Свадебный пир удался на славу:
счастливые жених и невеста с почтением выслушивают наставления старших;
довольные гости шумят и веселятся; стол ломится от изобилия яств. Но речь идет
не о настоящей свадьбе и не о фотографии из семейного архива, и даже не о
картине. Интерьер комнаты оформлен кусочками разноцветной материи и красками, а
фигурки людей и блюда на столе (что самое удивительное!) вылеплены из соленого
теста.
Работы Татьяны Тихановой
уникальны тем, что они представляют собой некий новый, нетрадиционный для
русского творчества симбиоз живописи, аппликаций из ткани и тестопластики.
Впрочем, мастерством лепки и выпечки из теста произведений искусства,
предназначенных для любования, а не для последующего съедания (как, например,
фигурные пряники) владели еще в древности.
Да разве в том суть, чтобы дать
определение технике жанра? Глядя на уникальные работы мастера, понимаешь, что
такое можно сделать только добрыми руками. Каждая работа излучает свет и тепло,
радость и заботу, мир и любовь. Удивительно умение художника ситуации обыденной
жизни превращать в красивые и радостные эпизоды нашей жизни. В чем же загадка?
Ответ простой - такими их делают переданные сердечность общения героев сюжетов:
участливость и внимание, заботливость и умелость, простота и искренность,
озаряя творческие работы, передают зрителю атмосферу счастливой семейной жизни.
Красной нитью через все
творчество мастера проходит тема любви к родной природе и русской женщине. На
вопрос, почему именно такие сюжеты милы сердцу автора, Татьяна Константиновна
ответила: «Сама не знаю, но хочу делать именно это». Видимо, детство и юность,
проведенные в Костроме, напитали душу духом старинного русского города и
проведенные по чужбинам более двадцати лет не истребили его никакими примерами
чужих традиций.
Татьяна Константиновна Тиханова
родилась в Сибири в городе Вихоревка Иркутской области. Волей судьбы (отец был
летчик) в пятилетнем возрасте попала в Кострому. Творческий характер
наследовала по материнской линии: Татьяна Степановна (мать нашей Татьяны)
известная в Костромской области частушечница, а брат ее, Владимир Степанович,
Татьянин дядя, прекрасно рисовал безо всякого художественного образования, хотя
был военнослужащим.
В школе на выпускном вечере
учителя напутствовали Татьяну «стань как Репин». Художественная школа,
институт, замужество после первого курса, и поездки, и поездки, и поездки - муж
носил военную форму. И вот череда съемных квартир: Карабах, Польша, Чернобыль и
дальше, дальше... вслед за мужем с чемоданами, дочкой и сыном на руках.
Выходя замуж не подозревала, что
за труд быть «офицерской женой», ведь «с милым рай и в шалаше». Не каждой
достаются такие «шалаши», а ей на них повезло. Не успеешь толком устроиться,
только обзаведешься новыми друзьями, как опять - в путь. Казалось бы, какая уж
тут живопись, о каком творчестве может идти речь, главное - обустроить семейный
быт, ведь для военного мужа его тыл - залог успешной службы. О том, что
постоянно приходилось менять место работы, говорить не приходится, но душа требовала
хоть как-то осуществить свою потребность созидать. Дом - вот где огромное поле
для творчества.
Но неизменно Татьяна
Константиновна оставалась педагогом сотням учеников, которым она помогла на
занятиях в художественной школе увидеть красоту в простом и близком и которые
до сих пор с благодарностью вспоминают ее увлекательные путешествия в мир
искусства. Удивительно одно: как ей удалось в непростое время, несмотря на
множество перестроечных трудностей, сохранить в своем сердце доброту и
отзывчивость, громадное трудолюбие и неиссякаемую творческую энергию; суметь
зажечь глаза учеников, по праву почувствовавших гордость за своего педагога
(профессионализм творческих работ которой был удостоен чередой персональных
выставок в разных регионах России).
На выставках была представлена и
лаковая миниатюра, с которой стало осуществляться желание сделать свой дом
уютнее. Расписная и покрытая лаком разделочная доска, потом пришел черед
тонкой, почти ювелирной работе: стали появляться ларцы, шкатулки, матрешки и
необыкновенной красоты пасхальные яйца. Базируясь на богатом фундаменте русских
народных художественных промыслов, Татьяна в своих работах демонстрирует
собственное видение жанра, находит свой профессиональный почерк, свою
индивидуальную манеру, свое видение мира: светлое, чистое, радостное,
обезоруживающе искреннее и родное. Записи отзывов с выставки рассказывают о
непередаваемых впечатлениях, пробуждающих особые чувства щемящей нежности.
Идей и сюжетов очень много, но
времени, как всегда, на все не хватает: после успешного завершения воинской
службы в звании подполковника муж, Владимир Викторович Тиханов, привез семью в
родную Кострому. Впервые - собственная квартира, новый, пока непривычный, покой
оседлой жизни; наконец-то появилась долгожданная возможность творить. Дети
выросли и хотя унаследовали мамины способности к рисованию, выбрали свои
профессии: дочь Наталья вместе с мужем Александром - ветеринарные врачи; сын
Александр - студент факультета автоматизации сельскохозяйственной академии. Год
назад родилась внучка Дианочка. Мамой гордятся и любят, по праву являясь
первыми ценителями (критиками) всех творческих работ Татьяны Тихановой.
Многим даны различные таланты,
способности, дарования, но не каждый из нас успевает их развить, раскрыть,
реализовать и подарить свет своего творчества людям. Глядя на милую добрую
женщину с лучистыми карими глазами, восхищаешься неоскудевающим трудолюбием
Татьяны Константиновны, простосердечностью, детской открытостью и безграничной
душевной щедростью. Вот таких дочерей рождает матушка-Россия и они - соль земли
русской. Может, поэтому так прекрасен хлеб да соль Татьяны Тихановой?
|