АНО СЕМЬЯ РОССИИ
О святыне Костромы – Феодоровской иконе Богородицы, покровительницы Царственного дома Романовых (1613 – 2013 г.г.)

Автор: Л.А.Максимова, литератор, филолог-романист,член Общества во имя св. княгини Ольги

О святыне Костромы – Феодоровской иконе Богородицы,

покровительницы Царственного дома Романовых (1613 – 2013 г.г.)

Посвящается 800-летию первого летописного упоминания

о Костроме в 1213 г. и 400-летию династии Романовых

image001В октябре 2013 г. в рамках ХVІІ Всемирного Русского Народного Собора, в древних палатах Новоспасского ставропигиального мужского монастыря состоялась памятная юбилейная секция «Династия Романовых и русская цивилизация», в работе которой приняла участие и боярыня Ольга Николаевна Куликовская-Романова, вдова племянника святого императора-страстотерпца Николая II, – Тихона Николаевича Куликовского-Романова (1917 – 1993). Все многообразные дела благотворительности, милосердия в многолетнем подвижничестве О.Н. Куликовской-Романовой, – позволили с Божией помощью, духовным оптимизмом, и молитвами святой Царской Семьи собрать пожертвования на «Романовский» 16-тонный колокол-благовест, - отлитый ярославскими мастерами в честь 400-летия восшествия на царский престол династии Романовых, с 4-мя иконами: Феодоровской Богородицы, святых царственных страстотерпцев, Архангела Михаила и прп. Алексия, человека Божия, - который был освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (29.09.2013 г.). Как кавалерственная дама ордена святой равноапостольной великой княгини Ольги ІІ степени, Ольга Николаевна чествует вместе с московским Обществом во имя святой княгини Ольги – «Ольгин день – 24 июля», ибо является Почётным членом тезоименитого Общества, активно и творчески включаясь в его деятельность[1], вдохновляя всех Ольгинцев своим примером творить добрые дела во славу Божию и во славу России.

image010Известно, что в древнейшем Новоспасском монастыре (ХІІІ в.), основанным князем Даниилом Московским (младшим сыном image008великого князя Александра Невского), находится усыпальница царственных прародителей рода Романовых, воссозданная  первым наместником и восстановителем монастыря (с 1991 – 2010 гг.) – архиепископом Алексием (Фролов) Орехово-Зуевским.  В подклетях Спасо-Преображенского собора имеются 33 захоронения, в которых погребены: родоначальник фамилии – боярин Роман Юрьевич Захарьин (от него пошла фамилия Романовых, дочь которого Анастасия Романовна  стала первой супругой царя Иоанна ІV Грозного); мать первого царя – инокиня Марфа; его бабушка по отцу –Ховрина Варвара Иоанновна; дочь царя – царевна Ирина Михайловна; их близкие родственники, а также многие представители именитых аристократических родов и духовные лица. Первый царь новой династии Михаил Феодорович Романов, Кроткий (†1645) покоится в Архангельском Соборе московского Кремля; его отец и соправитель Патриарх Московский и всея Руси Филарет (Феодор Никитич Романов, † 1633 г.) – похоронен в усыпальнице московских патриархов и митрополитов Успенского собора Кремля[2].

 

 

image003

Врождённая «любовь к Отеческим гробам…», завещанная русскому духу А.С.Пушкиным,  –  привела участников собрания на молебен на начало доброго дела, который служил игумен Паисий (Юрков) по благословению наместника Новоспасского монастыря епископа Воскресенского Саввы (Михеев), - внутри усыпальницы в храме во имя преподобного Романа Сладкопевца, который был устроен в 1900 г. в память посещения Новоспасского монастыря государём императором Николаем ІІ и императрицей Александрой Феодоровной[3]. Специально для иконостаса была выполнена копия с Феодоровской иконы из храма Рождества Богородицы в Кремлевском дворце, которой инокиня Марфа благословила своего 16-летнего сына Михаила Феодоровича, призванного на царство.

image012Рядом со входом в усыпальницу бояр Романовых поставлен памятник, изготовленный к юбилею династии Романовых: первому царю Михаилу Феодоровичу и последнему по царствованию императору Николаю ІІ Александровичу, которые стóя держат вместе икону Феодоровской Богоматери, покровительствующую царской династии (скульпторы Д. Стритович И.А. Голубев).

