Семья есть первый, естественный и
в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости.
Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем
первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам
человеческого духовного единения —родине и государству.
Семья начинается с брака и в нем
завязывается. Но человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не
создавал-, это семья, учрежденная его отцом и матерью, в которую он входит
одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и
окружающий его мир. Он получает эту семью как некий дар судьбы. Брак по самому
существу своему возникает из выбора и решения, а ребенку не приходится выбирать
и решать: отец и мать как бы образуют ту предустановленную для него судьбу,
которая выпадает ему на его жизненную долю, и эту судьбу он не может ни отклонить,
ни изменить ему остается только принять ее и нести всю жизнь. То, что выйдет из
человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и при том самим
этим детством; существуют, конечно, врожденные склонности и дары, но судьба
этих склонностей и талантов — разовьются ли они в дальнейшем или погибнут, и
если расцветут, то как именно, — определяется в раннем детстве.
Вот почему семья является
первичным лоном человеческой культуры. Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми
нашими возможностями, чувствами и хотениями; и каждый из нас остается в течение
всей своей жизни духовным представителем своей отечески материнской семьи или
как бы живым символом ее семейственного духа. Здесь пробуждаются и начинают
развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить (кого
и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые
основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его
будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из
которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий
проходимец. Не прав ли Макс Мюллер, когда он пишет: «Я думаю, что там, где речь
идет о воспитании детей, к жизни надо подходить как к чему-то в высшей степени
серьезному, ответственному и высокому»; и не прав ли немецкий богослов Толук,
утверждая: «Мир управляется из детской»... Мир не только строится в детской, но
и разрушается из нее; здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути
погибели. И если мы подумаем, что «следующее поколение» все время вновь
нарождается и воспитывается и что все его будущие подвиги и преступления, его
духовная сила и его возможное духовное крушение уже теперь, все время,
слагаются и созревают вокруг нас и при нашем содействии или бездействии, то мы
сможем отдать себе отчет в том, какая ответственность лежит на нас...
Все это означает, что семья есть
как бы живая «лаборатория» человеческих судеб — личных и народных, и притом
каждого народа в отдельности и всех народов сообща, с тем отличием, однако, что
в лаборатории обычно знают, что делают, и действуют целесообразно, а в семье
обычно не знают, что делают, и действуют, как придется. Ибо семейная
«лаборатория» возникает от природы, на иррациональных путях инстинкта, традиции
и нужды; здесь люди не задаются никакой определенной творческой целью, а просто
живут, удовлетворяют свои собственные потребности, изживают свои склонности и
страсти и то удачно, то беспомощно несут последствия всего этого. Природа
устроила так, что одно из самых ответственных и священных призваний человека —
быть отцом и матерью — делается для человека доступным просто при минимальном
телесном здоровье и половой зрелости, так что человеку достаточно этих двух
условий для того, чтобы не задумываясь наложить на себя это призвание... «А
чтоб иметь детей — кому ума не
доставало?!» (Грибоедов).
Вследствие этого утонченнейшее,
благороднейшее и ответственнейшее искусство на земле — искусство воспитания
детей — почти всегда недооценивается и продешевляется; к нему и доселе подходят
так, как если бы оно было доступно всякому, кто способен физически рождать
детей, как если бы существенным было именно зачатие или рождение, а остальное —
именно воспитание — было бы совсем не существенно или могло бы делаться как-то
так, «само собой». На самом же деле тут все обстоит совсем иначе. Окружающий
нас мир людей таит в себе многое множество личных неудач, болезненных явлений и
трагических судеб, о которых знают только духовники, врачи и прозорливые
художники; и все эти явления сводятся в последнем счете к тому, что родители
этих людей сумели их только родить и дать им жизнь, но открыть им путь к любви,
к внутренней свободе, вере и совести, т. е. ко всему тому, что составляет
источник духовного характера и истинного счастья, не сумели; родители по плоти
сумели дать своим детям, кроме плотского существования, только одни душевные
раны, иногда даже сами не замечая того, как они возникали у детей и въедались в
душу, но не сумели дать им духовного опыта, этого целительного источника для
всех страданий души...
