Государь Николай II спас мне жизнь
Это случилось 30 лет тому назад. В этот период я осталась без жилья, без работы, и единственное место, где меня ждали – вечернее отделение ВУЗа. Мне было невыносимо тяжело. Я не помню, что именно в то время предпринимала, но я не сидела сложа руки, и, тем не менее, все оставалось без изменений. И вот однажды в поисках работы я оказалась на платформе Савеловского вокзала. Купила билет на электричку, стояла и ждала. К перрону медленно-медленно двигался поезд. И вдруг мне неожиданно пришла в голову мысль: брошусь под поезд, и все проблемы будут решены. Следом за ней вторая мысль: как моя бедная мама переживет, и переживет ли вообще сообщение о моей гибели. И только в мыслях я помянула маму, тут же на правом плече почувствовала чью-то руку и обернулась. Передо мной стоял военный в старенькой гимнастерке, она была такая старая, изношенная, чувствовались невидимые заплаточки, но такая чистая – неземной чистоты. На меня смотрели большие, ясные, бесконечно добрые, всепрощающие глаза... Строгим голосом он сказал: «Жизнь тебе дана Богом, Бог ее у тебя и отнимет». Слова эти вызвали шок. Я повернула голову, прямо передо мной открылись двери электрички. Я повернула голову назад, никого не было. Тогда я конечно не узнала, кто это мог быть. Мне было непонятно, откуда этот человек знает о моем решении. Я не поехала на этой электричке, но прошла несколько вагонов, спрашивая, не видел ли кто военного. Я искала его на вокзале, на перроне долго ждала – вдруг сейчас появится и я у него спрошу, откуда он знает о моем намерении.
Только когда прошло много времени, я поняла, что не увижу его, и успокоилась. Помню еще, что на гимнастерке были погоны, выцветшие, со следами на местах, где были прикреплены знаки отличия. Но более всего меня потрясла печаль в глазах и чистота гимнастерки. Еще выправка офицерская – долго я высматривала в Москве военного с такой выправкой, но тщетно. В течение одной недели все мои проблемы решились настолько легко, насколько неразрешимыми они казались до этой встречи. Учеба, работа, замужество, рождение сына постепенно отодвигали остроту этой встречи, но увиденное вошло в мою жизнь навсегда. По прошествии двадцати лет я тяжело заболела – рак третий степени. Мне сделали операцию, три месяца облучали, сделали химеотерапию. Сын заканчивал девятый класс, а дочке было восемь лет. Мне не давала покоя мысль, что моя девочка, нуждающаяся во мне, останется одна. Мы уехали с девочкой отдыхать в санаторий на весенние каникулы. Я встала на лыжи и упала. Как мы плакали тогда с дочкой! Рано утром я пошла в храм, подошла к иконе Божией Матери «Семистрельная» и стала просить: «Царица Небесная, Пресвятая Владычице, не ради меня, а ради дочери моей испроси даровать мне жизнь, продли ее...» И на меня словно посыпались тысячи тоненьких серебряных стрел... Я стояла и плакала, на душе было так спокойно и легко. Вернувшись в Москву, я как-то раз шла по переходу станции метро «Площадь Ногина», где продавались настенные календари с изображением династии Романовых. Я прошла мимо, потом вернулась и купила два календаря. Придя домой, один тут же прикрепила на стену. Вдруг неожиданно для себя я увидела того военного, который стоял передо мной на платформе Савеловского вокзала двадцать лет назад. Это был Царь-батюшка. Он смотрел на меня с неизреченным человеколюбием, вопрошая, как так можно? Болезнь моя, слава Богу, осталась позади. Как на кинопленке прошла передо мной вся моя жизнь, я как бы вернулась на двадцать лет назад и пошла в храм мученика Иоанна Воина на метро «Октябрьская». Через восемь лет хождения в храм Господь даровал мне духовного отца. Все это произошло вне всякого сомнения по молитвам Царя-батюшки. Я иногда задаю себе вопрос, сколько же он вывел людей на дорогу жизни к Богу.
Пятый сборник «Чудеса Царственных Мучеников», Р.Б. Зинаида, г. Москва
* * * * * *
Марина Каменева, учащаяся средней школы № 27 г. Подольска, чудесным заступничеством Царских детей была избавлена от хулиганского нападения. Марина давно почитает Царственных Мучеников. У нее много книг и разных документов, связанных с ними. Особенно она почитает Великую Княжну Анастасию. По соседству с Мариной жили три парня: Владимир, Игорь и Тимофей. Лет было им около двадцати. Самостоятельные молодые люди ездили на дорогих машинах. Владимир, их главарь, выступал в шоу в ночных клубах... Надо сказать, что прадед этого Владимира, был царским офицером, казаком, который служил в Царском Селе. Сам Владимир родился в Екатеринбурге, рядом с Ипатьевским домом. Бабушка его с давних пор почитала Царственных Мучеников. В доме у них было много старых фотографий, он поэтому знал по именам всех Царских детей. Началось все с того, что эти молодые люди стали без конца звонить по телефону, надоедать знакомой Марины, Галине Александровне. Она работает в храме и тоже очень почитает Царственных Мучеников. Свою старшую дочь назвала в честь Великой Княжны Ольги. Один из этих парней был немой. Он мычал в трубку, что производило особенно жуткое впечатление. Однажды Марина видела, как они на улице набирали номер Галины Александровны и мычали, и сообщила об этом в милицию. Когда главарь узнал про милицию, то сильно обозлился. Потом им удалось узнать, что это Марина про них сообщила. Тогда в очередной звонок они заявили: «Мы ее возьмем в заложницы». Начали ее выслеживать, хотели обесчестить. Позже Игорь рассказывал Марине, как однажды он и Тимофей подстерегали ее около дома, когда она шла в школу: «Хотели уже затащить тебя в машину. Вдруг ты выходишь из подъезда, а вокруг тебя четыре девушки и сзади мальчик, одеты как-то не по-современному...» Потом Владимир их спрашивает: «Почему до сих пор не привезли?» – «Да мы не можем, все около нее какие-то девчонки крутятся... Шла одна, а вышла из дома – с ней еще четверо. И одеты как-то не по-нашему». Другой раз ее подстерегали, когда она шла на спевку в храм: то же самое... И вот однажды они приходят в школу. Рассказывает Марина: «Я так испугалась: что же мне делать? Душа ушла в пятки. Сначала попыталась скрыться, думала: может они уйдут. Но нет: выхожу, чтобы идти на следующий урок, смотрю – стоят. С такими самодовольными лицами... И вдруг что-то меняется… У них на голове буквально волосы поднялись: смотрят на меня испуганными глазами... Я прохожу к кабинету истории, на секунду задерживаюсь и смотрю на них, что же будет дальше. А они бегут и кричат: «Да, да, мы больше не будем». Я прихожу домой, рассказываю все маме, как они приходили, чтобы что-то мне сделать, а потом испугались чего-то и убежали. Мама говорит: Кто бы это мог быть? Может святитель Николай или Ангел Хранитель» (когда все это началось, мама особенно молилась святителю Николаю). На следующий день, возвращаясь из школы, Марина встречает одного из них, Игоря. Говорит ему: «Пойди сюда, мне надо с тобой поговорить. Что вы хотели от меня, что произошло в школе?» В ответ: «Я не знаю... Влад говорит, что это Царские дети, а мы все никак не можем понять, как это может быть...» Дальше он рассказал: «Мы стояли и ждали тебя на третьем этаже. И вдруг, откуда ни возьмись, появляются четыре девушки, а с ними мальчик. Девушки одеты во все белое, а мальчик в военной форме. Пока ты шла дальше, они подходят к нам: старшая (Ольга) ко мне, а младшая (Анастасия) – к Владу. Старшая мне говорит: «До каких пор вы будете изводить эту семью? Прекратите сейчас же!» У меня волосы дыбом встали, а у Влада потом проседь на висках появилась». Потом Марина встречалась с Владимиром. Он говорит, что когда Анастасия подошла к нему, и он увидел ее вплотную, то ощутил что-то неземное. Великая Княжна сказала: «Прекратите преследовать эту девочку, Если вы ей что-нибудь сделаете, вам будет плохо, очень плохо». Тут они и побежали. А потом когда обернулись все Царские дети стояли в ряд, а Цесаревич Алексей держал в руках меч. Это было накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в 1997 году. В тот же вечер эти ребята поехали в храм. Владимир нашел иеромонаха, который стал его духовным отцом. Один из них впоследствии ушел в монастырь. 4 апреля 1998 года
Пятый сборник «Чудеса Царственных Мучеников»
* * * * * *
