АНО СЕМЬЯ РОССИИ
Журнал II
«Нужно много молиться, много трудиться и делать добро людям»
32.jpg

18 мая 2007 года Архиепископ Костромской и Галичский АЛЕКСАНДР, председатель Отдела по делам молодежи Московского Патриархата, отмечает пятидесятилетний юбилей. Наш корреспондент встретился с Владыкой АЛЕКСАНДРОМ и задал ему несколько вопросов.

 

-Владыка, Вы родились в старинном русском городе Вятке (Кирове), в семье простых тружеников. Какие воспоминания детства Вам наиболее памятны?

-Действительно, мой отец Геннадий Федорович был рабочим, а мама, Анастасия Михайловна -военным медиком; ныне они уже отошли ко Господу. С самого раннего детства меня воспитывали в православной вере и традициях благочестия: я посещал храм, общался с удивительными по своей духовной цельности и верности Господу людьми. Наша родственница Евдокия Михайловна Семакова жила в селе Корюгино -бывшей деревне Карякино, родине блаженного Прокопия Вятского; она глубоко почитала небесного покровителя нашего края и часто пересказывала мне жития святых -в том числе и самого святого Прокопия, отвергшего все блага мира ради стяжания Царства Небесного.

Со временем я ощутил искреннее желание не только молиться за богослужением, но и по мере своих сил участвовать в церковной жизни. Этому способствовали и примеры добрых пастырей, с которыми общалась наша семья -священника Константина Гулина и протоиерея Иоанна Евдокимова, настоятелей сельских храмов Вятской епархии. К последнему, служившему в Троицкой церкви села Волково, я стал регулярно приезжать на богослужения. Каждое воскресенье я отправлялся в Волково -сначала ехал на автобусе из областного центра, а затем шел пять километров пешком. Отец Иоанн допустил меня прислуживать в алтаре храма, под его руководством я изучал церковно-славянский язык, постигал опыт пения и чтения на клиросе.

-А почему Вы не начали свой церковный путь в самой Вятке?

-Конечно, я посещал и единственный действующий храм областного центра -Серафимовский собор, но следует учитывать, как трудно тогда было и Церкви, и верующим. Сельские церкви не так легко поддавались контролю со стороны властей, как храмы в самом городе, где появление каждого нового человека неминуемо влекло за собой подробное разбирательство и оборачивалось скрытыми, да и явными преследованиями не только по отношению к молодым прихожанам и их родителям, но и для самого духовенства.

-Приходилось ли Вам в юности встречаться с людьми святой жизни?

-Такие встречи действительно были, и именно они определили мой выбор жизненного пути. Особенно запомнились паломнические поездки к святыням Православия, которые мы совершали вместе с родственниками и знакомыми. Добрые люди брали меня с собой в дальние путешествия: в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры, где почивают святые мощи моего небесного покровителя в крещении благоверного великого князя Александра Невского, в Псковскую область и Прибалтику. В четырнадцатилетнем возрасте в Псково-Печерском монастыре я впервые встретился с благодатным старцем схиигуменом Саввой (Остапенко). Помню, как задал ему по-детски простой и наивный вопрос -«Как нужно жить?» -и услышал в ответ с любовью повторенные подвижником слова преподобного Пимена Великого: «Много молиться, много трудиться и делать добро людям». Навсегда остались в памяти посещения пустыньки в Латвии, где тогда подвизался известный духовник архимандрит Таврион (Батозский), поездки в Пюхтицкий женский монастырь, молитва в Свято-Духовом монастыре Вильнюса. Да и на самой Вятской земле мне довелось встретить немало удивительных людей: пожилых священнослужителей, прошедших за имя Христово лагеря и ссылки; тихих праведников и праведниц, скромно обитавших в своих намоленных жилищах среди городского шума и в отдаленных селениях. Достаточно вспомнить имена протоиерея Германа Дубовцева, протоиерея Серафима Исупова, архимандрита Клавдиана (Моденова), монахини Серафимы (Гордеевой), -20 лет пребывавшей в лагерях и тюрьмах... Такие встречи -в мире, исполненном атеистического бездушия и противоборства истине Божией -служили лучшим подтверждением слов Господа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).

-Одобрила ли семья Ваше решение о поступлении в семинарию?

