В православной педагогике большое значение придается воспитанию у детей послушания, но многие ученые (психологи и педагоги) утверждают, что это входит в противоречие с формированием свободной и творческой личности. Сама я замечаю, что моим детям очень трудно быть послушными. Может быть, не стоит заострять на послушании такого большого внимания?
Послушание действительно является основополагающим принципом православного воспитания детей. Но не потому, что это удобно взрослым, а потому, что послушание является свойством разумной личности, способной к управлению своими эмоциями, к планированию своей деятельности, к созиданию и творчеству, а также – к преодолению неизбежных препятствий и сложностей на жизненном пути. Ведь послушание – это следование тому, что было услышано. Этим услышанным может быть и высказанная мысль другого человека, и смысл происходящих исторических событий, и промысел Творца о творении. Поэтому, воспитывая детей, родителям необходимо понять, зачем моему ребенку, именно ему, нужна такая добродетель как послушание.
Если мы стремимся «сделать» наших детей послушными из позиции удобства для самих себя, то чаще всего, получаем обратный или нежелательный результат: либо крайний негативизм (демонстративную протестность), либо – безынициативное, неуверенное поведение детей. Варианты могут быть различны. Всё зависит от свойств психической организации ребенка, характера самих родителей и стиля общения в семье. Например, когда мы в своем общении с детьми исходим, из превосходства, и НАДстояния, тотального контроля и запретов, то такие важнейшие свойства личности как свобода и творчество действительно будут развиваться неправильно и искаженно, могут провоцировать в ребенке злобу, амбициозность, враждебность и отчужденность, но всегда – скрываемую или открытую неуверенность в себе, своих способностях и возможностях. Надо помнить, что свобода и творчество всегда и обязательно присутствуют в ребенке как неотъемлемые свойства личности, но их направленность и способ выражения могут извращаться и мешать осуществлению того жизненного предназначения, которое каждый из нас несет как некую Тайну божественного Замысла о себе.
Что же происходит при утрате истинных основ воспитания послушания?
В одном случае, непоследовательность или/и несогласованность воспитательной стратегии родителей, (колеблющихся от угождения – до угроз и унижения), укореняет ребенка сначала в упрямстве и непослушании, с установкой «хочу так, как Я хочу», а затем, в дальнейшем, приводит к самодурству (самооглуплению), когда уже точно знаю, что неправильно, но делаю и настаиваю, – пусть и на дурном, но своём. Личная свобода переживается как право на несогласие с другими, как спорливость и самоутверждение, в котором нет поиска истины и конструктива. Это свобода без Смысла, бессмысленная свобода-протест, перерастающая впоследствии в безумие и конфликтность. При этом деятельное творчество в малой степени используется на развитие прикладных способностей, так как большая его часть обслуживает упрямство и самоутверждение.
В другом случае, при эмоциональном «захвате» родителями души ребенка (чаще всего матерью), в ребенке подавляется способность к свободному, разумному, целесообразному и полезному для самого себя выбору, закрепляется навык безрассудного подчинения себя другому. Сначала такое искажение имеет черты особой и неадекватной привязанности, (что может даже умилять родителей), а в дальнейшем подобный стиль взаимодействия с ближайшим окружением делает подростка и даже взрослого несамостоятельным и зависимым. Ребенок с таким навыком в отношениях становится ведомым и будет всегда искать возможность отдать себя в руки другого. Хорошо, если таковым окажется добропорядочный человек и благочестие будет смыслом их дружеских отношений. Но чаще всего безвольный ребенок ищет такую сильную личность, рядом с которой есть возможность избегать нравственного напряжения в сопротивлении собственным гедонистическим наклонностям. Такой ребенок, отрок или подросток не в состоянии противостоять эмоциональному давлению сверстников, склоняющих его к неблаговидному поступку на «слабо». Творческое начало в таком ребенке может быть уловлено изворотливостью, лживостью и фантазиями. В обоих случаях искаженного воспитания послушания свобода разведена с ответственностью, а творчество с деятельностью.
