АНО СЕМЬЯ РОССИИ
Русь самобытная
Радость созидания
23.jpg

Свадебный пир удался на славу: счастливые жених и невеста с почтением выслушивают наставления старших; довольные гости шумят и веселятся; стол ломится от изобилия яств. Но речь идет не о настоящей свадьбе и не о фотографии из семейного архива, и даже не о картине. Интерьер комнаты оформлен кусочками разноцветной материи и красками, а фигурки людей и блюда на столе (что самое удивительное!) вылеплены из соленого теста.

Работы Татьяны Тихановой уникальны тем, что они представляют собой некий новый, нетрадиционный для русского творчества симбиоз живописи, аппликаций из ткани и тестопластики. Впрочем, мастерством лепки и выпечки из теста произведений искусства, предназначенных для любования, а не для последующего съедания (как, например, фигурные пряники) владели еще в древности.

Да разве в том суть, чтобы дать определение технике жанра? Глядя на уникальные работы мастера, понимаешь, что такое можно сделать только добрыми руками. Каждая работа излучает свет и тепло, радость и заботу, мир и любовь. Удивительно умение художника ситуации обыденной жизни превращать в красивые и радостные эпизоды нашей жизни. В чем же загадка? Ответ простой - такими их делают переданные сердечность общения героев сюжетов: участливость и внимание, заботливость и умелость, простота и искренность, озаряя творческие работы, передают зрителю атмосферу счастливой семейной жизни.

Красной нитью через все творчество мастера проходит тема любви к родной природе и русской женщине. На вопрос, почему именно такие сюжеты милы сердцу автора, Татьяна Константиновна ответила: «Сама не знаю, но хочу делать именно это». Видимо, детство и юность, проведенные в Костроме, напитали душу духом старинного русского города и проведенные по чужбинам более двадцати лет не истребили его никакими примерами чужих традиций.

Татьяна Константиновна Тиханова родилась в Сибири в городе Вихоревка Иркутской области. Волей судьбы (отец был летчик) в пятилетнем возрасте попала в Кострому. Творческий характер наследовала по материнской линии: Татьяна Степановна (мать нашей Татьяны) известная в Костромской области частушечница, а брат ее, Владимир Степанович, Татьянин дядя, прекрасно рисовал безо всякого художественного образования, хотя был военнослужащим.

В школе на выпускном вечере учителя напутствовали Татьяну «стань как Репин». Художественная школа, институт, замужество после первого курса, и поездки, и поездки, и поездки - муж носил военную форму. И вот череда съемных квартир: Карабах, Польша, Чернобыль и дальше, дальше... вслед за мужем с чемоданами, дочкой и сыном на руках.

Выходя замуж не подозревала, что за труд быть «офицерской женой», ведь «с милым рай и в шалаше». Не каждой достаются такие «шалаши», а ей на них повезло. Не успеешь толком устроиться, только обзаведешься новыми друзьями, как опять - в путь. Казалось бы, какая уж тут живопись, о каком творчестве может идти речь, главное - обустроить семейный быт, ведь для военного мужа его тыл - залог успешной службы. О том, что постоянно приходилось менять место работы, говорить не приходится, но душа требовала хоть как-то осуществить свою потребность созидать. Дом - вот где огромное поле для творчества.

Но неизменно Татьяна Константиновна оставалась педагогом сотням учеников, которым она помогла на занятиях в художественной школе увидеть красоту в простом и близком и которые до сих пор с благодарностью вспоминают ее увлекательные путешествия в мир искусства. Удивительно одно: как ей удалось в непростое время, несмотря на множество перестроечных трудностей, сохранить в своем сердце доброту и отзывчивость, громадное трудолюбие и неиссякаемую творческую энергию; суметь зажечь глаза учеников, по праву почувствовавших гордость за своего педагога (профессионализм творческих работ которой был удостоен чередой персональных выставок в разных регионах России).

На выставках была представлена и лаковая миниатюра, с которой стало осуществляться желание сделать свой дом уютнее. Расписная и покрытая лаком разделочная доска, потом пришел черед тонкой, почти ювелирной работе: стали появляться ларцы, шкатулки, матрешки и необыкновенной красоты пасхальные яйца. Базируясь на богатом фундаменте русских народных художественных промыслов, Татьяна в своих работах демонстрирует собственное видение жанра, находит свой профессиональный почерк, свою индивидуальную манеру, свое видение мира: светлое, чистое, радостное, обезоруживающе искреннее и родное. Записи отзывов с выставки рассказывают о непередаваемых впечатлениях, пробуждающих особые чувства щемящей нежности.

Идей и сюжетов очень много, но времени, как всегда, на все не хватает: после успешного завершения воинской службы в звании подполковника муж, Владимир Викторович Тиханов, привез семью в родную Кострому. Впервые - собственная квартира, новый, пока непривычный, покой оседлой жизни; наконец-то появилась долгожданная возможность творить. Дети выросли и хотя унаследовали мамины способности к рисованию, выбрали свои профессии: дочь Наталья вместе с мужем Александром - ветеринарные врачи; сын Александр - студент факультета автоматизации сельскохозяйственной академии. Год назад родилась внучка Дианочка. Мамой гордятся и любят, по праву являясь первыми ценителями (критиками) всех творческих работ Татьяны Тихановой.

Многим даны различные таланты, способности, дарования, но не каждый из нас успевает их развить, раскрыть, реализовать и подарить свет своего творчества людям. Глядя на милую добрую женщину с лучистыми карими глазами, восхищаешься неоскудевающим трудолюбием Татьяны Константиновны, простосердечностью, детской открытостью и безграничной душевной щедростью. Вот таких дочерей рождает матушка-Россия и они - соль земли русской. Может, поэтому так прекрасен хлеб да соль Татьяны Тихановой?