княжны она превратилась в Великую Княгиню Московскую. Евдокия свято почитала то место, где произошло столь важное для нее событие.
Москва хотя и считалась столицей, но во многом уступала и Владимиру, и Суздалю - Кремль окружали не слишком прочные дубовые стены, храмы были малы и грубоваты, княжеский дворец вообще мало чем отличался от жилищ простолюдинов. Москва незадолго до язвы претерпела и другое несчастие: пожар, какого еще не бывало и который слывет в летописях великим пожаром Всесвятским, ибо начался с церкви Всех Святых. В два часа или менее огонь, развеваемый ужасною бурею, истребил их совершенно. Многие бояре и купцы не спасли ничего из своего имения. Видя, сколь деревянные укрепления ненадежны, великий князь в общем совете с братом, Владимиром Андреевичем, и с боярами решился построить каменный Кремль и заложил его весною 1367 года. Его белокаменные стены дважды защитили великокняжескую семью от внезапного набега великого князя Литовского Ольгерда.
Брак суздальской княжны и московского государя оказался очень удачным. В любви и согласии в семье Донских родилось двенадцать детей. 30 декабря 1371 года на свет появился будущий наследник великокняжеского престола Василий. За ним родилась дочь Софья. В 1374 году, 26 ноября, в день рождения самой княгини, появился на свет Божий второй сын Юрий, которого крестил в Переславле-Залесском Преподобный Сергий Радонежский. Затем родился Даниил в 1377 году. Сын Семеон родился в 1379 и в том же году умер. Год Куликовской битвы - 1380 - это год рождения сына Иоанна. А печальный для Москвы 1382 год - год рождения в Костроме сына Андрея. Сын Петр родился в 1385 году. Кроме старшей дочери Софьи в семье Донских появились на свет дочери Мария и Анастасия. А младшенький сын Константин родился в середине мая 1389 года за два дня до смерти своего отца.
Муж, занятый государственными делами, расширением и укреплением земли Русской и борьбой с татарами, редко бывал дома. Вся забота о детях лежала на плечах Евдокии, при этом она не забывала обустраивать дом и княжескую резиденцию в Кремле. Поглощенная заботами о доме и детях, Великая княгиня почти не вмешивалась в дела мужа, но стремилась к тому, чтобы ее отец и братья были союзниками и верными помощниками Димитрия Ивановича. Возможно, она состояла в переписке с родственниками, так как гармоничные отношения между бывшими соперниками убеждают в реальности ее существования.
Союз русских князей не понравился темнику - военачальнику Мамаю. Он путем интриг пытался настроить против московского князя отца Евдокии - Димитрия Константиновича, но тот не пошел на поводу у татар, тогда Мамай решил действовать через тверского князя Михаила и пообещал ему военную помощь для борьбы с Москвой. Честолюбивый князь начал собирать союзников, и в их число вошел могущественный Ольгерд.
В июле 1375 года Михаил объявил войну Димитрию Ивановичу и начал против него военные действия, которые закончились для тверского князя неудачно: тот вынужден был сдаться и признать зависимость от Москвы. Однако скоро выяснилось, что Михаил Тверской не смирился. Он обратился к константинопольскому патриарху с просьбой поставить особого митрополита в Киеве для тех княжеств, которые находились в конфликте с московским князем, обосновывая это тем, что митрополит Алексий действовал только в интересах Димитрия Ивановича и в ущерб другим князьям. В Константинополе эти доводы были признаны убедительными, и вскоре в Киеве появился митрополит Киприан, серб по национальности, которому стали подчиняться не только Черниговское и Северское княжества, но и Смоленск, Тверь, а позднее даже Нижегородское княжество Димитрия Константиновича. Назначение Киприана внесло раскол в Русскую Церковь и обострило отношения между князьями.
Все это очень беспокоило Евдокию и заставило со временем заняться миротворческой деятельностью, особенно важной потому, что под угрозой нападения татар вскоре оказалось княжество ее отца. Летом 1377 года один из татарских князьков, по имени Арапша, вторгся для грабежей в Нижегородское княжество. Димитрий Константинович тут же попросил помощи у зятя. Вскоре к нему направилось большое войско князей-союзников. Но 2 августа в районе реки Пьяны, татары внезапно напали на русские полки. Погиб младший брат Евдокии Иван.