Царскую Семью я почитаю с 1993 года, а весной 1998 года со мной случилось следующее. Я жил тогда в Москве с женой и дочерью. Так получилось, что я впал в грех и, будучи человеком развращенным, стал в этом грехе укореняться. И вот однажды ночью снится мне сон. Стою я один в огромной темной комнате, одна из стен которого из необыкновенно чистого золотого света. Свет этот стоит стеной, и не ослепляя глаза, и нисколько не освещая абсолютный мрак вокруг меня. Я заранее знаю, что за этой стеной есть комната, которая вся пронизана этим светом. Вдруг из этой стены выходят три человека, которых я сразу узнаю. Они именно таковы, какими их изображают на иконах: святитель Николай Мирликийский – в центре, по левую руку от него – преподобный Сергий Радонежский, по правую – Император Николай II в форме полковника, но без головного убора. Святитель Николай, отделившись от них, подходит ко мне. Даже сейчас, спустя полтора года, мне отчетливо помнится все: и тот стыд, и страх, который сковал меня, отчего я и рухнул ему в ноги. Дальше произошло следующее. Он, постояв надо мною немного, как бы о чем-то размышляя, вдруг резко развернулся на 180 градусов и стал удаляться от меня. Желая его удержать, я вцепился в полы его облачения, но был, очевидно, не тяжелее пушинки, поскольку Святитель шел без напряжения, спокойной ровной походкой, хотя я волочился за ним по полу. Он хотел и вовсе уйти, но вдруг Император и преподобный Сергий, преградив ему дорогу, стали что-то тихо говорить ему. Это продолжалось некоторое время, за которое я успел понять, что они говорят ему обо мне, в чем-то его убеждая. Святитель Николай слушал молча, и когда они умолкли, повернулся ко мне лицом. Я уже был рядом – я стоял на коленях и весь в слезах каялся в том, что творил. Я не мог говорить из-за рыданий, которые сотрясали меня и повторял лишь многократное: «Прости!» Он, возложив на мою голову епитрахиль, прочел разрешительную молитву, после чего три небожителя вошли в море света и стали невидимы для меня. Последним уходил Император... Я не запомнил лица преподобного Сергия, наверное, из-за того, что он был бесстрастен, невозмутим. Святитель Николай был грозен – это присутствовало и ощущалось во всем: в жестах, походке, во взгляде. Он был крайне недоволен мной и сердит на меня. Но Император... Нет, он не улыбался; это нельзя назвать улыбкой. Это лицо сияло такой пронизывающей любовью, дышало такой чистотой и радостью, что никогда и нигде за свои 38 лет, ни у одного земного человека я не видал. Забыл упомянуть, что перед самым уходом святой Николай Чудотворец погрозил мне пальцем и что-то сказал. К сожалению я не запомнил, что именно, но что-то вроде: «Не смей больше!» или «Смотри у меня!» Но, поверьте, легче было перенести любую угрозу или бурю негодования и гнева, чем выдержать на себе взгляд Императора, в котором не было ни тени упрека, а только бездна любви! Я проснулся от собственного плача, была глубокая ночь. В самое ближайшее время я исповедался и причастился. Для меня истинность сна очевидна – обличение греха, вразумление, увещание оставить греховную жизнь и указание на необходимость исповеди. Кроме того, я свидетельствую о том, что эта встреча, если так можно выразиться, оставила глубокий след в моей душе и в значительной степени повлияла на мою духовную жизнь. Отсюда очевидно проистекает и ясно осознается святость и самого Государя Николая II: не может грешник соприсутствовать таким двум столпам святости, какими являются преподобный Сергий и святитель Николай. Кроме того, не может человек грешный со дерзновением заступаться за грешника, как то сделал Император, когда вместе с преподобным Сергием остановил Николая Чудотворца. Царь Николай, по меньшей мере, равнославен тем, с кем он явился ко мне грешному. Он преподобный среди преподобных, и Чудотворец среди Чудотворцев.
Пятый сборник «Чудеса Царственных Мучеников», Студентов Анатолий, пос. Кудиново, Калужская область
* * * * * *
У меня в келье не было иконы Царя-мученика, и я не придавал этому значения, считал, что достаточно только в душе почитания и покаянного чувства, но Господь судил иначе. Во время встречи с духовным чадом, одержимым бесом, при моей встрече с ней бес стал говорить: «Царь Николай находится перед очами Божиими, как я сижу перед тобой, и молится за всех – за Русь, а у тебя, нерадивого монаха, даже иконы в келье нет, хотя Царь молится за тебя». И в этот момент мы заметили, как начала благоухать у меня в руках и источать миро частица надгробного креста схиигумена Амфилохия Почаевского. Вот такое назидание послал Господь мне грешному.
Пятый сборник «Чудеса Царственных Мучеников», иером. Петр (Голубенков)
* * * * * *
Я, Николай Владимирович Блохин, находясь в здравом уме и твердой памяти, заявляю, что со мной произошло чудо исцеления от табакокурения перед Чудотворной иконой Святых Царственных Мучеников, а также душевное обновление. В тот день я не знал, куда меня везут в машине, знал только, что игумен Агафон, иерей Петр и послушник Сергий Свято-Николо-Тихонова монастыря едут к некому Георгию. Едва оказавшись в его квартире, я был ошеломлен волнами благоухания; ничего подобного мое обоняние никогда не слышало. Я не мог предположить, что такое существует. В горле ощущалось физическое воздействие этого уже для меня не аромата, а чего-то невозможно высшего, что словами определить не могу. Через мое горло шли выжигающие, но не опаляющие зерна-вспышки. И от их выжигания чего-то во мне – было и страшно и сладостно одновременно. Я человек скептический, не экзальтированный, с недоверием относящийся к рассказам о современных чудесах. В рассказчиках подозреваю прелестников. Но тут передо мной было чудо. Насыщенность благоуханием была огромна, сверхъестественна, будто миро было разлито по комнате. И только тут я увидел икону и услышал, что именно она начала обновляться и кровоточить во время Крестного хода в Москве 17 июля 1998 года. Обновленной я ее не видел. Передо мной икона сияла всеми красками радуги, и в течение часа, что я перед ней находился, ее красочность зримо усилилась. Особенно ярче стал ореол святости вокруг головы Царевны Татьяны, и в этот же час на ее лице появилась еще одна струйка крови.
Главное же, что душу мою перед этой иконой совершенно неожиданно для меня вывернуло так, как никогда в жизни. Я стоял на коленях, лицом в пол, и рыдал столь обильными слезами, что становилось еще страшней. Слезу из меня вышибить невозможно, за всю мою сознательную жизнь я не плакал ни разу (мне 52 года), не плакал при смерти и похоронах моего 18-летнего сына (только что минуло 40 дней). И то, что из меня вырвалось тогда, не было просто слезами и рыданием. Это Святые Царственные Мученики всей Семьей выжигали во мне скверну, это был ответ моего грешного нутра на дуновение из Царства Небесного. Я не давал никаких обетов по поводу бросания курить и бросать не собирался, ибо просто осознавал невозможность этого, бессилие своей воли и уже органическую тягу к дыму. Все это в одночасье было выжжено Чудотворной иконой. Это чудо равносильно тому. как если бы у меня появился третий глаз или еще одна рука выросла, Я не спрашивал, почему и за что такое чудо, ибо все Высшей Силой нам дается ни за что; но теперь я твердо уверен, что те, кто изображен на иконе, являются подлинно Святыми, и дальнейшее промедление в их прославлении буду считать своим личным грехом и буду делать все возможное, чтобы промедление сие упразднить, ибо теперь явно чувствую и знаю, что затягивание и всяческие юления – есть гниль богоборческая, хула на Духа Святого, которая не прощается; да не будет этого со всеми нами. Готов свидетельствовать перед Крестом и Святым Евангелием.
Николай Владимирович Блохин, писатель, 24 августа 1998 года
* * * * * *
Великая Княжна Мария
Каждый год я непременно хворала пневмонией. И так продолжалось не год и не два, а лет десять. Я уже была замужем, а моей дорогой незабвенной бабушки уже не было на этом свете. Попав в очередной раз на сквозняк, на сей раз весной, я сильно расхворалась, но долго переносила недуг на ногах, пока не свалилась. Был день рождения Императора Новомученика, 19 мая. В моем дневнике этот день подчеркнут. К моему горю, дома я была совершенно одна, муж в командировке, родные далеко, помочь некому. А помощь была нужна, потому что я даже не могла встать на звонок в дверях. На меня наваливалось что-то неживое, смертное и страшное. Я слабела духом и сдавалась, знобило. Хотелось пить. Утром мне стало полегче, я очнулась, пахло сиренью, за окном распевали птицы, жара не было почти. Поверх одеяла я была накрыта чем-то. Офицерская старинная шинель с орлами! Господи! Откуда?! В кресле сидела девочка лет 17 и читала тихонько чудным грудным голосом акафист святителю Николаю по тетрадке, которую я тотчас узнала (когда-то семилетней девочкой я переписывала этот акафист по просьбе моей бабушки, монахини в миру, в отдельную тетрадку для какой-то болящей тетеньки). «Брежу!» – испугалась я. Девочки этой не знаю. И никто, даже ленинградская племянница, если бы и приехала, читать бы акафист, да еще вслух с распевом, не сумела бы. И произношение у этой незнакомки несовременное, а как у бабушки, «ч» и «щ» произносит по-петербургски. Конечно, это я брежу! Но почему-то спрашиваю: «Откуда такая странная шинель?» «Папина» – ответила она – «А ты кто?» – «Мария», – «Какая?» – «Сестра милосердия».
Я смотрела на круглое лицо с большими серыми глазами, что-то достойное и кроткое в облике. Платье простое, светло-голубое. И ветка сирени в вазе свежая.