Считается по праву, что «колыбелью дома Романовых» является богохранимый древний град Кострома, который в мае 2013 г. обогатился двумя новыми памятниками рачением двух просвещённых и деятельных костромичей: рядом со Свято-Троицким Ипатьевским мужским монастырём, в котором в 1613 г. начался исторический путь царской династии, – была возведена и освящена часовня в честь Святой Царской Семьи-страстотерпцев «Русская Голгофа» (художник О.И. Молчанов); на площади при въезде в город из Москвы был открыт памятник «Родительское благословение» (как часть будущего мемориала), увековечивший благочестивое благословение инокиней Марфой иконой Феодоровской Богоматери своего юного сына Михаила Феодоровича на русский царский престол, –  попечением  Г.Г.Алексеевой[4]. И весь солнечный без дождя воскресный день 19 мая 2013 г. – сияла радуга! – Особая милость Божия к Костроме и Небесный покров над ней Пресвятой Богородицы…

 

 

 

image016image014

 

Перед завершением исторического юбилейного молитвенного похода, 20 мая 2013 г. был отслужен благодарственный молебен у Чудотворной иконы Феодоровской Богородицы в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре, находящейся там с 1991 г. (на иконе позолоченная  риза – дар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия ІІ в 2006 г., дар достойный духовного величия главной святыни Костромы и духовно-культурной ценности древней иконы, связанной с царской династией). А рядом с собором возвышается памятник святому великомученику Феодору Стратилату с Феодоровской иконой в руках, освящённый 29.08.2002 г..

Готовясь литературно-исторически почтить 800-летие первого летописного упоминания о Костроме в 2013 г., мы задались вопросом уяснения этимологии названия города, и выявили существующие издревле два его значения[5]:

 

-     от финно-угорского«KOSTRUM»,что означает=«крепость»,«укреплённое место»;

-     соломенная кукла для Масленицы.

Как представляется очевидным, имя города «Кострома» несёт в себе скрытый до поры до времени истинный смысл-послание, направленное потомкам через века, - и вот что промыслительно открылось, прибавляя к известным двум, – новое третье значение имени города в авторской интерпретации:

КОСТРОMA                KOST – ROMA               COST – ROMA

KOSTROMA                от лат.«COSTA» = «берег, побережье»,

итак, название города Костромы означает: «берег Рима», а именно – берег Третьего Рима.

Представляется перспективной этно-политологическая точка зрения, согласно которой почти 500-летняя величественная эсхатологическая идея трёх Римов псковского старца Филофея из Спасо-Елеазаровского монастыря[6] может быть представлена авторской схемой:

image022

 

 

 

 

 

 

 

 

а четвёртому –

–  НЕ быть…

 

 

 

 

 

 

Следовательно, Третий Рим является последним в историческим бытии человечества, согласно принципу «Translatio imperiϊ» (=перенос на Россию всемирно-исторического имперского Вечного Рима, ибо Империя есть служение Богу), – который представляет собой переход вечной миссии к Русскому царству, с перенесением на Москву роли мессианского царства, т.е. за столицей России признана духовная роль Третьего Рима и последнего. Вечная Империя не может исчезнуть, а только передать священную эстафету всемирной духовной власти[7].

image023«Римский стиль» классицизма подтверждается роскошным архитектурным ансамблем Сусанинской площади Костромы с расходящимися от неё «веерными» улицами. К тому же, Москва и Кострома стоят на слиянии 2 рек и на 7 холмах… Кроме того, если всмотреться в северо-западную часть Руси-России на атласе, (включая и Калининград с его современным особым статусом), то можно увидеть, что идея «Вечного Рима» прочно укоренилась в этом российском ареале. Из Священной истории известен преподобный Антоний Римлянин, Новгородский Чудотворец (1147). За три дня до Рождества Пресвятой Богородицы в 1105 г., в Италии гонимый латинянами монах Антоний, чудесным образом переплыл море на небольшом осколке от скалы через устье Невы, Нево-озеро, вверх по реке Волхову, причалил на камне к берегу у Новгорода, – и очутился там волей Божией (!) в полугодичном пути от Рима, где родился[8].