Разгромив княжеское войско, татары направились в Нижний Новгород, разграбили его и сожгли. Отец Евдокии с семьей успел укрыться в родном Суздале, а потом, вернувшись в разоренный Нижний Новгород, по совету дочери и зятя занялся строительством: обнес свой город каменными стенами, восстановил главный городской собор и пригласил для его росписи прославленного иконописца Феофана Грека.
12 февраля 1378 года умер митрополит Алексий, «воспитатель» и «опекун» князя Дмитрия. Между тем продолжалось противостояние Дмитрия Ивановича и Мамая. Летом 1378 года Мамай отправил на Русь большое войско. Московский князь вовремя узнал о новом набеге и с 35-тысячным войском на реке Воже устроил татарам ловушку. Благодаря внезапному нападению татарское войско было разбито, со славной победой и богатой добычей Дмитрий Иванович вернулся домой. Взбешенный Мамай начал основательную подготовку к мощному удару по непокорному князю. Не бездействовал и Дмитрий Иванович. Евдокия Дмитриевна верила в мужа и помогала ему собирать союзников для решительной схватки с Ордой. Она писала письма отцу, братьям, дяде и другим родственникам, убеждая не склонять голову перед безбожными кочевниками и дать им достойный отпор.
Летом 1380 года к Дмитрию Ивановичу прибыли союзники на военный совет, на котором решили не ждать врага на своей земле, а перехватить его на пути. Наиболее подходящим местом признали истоки Дона. Около Коломны было решено собрать все войско. Коломна много значит в судьбе Донских: это и город их свадьбы, которая объединила совсем юных князей четырнадцать лет назад, и за год до собирания всех русских войск в Коломне. В 1379 году княгиня тяжело переживала и смерть новорожденного сына Семеона. В память о нем по инициативе княгини Евдокии именно в Коломне началось строительство Успенского собора, образцом для которого послужил Дмитровский собор во Владимире. А в утешение супругам через год именно в год Куликовской битвы будет даровано рождение сына Иоанна, которому как и их второму сыну Юрию (будущему Звенигородскому) станет крестным отцом преподобный Сергий Радонежский.
Раннее утро в августе 1380 года было для Москвы непривычно тихим. Тишина стояла над площадью в Кремле, когда великий князь Димитрий Иванович вышел из собора Михаила Архангела, где были похоронены его отец и дед. Он только что простился с их могилами и по обычаю просил их быть незримыми помощниками в предстоящем ратном деле. Ратники Донского прощались с женами.
По летописному описанию, над площадью в Кремле не было в тот час ни криков, ни рыданий. Не голосили, не причитали остающиеся дома женщины. Вместе с Великою Княгинею Евдокией подошли и «отдали последнее целование». Строгим и торжественным был этот обряд последнего целования. Князь Димитрий Иванович с трудом удержался от слез - «не дався прослезити народа ради, а сердцем своим вельми слезяще и утешая свою княгиню». Все это было в сердце его, а княгине Евдокии он сказал: «Жена, если Бог за нас, то кто против!»
Нелегко было решиться русским людям после 140-летнего татарского ига на схватку с Ордой. Великий князь Димитрий решился. Войска вышли из Кремля через Фроловские, Никольские и Константиноелененские ворота, и каждого воина, который проходил под воротами, кропили священною водой. Женщины смотрели вдаль, за Москву-реку, вслед уходящему войску.
«Сказание о Мамаевом побоище» донесло до нас речь великой княгини Евдокии, которую она не решилась произнести на площади перед ратниками мужа, но тут, дав волю слезам, обратила ее к «княгиням, боярыням, женам воеводским и женам служних». Евдокия не причитала, как в традиционных народных плачах. Но молилась она о том, чтобы Димитрий Иванович «победил супротивных ему супостатов»: «Не сотвори, Господи, так же, как раньше, когда великая битва русских князей на Калках с погаными татарами... Со времени того калкского бедствия и великого побоища татарского до сих пор еще Русская земля уныла», - сказала Евдокия. Не случайно она вспомнила не нашествие Батыя, огнем и кровью прошедшее по русской земле, а первое столкновение с татарами на Калке, когда из-за несогласия князей они потерпели поражение. Теперь русские князья объединились. Женщина, провожающая мужа на войну, - традиционный народный и литературный сюжет, знакомый нам еще по «Слову о полку Игореве», где Ярославна плачет на путивльской высокой стене по своему мужу князю Игорю. Великая княгиня Евдокия не плачет в тереме над Москвой-рекой, но призывает победу.
