АНО СЕМЬЯ РОССИИ
Радость материнства
Учимся учиться
28.jpg

Моему сыну - два года, он знает все буквы! Ему - три, он умеет считать до десяти! Ему - четыре, его вопросы сводят меня с ума! Ему пять - он пишет слово «МАМА» мелом на асфальте, палочкой на мокром песке и ... о ужас, моей помадой на обоях! Ему шесть - он все увереннее складывает буквы в слоги, потом в слова...,

- он читает! Мой сын совсем большой, в семь лет он идет в школу.

Он уверен, что школа - это самое лучшее место на свете, потому что там интересно, и еще там не спят днем. Ему хочется, чтобы учитель и другие дети увидели, как хорошо он умеет писать и читать. Но почему-то оказывается, что все буквы должны быть одного размера, а когда дети в школе читают, учитель смотрит на секундную стрелку, а потом считает слова... Дома у мамы очень серьезное лицо, когда он делает уроки, и зачем-то она тоже смотрит на стрелку часов и считает слова... Буквы не хотят быть ровными и красивыми, как в прописи, а весело наклоняются в разные стороны, как будто танцуют...

Я уверена, что подобная картина происходит практически в каждой семье, в которой есть первоклассник. Любопытный малыш, который так хотел в школу, через несколько месяцев теряет интерес к учебе, переутомляется, и каждый вечер процесс выполнения домашнего задания зачастую становится стрессом для всей семьи. Могут ли родители сделать так, чтобы учеба приносила школьнику радость? Конечно!

Начнем с предмета «Окружающий мир». Вот где есть ответы на все детские «почему?», «зачем?» и «как?!» Помогите вашему ребенку увидеть связь между тем, что изучается в школе и окружающей его природой.

Расскажите ему о росе и тумане, об инее и радуге. Обращайте внимание детей на то, как лучи солнца пробиваются через тучи, на форму месяца, на то, как набухают почки на деревьях и радостно блестят весенние листочки. Ваша задача - поддерживать естественное любопытство ребенка и разделить его радость, когда он скажет: «А я это уже знаю! Нам в школе про это рассказывали».

Работа с учебником по «Окружающему миру» потребует от вас много сил и терпения. Мой сын учится в третьем классе по программе «Школа - 2100». Приведу пример определения, которое необходимо было выучить наизусть: «Энергия никогда не возникает из ничего и не исчезает бесследно. Но она может изменяться и переходить из одной формы в другую». Несмотря на то, что в учебнике приводятся несколько схем и подробное объяснение, закон сохранения энергии так и остался бы для моего сына чем-то, существующим только в учебнике, если бы не один случай.

Мы решили обновить стулья и с помощью наждачной бумаги удаляли с ножек старый лак. «Мама, почему бумага стала такой горячей?» - удивился мой сын. Я объяснила ему, что при трении ножка стула и наждачная бумага нагреваются. «Так это же превращение энергии!» Стул был забыт, мой сын достал уже пройденную часть учебника, открыл нужную страницу, перечитал все заново и предложил составить цепочку как в учебнике. Энергия солнца перешла в кукурузу, из которой сделали хлопья. Потом он их съел на завтрак и тоже зарядился энергией, которую потом использовал, чтобы тереть наждачной бумагой ножку стула. Эта механическая энергия, в свою очередь, перешла в тепловую. И в конце цепочки ножка стула и наждачная бумага остывают и отдают энергию воздуху в комнате! Я поражена, я не узнаю своего ребенка: глаза сияют, на щеках румянец, он возбужден и взволнован. Он сделал СВОЕ открытие!

Изучение такого явления, как фотосинтез также вызывает сложности. Процесс создания органических веществ из неорганических, происходящий в зеленых клетках, содержащих хлорофилл, никак не укладывается в голове младшего школьника. Слово «хлорофилл» он даже выговорить не может. Сделайте это явление более понятным, продемонстрировав ему проросший в кладовке лук или картофель. Обратите его внимание на цвет ростков.