Промыслом Божиим именно в этой северо-западной земле внук первого царя – Петр І Великий, – построил Новый Рим  –  Санктъ-Петербург (город святого Петра), и став в 1721 г. императором, возвел Россию в статус империи (мимоходом упомянем 300-летний юбилей Свято-Александро-Невской Лавры, и восстановление собора Феодоровской Богородицы в Царском Селе, – в богатом на юбилеи 2013 г.).

Говоря о Калининграде напомним, что до 1946 г. этот город назывался Königsberg (нем.= Княжеская гора) в Восточной Пруссии, но не все знают, что этот город имел своего предшественника, которого он с течением времени поглотил, а именно – славянский город Романов, Ромов – древнейшее славянское святилище, священная столица пруссов, столица Прусско-Самогитского княжества, которым почти 1000 лет владели предки бояр Романовых, ведшие свой род от сáмого первого прусского и самогитского князя Вейдевуда (305-379 г.г. по Р.Х.)[9]. На прусские корни рода Романовых указывает их ранняя Родословная (ХVIIв.): «выехал из Прусской земли из немцев»[10].

Далее ещё вернёмся к прародителям первого царя новой династии, теперь же обратим взор на древнюю Кострому с её сакральным значением в биографии Отечества: согласно интуиции В.Н. Татищева  –  город был основан в 1152 г. (5 лет спустя преставления прп. Антония Римлянина в 1147 г.)  –  суздальским князем Юрием Долгоруким, как столица центрального удельного княжества[11].

image027image025Впервые икона Богородицы явилась князю в середине XII в. в г. Городце Нижегородском на Волге, и он повелел на месте её обрéтения выстроить монастырь: в 1273 г. был воздвигнут  Богородице-Феодоровский мужской монастырь. Считается, что именно этим образом великий князь Ярослав Всеволодович в 1239 г. благословил своего сына Александра [Невского] на брак с Параскевой, полоцкой княжной. Подтверждением этому является особенность Феодоровской иконы: на её оборотной стороне находится изображение великомученицы Параскевы (именуемой Пятницей – покровительницей невест, брачующихся, семейному миру, счастью, благословенному рождению и христианскому воспитанию детей).[12] В 1239 г. Городец был сожжен монголо-татарскими захватчиками, и именно тогда образ исчез из Городца. Интересно, что ко времени кончины в г. Городце благоверного великого князя Александра Невского в 1263 г. (в схиме – Алексий), в городе уже была копия Богородицы Феодоровской, родовой святыни и моленного образа Александра Невского и его рода.

 

 

 

 

 

image029Следует особо сказать, что  2013г. является и 750 годовщиной преставления святого Благоверного великого князя Александра Невского. В Городецкой епархии в Богородице-Феодоровском мужском монастыре (месте принятия им монашеского пострига и блаженной его кончины) 6 декабря 2013 г. ему был поставлен и освящен бронзовый памятник в образе схимонаха Алексия на постаменте в виде рукояти меча. Это единственный в России памятник, в котором Александр Невский изображен как монах (скульптор Добаев П.А.).

В 1246 г. образовалось отдельное Костромское княжество, первым правителем которого стал князь Василий Ярославович (1241 – 1277), «мизинный» сын великого князя Ярослава Всеволодовича и младший брат Александра Невского. Он прибыл в Кострому в 1256 г., и именно этому праведному юноше-князю Божия Матерь благоволила в это время вновь обрести  Свою икону. Во время охоты князь увидел на сосне Её образ, сияющий небесной славой. Был Господень день перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944), следующий сразу за праздником Успения Пресвятой Богородицы. Князь Василий поспешил поведать о чуде духовенству. С крестным ходом, коленопреклоненно молили Божию Матерь, чтобы Она Своей иконой явила милость перейти в Кострому.

На руках священнослужителей икона была перенесена в костромской собор во имя великомученика Феодора Стратилата, Гераклийского (319), – благодаря чему икона наименовалась «Феодоровской» (греч. = Божий дар). Верующие объявили князю Василию и духовенству, что днём ранее явления святыни, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, они стали очевидцами ношения по Костроме этой иконы древним воином с ликом схожим с Феодором Стратилатом в соборном храме Костромы. Это убедило всех, что сам вмч. Феодор Стратилат, – небесный покровитель Костромы, – принёс в дар городу милость Царицы Небесной – новую святыню. Несколько позже всё разъяснилось, когда верующие из г. Городца узнали в ней свою исчезнувшую в 1239 г. икону, которая прославилась многими чудесами: она была поставлена в костромском  Успенском соборе (где находилась до 1929 г.) с приделом во имя вмч. Феодора Стратилата, сам собор был окружен крепостью – костромским кремлём.