Утром 8 сентября впереди русских полков скакал Димитрий Иванович, который не стал прятаться за спины простых воинов, так как считал, что должен быть впереди всех не только словом, но и делом. «Хочу всем показать пример, как надо сражаться за свою братию, за свою семью, за всех христиан и за Русскую землю», - таковы были слова Димитрия Ивановича перед схваткой. Во время сражения князь был ранен, конь под ним пал, но князю удалось добраться до кустов, где силы покинули его, и он потерял сознание. Нашли его уже после битвы истекающего кровью, без сознания, но живого.
В ожидании вестей княгиня Евдокия молилась непрестанно. Получив грамоту мужа, княгиня приказала звонить во все колокола и объявить москвичам о славной победе их князя. Вскоре радостное ликование охватило весь город. А на поле битвы восемь дней оставшиеся с князем Дмитрием воины хоронили всех воинов-христиан. Тела некоторых героев привезли в Москву и положить в храме Всех Святых на Кулишках, а инока Пересвета похоронили в Старом Симонове монастыре, настоятелем которого был Преподобный Кирилл Белоезерский, а позже стал архимандрит Федор, духовник княжеской семьи после смерти Митрополита Алексия, племянник преп. Сергия Радонежского. Учитывая это, совсем не случайно, что именно в Симонове монастыре покоятся легендарные герои Куликовской битвы иноки Пересвет, павший в начале Куликовской битвы, и через двадцать лет Ослябя, послуживший на княжеской посольской службе.
В печальных похоронах героев Куликовского поля вместе со вдовами и сиротами была Великая княгиня. А позже сыновья ее Андрей и Константин содействовали строительству храмов в Старом Симонове, а самый младший сын ее, Константин, примет постриг именно в Симонове монастыре.
Куликовская битва прославила имя московского князя. Никто уже не осмеливался оспаривать его старшинство и первенство. За свою славную победу он получил прозвание Донской, которое носили даже его сыновья. С этого времени Димитрий Донской стал считаться главным защитником страны от полчищ кочевников. Однако после сражения Московское княжество заметно обезлюдело, не скоро выросли новые воины-богатыри. Появилась даже новая традиция - в Димитровскую субботу (26 октября) поминать павших.
В феврале 1381 г., когда несколько улеглась боль от потерь, связанных с Куликовской битвой, Димитрий Донской отправил послов в Киев к Киприану, приглашая его занять Московскую кафедру. Митрополит Киприан прибыл уже в мае. Митрополит въехал в Москву на праздник Вознесения и торжественно был встречен Великим князем Димитрием. Опорой митрополиту в Москве были люди из окружения прп. Сергия Радонежского. Таким был его ученик Афанасий, игумен серпуховского Высоцкого монастыря.
Почти два года после битвы Русская земля пребывала в тишине и покое. Димитрий Иванович перестал платить Орде дань и уменьшил простым людям подати. Всем стало казаться, что страна наконец-то сможет залечить свои раны. Однако летом 1382 года новый золотоордынский хан Тохтамыш решил опять поставить Русь на колени. Сначала он напал на нижегородские и рязанские земли и двинулся к Москве. Димитрий Константинович предупредил своего зятя об опасности слишком поздно, времени, чтобы собрать достаточное войско, у него не было. А в тот грозный 1382 год Великий князь Димитрий собирал войско по северным городам. Он надеялся, что успеет прийти на помощь москвичам, имевшим возможность отсидеться за крепкими крепостными стенами, как это случалось при осадах Ольгерда. Но все вышло по-другому. Взять стены Кремля штурмом войскам Тохтамыша не удалось; чтобы одолеть город измором - не было времени, так как со дня на день мог подойти Димитрий Иванович с сильным войском. Тогда Тохтамыш решил пойти на хитрость - ему удалось обмануть Василия и Семена, братьев великой княгини Евдокии, и те начали переговоры с московской городской верхушкой с целью убедить их открыть ворота и встретить хана с почестями. Зная о самых теплых и дружественных отношениях между родственниками, москвичи поверили им, и 26 августа открыли ворота Кремля. Вместе с княгиней в Москве оставался митрополит Киприан, который должен был укреплять дух защитников. Но митрополит-серб бежал в Тверь. Среди москвичей началась паника: одни решили уехать на север, другие - обороняться. В последний момент княгине Евдокии (будучи на последней неделе перед родами) удалось выехать из осажденного города. Под Переяславлем ей с детьми чудом удалось спастись от татарского отряда, отправленного вдогонку княжеской семье. На берегу Волги сели на суда и добрались до сравнительно безопасной Костромы, где Евдокия вскоре родила сына Андрея. В благодарность Богу за спасение и рождение сына она подарила местному собору древнюю икону Феодоровской Богоматери.