-Для того времени это действительно было непростым выбором, но родные полностью разделяли мои взгляды и поддерживали стремление получить духовное образование, посвятить всю свою жизнь служению Церкви. В 1975 году я стал воспитанником семинарии и почти сразу же встретился с человеком, которого и поныне, когда он уже предстоит Престолу Божию, чту как своего главного наставника. Архиепископ Тихвинский Мелитон (Соловьев), старец-святитель, человек редких духовных дарований, в то время уже находился в преклонных летах; он отличался удивительной добротой и кротостью - несмотря на то, что вся его жизнь была исполнена скорбей и лишений. Владыка Мелитон жил в небольшой квартире в флигеле семинарского здания; я часто посещал старца-архипастыря -особенно после того, как стал его иподиаконом. В общении с ним совершенно не ощущалась огромная разница в возрасте: владыка умел чувствовать собеседника, общался живо, непринужденно, перемежая глубокие духовные рассуждения доброй шуткой. Можно с уверенностью сказать, что он был щедро наделен от Бога столь нечасто встречающимся даром общения и не таил свой талант: мог часами разговаривать с простыми прихожанами, утешая их в постигших скорбях, а ночью в тиши скромной кельи творил долгую молитву за своих духовных чад.

-Вы очень быстро завершили учебу в семинарии...

-Да, четырехлетний курс обучения я прошел за два года и в 1977 году стал студентом духовной академии. Но в 1978 году предоставилась возможность послужить Богу на своей малой родине: на Вятскую кафедру был назначен новый архиерей, епископ (ныне митрополит) Хрисанф (Чепиль), который предложил мне перевестись на заочное отделение и вернуться в родной город уже в качестве помощника управляющего епархией. Так начался почти двенадцатилетний период моих трудов на родной земле.

-За это время Вы прошли путь от студента духовной школы до секретаря епархиального управления, настоятеля кафедрального собора. Что Вам особенно памятно?

-До сих пор поражает та безумная сила, с которой власти пытались бороться против Церкви. Сейчас такое уже трудно представить: повсеместно был запрещен колокольный звон, в обветшавших храмах не позволяли проводить ремонт, добрая половина церквей Кировской области не имела постоянных священников. Любое открытое исповедание православной веры становилось причиной жестоких гонений: на Западе тогда получило широкую известность имя доцента Кировского педагогического института правозащитника Бориса Талантова, выступившего против притеснений верующих в Советском Союзе и погибшего под молотом репрессий.

Тем не менее, мудрому и деятельному владыке Хрисанфу удалось многое сделать для блага епархии: постепенно увеличивалось число священнослужителей, налаживалась приходская жизнь. Конечно, о каком-то возрождении Церкви тогда не могло быть и речи -огромные силы и терпение требовались даже для того, чтобы сохранить имеющееся. Со своей стороны мы, его помощники, во всем старались помочь архипастырю, разделить его подвиг на благо народа Божия. Нам и самим приходилось нелегко: тяжелые испытания довелось претерпеть семье главного бухгалтера епархии, ныне покойной Калисы Васильевны Овчинниковой, сын которой, Олег, подвергался настоящим гонениям в школе из-за того, что посещал храм и пел в церковном хоре. Сейчас Олег Николаевич Овчинников -мой ближайший помощник, секретарь Костромского епархиального управления, регент архиерейского хора, заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

-Именно в Вятке Вы встретили новую эпоху церковной жизни...

-После празднования в 1988 году Тысячелетия Крещения Руси положение Церкви в Советском Союзе стало разительно меняться. Но сложности оставались: помню, с каким трудом, совместными усилиями церковных властей и общественности мы добивались возрождения второго храма областного центра -Свято-Троицкого в Макарьеве, ставшего первой церковью, переданной верующим в годы перестройки. Пришлось преодолевать множество скрытых препятствий и при воссоздании древней традиции -крестного хода на реку Великую к месту обретения чудотворной иконы святителя Николая Великорецкого. Многие усилия были приложены и для возвращения Успенского собора бывшего Трифонова монастыря.

-Вятские верующие до сих пор помнят, как вместе с Вами с раннего утра трудились, расчищая территорию этого храма от завалов мусора, скапливавшегося десятилетиями. Но его торжественное освящение состоялось уже без Вас?

-Да, к тому времени церковное священноначалие определило мне новое место трудов. 13 сентября 1989 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода я был назначен епископом Костромским и Галичским. Такой выбор стал для меня совершенно неожиданным, но будем помнить: «Судьба человека - от Господа» (Притч. 29. 26). До того времени в Костроме мне бывать не приходилось, однако, с историей ее главной святыни, чудом сохранившейся в XX веке, -чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери -я был хорошо знаком и глубоко чтил этот образ Царицы Небесной. Определение на служение в Кострому казалось мне даже исполнением предзнаменования: ведь во младенчестве меня крестили в вятском храме, посвященном Феодоровской иконе и взорванном в начале шестидесятых годов, когда по стране прокатилась новая волна гонений на Церковь.

-Как приняла Вас православная Кострома?