«Дай мне попить»,– Она подошла ко мне с чашкой теплого молока. Я спросила: «Это что, мой бред?» – «Достоевский сказал, что нет бреда и нет безумия. Просто иногда в чрезвычайных обстоятельствах люди видят и другой мир». Я выпила молоко, теплое, вкусное. «Ты сегодня выздоровеешь окончательно. Папа сказал. Сегодня у него день рождения, а послезавтра именины. Это тебе от него в подарок. А я посижу с тобой. Хочешь, еще почитаю службу?» – «Нет! Почитай что-нибудь другое, светское, веселое, а потом службу...» Чудный голос, переливаясь с низких воркующих нот в хрустальную высоту, читал мне смешной рассказ о молоденькой дамочке с кружевным зонтиком и юбке с оборочками. Чехов? Я никак не могла вспомнить такого рассказа. И вот только уже в 90-е годы, когда появились книги Н. Тэффи, я узнала этот рассказ! Рассказ закончился. Просить читать еще я почему-то больше не смела, я как-то поверила в свою милосердную гостью. Она встала. У меня в изголовье всегда висели и висят бабушкины иконы Спасителя и Матери Божьей. Девочка встала перед иконами, встала и я на колени в постели: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, спаси и помилуй нас, грешных. Пресвятая Богородице, спаси нас».
Потом я уснула и проснулась здоровой и свежей. В комнате я была одна. Но ветка сирени, которой у меня до болезни не было, благоухала. И лампадка горела, хотя я ее не зажигала. Но самое невероятное и драгоценное доказательство, что я, худая и грешная, удостоилась посещения оттуда, были бабушкины четки! Четки оказались висящими на иконе Спасителя. И это те самые четки, с которыми бабушка была положена в гроб и похоронена. Кисточка на кресте четок из зеленого гаруса была истлевшая, но сами четки даже не рассыпались. С четками с тех пор я не расстаюсь. Рассказывать тогда об этом я никому не стала, меня бы сочли сумасшедшей, но все мои близкие и батюшка мне поверили и помолились со мной. Болезнь же моя прошла бесследно. И я свято верю, что это по молитвам моей бабушки я была исцелена таким чудесным образом. Она всегда чтила святителя Николая Чудотворца и Царственных Новомучеников. Дважды мы ездили с ней в паломничество в тогдашний Свердловск к дому Ипатьевых.
Нина Карташева
* * * * * *
В ночь на 12 июня я увидел сон духовного содержания. Мне снилось, что я стою в нашем кафедральном соборе. Собор переполнен нарядно одетыми людьми – наверное, несколько тысяч человек. На амвоне митрополит не наш правящий архиерей благочестивый и стойкий в вере Владыка Агафангел, а какой-то незнакомый, молодой, холеный бойко произносит проповедь – некое демократическое словоблудие. Он говорит: «Настало время очищения и всеобщего покаяния. Тысячелетие Русская Православная Церковь шла ошибочным путем, способствовала угнетению человеческой личности, служила изуверским нецивилизованным режимам. Из-за нее мы были изолированы от мировой цивилизации, от единой мировой религии. Теперь мы все должны покаяться в этом, принести достойные плоды покаяния и решительно идти вместе с другими народами единственно верной и спасительной дорогой прогресса, гуманизма, демократии и общечеловеческих ценностей. Покаяние надо начинать с малого. Вот этот храм прошлого века – яркое свидетельство отсталости нашей церкви, ее преступлений; он не отвечает важнейшим требованиям мировой религии. Разрушим же его до основания, а затем в три дня возведем на его месте новое современное здание, отвечающее лучшим мировым стандартам!» Я начинаю кричать: «Люди, не слушайте его! Это пособник антихриста!» Все окружающие начинают шикать на меня: «Как ты смеешь мешать митрополиту говорить! Ты что, больше владыки знаешь?» К митрополиту: «Правильно, владыко! Разрушим до основания! Благословите, высокопреосвященнейший владыко!» Подъезжают стенобитные машины, и красавец-собор превращается в груду камней... Тотчас темнеет небо, поднимается ураганный ветер, начинается дождь со снегом. Испуганные люди жмутся друг ко другу и спрашивают «митрополита», стоящего среди развалин: «Владыко, скоро праздник Покрова – где мы будем праздновать его?» В ответ митрополит начинает страшно по-сатанински хохотать. От этого хохота рушатся окрестные дома… Митрополит становится на четвереньки и на глазах превращается в какого-то страшного зверя с огненными очами. Плачут люди, весь воздух наполнен рыданиями и стенаниями. Содрогается земля, огромные волны моря поглощают Одессу... Было ощущение, что все происходит совершенно наяву. Перед глазами черное небо, черное бушующее море. На поверхности воды вокруг меня люди. Непроглядная тьма, не понятно, что делать, куда плыть... И вдруг где-то далеко на юго-востоке, показывается россыпь золотых огоньков – точно океанский лайнер. Огоньки приближаются, увеличиваются, и становится ясно, что это наш Свято-Успенский монастырь на Большом Фонтане. Врата монастыря открыты и из них стройными рядами выходит множество иноков. Все они с зажженными свечами несут Касперовскую Икону (покровительницу Новороссии). Слышится дивное пение. Иноки спускаются навстречу нам. В первом ряду я вижу давно почивших и погребенных на монастырском кладбище архиепископа Иннокентия и схиигумена Кукшу... Рядом с ними – нынеживущие – архимандрит Алексей, игумен Евфимий, игумен Иона и другие иноки... Я из последних сил борюсь с волнами, задыхаюсь, чувствую, что сейчас погибну и начинаю взывать: «Царю-Мучениче Николае, моли Господа спастися нам, грешным!» Сразу становится легче, и я вижу, как стоящий на берегу преподобный Кукша ободрительно кивает мне и благословляет меня. Валерий Дорохов
На следующий день после прочтения письма В.Дорохова в Троице-Сергиевой Лавре ко мне подошел незнакомый семинарист и передал для нашего храма частицы мощей только что прославленных святителя Иннокентия, преподобного Кукши и преподобного Ионы Одесских. В этом я видел еще одно подтверждение подлинности видения.
Пятый сборник «Чудеса Царственных Мучеников», прот. Александр Шаргунов
* * * * * *
Уголь греха русского народа.
Вскоре после революции 1917 года митрополиту Московскому Макарию, беззаконно удаленному с кафедры Временным правительством, мужу поистине «яко единому от древних», было видение. «Вижу я»,– так рассказывает он,– «поле, по тропинке идет Спаситель. Я – за Ним, и все твержу: «Господи, иду за Тобой!» – А Он, оборачиваясь ко мне, все отвечает: «Иди за Мной!» Наконец, подошли мы к громадной арке, разукрашенной цветами. На пороге арки Спаситель обернулся ко мне и вновь сказал: «Иди за Мной!» и вошел в чудный сад, а я остался на пороге и проснулся. Заснувши вскоре, я вижу себя стоящим в той же арке, а за нею со Спасителем стоит Государь Николай Александрович. Спаситель говорит Государю: «Видишь, в Моих руках две чаши. Вот эта – горькая, для твоего народа, а другая сладкая для тебя». Государь падает на колени и долго молит Господа дать ему выпить горькую чашу вместо его народа. Господь долго не соглашался, а Государь все неотступно молил. Тогда Спаситель вынул из горькой чаши большой раскаленный уголь и положил его Государю на ладонь. Государь начал перекладывать уголь с ладони на ладонь и в то же время телом стал просветляться, пока не стал весь пресветлый, как светлый дух. На этом я опять проснулся. Заснув вторично, я вижу громадное поле, покрытое цветами. Стоит среди поля Государь, окруженный множеством народа, и своими руками раздает ему манну. Незримый голос в это время говорит: «Государь взял вину русского народа на себя, и русский народ прощен». В чем тайна силы молитвы Государя? В вере в Господа и в любви к врагам. Не за эту ли веру Сын Божий обещал такую силу молитвы, которая может двигать горами? И сегодня мы снова и снова размышляем о последнем напоминании святого Царя: «Зло, которое в мире, будет еще сильней, но не зло победит, а любовь».
* * * * * *
Вскоре после прославления Русской Православной Церковью святых Новомучеников и Исповедников Российских один соучастник этого торжества в сонном видении видел Государя в великой небесной славе. Ему было сказано, что у Бога на Небе Государь стоит первым после равноапостольного князя Владимира – крестителя и просветителя всего русского народа. Было сказано и то, что Государь по-прежнему любит Россию и заботится о ее благе и о благе всех тех, кто делает добро для своей Родины, что Государыня и Дочери оказывают помощь нуждающимся, скорбящим и страждущим точно так же, как и раньше они в миру это делали во время Первой мировой войны (см. биографию архиепископа Леонтия Чилийского).
* * * * * *
9 февраля 1997 года, в день памяти святых Новомучеников и Исповедников Российских, отошла ко Господу старица схимонахиня Маргарита, последняя из Дивеевских сестер, подвизавшихся в обители до ее закрытия. Когда усопшую вместе с почившей почти одновременно с ней монахиней Ольгой переносили из Рождественского храма в Троицкий собор через монастырские ворота, на небе над облаками были видны два восьмиконечных креста. Многим была известна высота ее духовной жизни. Именно через нее Промыслу Божию было угодно, несмотря на все бури, через которые проходила ее жизнь, сохранить и передать для всей нашей Церкви кровать, рукавицы, вериги, поручи, епитрахиль, чугунок, в котором и сейчас для паломников сушатся сухарики, и другие драгоценные святыни преподобного Серафима. Перед смертью она долго и тяжело болела, находясь в полузабытьи. «Ровно за месяц до кончины, 9 января», – рассказывает инокиня Екатерина Чернышева, ухаживавшая за матушкой, – «на третий день Рождества Христова, матушка Маргарита пришла в себя и в сильном волнении произнесла: «Опять я в Дивеево, а то была в Арзамасе и еще там была – и она показала на небо. – Я видела на небе Царя Николая, он там в великой славе, все к нему подходят, кланяются и просят прощения». Матушка добавила: «Он и раньше ко мне приходил, это было в году, когда праздновалось тысячелетие Крещения Руси, в Вертьянове».