image031

Сугубо значимая страница истории иконы открылась в 1613 г., когда после Смутного времени на всероссийский престол был избран Советом всея Земли царь из династии Романовых, умоленный в течение 6 утренних часов 14/27 марта Московским посольством Земского собора, – на царство Русское, которое прибыло к 16-летнему Михаилу Феодоровичу и его матери-инокине Марфе Иоанновне, проживавшим тогда в своих палатах бояр Романовых в костромском мужском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре, чтобы известить о состоявшемся избрании, но мать и сын отказались от престола.

image033И тут особое значение явила икона: инокиня Марфа слезно молилась перед образом Пречистой Богородицы Феодоровской, крестным ходом перенесённаым из Успенского собора в монастырь, – и смирилась с волей народа, благословила иконой сына и в руки Богородицы Феодоровской передала своего благоверного и благочестивого Михаила Феодоровича. После воцарения Романовых эта древняя икона, – восходящая к апостольской традиции иконописания, – ибо по преданию икона была написана святым апостолом и Евангелистом Лукой, – благочестно почиталась не только всеми представителями НОВОЙ династии, но и как  общерусская святыня. Град Кострома стал пользоваться покровительством всей династии Романовых, поскольку все члены Царской Семьи  считали своей обязанностью посещение Костромы.

В честь Чудотворной иконы Феодоровской были определены 2 торжественных празднства: 1) 16/29 августа в день празднства Успения Пресвятой Богородицы, когда в сам день Успения костромичи видели икону носимую по городу святым вмч. Феодором Стратилатом (1239 г., – год исчезновения иконы из г. Городца);  2) по воле царя Михаила Феодоровича в честь Феодоровской иконы Богоматери – 14/27 марта в память принесения иконы при его избрании на царский престол (1613 г.).

image035Возвращаясь к родственным корням новой династии Романовых – Михаила Феодоровича, выходца из древнейшего московского боярского рода, давшего России знатнейшую фамилию, - укажем на то, что последним московским Рюриковичем на Русском престоле  был царь Феодор І (младший сын Иоанна ІV Грозного от его первой любимой супруги Анастасии Романовны Захарьиной, брат которой боярин Никита Романович приходился дядей царю Феодору І). Его 7 сыновей, звавшихся Никитичами или Романовичами, соответственно, родственно относились к московским Рюриковичам и к последнему царю династии Рюриковичей Феодору І (1557 – 1598), на котором пресеклась 7-вековая династия.

С конца ХVІ в. боярин Феодор Никитич и его братья стали называться по деду Романовыми, а с 1613 г. эта фамилия закрепилась за новой царской династией в России. По родственным связям Романовы имели право на царский престол, но его занял Борис Феодорович Годунов (отец царицы Ирины, супруги царя Феодора І), из-за чего до крови пострадало семейство Романовых: отец первого царя – Феодор Никитич был осужден и отправлен в ссылку в 1601 г. под Архангельск в Антониево-Сийский монастырь, где был пострижен в иночество с именем Филарет и где  пробыл по 1605 г.. Инок Филарет был арестован во время «Великого посольства» к польскому королю, и в 1611 г. отправлен в плен в Польшу. Тем временем поляки заточили Патриарха Гермогена в подвал Чудова монастыря Кремля, откуда он смог звать  народ на борьбу с захватчиками. Нижегородское ополчение купца Минина и князя Пожарского, собравшись  в марте 1612 г. (в это же время Патриарх Гермоген принял мученическую кончину от уморения голодом), –  в августе 1612 г. прибыло в Москву. Жена Филарета-Феодора инокиня Марфа и их сын Михаил находились в осажденном Кремле.  В октябре 1612 г. был взят Кремль: инокиня Марфа с сыном Михаилом покинули Москву, уехав в свои костромские вотчины.

image038В начале 1613 г. собрался Земской собор от всех сословий русского народа, и 7 февраля 1613 г. был избран царем двоюродный племянник последнего наследного государя из дома Рюрика – сын Филарета, – Михаил Феодорович Романов, – царского корня ближний сродник, ставший родоначальником новой династии, положившей конец Смуте. Из Костромы он выехал в Москву, где 11 июля 1613 г. венчался на царство в Успенском соборе Кремля.