Совсем другое дело, когда родители научают детей послушанию ради них самих, ради сохранения и преумножения того лучшего, что заложено в личности каждого ребенка. Послушание является главной добродетелью именно потому, что позволяет обрести ребенку основу человеческой разумности: умение видеть истину и действовать в соответствии с ней. Как это ни парадоксально, но сегодня мало кто умеет разумно жить. Например, знаем, что «курение вредит вашему здоровью» – и курим; понимаем, что «чрезмерное употребление алкоголя вредно для здоровья» – и упиваемся; согласны с тем, что блуд, наркомания, азартные игры опасны – и вопреки своему разумению увлекаемся страстью, – сил поступать правильно нет. Неразумность, глупость, ложь управляет нашим поведением.
Воспитание истинного послушания есть взращивание и формирование в характере ребенка душевного отклика на просьбу другого человека, происходящего из переживания чувства любви к людям и понимания разумной осмысленности события или ситуации. Конечно, ни любовь, ни осмысленность не осознаются ребенком, (впрочем, как и взрослым), потому что изначально они проистекают из духовного инстинкта человека, устремленного к хорошему и благому. Потому-то дети уважают тех взрослых, кто охраняет в них основы добра и правды и, напротив, относятся пренебрежительно к тем взрослым, кто поощряет разнузданность и развязывают в них бессовестность.
Взращивается послушание только личным примером отклика родителей на нужду и просьбу ребенка, внимательностью супругов друг к другу и отзывчивостью к окружающим людям. С первых мгновений жизни мы окружаем ребенка вниманием и заботой. И чем искреннее, чем радостнее и теплее будет этот отклик, тем с большей легкостью в будущем можно будет научить ребенка послушанию. Именно этот сердечный отклик родителей на призыв ребенка о помощи является первым неосознанным, но глубинным знакомством ребенка с послушанием как главным способом взаимоотношений между людьми. Ведь послушание, как открытость к слышанию внутренней жизни другого, рождает радость встреч, хранит мир в отношениях, дарит чуткость и деликатность в общении. Доброта и искренность в детско-родительских отношениях необходимы всегда, но особенно это важно для личностного становления до 3-х лет, когда закладывается фундамент характера ребенка.
Формируется послушание уже не столько личным примером, сколько педагогическими средствами воспитания, главными из которых являются: обозначение, ограничение и поощрение.
Обозначение – это эмоциональный показ ребенку родительского недовольства проявлениями поступков непослушания. Обозначение не предполагает какого-либо отстранения или наказания ребенка, но лишь научение узнаванию и различению, что в его поведении есть хорошо, а что есть плохо.
Ограничение сопровождается запретительной репликой и выражается в физическом сковывании действий ребенка, направленных на дурное: задержка рук при драке, изъятие предмета, которым ребенок неправильно пользуется, отстранение от участия в совместных действиях или остановка игры при возникновении ссоры и так далее. Пользоваться данным методом очень важно, так как внешнее ограничение предотвращает развитие отрицательных эмоциональных переживаний и агрессивных волевых движений, предупреждая тем самым, их переход в навык.
Поощрение как метод воспитания послушания используется сразу после выполнения ребенком родительской просьбы или указания. Оно противоположно ограничению и поэтому сопровождается одобрительными эпитетами и направлено на закрепление положительных эмоциональных переживаний и волевых действий. Пользоваться поощрением также очень важно. Что греха таить, мы, родители, чаще склонны ругать своих детей, чем благодарить и радоваться хорошему в них.
Пусть же родительская любовь и мудрость помогут нам воспитать такое послушание в наших детях, которое бы исходило от их доброй воли и было бы исполнено творчески, ведь послушание – это всегда поступок, действие, направленное на созидание, упорядочивание и гармонию жизни!
|