* * * * * *
Новый Николай Угодник
Как известно, русские православные люди особо почитают святого Николая Чудотворца, которого чаще именуют Николаем Угодником. Некоторые ветхие старушки иных святых и не знают, порой путая образ Спасителя с ликом святого Николая Чудотворца. Однажды, в пору современных притеснений, а было это в последние годы коммунистического ига, одна богомольная старушка во время поста молилась в храме святому Николаю Угоднику о спасении России. И вот, в какой-то момент перед ее глазами разостлался как бы туман, в дымке которого явились ей двое. Впереди шел святой Николай Чудотворец и вел за руку Государя Николая Александровича. Обратившись к молящейся, святой Николай Чудотворец сказал: «Почто просишь меня? У России ныне есть заступник, его и моли!» – и, указав на Государя, добавил: «Вот новый Николай Угодник, благоверный Царь-мученик, святой молитвенник за Россию и за русский народ».
* * * * * *
Почему вы мне не молитесь?
Будучи православным христианином много лет, о судьбе Царственных Мучеников я не размышлял. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1986 году, после вечерней службы вернувшись в свою комнату в большой коммунальной московской квартире, я помолился, готовясь причаститься Святых Христовых Таин. Вычитав положенное правило, я прочел акафист Пресвятой Богородице в честь Ее чудотворного образа «Скоропослушница», особо чтимого мною. Было уже далеко за полночь, когда я лег спать, стараясь не прекращать молитвенно обращаться к Матери Божией. Неожиданно в тонком сне свет лампадки перед иконой Пресвятой Богородицы засиял все сильнее и сильнее, так что осветил всю комнату. Я увидел перед собой Царя-мученика Николая Александровича. Государь был в полевой форме офицера русской армии защитного цвета, на гимнастерке погоны полковника, на голове фуражка с довольно высокой тульей. Сняв фуражку, Государь пригласил меня сесть к столу. Чувство, испытанное мною, объяснить очень трудно. Мой отец, кадровый боевой офицер, летчик-истребитель, участник Финской кампании и Великой Отечественной войны, умер на 43-м году жизни, когда мне было всего четыре года. И, увидев Государя, я испытал необыкновенное чувство его отеческой любви ко мне. Именно отеческой. При этом мое сердце исполнилось сыновней любви к Государю. Вспоминая это чувство, я ясно понимаю, что та отеческая любовь Государя, которую я ощутил, направлена не только ко мне, но и ко всем, кто к нему обращается. И было ясное осознание, что при земной жизни Государь питал эту любовь ко всем своим подданным. Это чувство лучше всего можно объяснить лишь словами «Царь-батюшка», а иначе выразить невозможно. Я понимаю, что это может показаться несколько высокопарным, но точнее выразить и передать это необыкновенное чувство не могу. Голубые ясные глаза Государя меня поразили необычайной любовью и добротой. Они лучились теплой любовью и вниманием, необыкновенной отеческой добротой и заботой. Такой любви и таких глаз мне не приходилось встречать ни у одного человека. И при этом была совершенная уверенность, что эта необыкновенная отеческая любовь и доброта была свойственна Государю при его земной жизни.
Присев за стол вместе с Государем, я удостоился довольно длительной беседы, большая часть которой в настоящее время сокрыта от меня. Но отчетливо запомнил слова Царя-мученика: «Передай всем: почему вы мне не молитесь?» Затем в беседе я спросил Государя (смысл своих слов и ответ Царя-мученика я передаю, насколько смог запомнить): «Ведь это очень тяжко и страшно погибать, когда при тебе убивают твоих детей?» На это Государь ответил: «Это в вашем земном разумении очень тяжко. На самом деле это – мгновение, и мы все вместе предстали перед Христом». От этих слов я ощутил необыкновенное утешение и как бы увидел всю Царскую Семью в теплом белом сиянии, в белоснежных одеждах. Но вслед за этим Государь дал мне понять, что на самом деле все происходило гораздо страшнее, чем мы себе представляем. Причем знание об этом заключалось не в каких-то определенных словах и подробностях, и передать его я не могу. Но сердце мое охватила необычайная скорбь и сострадание. Очнулся я на подушке, обильно омоченной слезами, и слезы продолжали литься из моих глаз. Свет лампады становился все спокойнее. Я стал на колени перед иконой Пресвятой Богородицы и долго молился о святых Царственных Мучениках. На следующий день своей родной сестре и всем знакомым я сказал, что все слухи, распространяемые о Государе, все, что о нем говорят – ложь. У меня появилась совершенно ясная и глубокая любовь к Царю Николаю Александровичу как к очень близкому и родному, при этом было твердое чувство, что я знаю его так, как только можно знать и любить очень и очень близкого человека, знаю гораздо лучше и глубже, чем многих из тех, с кем общался и дружил годами. И, несмотря на то, что я в жизни встречал много прекрасных, благородных и добрых людей, мне не встречались люди, равные Государю душевной красотой и благородством. Еще раз желаю подтвердить, что испытываю твердую уверенность в том, что эти качества были присущи Царю-мученику Николаю Александровичу при его земной жизни. С тех пор мне легко говорить о Царственных Мучениках с православными людьми, но, встречаясь с противниками святости Государя, я испытываю боль и неловкость, как будто говоришь о близком человеке с чужими людьми. Поэтому со временем я не всем, а лишь близким по духу стал передавать слова Государя: «Почему вы мне не молитесь?» Хотя, возможно, в этом есть некоторая моя вина. После моего рассказа Людмила В., работавшая в то время в Издательском отделе Московской Патриархии, усомнилась в моем утверждении, что таких необыкновенных, небесной доброты глаз я не встречал ни у кого на земле. Она о своем сомнении никому не сказала, но на следующий день была на Литургии в Донском монастыре. На проповеди старенький игумен Даниил неожиданно, хотя не было никакого повода, стал говорить о Царе-мученике. И произнес: «А глаза у него были такие, каких на земле ни у кого нет!» И, взглянув пристально на Людмилу, добавил: «Да, да! Ни у кого на земле нет!» Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, святых Царственных Мучеников и всех святых помилуй нас! Аминь.
Виктор Саулкин, иконописец, г. Москва
* * * * * *
Чудеса в Сербии
И еще один известный рассказ о чуде, явленном в Сербии. 30 марта 1930 года была опубликована в сербских газетах телеграмма, что православные жители города Лесковац в Сербии обратились к Синоду Православной Сербской Церкви с просьбой поднять вопрос о причислении к лику святых покойного русского Государя Императора Николая II, бывшего не только самым гуманным и чистым сердцем правителем русского народа, но и погибшего славною мученической смертью. В сербской печати еще в 1925 году появилось описание того, как одной пожилой сербке, у которой на войне двух сыновей убили, а один – без вести пропал, считавшей последнего тоже убитым, однажды, после горячей молитвы за всех, погибших в минувшую войну, было видение. Бедная мать заснула и увидела во сне Императора Николая II, сказавшего ей, что сын ее жив и находится в России, где он вместе с двумя убитыми своими братьями боролся за славянское дело. «Ты не умрешь,– сказал русский Царь,– пока не увидишь своего сына». Вскоре после этого вещего сна старушка получила известие, что сын ее жив, и через несколько месяцев после того она, счастливая, обнимала его живым и здоровым, прибывшим из России на родину. Этот случай чудесного явления во сне покойного и горячо любимого сербами русского Императора Николая II разошелся по всей Сербии и передавался из уст в уста. В сербский Синод начали поступать со всех сторон сведения о том, как горячо сербский народ, особенно простой, любит покойного русского Императора и почитает его святым. 11 августа 1927 года в газетах в Белграде появилось извещение под заглавием «Лик Императора Николая II в сербском монастыре святого Наума, что на Охридском озере». Это сообщение гласило: «Русский художник и академик живописи Колесников был приглашен для росписи нового храма в древнем сербском монастыре святого Наума, причем ему была предоставлена полная свобода творческой работы в украшении внутреннего купола и стен. Исполняя эту работу, художник задумал написать на стенах храма лики пятнадцати святых, размещенных в пятнадцати овалах. Четырнадцать ликов были написаны сразу же, а место пятнадцатого долго оставалось пустым, так как какое-то необъяснимое чувство заставляло Колесникова повременить. Однажды в сумерках Колесников вошел в храм. Внизу было темно, и только купол прорезывался лучами заходящего солнца. Как потом рассказывал сам Колесников, в этот момент в храме была чарующая игра света и теней. Все кругом казалось неземным и особенным. В этот момент художник увидел, что оставленный им незаполненный чистый овал ожил, и из него, как из рамы, глядел скорбный лик Императора Николая II. Пораженный чудесным явлением мученически убиенного русского Государя, художник некоторое время стоял, как вкопанный, охваченный каким-то оцепенением. Далее, как описывает сам Колесников, под влиянием молитвенного порыва он приставил к овалу лестницу и, не нанося углем контуры чудного лика, одними кистями начал прокладку. Колесников не мог спать всю ночь, и едва забрезжил свет, он пошел в храм и, при первых утренних лучах солнца, уже сидел наверху лестницы, работая с таким жаром, как никогда. Как пишет сам Колесников, «Я писал без фотографии. В свое время я несколько раз видел покойного Государя, давая ему объяснения на выставках. Образ его запечатлелся в моей памяти. Я закончил свою работу, и этот портрет-икону снабдил надписью: Всероссийский Император Николай II, принявший мученический венец за благоденствие и счастье славянства». Вскоре в монастырь приехал командующий войсками Битольского военного округа генерал Ростич. Посетив храм, он долго смотрел на написанный Колесниковым лик покойного Государя, и по щекам его текли слезы. Затем, обратившись к художнику, он тихо промолвил: «Для нас, сербов, это есть и будет самый великий, самый почитаемый из всех святых». Этот случай, равно как и видение старой сербки, объясняет нам, почему жители города Лесковац в своем прошении Синоду говорят, что они ставят покойного русского Государя Императора наравне с сербскими народными святыми – Симеоном, Лазарем, Стефаном и другими. Кроме приведенных случаев о явлениях покойного Государя отдельным лицам в Сербии, имеется сказание, что ежегодно в ночь накануне убиения Государя и его семьи, русский Император появляется в кафедральном соборе в Белграде, где молится перед иконой святого Саввы за сербский народ. Затем, согласно этому сказанию, он пешком идет в главный штаб и там проверяет состояние сербской армии. Это сказание широко распространилось среди офицеров и солдат сербской армии.