В июле 1619 г. вернулся из польского плена (1611-1619 гг.) отец нового царя – Филарет. По просьбе царя Иерусалимский Патриарх Феофан, гостивший в Москве, посвятил Филарета в сан Патриарха Московского, ставшего главой Русской Православной Церкви, он принял и титул «Великого Государя», и до смерти официально был соправителем царя.

 

 

 

 

 

 

 

image041Матерью Патриарха Филарета ( и бабушкой по отцу первого царя) была Варвара Иоанновна Ховрина, род которой происходил от крымского феодорита Стефана Васильевича Ховрина (Ховры), князя крымской Готии княжества Феодоро, который в ХV в. прибыл в Москву из Сурожа (=Судак) с сыном Григорием. Известно, что правители крымского трапезундского княжества Феодоро являлись выходцами византийского аристократического рода, бывшие в родстве с императорами, и именно  от них происходили российские дворянские роды Ховриных и Головиных. В «Родословной книге князей и дворян российских и выезжих» есть упоминание об основателях этих родов – Стефане Васильевиче Ховре. В Москве он был принят с честью великим князем Димитрием Донским (или его сыном), и получил подворье в Кремле (позже этот род стал боярским). Стефан Ховра принял монашеский постриг под именем Симон, а сын его Григорий Ховра, от которого пошли семьи Ховриных и Головиных, – основал в Москве Симонов монастырь.[13]

Следует пояснить, что православное княжество Феодоро являлось наследником Византии в Крыму (княжество было названо Феодоро в честь князя Феодора Гавраса, который стал святым Феодором  Гаврасом Стратилатом (†1098), принявшим смерть от агарян, принуждавших его принять их веру).

image044Историки увидели некое  сходство  фамилии Ховра с византийской фамилией Гавра (Gabra), которая превратилась в фамилию Ховрин. Знатный греческий род Гаврас при Комнинах в Византии, покровителем (патроном) которого считается Феодор Гаврас Стратилат, – был одним из аристократических семейств Византийской империи. Гаврасы были в родстве с византийскими императорами династии Комнинов и Палеологов.[14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

image047Что касается матери родоначальника династии Романовых, известно, что Ксения Иоанновна  Шéстова – являлась дочерью костромского помещика Иоанна Васильевича Шестова, род которого вёл свое начало от Михаила Прушанина, выехавшего из Пруссии в ХІІІ в. Из её 6-ти детей в живых остался только Михаил, родившийся 12.07.1596г. на улице Варварке в Зарядье в усадьбе бояр Романовых (теперь это музей «Палаты бояр Романовых»), которая имела домовую церковь «Знамение» Пресвятой Богородицы с иконой «Знамение» - родовой святыней в семье Романовых.[15] Эта икона находилась в роду Романовых со времен крымского княжества «Феодоро», где она очень почиталась, о чем можно судить по древним пещерным храмам горного Крыма.

 

 

image049Самый известный список Чудотворной иконы «Знамение» в русской истории – Курская-Коренная (ХІІІ в.). Последний царь из Рюриковичей – Феодор І Иоаннович – привёз образ в Москву, а в 1615 г. царь Михаил Феодорович вернул образ в Курск и повелел построить монастырь – Курскую-Коренную Пустынь. Именно этой иконой был исцелён в детстве преподобный Серафим Саровский. В ХХ в. икона «Знамение» стала сáмой почитаемой святыней Русской Православной Церкви Заграницей, где была признана Одигитрией (Путеводительницей) русского рассеяния. При царе Михаиле Феодоровиче в Новоспасском монастыре был воздвигнут  в камне Знаменский храм над местом упокоения первых бояр Романовых, в котором последние 100 лет не было богослужений, но с 24.11.2013 г. в нём была возобновлена Божественная литургия.