В Москве враги разграбили все: великокняжескую казну, дворец, соборы, дома знати и торговые лавки. Святые места были осквернены, книги сожжены. Всего за один час погибла чудесная столица, превосходившая многие русские города красотой и богатством. Братья Евдокии оказались заложниками ханской воли. Семен был отпущен к отцу в качестве ордынского посла, а Василию пришлось ехать на службу в Сарай.
Для Димитрия Константиновича события в Москве стали страшным ударом, особенно тяготило его то, что родные сыновья оказались главными виновниками случившегося горя. От всех этих переживаний нижегородский князь тяжело заболел и поправиться уже не смог.
Вернувшегося иерарха Киприана князь Димитрий Иванович не пожелал видеть подле себя, и тому пришлось снова отправиться в Киев. Но по стечению обстоятельств спустя некоторое время официально единственным русским митрополитом опять будет Киприан, но в Москву он сможет приехать только после смерти Димитрия Донского, по приглашению его супруги.
Нашествие Тахтомыша имело для великокняжеской семьи много печальных последствий: большая часть имущества была утрачена, а хану нужно было выплатить огромную дань. К тому же в Орду следовало ехать первенцу, княжичу - двенадцатилетнему Василию. Для Евдокии расставание с сыном стало очередным испытанием. Она хорошо знала, как коварен и жесток Тохтамыш. Княгинюшка еще не успела оправиться от разорения Москвы, раздавая княжеские средства москвичам на восстановление домов, чтобы создать сносные условия жизни для своих детей, а тут новое несчастье.
5 мая 1383 года умер отец княгини. После отъезда сына Евдокия оплакала и горячо любимого отца. Для нее он был всегда мудрым наставником и советчиком. Ради нее из соперника он стал союзником московского князя. Более того, он позволил самым талантливым своим воеводам, таким как Димитрий Боброк, перейти на службу к Димитрию Ивановичу. Димитрий Константинович был хорошо образован, покровительствовал зодчим, иконописцам, книжникам, постоянно заботился о сохранности и пополнении своей богатой библиотеки. Евдокия очень любила и уважала отца и стремилась во всем ему подражать.
В Орде юному Василию пришлось провести 2 непростых года, но в споре за великое княжение он и его окружение одержали верх. Только в 1385 году московскому княжичу удалось бежать из Сарая. Теперь Василий был уже возмужавшим, много повидавшим и вполне самостоятельным молодым человеком. Для Димитрия он стал надежным помощником, для Евдокии - опорой в будущем. В 1385 году родился его брат Петр, шестой сын княжеской четы.
Преп. Сергий продолжал помогать московскому князю в переговорах с Рязанским князем Олегом, которые закончились успешно заключением брака в 1386 году между княжескими детьми, сыном рязанского князя Олега - Федором и дочерью Донских - Софьей. В том же 1386 году на средства княгини Евдокии был основан в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь, который станет усыпальницей для его основательницы и других великих княгинь.
В заботах и делах проходила жизнь великокняжеской семьи. Евдокия вновь ждала ребенка. В один из весенних дней 1389 года Димитрий Иванович слег в болезни. Нестерпимый жар и мучительные боли терзали князя. Таким Евдокия никогда не видела мужа, и смертная тоска сжала ей сердце. Москвичи горевали вместе с нею. Князю Димитрию тогда не было и 39 лет. Все последние дни рядом был Преподобный Сергий, облегчая страдания болящего и укрепляя в испытаниях княгиню. В присутствии Сергия и верных бояр князь Димитрий подписал духовную грамоту, которой было положено начало нового порядка престолонаследия от отца к сыну, и положен еще один камень в основание Русского государства.