* * * * * *
Чудо в царском архиве
Мой знакомый – Георгий Васильевич Баловленков пригласил меня и еще одного священника из Подмосковья, отца Дмитрия Ильина, в Государственный архив Российской Федерации, где хранятся дневники, переписка, фотографии, личные вещи, документы, принадлежавшие Государю Николаю Александровичу и членам его Семьи, чтобы освятить само помещение с Царскими реликвиями. Поводом к этому явилось то, что работники архива несколько раз видели между стеллажами движущиеся фигуры, причем некоторые из них были в женском монашеском одеянии или форме сестер милосердия: белый верх и темный низ. В общем, они хотели разрешить вопрос духовными средствами. Доктор наук, Зинаида Ивановна Перегудова, заведовавшая в то время отделом архива и проработавшая в нем уже много лет, посоветовалась с Георгием Васильевичем и решилась-таки организовать водосвятный молебен под видом экскурсии, провести которую она имела право, если заявка оформляется заранее. Так и поступили. 6 февраля 1996 года, в день памяти святой Ксении Петербургской, согласно предварительной договоренности, Георгий Васильевич собрал группу своих знакомых, интересующихся всем, что связано с именами святых Царственных Мучеников. Получилась небольшая группа из восьми человек. Никто из нас в этом государственном архиве не бывал. И поначалу возникло такое впечатление, словно мы направились на встречу с самой Царской Семьей. Поднимаясь по лестнице, на уровне второго этажа мы почувствовали легкий запах ладана. Ко мне, идущему последним, обратилась Людмила Ивановна Дрознес с вопросом, нет ли у меня ладана. Я ответил, что у меня нет ничего, что могло бы издавать подобный аромат. К тому же, чем выше мы поднимались, тем сильнее был запах. Как только мы поднялись на четвертый этаж, где расположен фонд Государя Николая Александровича, нас встретила Зинаида Ивановна. Первым делом она стала показывать нам разложенные на столах дневники Царя Николая II, Царицы Александры Феодоровны, их детей, которые они вели в разные годы своей жизни. В это время мы все почувствовали необыкновенный аромат и стали удивленно молча переглядываться. Сначала, из-за присутствия некоторых сотрудниц архива, Зинаида Ивановна не решалась начинать молебен. Но минут через десять, удалив их, она обратилась к нам: «Давайте сейчас отслужим молебен, пока отсутствуют те, кто может смутиться или помешать нашей молитве». В помещении осталось (вместе с сотрудницами) двенадцать человек. Как только стали доставать принесенную утварь, которая необходима для совершения этой требы, Зинаида Ивановна попросила священника ни в коем случае не разводить кадило и не возжигать свечей, потому что в архиве это строго воспрещается. Ну, раз администрация просит, то мы ей пообещали обойтись без этого, хотя по чину водосвятия полагается и возжигание трех свечей, и каждение. На какое-то время она отошла. Батюшка, надев епитрахиль и поручи, приступил к чтению начинательных молитв. Тотчас мы прямо поразились запаху ладана, начавшему разливаться по всем помещениям. Лишь только произнесены были несколько молитв, вернувшаяся Зинаида Ивановна обратилась ко мне: «Послушайте, почему вы все-таки накадили?! Я же вас просила кадило не разводить!..»
Только после этих ее слов мы все окончательно поняли, что действительно чувствуем одно и то же, что стали свидетелями Божественного чуда. Поняла это и Зинаида Ивановна, прочитавшая на наших лицах недоумение и удивление, хотя никакого ответа на свой вопрос так и не получила. Затем из служебного помещения вышла другая сотрудница фонда, почувствовавшая необычайный запах. Я уже двенадцать лет служу в сане диакона и поэтому имею возможность утверждать, что это был запах именно ладана. Вовсе не случайно некоторые из Ангелов Божиих, всегда, согласно учению Православной Церкви, участвующие в богослужениях, изображаются на иконах с кадилом в руке. И на молебне в Царском архиве Господь чудесным образом отсутствие обычного каждения восполнил необычным, ангельским! Все двенадцать человек были свидетелями этого необыкновенного чуда. Со святой водичкой и пением молитв мы пошли по проходам вдоль стеллажей, на полках которых находились ящики с документами, окропляя все крестообразно. Как только я приблизился к отсеку с архивом Императрицы Александры Феодоровны, так сразу же почувствовал неповторимый запах мира. Я тихо спросил идущих за мною: «Вы чувствуете, как усилился запах?» – «Да, действительно!..» – ответили они. Наклонившись к стеллажу, я еще отчетливее почувствовал идущий от него запах, но уже не ладана, а действительно мира. Чудесным образом Господь убеждал нас в том, что здесь находятся святыни, а, следовательно, и место это особое. Благодаря этому знамению свыше у нас всех было возвышенное и радостное настроение. У стеллажа Императора Николая Александровича все опять повторилось: как только полки были окроплены святой водой, так сразу же их содержимое начало благоухать. Таким образом нам становилось совершенно ясно, что святые Царственные Мученики не только незримо присутствуют здесь, но и указывают нам на то, что их духовное наследие является бесценной реликвией. О почитании подобного рода реликвий на страницах «Полного православного богословского энциклопедического словаря» говорится следующее: «Реликвии останки мученика и всякого святого, чтимые верными как святыня, а также его одежда... и вообще всякие предметы, употреблявшиеся им при жизни». А посему требуют к себе особого уважения также и личные вещи святых Царственных Мучеников. После всего происшедшего осталось такое впечатление, что не столько мы освящали помещение с Царскими вещами, сколько Господь освящал нас через эти великие святыни. Вот уж воистину – «разумевай чудные дела Божии» (Иов. 37: 14)! По окончании молебна мы возвратились к тем столам, где были разложены дневники последней (пока) Царской Семьи. Зинаида Ивановна стала рассказывать нам об их содержании, ведь сравнительно недавно она подготовила к изданию дневники Государя Николая II. Беря в руки дневники Царя, Царицы, Царевича, мы опять почувствовали усилившееся благоухание. Около двух часов продолжалась наша чудесная экскурсия по фонду Государя, где трепет неоднократно пронизывал наши души. Мы находились под сильным впечатлением от происходившего с нами. Кроме указанных лиц, свидетелями чуда также были: редактор журнала «Держава» Людмила Кудрявина, Гладких Наталья Федоровна, Гладких Пелагея Юрьевна, Дьякова Альбина Васильевна, Маказан Наталья Ивановна и две сотрудницы архива. Через некоторое время я опять посетил архив, чтобы еще раз побеседовать с Зинаидой Ивановной Перегудовой о значении Царского наследия. С тех пор, как Господь Своим чудом уверил ее в том, что в Царском архиве хранятся великие христианские святыни, ей стало боязно не только быть за них ответственной, но и прикасаться к ним. В разговоре со мной Зинаида Ивановна призналась, что уже подала прошение со ссылкой на возраст о своем переводе с должности заведующей фондом Государя Николая II в старшие научные сотрудники, не дожидаясь каких либо административных взысканий за самочинное каждение Ангелов и благоухание святынь, за чудесное нарушение Богом человеческих инструкций. Ведь как дружно утверждают сотрудники архива, ничего подобного в их учреждении никогда не было. Как священнослужитель Православной Церкви считаю своим долгом добавить к сказанному еще вот что: это поразительное чудо в Царском архиве, разумеется, наряду с другими многочисленными чудесами является прямым доказательством святости Царской Семьи. Оно показывает нам, что не только земная жизнь Царственных Мучеников является примером верности Господу нашему, но и ныне они своей святостью освещают нам узкий путь к Нему, радостно восклицая: «Благодарение Богу, Который дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу» (2 Кор. 2: 14-15)!