Следует отметить, что так же как  был сослан Феодор Никитич - инок Филарет, так и жена его Ксения Иоанновна была сослана в Заонежье во владения Вяжецкого монастыря, где и была пострижена с именем Марфа. В разлуке она тосковала по мужу и малым детям: 4-летний Михаил и дочь Татьяна стали узниками Белозерского монастыря вместе с их тётями, но всё же женщинам с детьми разрешили переехать в село Клин, вотчину Феодора Никитича Романова.[16]

Инокиня Марфа («Великая старица») сделала щедрое пожертвование в Новоспасский монастырь, где и покоится в его усыпальнице: отписала ему наследственную старинную вотчину деда и отца Шестовых и село Домнино (там жил Иван Сусанин)[17]. По кончине инокини Марфы (†1631 г.), царь Михаил Феодорович и патриарх Филарет в её память основали Знаменский мужской монастырь, которому передали родовую усадьбу на Варварке[18], где родился Державный родоначальник царствующего дома.

+  +  +

«Москва – храм России, а Кремль – её алтарь» – император Александр ІІІ

Великая семья Романовых в 2013 г. была почтена благодарными потомками многими памятными мероприятиями, среди которых первым можно назвать открытие Президентом России В.В. Путиным и Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в Александровском саду Московского Кремля 4 ноября в «День народного единства» отреставрированного обелиска, поставленного ещё в 1914 г. в честь 300-летия династии Романовых, и уже после 1917 г. была изъята вся его царская символика и заменена именами могильщиков Русского царства[19]. Но всё вернулось «на круги своя» в честь 400-летия Романовского юбилея в 2013 г.: имена царей, императоров с венчающими обелиск Государственным гербом – двуглавым орлом с коронами и Романовским гербом грифоном идущим на задних лапах с поднятым мечом, геральдически оформленный ещё в декабре 1856 г. как Романовская родовая символика. Хотя происхождение Романовского грифона считается до сих пор загадкой[20],  но всё же можем предположить, что этот гербовый знак прибыл из православного княжества Феодоро в Крыму, привезенный в Москву предками феодоритами - византийцами: Ховра, Габра, Ховрины, - из рода которых происходила мать Патриарха Филарета,  – Варвара Иоанновна.

image051В необычно тёплую осень 2013 г. в садах Подмосковья долго цвела «осенняя ромашка», которую букетиком возложил к Романовскому обелиску мой внук Александр, - как символ того «Белого цветка», праздника для сбора средств на дела милосердия и благотворительности, который пришёл в Россию по инициативе Царской Семьи с 1911 г.,  и во всех городах все спешили творить добрые дела (вновь возрожденный в России ХХ-го века.), покупая символический букетик белой ромашки. В   г. Екатеринбурге праздник «Белого цветка» проходит ежегодно 15 июля в день Соборной встречи ВРНС в рамках фестиваля православной культуры «Царские дни».

Из трудов римского учёного Плиния Старшего известно, что растение с родовым названием «ромашка» восходит к древнему Риму. В славянских странах она называется: «романов цвет», «романова трава», «римская ромашка» (лат. romana = римская).[21]

Даже самá августейшая фамилия:      Рома нов      =    Roma nov

Рома нова     =    Roma nova

ярко   высвечивается   как    в     кириллице,    так    и   в  латинице   со   значением  «Новый Рим», и, соответственно, Третий Рим, и последний…

image0554 ноября 2013 г. в московском Манеже была торжественно открыта выставка-форум «Православная Русь – ко Дню народного единства. Моя  история. Романовы», возвысившая Романовский период  Российской истории, которую возглавили Президент России В.В. Путин и Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Выставка вызвала огромный интерес у более чем 300 тыс. человек её посетивших, и которая была продлена по 24 ноября. Среди экспонатов были представлены: жезл первого царя династии и грамота об избрании на царство Михаила Феодоровича Романова с подписями духовенства и бояр. Экспозиция с мультимедийными  технологиями, как великолепное наглядное пособие по русской истории и культуре понравилась и детям и взрослым, которые своим участием в ней выразили БЛАГОДАРНОСТЬ великой семье Романовых.