За два дня до смерти мужа Евдокия родила сына Константина. Больному сказали о радостном событии, и он пожелал посмотреть на жену и ребенка. Предчувствуя скорую смерть, князь приказал позвать взрослых детей и бояр. Первое его слово было обращено к Евдокии: «Ты, дорогая моя княгиня, будь чадам нашим и отец, и мать. Наказывай их и укрепляй, делай все по заповедям Бога». Детям умирающий князь сказал: «Вы, сыновья мои, плод мой, Бога бойтесь, помните Писание о почитании родителей своих. Благо будет, если между собой вы будете хранить мир и любовь. Я передаю вас Богу и матери вашей. Не выходите из ее воли, заповеди мои повесьте на шею свою, положите мои слова в свое сердце. Клянитесь не разрушать дом отцов своих и хранить материнское дыхание... Главное, не поступайте без совета с родительницей вашей».
В тридцать шесть лет княгиня Евдокия осталась попечительницей великого княжества и большой семьи. Хотя наследнику Василию исполнилось уже 17 лет, но до женитьбы он не считался самостоятельным человеком. Остальным сыновьям было и того меньше: Юрию - 14, Даниилу - 12, Андрею - 6, Петру - 4, Ивану - два, а Константину - лишь два дня. Малы были и две дочери, Мария и Анастасия. Замужем была дочь Софья, которая не без помощи Преподобного Сергия в 1387 году была просватана за молодого рязанского князя Федора. Союз этот скрепил мир между Москвою и Рязанью. К вечеру 19 мая великий князь окончательно ослабел, с трудом поцеловал жену и детей, благословил их и умер. День смерти Димитрия Ивановича Донского стал днем скорби для всех москвичей. Слова «Плача Евдокии» по любимому мужу сохранились в сокровищнице средневековой литературы.
Князь, умирая, оставил княжение Владимирское как отчину своему сыну, соперников у него уже не было. И хан Тохтамыш принял Василия с такой великой честью, какой ни одному князю не оказывал и утвердил нового великого князя. 15 августа 1389 года, в день Успенья Богородицы, старший сын Василий наследовал великокняжеский Владимирский престол. Свои договоры с братьями князь Василий начинал так: «По слову и благоволению матери нашей Авдотьи... Но в этом же году горечь утраты переполнила сердце княгини - умер двенадцатилетний сын Даниил. Едва оправившись от горя, Евдокия Дмитриевна призвала Епифания Премудрого составить «Слово о житии Димитрия Донского».
Фактически княгиня-мать Евдокия становилась правительницей страны. Прежде такой высокой чести удостаивалась только княгиня Ольга. После смерти мужа великая княгиня стала главной покровительницей Православной церкви. По ее инициативе в том же горестном 1389 году из Киева вновь пригласили митрополита Киприана. Торжественной встрече в Кремле предшествовала беседа княгини-матери и митрополита в княжеском подорожном дворце, расположенном в Котловке. Это событие восстанавливало Москву в качестве духовной столицы рождающегося молодого русского государства.
Княгине-матери предстояло женить своего старшего сына, князя Василия. Уже давно его невестой считалась дочь великого князя Литовского Витовта Софья. С ней Василий познакомился в 1385 году во время своих скитаний после бегства из Орды. 9 января 1391 года в Москве состоялась пышная и многолюдная свадьба. После этого Василий Дмитриевич стал самостоятельным и полновластным государем, который с первых лет своего правления стал украшать храмы Московского кремля.
По мере возмужания остальных сыновей княгиня Евдокия Димитриевна заботилась о том, чтобы они получали завещанные им уделы. С одной стороны, это было справедливо, ведь мать любила всех детей одинаково, с другой - деление страны на части не должно было ослабить позицию главного наследника, великого князя. Первым выделился в удел Юрий. Столицей своего княжества он сделал Звенигород. С помощью матери он стал обустраивать свой город: вскоре на высоком холме вырос Успенский собор, стройный и изящный, похожий на построенный княгиней Евдокией коломенский храм. Для его росписи пригласили лучших иконописцев во главе с Андреем Рублевым. Позже трудами ученика Преподобного Сергия Радонежского Саввы Сторожевского и его крестника-князя был основан Саввино-Сторожевский монастырь и возведен каменный собор. А после смерти матери на средства Юрия был возведен Троицкий собор в Сергиевом монастыре в память о своем крестном отце, игумене Сергие. Не меньше для своих удельных княжеств сделали и другие сыновья великой княгини, вдохновительницы их активной строительной деятельности и благочестивой жизни. Самый младший сын Константин в конце жизни примет постриг в Симоновом монастыре, где и будет похоронен.