Диакон Александр Мумриков
* * * * * *
Все должны это знать!
К делу всецерковного прославления убиенного Императора Николая II и его Семьи
Раба Божия Нина (ее полные данные будут предоставлены в комиссию по канонизации святых) удостоилась от Господа быть свидетелем чудесных явлений святой убиенной Царской Семьи. Причем, приходили они к ней наяву, все семеро. На протяжении всей жизни Нина неоднократно видела святого убиенного Царя Николая Второго, но уже в сонных видениях. Все эти необыкновенные события были записаны ею подробно в нескольких тетрадках. Сначала она показала их одному модному на Москве протоиерею, прихожанами храма которого является ее семья. Но маловерный батюшка не поверил ей и даже при всех осмеивал ее. После угроз этого священника она порвала свои тетрадки и перестала свидетельствовать о той чудесной помощи, которой она удостоилась от Бога через святую Царскую Семью. Но спустя некоторое время раба Божия Нина встретила других людей, которые поверили ей. Мы очень просили ее, чтобы она опять записала все виденное и слышанное, и она записала, но не так подробно, как раньше. Эти свои записи она доверила нам огласить перед всеми православными людьми России.
«В детстве я часто болела. И один раз даже была на грани смерти. Это было в 1963 году. Мне тогда было шесть лет. Родители плакали и молились Богу. Я спустилась на пол и почувствовала сильное головокружение от слабости. В это время к нам пришел незнакомый мне человек и стал говорить моим родителям, чтобы они молились убиенной Царской Семье о моем выздоровлении. Он сказал: «Вашей отроковице помогут только Царственные Мученики!» Я понимала, что речь идет обо мне. Он еще настойчивее повторил родителям: «Молитесь, она же умирает!» А я в это время стала терять сознание и начала падать. Он подхватил меня на руки и сказал: «Не умирай!» Затем он положил меня на кровать и стал уходить. Мама спросила его – жива ли я? Он ответил: «Молитесь им, Богу все возможно!» Родители опять заплакали и стали просить его остаться и помолиться вместе. Но он твердо сказал: «Не будьте маловерны!» – и ушел. Как только мои родители обратились с молитвой к Царской Семье, я увидела, что к нам входят какие-то люди. Первым зашел мужчина, за ним женщина и мальчик с девушками. Все они были одеты в блистающие белые длинные одежды, на головах золотые царские венцы, каменьями украшенные. У мужчины в правой руке было квадратное полотно. Он положил мне его на лицо и стал молиться Богу. Затем он снял с меня покрывало, взял за руку и помог встать с кровати. Я почувствовала себя свободно и легко. Мужчина спросил меня: «А ты знаешь – кто я?» Я ответила: «Врач...» А он сказал: «Я не земной, а небесный врач. Бог меня к тебе послал. А так – ты больше не встала бы. Ты не умрешь, а доживешь до самого моего прославления. Я Император Николай, а это вся моя Святая Семья. Она мученическим путем пришла к Богу!» И назвал всех по именам. Я подошла к Царевичу Алексию и стала рассматривать его венец. Вдруг моя мама закричала: «Девочка моя горит!» И родители стали искать воду. Я спросила: «Мама, кто горит?» Она мне кричит: «Отойди от огня, сгоришь!» Я сказала: «Здесь только люди, а огня нет». А папа говорит: «На самом деле, очень большое пламя! Огонь ходит по комнате, но ничего не загорается! Что за чудо?!» Я говорю родителям: «Не волнуйтесь, это – врачи, которые пришли меня вылечить».
А когда они – Царское Семейство – уходили, я спросила у Государя Николая: «Как это они пришли к Богу мученическим путем?» И еще спросила: «А что, нельзя просто так взять и пойти к Богу?» Царица Александра сказала: «Не надо, не пугай девочку». А Государь грустным голосом сказал: «Все должны это знать! С нами такое сделали, что ужасно и говорить!.. Они нас всыпали в бокалы... и пили с удовольствием и злорадствованием, что так нас уничтожили!..» Я спросила: «Как это вас всыпали в бокалы и пили?» «Да. Они так с нами поступили, – ответил Царь Николай, – не хочу тебя пугать, пройдет время и все откроется. Когда вырастешь, то говори людям прямо: пусть наших останков не ищут, их нет!» Потом люди из соседних домов спрашивали: «Кто же к вам приезжал? Что за родственники у вас были, да как одеты?!» Я снова сказала: «Это были врачи небесные. Они приходили меня вылечить!» Я тогда еще была совсем маленькой, дошкольницей. И сам Государь Николай явился мне и исцелил меня.
Второй случай явления Царской Семьи был в 1972 году. Я тогда училась в восьмом классе. Это явление произошло у нас в школе во время урока. У нас в Молдавии бывало много антирелигиозных лекторов, потому что в селах почти все были верующие. Приезжая дама, которая пришла к нам в класс, была удивлена, что все девочки в платках. Она нам объясняла, что наши враги – это цари, и что не надо бояться, потому что их больше нет! «Царей, – говорила дама, – надо свергать, а делать надо дела Ленина, служить ему...» Наши ребята сказали ей: «Если их нет, то их не ругать надо, а их надо помнить... За убиенных надо молиться!» И вдруг откуда-то сверху сходит Император Николай со всем своим Семейством и говорит приезжей даме: «Кто здесь царей поносит и хулит?» Она крикнула: «Горю!» И упала. А Государь Николай берет ее за руку и говорит: «Встань, не губить пришел, а спасти». Дама поднялась и говорит: «Видела большой пожар, и люди – там!» А Царь сказал: «Это ты не пожар видела, а мучения в аду». Она спросила: «Как в аду?! Мы же ад разрушили и песню сочинили». А он ей ответил: «Вы не ад разрушили, а дела святые: Царя свергли, храмы порушили, святыни попрали!» Дама спросила: «А ты кто?» Государь Николай ответил: «Я тот, кого ты хулила, чье имя поносила». Она сказала: «Как это? Ведь вас нет в живых! Вас всех стерли в порошок!» А Император Николай сказал: «У Бога мы все живы». И добавил: «Вот видишь, меня убили, но я не убиваю... Иди и покайся!» Она прямо вылетела из класса. Государь подошел к нам и всех благословил. А мне сказал: «А ты доживешь до моего прославления. Запиши все виденное». Царица Александра сказала Государю: «Ведь ты еще не прославлен, а уже благословляешь». А он повернулся к ней, улыбнулся и сказал: «Не ты, а мы! Благословляем мы все вместе!» Затем Император Николай всех благословил еще раз, и они удалились. В этот раз Царская Семья была одета в обычные одежды. Государь – в коротком военном костюме, перетянутом поясом, Царевич Алексей – точно так же, а Царица с Царевнами – в платьях до пят с длинными рукавами. Наш учитель все это время был в классе. После того, как у него прошел испуг, он спросил: «Что за огонь был, а дыма не было?» И еще нас спросил: «Вы все целы? Никто не обгорел?» Мы ему ответили: «Это люди были, а огня не было». Он расспрашивал, а мы ему рассказывали, что здесь был Император Николай со своей Семьей. Он был в недоумении, и все повторял: «Так ведь императоров сейчас нет!..»
Сейчас у меня уже пятеро детей и живем мы в Москве. За последние годы я несколько раз видела Царя Николая во сне. Однажды Государь сказал: «Не верят тебе, но скоро поверят». Он повторил это несколько раз и показал на настенный календарь, где было его изображение со всем Семейством, и сказал: «Повесь в святой угол и молись!» В другой раз я увидела Императора Николая восседающим на возвышенном месте в огромном поле, а слева от него источник сильного света. Государь сказал мне: «Иди, возвратись, тебе еще рано сюда!» Такое видение было не раз. Однажды явился мне во сне Царь Николай и сказал: «Пойдем со мной, времени осталось очень мало!» Мы оказались внутри большого здания, где людей было очень много. Спереди стоял длинный стол, а за столом сидели власти. Все были мрачные. В центре сияло духовенство, а сбоку – врачи в белых халатах. Позади виднелся простой народ, часть которого молилась: «Господи, не допусти этого». Врачи промеж себя говорили: «Что ж мы делаем?!» Государь подошел к ним, помолился об их вразумлении. Я спросила его: «А что они делают?» Царь Николай ответил: «Это они обо мне ведут споры... Скажи духовенству, чтобы они не верили властям: это не мои кости! Пусть они скажут властям: «Мы не станем признавать подложные мощи, оставьте их у себя, а мы оставим святое имя Государя и предсказания о нем святых угодников!» Скажи священству, чтоб писались иконы и была молитва. Через эти иконы буду вымаливать чудесную помощь, имею власть помогать многим... Получу власть помогать и всему народу, когда буду прославлен и на земле! И тогда, скажи, Россия процветет на малое время!.. А на иконах пусть нас не разделяют. Нас пережгли в порошок и выпили!.. И пусть мощей не ищут. Если духовенство тебе не поверит и назовут безумной, то передай всем то, что я тебе скажу! Если эти лжемощи захоронят в моей фамильной гробнице, то гнев Божий падет на это место! Произойдет ужасное не только с храмом, но и с городом! А если эти лживые мощи станут выдавать за святые, то умолю Господа, чтобы попалил их огнем... Все лжецы упадут замертво! А в тех, кто будет прикладываться к лжемощам, войдет бес, они станут сходить с ума и даже умирать! И потом будет война! Бесы выйдут из бездны, выгонят вас из домов ваших, а в храмы не пустят... Говори всем, что если Государя Николая прославим, то он все устроит!.. и войны не будет!.. Запиши и передай духовенству. Но сначала эти мои слова отдашь не тем людям. Среди священства есть не настоящие, а подставленные, лживые... Они многое от людей скроют из сказанного мной. А другие поверят тебе да помогут. Как только потрудитесь на славу Божию, так пожнете плоды!»