 

 

image057К открытию выставки, в Манеж был принесён из Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы Чудотворный образ Феодоровской Богородицы – покровительницы дома Романовых. Видится промыслительным и то, что Господь Бог призвал к Себе Высокопреосвященного архиепископа Костромского и Галичского Алексия (Фролов), в великий двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Почти весь ноябрь Владыка Алексий находился под осенением принесённой в Москву Чудотворной Феодоровской иконы Богородицы, которая  была принесена и в больничную келью, напутствуя его в жизнь Вечную… (Владыка Алексий родился 27 марта – в праздник Феодоровской иконы Богородицы, и чествования дня Родительского Благословения инокиней Марфой своего сына Михаила Феодоровича на царский престол). До перехода на Костромскую кафедру в марте 2010 г., преставившийся Владыка Алексий почти два десятилетия являлся архиепископом Орехово-Зуевским и наместником Новоспасского монастыря, восстановившим былое великолепие царской обители. Владыка Алексий был богомудрым старцем и последователем святоотеческой  аскетики Глинской традиции, которую он унаследовал от духоносных отцов – великих Глинских старцев.

Усердием и попечением Владыки Алексия в Новоспасском монастыре пребывала святая глава преподобного Алексия, человека Божия (411), который является тезоименитым святым Владыки Алексия: впервые за последние 600 лет великая святыня покинула греческий монастырь «Святая Лавра» (28.03.-03.04.2005 г.).  Любившие Владыку Алексия греческие монахи «Святой Лавры», узнав о его тяжелой болезни, привезли из Греции в 2013 г. ковчежец с главою Алексия, человека Божия, - прямо в его больничную келью: он несколько часов молился перед этой святыней…

image0596 декабря 2013 г., в день 750-летия преставления святого Благоверного великого князя Александра Невского (в схиме Алексий) после заупокойной литургии и отпевания сонмом московского и костромского духовенства в Покровском храме Новоспасского монастыря, Владыка Алексий, архиепископ Костромской и Галичский был погребен перед алтарём Спасо-Преображенского собора, у входа в храм-усыпальницу увенчанных Вечностью первых предков дома Романовых.

 

В Е Ч Н А Я   П А М Я Т Ь !

+   +   +

Да  пребудет  с  нами  любовь  Царицы Небесной !



[1] Куликовская-Романова О.Н. - 20-летие Благотворительного фонда имени Ея Императорского Высочества великой княгини Ольги Александровны, - в сб.ст. «Духовное осмысление жизни и деяний святой равноапостольной великой княгини Ольги», М., 2012, «Ольгинские чтения», с. 238-241

[2] Щуцкая Г.К. – Бояре Романовы, ГИМ, М., 2013, с. 71-81

[3] Следует отметить, что царицы-иностранки при принятии православия получали в императорской семье отчество «Феодоровна».

[4] Алексеева Г.Г. – президент всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России», организовала юбилейный молитвенный поход в честь 400-летия Царской династии Романовых по маршруту 1913 г.

[5] Гончарова А.С. Кострома (путеводитель), Кострома, 2008,  с.3

[6] Малинин В.Н. – Старецъ Елеазарова монастыря Филофей и его Послания, Киев, 1901, с. 369-380

[7] Максимова Л.А. - Русско-славянская цивилизация и Третий Рим, сб. ст. Восточно-славянская православная цивилизация и её роль…, ХIII ВРНС, М., 2009, с.58

[8] Житие преподобного Антония Римлянина, Новгородского Чудотворца, в кн. ІІІ Жития русских святых, Коломна, 1993, с.300-303

[9] Воротной К.В. -  Славянский город Романов – предтеча Кёнигсберга, Историческая газета, дек. 2001, с.4

[10]Щуцкая Г.К. –Бояре Романовы, ГИМ, М., 2013, с.7

[11] Кострома. Историческая энциклопедия, Кострома, 2004 г.

[12] Александр (Могилев), архиепископ Костромской и Галичский, Чудотворная икона Божией Матери, Кострома, 2004, с. 4

[13] Васильев А.В., Автушенко М.Н. – Загадка княжества Феодоро, Севастополь, 2009, с.71-75

[14]Кесмеджи П. – Княжество Феодоро, Симферополь, 2008, с. 18

[15]Щуцкая К.Г. – Бояре Романовы, Москва, ГИМ, 2013, с.23

[16]Щуцкая К.Г. – Бояре Романовы, Москва, ГИМ, 2013, с.55

[17] Там же, с.24

[18] Там же, с.32

[19] Ананьина Г.В. -Возвращение: обелиск в память 300-летия воцарения Дома Романовых, М., 2013

[20] Щуцкая К.Г. – Бояре Романовы, Москва, ГИМ, 2013, с.95

[21] Николаева Ю.Н. – Ромашка, М., 2011, с.70


 
 
v_inicnativi