В жизни великой княгини происходили и радостные, и печальные события. В год смерти мужа княгине пришлось похоронить двенадцатилетнего сына Даниила. 25 сентября 1392 года отошел в мир иной Преподобный Сергий Радонежский, добрый устроитель и миротворец Земли Русской. Роспись храма Рождества Богородицы проходила в тревожный 1395 год, года пришли известия с южных границ: к Москве двигались полчища нового хана-завоевателя Тимура (Тамерлана). Василий Дмитриевич спешно собирал войска, но надежд на победу было мало. Москвичи пребывали в страхе и унынии. Евдокия, хорошо знавшая историю владимиро-суздальских святынь, посоветовала митрополиту Киприану организовать торжественный перенос в Москву чудотворной иконы Владимирской Богоматери. Когда-то именно она помогла Андрею Боголюбскому победить волжских булгар.
26 августа 1395 года толпы москвичей собрались на Владимирской дороге и на коленях приветствовали чудотворный образ. На Кучковом поле состоялся молебен, вместе со всеми была и Евдокия с детьми. Она, как и все, просила Богоматерь спасти Русскую землю от новых безжалостных врагов. Горячая молитва всех русских людей не осталась без ответа: простояв две недели на берегу Оки напротив русских полков, Тимур вдруг повернул свое войско и навсегда покинул Русь. Позднее на Кучковом поле в память об этом событии был основан Сретенский монастырь. Образ Владимирской Богоматери установили в кремлевском Успенском соборе. С того времени, как был возвращен митрополичий стол в Москву, и принесена великая святыня Руси - икона Владимирской Богоматери, которая стала главной духовной святыней государства, Москва утвердилась до наших дней его духовной столицей. И в этом событии - есть великий духовный труд Великой княгини Евдокии, укреплявшей военные и политические завоевания своего мужа, Великого князя Дмитрия Донского.
В 1395 и 1396 году появятся на свет сыновья Василия и первые внуки княгини Евдокии - Юрий и Иван, но Иван не проживет и года, а первенец Юрий умрет пятилетним. Та же печальная участь у третьего внука - Даниила, которому Бог даровал лишь год жизни в 1401-1402 году. Трех внуков схоронила княгиня Евдокия. В 1397 году подросшая дочь Анастасия стала женой одного из наиболее знатных князей, Ивана Холмского. У младшей дочери, Марии, судьба оказалась более печальной - в 1399 году она умерла, в этом же году на восемнадцатом году жизни умер и сын Иван, один из крестников преподобного Сергия, рожденный и крещеный в год Куликовской победы.
Когда опасность разорения Москвы миновала, работы по украшению кремлевских соборов продолжились. Устроительница и украсительница Московии - это земной труд Княгини-матери Земли Русской. Красотой зримой в построенных по ее воле храмах и монастырях укреплялся дух русского народа, закрепляя в памяти его подвиги и потери. Облик храмов молодой Московии - это отражение и развитие старосуздальского стиля, который просматривается и в старинных нижегородских храмах. В том же 1399 году под руководством Феофана Грека был расписан Архангельских собор, усыпальница великих князей. Именно из-за Феофана Грека у Евдокии произошел разговор с сыном, поскольку поползли слухи о том, что вдова-княгиня забыла мужа и проводит много бесед с иконописцем, известным философом, хотя он и был уже в весьма почтенном возрасте. Домыслы недоброжелателей дошли до сыновей Евдокии, и те, обеспокоенные за мать, решили прямо поговорить с ней об этом. Внимательно выслушав сына Юрия, великая княгиня молча приоткрыла часть многослойной одежды, и тут выяснилось, что мать носила власяницу и вериги, держала строгий пост и ни о чем фривольном никогда не помышляла. А напоказ не выставляла свою набожность и целомудрие. Запретив сыновьям мстить клеветникам, она сказала: «Кто любит Христа, должен сносить клевету и благодарить Бога за оную».