Последний раз я видела Императора Николая наяву прошлой зимой. Мы приехали в Свято-Даниловский монастырь. Все разошлись по своим нуждам, а я осталась с ребятишками сторожить сумки. Подошел мужчина и говорит мне: «Что ж ты про Государя забыла?» Я смотрю на него с удивлением и молчу. Он спросил: «Что ж ты, Нина, молчишь?» Я ответила: «Простите, я вас не знаю». А он мне говорит: «Ты знаешь меня!» Я пожала плечами, а про себя взмолилась: «Господи, помоги, что ему от меня надо?» Он стал говорить мне удивительные слова: «Да ведь не зря же я тебя поднял со смертного одра! Вспомни, как я со всей Семьей своей приходил к тебе, и ты венцов наших касалась руками. Меня зовут Царь Николай!» И вдруг спросил меня: «Почему ты молчишь и не действуешь?!» «А как, – говорю, – действовать или говорить, я не знаю?..» Он мне: «Знаешь, и даже больше того знаешь!» Тогда я ему призналась: «Если что-то и знаю, то ведь мне батюшка о. Дмитрий велел молчать, а тетрадку сжечь... Они с моим мужем из-за нее считают меня ненормальной!» Тогда Император Николай говорит: «ОСТЕРЕГАЙСЯ ВСЕХ, КТО БУДЕТ ОТВОДИТЬ ТЕБЯ ОТ СВЯТОГО ДЕЛА! ОНИ ИДУТ ПРОТИВ ВОЛИ БОЖИЕЙ И ЦАРСКОЙ, НО СКОРО ЗА ЭТО ДАДУТ ОТВЕТ! (эти слова Государя выделены и в тексте сборника «Крымский Афон» – В.М.) А ты сегодня придешь домой и запишешь все, что было с тобою в детстве и что я открыл тебе! Сложи руки, благословлю тебя». Я говорю ему: «Вы же не священник...» А он сказал: «Что смотришь на мою одежду, мы можем по-разному приходить». Благословил меня и тут же исчез. От его слов исходили спокойствие и теплота. Тут вдруг я заплакала. Стали подходить наши и спрашивать: «Что случилось? Почему плачешь?» Я говорю: «Подходил ко мне мужчина, который когда-то меня лечил». Наша руководительница сказала: «Не слушай никого! Ходят тут всякие да расстраивают. Брось все и успокойся...» Я ей говорю: «Он благословил меня и исчез». Она вздрогнула: «Как исчез?!» И спрашивает меня: «Он что священник?!» Я говорю: «Нет». «А имя его ты узнала?» – спрашивает. Говорю ей: «Он мне сказал, что он – Император Николай». Она тогда стала и сказала, что императоров у нас сейчас нет, а сама зачем-то пошла в то место, где было явление Государя, и стала кричать: «Кто здесь Император Николай? Мы хотим с Вами поговорить!» Подошли к нам сразу двое людей: «Вы что так причитаете?! Никакого Императора здесь нет, здесь же монастырь! Вы лучше молитесь...» И отошли. А мы стали молиться: «Господи, пошли нам Государя Николая!» И вот подошел к нам священник и спрашивает ее: «Кого ищете?» Она ответила: «Царя». А он переспросил: «Николая?» Она говорит: «Да-да», и он ее спросил: «А что вы хотите?» Она отвечает: «Да вот, какой-то мужчина подходил к ней и сказал что-то... Теперь она плачет. Потому я хотела с ним поговорить». А он ей сказал: «Тогда говори, я слушаю. Спрашивай, я отвечу...» Тогда она обращается к нему: «Батюшка, скажите нам, есть ли здесь Император Николай?» Он говорит: «Есть. Только не на земле, а на Небе. Спрашивай, если есть еще вопрос, я отвечу. А ей (показал на меня) уже сказал все, что сегодня же надо сделать!..» Она спросила меня: «Что он тебе уже сказал?» А я ей ответила: «Тот другой человек был не в облачении...» Он улыбнулся и сказал мне: «Так я и есть тот человек, который к тебе приходил». А она, увидев, что Государь начал удаляться от нас, схватила руками за край его рясы и сказала: «Батюшка, благословите нас...» Он же ей в ответ: «В тебе много гордости, покайся в маловерии!» И Император Николай стал исчезать у нас на глазах, как бы наверх уходит, пока не растворился в воздухе.
(Сообщил С. Г. Трубицын)
* * * * * *
«Никто не может служить двум господам, ибо об одном будет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24).Последнее время идут разговоры о грядущем царе, с приходом которого наступит православное царство. Зададимся вопросом. Чего мы ждем от этого грядущего царя? Когда говорят о возрождении России, представляют ее в будущем как Россию в период царствования царя Александра III, но в таком случае мы не думаем прежде всего о Царстве Небесном, а помним о славе на этой земле, так и иудеи ждали не Христа, а земного царя» (из книги «Иверская Монреальская икона и брат Иосиф», стр. 270). Если верующий человек теряет вкус к духовному, значит его сердце увлеклось земным, произошла подмена. Почему после столь сильного почитания святых Царственных Мучеников, так быстро этот важный духовный процесс стал столь же стремительно гаснуть? В чем же причина такого быстрого охлаждения? А причина та же, по которой иудеи, сначала кричавшие «осанна», через несколько дней закричали «распни». Произошло это как известно потому, что иудеи, видя чудеса, которые творил Господь, надеялись увидеть во Христе земного царя, который им устроит земной рай, царство земное со всеми благами. Ожидая земного царя, они так же как и мы основывались на древние пророчества, но поняли их чисто в земной перспективе. Помните, как в Евангелии от Луки (24: 27) сказано, как Господь двум своим ученикам разъяснил пророчества, сказанные о Нем. Как-то от одного человека услышал слова: «Мы чаем прихода православного царя паче всего земного». Хотелось ему ответить словами из псалма: «Не надейтеся на князи на сыны человеческия, в них же несть спасения. И далее: «Так говорит Господь: проклят всяк человек, который надеется на человека и плоть делает своей опорой, и которого сердце удаляется от Господа» (Иер. 17: 5). Вот причина, по которой произошло это самое охлаждение. Произошла подмена. Святого Царя Николая заменили каким-то грядущим, виртуальным царем, не на помощь и заступничество Царя Мученика надежды возложили, а на какого-то виртуального грядущего царя понадеялись. Как-то видел в одном из православных магазинов молитвослов, в котором был тропарь «грядущему царю» (?!). Когда одному священнику задали вопрос: «Говорят, еще должен быть царь на Руси?», батюшка ответил: «А святые не умирают. У нас есть Царь Николай, разве он не с нами? Он продолжает жить, действовать, случаи его помощи умножаются». И действительно, кто может быть сильнее и подлинно страшен для врагов России, а главное для врагов рода человеческого? Царь земной, пусть даже и самый одаренный из всех, или святой Царь Великомученик Николай, искупивший своей кровью свой неблагодарный неверный народ. Царь, который по свидетельству святых людей находится ближе всех к Богу, и который имеет неограниченные возможности для защиты своего народа. В 1613 году русский народ дал клятву верности роду Романовых до Второго пришествия Христова. Сейчас многие обсуждают вопрос, кто же из ныне здравствующих Романовых достоин занять трон? В связи с этим вопросом приведу событие, имевшее место в 1904 году. Оно описано в книге «Николай II и новые мученики». «Когда у Николая II родился наследник, Государь приехал в Чудов монастырь, чтобы у мощей Святителя Алексия, где он вымолил себе сына, отслужить благодарственный молебен. В то время в Чудовом монастыре подвизался прозорливый старец, игумен Герасим. Он и встречал Царя. Государь, целуя крест, сказал: «Я приехал благодарить Бога за рождение сына»,-на что отец Герасим, кропя Царя святой водой, прямо ему в глаза ответил: «Все равно ты последний в роде».