Бывают эпохи, когда
эта небрежность, эта беспомощность родителей начинает возрастать от
поколения к поколению. Это как раз в те эпохи, когда духовное начало начинает
колебаться в душах, слабеть и как бы исчезать; это эпохи распространяющегося и
крепнущего безбожия и приверженности к материальному, эпохи бессовестности,
бесчестия, карьеризма и цинизма. В такие эпохи священное естество семьи не
находит себе больше признания и почета в человеческих сердцах; им не дорожат,
его не берегут, его не строят. Тогда в отношениях между родителями и детьми
возникает некая «пропасть», которая, по-видимому, увеличивается от поколения к
поколению. Отец и мать перестают «понимать» своих детей, а дети начинают
жаловаться на «абсолютную отчужденность», водворившуюся в семье; и, не понимая,
откуда это берется, и забывая свои собственные детские жалобы, выросшие дети
завязывают новые семейные ячейки, в которых непонимание и
отчужденность обнаруживаются с новою и большею силою. Непрозорливый
наблюдатель мог бы прямо подумать, что «время» настолько «ускорило» свой бег,
что между родителями и детьми установилась все возрастающая душевно-духовная
«дистанция», которую нельзя ни заполнить, ни преодолеть; тут, думают они,
нельзя ничего поделать: история спешит,
эволюция с повышенной быстротой
создает все новые уклады, вкусы и
воззрения, старое стремительно
старится, и каждое следующее десятилетие несет людям новое
и неслыханное... Где же тут
«угнаться за молодежью»?! И все это говорится так, как если бы духовные основы
жизни тоже подлежали веянию моды и технических изобретений...
В действительности это явление
объясняется совсем иначе, а именно — заболеванием и оскудением человеческой
духовности и в особенности духовной традиции. Семья распадается совсем не от
ускорения исторического темпа, но вследствие переживаемого человеком духовного
кризиса. Этот кризис подрывает семью и ее духовное единение, он лишает ее
главного, того единственного, что может сплотить ее, спаять и превратить в
некое прочное и достойное единство, а именно — чувства взаимной духовной
сопринадлежности. Половая потребность, инстинктивные влечения создают не брак,
а всего только биологическое сочетание (спаривание); из такого сочетания
возникает не семья, а элементарное рядом-жительство рождающих и рожденных
(родителей и детей). Но «похоть плоти» есть нечто неустойчивое и самовольное;
она тянет к безответственным изменам, к капризным новшествам и приключениям; у
нее, так сказать, «короткое дыхание», едва достаточное для простого
деторождения и совершенно несоответствующее задаче воспитания.
В действительности человеческая
семья, в отличие от «семьи» у животных, есть целый остров духовной жизни. И
если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад.
История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения
и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые
выражаются прежде всего в разложении семьи. Понятно, почему это так было и
бывает. Семья есть первоначальная, исходная ячейка духовности как в том смысле,
что именно в семье человек впервые научается (или, увы, не научается!) быть
личным духом, так и в том смысле, что духовные силы и умения (или, увы,
слабости и неумения), полученные от семьи, человек переносит затем на
общественную и государственную жизнь. Вот почему духовный кризис поражает
прежде всего исходную ячейку духовности; если духовность колеблется и слабеет,
то она слабеет прежде всего в семейной традиции и в семейной жизни. Но, раз
поколебавшись в семье, она начинает слабеть и вырождаться и во всех
человеческих отношениях организациях: больная клетка создает больные организмы.