В качестве эксперимента можно поставить в воду две луковицы и поместить одну на подоконник, а другую в кладовку. Через несколько дней вы уже сможете наблюдать за результатами. Сравните цвет луковых перьев, а потом поменяйте луковицы местами. Можно даже вести дневник наблюдений, в котором записывается ход эксперимента. В этом случае луковицам присваивается номер или дается какое-нибудь название, а в дневнике наблюдений подробно записываются все изменения по дням.

В нашей жизни очень часто возникают ситуации, которые можно использовать для иллюстрации изучаемого или уже пройденного материала. И почему «пройденного»! Все это окружает нас каждый день. У вас убежало молоко? Зовите зажимающего нос ребенка и объявите, что вы проводите важный научный эксперимент! Дайте хотя бы одной капле догореть до конца на конфорке вашей плиты и разотрите то, что останется, до конца. Объясните, что зола и характерный запах - доказательства того, что молоко - это органическое вещество. Вспомните костер в лесу и что от него остается - это зола. Отрежьте короткую ниточку от чисто шерстяной пряжи или кусочек меха с натуральной дубленки и повторите эксперимент. А теперь возьмите клочок синтетической ткани, искусственный мех или нитку и подожгите их. Обратите внимание на запах и твердый комочек, который сколько ни старайся, никогда не разотрешь в порошок, потому что это неорганические вещества. Конечно, это не совсем научный подход, но ведь наша задача - пробудить интерес и научить ребенка видеть как то, что изучается в школе, реализуется в жизни.

Принесите домой кусочек льда, можно сосульку, и дайте растаять. Потом налейте образовавшуюся воду в чайник и доведите до кипения. Подержите маленькую сухую баночку над паром и понаблюдайте, как потом на ее стенках образуются капельки воды. Этот простой опыт не займет у вас много времени, зато ребенок на практике убедится, что лед и пар - это разные формы, которые принимает вода, что очень хорошо закрепит его знания по разделу «Тела и вещества».

Любое время года предлагает новые возможности для наблюдения над природой. Весной встречайте перелетных птиц и наблюдайте за тем, как разные растения просыпаются после зимы, а в мае вокруг луж образуется желтый ореол из пыльце цветущих деревьев. Попробуйте собрать березовый сок, ведь наши дети его никогда не пробовали! Только обязательно узнайте, как правильно это сделать, чтобы не навредить дереву. Летом наблюдайте за бабочками и жуками, заметьте в какое время закат 21 июня. Обратите внимание детей на приливы и отливы и расскажите, что их энергию можно использовать на благо людей. Осенью делайте гербарий и обязательно собирайте грибы. И не забудьте показать, как устроена грибница. Ну а зимой повесьте кормушку, постарайтесь увидеть снегирей и не пропустите самый короткий день в году.

Ничто так не пробуждает интерес ребенка к тайнам окружающих его вещей как микроскоп. У нас с братом в детстве был замечательный микроскоп, через который мы могли часами рассматривать кусочки пробки, лейкопластыря, луковицы и других предметов. К сожалению, мы отдали его каким-то знакомым, а игрушечный прибор китайского производства значительно хуже по качеству. Расспросите ваших родных и друзей, может быть у кого-то сохранился микроскоп и они смогут дать его вам

на время.

Важную роль в развитии интереса к природе играют различные детские энциклопедии. При их выборе необходимо учитывать возраст ребенка. В энциклопедиях и книгах подобного типа, предназначенных для детей дошкольного возраста, много картинок и очень простой текст. Для ребенка младшего школьного возраста требуется больший объем текста, так как, возможно, ему придется готовить небольшие сообщения уже начиная с первого класса. Желательно также выбирать книги, содержащие вопросы после каждого раздела. С помощью этих вопросов вы сможете проверить степень усвоения материала.

Ваша фантазия, особенности вашего ребенка и тот материал, который изучается в школе подскажут, как действовать дальше. Самое главное, чтобы вам и вашему ребенку было интересно и радостно вместе открывать, как устроен наш мир, а изученное в школе находило воплощение в реальной действительности. Вы даже не заметите, как эта увлекательная игра станет важной частью вашего общения.