Вот уже скоро год, как истекают струи святого мира по скипетру, державе и Распятии на груди Государя, изображенного на мироточивой иконе, как бы говоря: «Царь-Мученик держит власть в своих руках». К нему надо обращаться за помощью, у него просить защиты. А ведь в большинстве храмов Царственных Мучеников даже не поминают. Более того, далеко не во всех храмах мы найдем образ святых Царственных Мучеников! Недавно, перелистывая новый сборник, посвященный Государю, прочитал режущие душу слова: «В 1917 году духовенство стало на литургии вместо «Боже Царя храни», возглашать «Боже храни временное правительство». По уставу же они должны были провозглашать здравницу Грядущему Царю из Царствующего дома, его же имя Господи Ты веси». Это при живом то, заточенном Государе. Повторная измена по отношению к царю Николаю. Помните, как перед канонизацией многие говорили: «Вот прославят Царя и Россия будет процветать». То есть к канонизации отнеслись как к магическому действию. Канонизируем – получим процветание России. Словно акт прославления есть некая сделка! Я уже не говорю о том, в каком несоответствующем их подвигу чине их канонизировали. Весь сонм новопрославленных святых исповедников российских – мученики, Елизавета Федоровна – преподобномученица, а они страстотерпцы. В чем разница? Где здесь логика? И почему сразу после канонизации перестали издавать сборники, в которых описывались помощь и чудеса по молитвам Царственных Мучеников? Что, чудеса закончились? Или кому-то просто очень хотелось скорей перелистнуть эту страницу, для многих не понятую и даже для кого-то неприятную, чтобы тему закрыть навсегда. А ведь канонизируют святых для того, что бы молитва к ним стала повсеместной, безпрепятственной, чтобы росло их почитание. И только в этом случае, при условии усиленной, горячей молитвы, можно было надеется, что по молитвам Святых Царственных Мучеников ситуация в России изменится к лучшему, опять же при условии если не ставить земное процветание во главу угла. Такое ощущение, что поменялась иерархия ценностей. Знамя патриотизма подняли выше креста. Ни монархия, ни царь, не империя не являются целью, это лишь средства для достижения единственной Цели. А мы сделали из средства цель. «Чти отца и мать» – написано в Евангелие, но в то же время «любящий отца и мать больше нежели Меня, недостоин Меня». Монархия является безусловно лучшей формой правления, но временное не должно ставится на место Вечного. Грядущего Небесного Царя мы заменили грядущим земным царем. Для примера хочу привести слова, которые услышал от человека, занимающегося противоабортной деятельностью: «Дети, которых удается спасти, рождаются для грядущего царя». Это что-то новое. Вообще-то дети рождаются для Царства Небесного. С нами произошла какая-то духовная подмена. В результате этого увлечения «монархизмом», мы потеряли духовную трезвость и оказались в опаснейшем духовном состоянии. К тому же еще и дискредитировали саму идею православной монархии. Не напоминаем ли мы себе иудеев, не воспринявших Божию Благодать и оставшихся безразличными к Чуду, так как сердце их по отношению к духовному было окаменелым. Искали они не Небесного, а земного. Не ожидают ли сейчас эти горе-монархисты такого же всемирного царя, коего ждут иудеи? Ведь по пророчествам Преподобного Лаврентия Черниговского, он будет венчаться на царство православным духовенством, по-видимому как православный царь. И приход его Господь попустит не только за то, что мир погрязнет в грязных пороках, а еще и за то, что временные земные блага окажутся для христиан важнее вечных небесных, то есть христиане останутся христианами лишь по названию, «соль потеряет силу». Схожие мысли по этому поводу высказывал и святитель Игнатий Кавказский (Брянчанинов) – учитель трезвости, предупреждающий христиан об угрозе духовной прелести и помрачения в последние времена. «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего, того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что не приняли любви истины для своего спасения. И за сии пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Фес. 2: 8-11).
Хочу привести цитату из книги «Брат Иосиф и Монреальская икона»: «Спасение России совсем не означает того, что она обязательно возродится в былом земном величии, спасение России в ее слиянии с Русью Святой, в сознании себя как в былые времена Домом Пресвятой Богородицы» (стр.45). Как отмечают духовно чуткие люди: «Православные ныне занимаются благоустроительством и благоукрасительством, а о Духе Святом забыли». Забыли о Цели христианской жизни, стяжании Святого Духа. В связи с вышесказанным хочу привести малоизвестное пророчество, оставленное С.А. Нилусом, из книги С. Фомина «Россия перед Вторым Пришествием». С.А. Нилус, отвечая на вопрос, что говорил преподобный Серафим Саровский о будущем России, рассказывал: «...по времени Господь даст еще известный срок, около 15 лет, России на покаяние... Если после этого Россия все же не покается, то гнев Божий изольется на нее еще в больших размерах. Если Россия не услышит этого призыва и не возродится духовно, именно духовно, так как политически возможно она и не будет играть ведущей роли, то мир будет еще спасен, ибо без православной России на земле воцарится царство тьмы, а с ним и неизбежная эсхатологическая гибель человеческая». О возрождении духовности в России на 15 лет, говорится и в пророчествах преподобного Серафима Вырицкого. Если объективно оценить наше сегодняшнее состояние, то нужно признаться: на словах мы ищем Царства Небесного, а всем сердцем желаем царства земного. В книге «Монреальская икона и брат Иосиф» есть очень глубокие, многозначительные слова, сказанные Иосифу его духовником схиигуменом Климентом в 1996 году в связи с огромным желанием брата Иосифа привезти Монреальскую икону в Россию: «Через 10 лет в Россию будет ехать поздно». Мы не можем точно сказать, что именно имел ввиду отец Климент, но по всей вероятности речь все же идет о духовном состоянии людей к этому времени. Все эти пророчества по смыслу очень похожи. Духовное прозрение, массовое обращение советских, воспитанных в безбожии людей к Богу и к своим истокам произошло через несколько лет после прославления Царственных Мучеников русской зарубежной церковью в 1981 году, а через год после этого события Господь явил Иверскую Монреальскую икону. А что мы видим сейчас по истечении этого срока? Опять духовный упадок. В вышеупомянутой книге на стр. 31 есть очень важные слова: «Наша увлеченность мирским, привязанность к благобыту, лицемерная, с виду церковная, а по сути даже нехристианская жизнь – вот причины сокрытия от нас Монреальской иконы». Замечательный церковный писатель и исповедник ХХ века С.И. Фудель, прошедший ад лагерей и тюрем, размышляя над духовными причинами, приведшими Россию к революции, однажды горько заметил: «Тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7: 14). Для нас это невыносимей всего. Века благополучия во внешнем христианстве приучили нас как раз к тому, чтобы не делать над собой никаких усилий, то есть не искать узкого пути. Отстоять два часа великолепное, многокрасочное богослужение (вспомним наши архиерейские пышные литургии), а потом ехать домой, чтобы есть пироги со всеми начинками, – для этого не требовалось большого усилия. Через это благополучие входило в открытую дверь неверие, а когда оно начнет давать тон мышлению, то против понуждения себя, против «узкого пути» возникает особая вражда. «Когда у меня будет настроение, я буду молиться» – вот обычная формула широкого пути. Очевидно, что «я буду искать Царства Божия тогда, когда у меня будет настроение». И чего только не скажет душа, не желающая принять всерьез христианства?» (С. Фудель «Моим детям и друзьям»). И еще одно наблюдение из сегодняшней действительности. Недавно одна знакомая мне поведала следующую историю, произошедшую в церковной лавке храма, в котором несколько лет назад торжественно принимали мироточивую икону Царя Мученика, и это здесь же в порыве покаяния люди снимали с себя золото и серебро, принося его в дар Государю на золотую ризу для иконы. И вот спустя несколько лет, в церковной лавке этого храма осталось большое количество непроданных книг А.В. Дьяковой (эта книга является хроникой мироточивой иконы Царя Мученика Николая). Когда одна знакомая покупала эти книги, то услышала от продавца поразившее ее до глубины души кощунственные слова: «Книга очень сомнительная, ведь Царя многие не принимают». На это она возразила, что подобные слова являются кощунством, так как Государь канонизирован и через него явлено множество чудес, что подобное отношение является хулой на Святого Духа. В ответ она услышала явно недовольную ее словами свечницу, что, мол, у многих эта тема вызывает сомнение. На вопрос, почему же такое большое количество книг до сих пор не распродано (ведь прошло уже 11 лет с момента выхода книги), она услышала не менее шокирующие слова: «Икону привозили уже давно, тема стала неактуальна, это уже никому не интересно». Какая страшная теплохладность! Это смерть души – когда Чудо Божие стало для людей неактуально. Привыкание, безразличие к святыни – это опасный симптом, указывающий на нездоровое духовное состояние. Убиенный брат Иосиф говорил, что к чудесам привыкать нельзя. «В святых иконах – само присутствие Божие. Но горе нам, если Христос подходит к нам, а мы не хотим замечать этого («Чудеса Святых Царственных Мучеников», Четвертый сборник, стр.5). За год до гибели брата Иосифа привыкание к чуду Монреальской иконы стало массовым явлением. Количество людей пришедших помолиться перед иконой Божией Матери сократилось до считанных единиц. Уж не к нам ли относятся грозные слова Спасителя: «Горе тебе Хоразин! Горе тебе Вифсаида! Ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. Но говорю вам, Тиру и Сидону отраднее будет в день Суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся до ада низвергнешься» (Мф. 11). «Ибо, если избегши скверн мира через познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели познавши возвратиться назад от преданной ими святой заповеди» (2Пет. 20: 21). Представьте себе, если бы апостолы после сошествия Святого Духа, не оставили бы все земное и не пошли бы за Господом проповедовать Царство Небесное, а стали бы говорить о восстановлении Израиля в былом величии с процветающей экономикой, культурой, образованием и т.д. И стали бы готовить народ к принятию грядущего царя, который им все эти блага устроит. Это же безумие! «Наипаче ищите Царство Божия и правды его, и это все приложится вам» (Лк. 12: 31).
Священник Григорий Воронин
|