Только дух имеет достаточно
глубокое и длительное дыхание для того, чтобы творчески создавать и
поддерживать естество семьи, чтобы успешно разрешать не только «проблему
половой любви», но и проблему создания нового, лучшего и более свободного
поколения. Поэтому формула брака звучит не так: «я жажду» или «я желаю», или
«мне хочется», а скорее так: «в любви и через любовь я создаю новую, лучшую и
более свободную человеческую жизнь»... Она звучит не так: «желаю наслаждаться
своим счастьем» — ибо это была бы формула, уводящая брак на уровень простого
спаривания, а скорее так: «я хочу создать свой собственный духовный очаг и в
этом найти свое счастье»...
Всякая настоящая семья возникает
из любви и дает человеку счастье. Там, где заключается брак из любви, семья
возникает по внешней видимости; там, где брак не дает человеку счастья, он не
выполняет своего первого назначения. Научить детей любви родители могут лишь
тогда, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь
постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная
любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера,
творческой предприимчивости. В просторе
народной жизни она подобна прекрасно распустившемуся цветку.
Семья, лишенная этой здоровой центростремительности, растрачивающая свои силы
на судороги взаимного отвращения, ненависти, подозрения и «семейных сцен», есть
настоящий рассадник больных характеров, психопатических тяготений,
неврастенической вялости и жизненного «неудачничества». Она подобна тем больным
растениям которым ни один хороший садовник не даст места в своем саду.
Если ребенок не научится любви в
семье своих родителей, то где же он научится ей? Если он с детства не привыкнет
искать счастья именно во взаимной любви, то в каких же злых и дурных влечениях
он будет искать счастья в зрелом возрасте? Дети все перенимают и всему
подражают, незаметно, но глубоко вчувствуясь в жизнь своих родителей, тонко
подмечая, угадывая, иногда бессознательно следя за «старшими» наподобие
«неутомимых следопытов». И тот, кому приходилось слышать и регистрировать
детские высказывания, точки зрения и игры в несчастных и разлагающихся семьях,
где жизнь есть сплошное мучительство, лицемерие и надрыв, тот знает, какое больное
и гибельное наследство получает от родителей такая несчастная детвора.
Чтобы развиваться верно и
творчески, ребенок должен иметь в своей семье очаг любви и счастья. Только
тогда он сможет развернуть свои нежнейшие и духовнейшие способности; только тогда
его собственная инстинктивная жизнь не будет вызывать в нем ни ложного стыда,
ни болезненного отвращения; только тогда он сможет прильнуть с любовью и
гордостью к традиции своей семьи и своего рода с тем, чтобы принять ее и
продолжить ее своей жизнью. Вот почему любовная и счастливая семья есть живая
школа сразу и творческого равновесия души, и здорового
органического консерватизма. Там, где царит здоровая семья, там творчество
будет всегда достаточно консервативным для того, чтобы не выродиться в
беспочвенную революционность, а консерватизм будет всегда достаточно творческим
для того, чтобы не выродиться в реакционное мракобесие.
В любовной и счастливой семье
воспитывается человек с неповрежденным душевным организмом, который сам
способен органически любить, органически строить и органически воспитывать.
Детство есть счастливейшее время жизни: время органической непосредственности;
время уже начавшегося и еще предвкушаемого «большого» счастья; время, когда все
прозаические «проблемы» безмолвствуют, а все поэтические проблемы зовут и
обещают; время повышенной доверчивости и обостренной впечатлительности; время
душевной незасоренности и искренности; время ласковой улыбки и бескорыстного
доброжелательства. Чем любовнее и счастливее была родительская семья, тем
больше этих свойств и способностей сохранится в человеке, тем больше такой
детскости он внесет в свою взрослую жизнь, а это значит — тем неповрежденнее,
богаче и творчески продуктивнее расцветает его личность в лоне его родного
народа.
И вот главным условием такой
семейной жизни является способность родителей ко взаимной духовной любви. Ибо
счастье дается только любовью долгого и глубокого дыхания, а такая любовь
возможна только в духе и через дух.
|