-27 сентября состоялась моя архиерейская хиротония, а 30 сентября 1989 года я впервые прибыл в этот древний город на Волге. В Воскресенском храме на Нижней Дебре, являвшемся тогда кафедральным собором, нового управляющего епархией встречало костромское духовенство; здесь присутствовали известные и любимые народом пастыри, с которыми мне впоследствии довелось вместе трудиться на протяжении многих лет: протоиерей Константин Ильчевский (тогда исполнявший обязанности секретаря епархиального управления, сейчас -клирик Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора, почетный гражданин Костромы), протоиерей Аркадий Климов, а также ныне покойные протоиереи Иоанн Щербан, Владимир Степанов и Борис Втюрин, схиархимандрит Серафим (Борисов) и архимандрит Поликарп (Будаква).

Несмотря на десятилетия гонений и преследований верующих, Костромская епархия в то время была весьма благоустроена -конечно, по сравнению с другими регионами. В областном центре действовали четыре храма (тогда как в некоторых городах с миллионным населением было не более одной церкви); сохранился -пусть и в качестве музея -ансамбль Ипатьевского монастыря; сельских храмов в Костромской епархии было в несколько раз больше, чем, к примеру, в соседней Вологодской. Великая святыня России, чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, хранилась в кафедральном соборе и не покидала церковных стен -это действительно уникальный случай для новейшей церковной истории. Вместе с тем для начала духовного возрождения Церкви на Костромской земле требовалось сделать очень многое, и это было исполнено трудами священнослужителей и верующих уже в начале девяностых годов: духовным центром епархии стал возрожденный Богоявленско-Анастасиин женский монастырь; открылось духовное училище, впоследствии преобразованное в семинарию; начался процесс возвращения епархии Ипатьевского монастыря, число действующих храмов многократно увеличилось...

- А как встретила Вас светская власть Костромской области?

-Несмотря на сложившиеся в Советском Союзе стереотипы, местные власти с самого начала моего служения на Костромской кафедре всемерно поддерживали дело церковного возрождения, относились к нашим проблемам с пониманием и оказывали всяческое содействие. Установление такого конструктивного сотрудничества -в немалой степени заслуга Михаила Васильевича Кузнецова, прекрасного человека и доброго христианина, являвшегося в восьмидесятых -начале девяностых годов уполномоченным Совета по делам религий по Костромской области. Должность обязывала его притеснять Церковь, но совесть побуждала к иному: несмотря на выговоры и взыскания, он защищал храмы от закрытия, словом и делом помогал священнослужителям, пользовался большим уважением старца-святителя архиепископа Кассиана (Ярославского), трудившегося на Костромской кафедре в течение почти четверти века.

-Насколько, на Ваш взгляд, изменились взаимоотношения Церкви и государства за последние двадцать лет?

-Главный итог минувших десятилетий то, что с крушением коммунистической идеологии Церковь перестали считать идейным противником и анахронизмом, своеобразной «резервацией» для инакомыслящих. Ныне Русская Православная Церковь -влиятельнейшая религиозная организация России, и государство в полной мере оценивает ее духовное значение для жизни общества, отдает должное патриотическому и социальному церковному служению. Такие изменения в отношении государства к Церкви -насущное требование времени, ведь с каждым годом становится все более очевидно: возрождение Отечества невозможно без обращения к его духовным корням и истокам.

- Владыка, масштабы преображения церковной жизни на Костромской земле за последние 17 лет не могут не удивлять, и, несомненно, огромная заслуга в этом принадлежит лично Вам. Сейчас на территории Костромской области действуют 11 монастырей (3 мужских и 8 женских), 205 приходов (из них 29 -в Костроме) и 33 часовни. Для сравнения можно сказать, что в 1987 году в Костромской области имелось всего 64 действующих храма, не было ни одной иноческой обители. Церкви возвращены такие известные святыни, как костромские Богоявленско-Анастасиин и Ипатьевский монастыри; ежегодно совершается общегородской крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, собирающий многие тысячи верующих и паломников. Как Вы сами оцениваете эти итоги?

- Мы трудимся не ради цифр и показателей, а из любви к Богу и к людям. Радует, что восстают из руин разрушенные святыни, строятся новые храмы; но главная миссия Церкви -созидание храма Божия в человеческой душе. Именно поэтому особое внимание мы уделяем духовному воспитанию подрастающего поколения, возрождению традиционных ценностей общественной и семейной жизни. Успешен ли был этот наш труд -покажет время и, по большому счету, засвидетельствует нелицеприятный суд Господень, ожидающий каждого из нас по окончании земного пути. А сейчас могу лишь повторить евангельские слова: «Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10).

-Благодарим Вас, Владыка, за беседу и поздравляем с юбилеем!

-Хотел бы пожелать читателям журнала «СЕМЬЯ РОССИИ» мира, добра, счастья, благополучия, семейного согласия, всего самого доброго! Благословение Господне и милость Царицы Небесной да пребывают со всеми вами!