По воспоминаниям современников Евдокия Димитриевна прославилась христианскими добродетелями, была мудра и ревностно занималась церковным строительством и украшением храмов. В 1405 году по заказу Евдокии Димитриевны была начата роспись Благовещенского придворного храма. На эти работы ею были приглашены известные теперь всему миру русские мастера: Андрей Рублев и старец Прохор. Кроме фресок, они вместе с Феофаном Греком создали великолепный иконостас. Часть икон дошла до нас, а фрески того времени утеряны в последующих перестройках кремлевских соборов через сто лет. При поддержке княгини, а потом и ее сына Юрия Димитриевича, талант иконописцев расцвел с наибольшей силой. В первую очередь это относится к Андрею Рублеву, творившему под их покровительством неповторимые иконы Звенигородского чина и Троицу.
Архитектура и живопись отражали миропонимание и Великой княгини Евдокии, они тогда были русской философией в камне и красках. Искусство русских мастеров конца XIV - начала XV веков признано совершенным и неповторимым по высоте духа. XIV век - век Русских Святых. Они были современниками Великой княгини Евдокии, и она их хорошо знала. Именно это время и стало веком рождения Государства Российского. Утраты и любовь, испытания и молитвы о своих близких и о всем русском народе - каждодневный тихий духовный подвиг покровительницы Земли Русской, продолжается и по сей день.
За некоторое время до пострига княгиня потеряла речь, удостоившись видения ей Архистратига Михаила, указавшего ей день кончины. Одному из известных живописцев она заказала большую икону Архангела Михаила, считавшегося покровителем московских князей. Ее повесили рядом с ракой Дмитрия. После написания образа Архангела речь к ней вернулась.
Одной из первых послушниц нового кремлевского Вознесенского монастыря стала сама великая княгиня, получившая 30 мая, за два месяца до своей кончины, имя Евфросинии, возможно в память о суздальской монахине Ризоположенского монастыря Феодулии-Евфросинии, известной княгине с детства. День пострига пруп. Евдокии заполнился москвичам особыми чудесами, возвращением зрения слепорожденному, который притронутся к длинному рукаву княгининой одежды, и еще тридцатью исцелениями болящих.
Став монахиней, великая княгиня еще больше полюбила общество иконописцев, вместе с ними она могла часами любоваться древними иконами и наслаждаться беседами о духовном. Во время одной из таких бесед Андрей Рублев напомнил княгине, что в Успенском соборе Владимира фрески уже поблекли и осыпались, ведь их писали еще при ее предке, Всеволоде Большое Гнездо. Княгиня приняла решение обновить этот замечательный храм, долгие годы считавшийся главным на Русской земле. Но осуществил задуманное уже великий князь Василий Дмитриевич, и сделал он это в память о матери.
Евдокия Димитриевна умерла 7 июля 1407 года. Похоронили великую княгиню в основанном ею Вознесенском монастыре, где она покоилась до 1929 года. Захоронение проведено до окончания строительства храма. Сразу после блаженного упокоения Великой княгини у ее гробницы происходили чудеса: загоралась сама по себе свеча на могиле преподобной, слепые получали зрение, хромые начинали ходить. Спустя краткое время она была причислена к лику святых и прославлена. Православная церковь провозгласила княгиню святой и стала отмечать ее память 17 мая (30 мая по новому стилю) и 20 июля. После уничтожения Вознесенского монастыря большевиками, останки Великой княгини Евфросинии в каменной раке были перенесены в подклеть Архангельского собора, как и останки других княжон и цариц, где они находятся и поныне. Реконструкция облика княгини указывает на то, что при жизни она имела правильные черты лица, и никогда не пользовалась косметическими средствами.
Пышно и торжественно отмечали 500-летие Великой княгини в 1907 году. Средства и попечение о праздновании взяла на себя уже другая Святая Великая княгиня - Елизавета. В начале XXI века Россия после десятилетий страдания от безбожной власти переживает период возрождения. В 2007 году, год 600-летия ее памяти, мы надеемся на окончание строительства и освящение храма-памятника во имя преп. Великой княгини Московской Евфросинии. Поэтому сейчас нам так важно прибегать к небесной помощи преподобной, которая много веков назад начала дело становления нового независимого государства. Еще в 60-е года XX столетия московская старица Ольга (Ложкина) говорила, что Россия не возродиться, пока почитание Великой княгини Евфросинии Московской не возобновится вновь.
|