АНО СЕМЬЯ РОССИИ
КАВКАЗ ПРАВОСЛАВНЫЙ

Автор: Ирина Захарова, г. Владикавказ

Осетия – страна красот,

Неповторимы эти горы,

И тот величья не поймёт,

Не видел кто её просторы.

Громадной зубчатой стеной протянулись на юге России горы Большого Кавказа. Они заполняют собой весь перешеек между Чёрным и Каспийским морями. Центральная, наиболее высокая их часть лежит между Эльбрусом и Казбеком. Между громадами, поднимающимися к небу, вьются глубокие долины и тесные ущелья с отвесными склонами. По дну ущелий и долин текут быстрые шумные реки. Вот здесь-то, на северном склоне Центрального Кавказа, среди гор и на примыкающих к ним равнинах, и расположена небольшая по площади Республика Северная Осетия-Алания. Необычайно богата и разнообразна природа Осетии. Здесь, на небольшой территории, можно увидеть и величественные громады гор, покрытые снегами и ледниками, и ярко-зеленые альпийские луга, и дремучие леса, и бурные реки, с шумом и грохотом несущиеся в глубоких и темных ущельях.

В этом крае живет народ, давно привлекавший к себе внимание историков и исследователей Кавказа – осетины. Потомки алан, они являются носителями индоевропейских традиций на Кавказе, сохранившихся до наших дней. Через Северную Осетию проходят десятки туристических и экскурсионных маршрутов и троп, по которым ежегодно путешествуют свыше 800 тысяч неугомонных туристов из многих районов нашей страны и из-за рубежа. Их привлекают и прекрасная природа, и удивительные памятники старины. На небольшой живописной поляне, окруженной сосновым лесом и высокими горами, стоит средневековый памятник архитектуры – Реком. Он расположен в верхней части Цейского ущелья на высоте 1800 метров над уровнем моря, откуда открывается величественная панорама на Цейский и Сказский ледники.

До настоящего времени не выяснено точно время возникновения этого памятника. Некоторые источники относят строительство Рекома к XV-XVI векам. Версия о более раннем возникновении Рекома основывается большей частью на легендах. Например, исследователь В.Б. Пфаф приводит такую легенду: «В древние времена святому Георгию угодно было выстроить для осетин храм. По ту сторону гор был лес, в котором росли деревья, никогда не подвергавшиеся гниению. Святой Георгий велел своим волам перевозить бревна через реку напротив Рекома... Арбы нагрузились сами собой, и волы пошли без всякого проводника по назначенной им дороге. Сложив лес в Рекоме, волы тем же путем воротились, и храм строился без всякого содействия человеческих рук».

Естественно, что такая легенда не может явиться каким-либо доказательством более раннего возникновения Рекома.

Ясно одно – строительство Рекома относится ко времени распространения христианства в Северной Осетии и как памятник древнего национального деревянного зодчества и прикладного искусства осетинского народа имеет историко-художественное и научное значение.

7Реком представляет собой бревенчатый сруб из целых бревен значительной толщины (от 25 до 30 см в диаметре). Сруб покрыт низкой деревянной крышей, которая опускается широким навесом, поддерживаемым с двух сторон резными деревянными столбами. Столбы отличаются друг от друга по форме и увенчаны сверху художественно оформленными деревянными коньками, которые напоминают голову верблюда с вытянутой шеей. Причем коньки и балки, поддерживающие крышу, являются монолитными Г-образными деталями без скреплений. Мастер, по-видимому, придавал большое значение художественному исполнению коньков: он украсил их типичным осетинским орнаментом. Высокими художественными качествами исполнения коньков может восхищаться даже самый взыскательный художник.

Осетины – единственный народ на Северном Кавказе (кроме казаков, разве что), сохранивший христианскую веру. Традиции христианства в Осетии весьма своеобразны и уходят своими корнями в далекий Х век, когда предки современных осетин, аланы, приняли христианство из Византии. После опустошительного нашествия монголо-татар (1238–1239) аланы были вынуждены уйти в горы.

Среди устных преданий осетин есть рассказы о легендарных мучениках и праведниках, о чудесах, явленных Богом и святыми.

Главным выражением почтения к Богу у осетин является молитвенная трапеза, «кувд». То, что европеец назвал бы тостами, за осетинским столом имеет характер молитвенных речей, порядок которых строго предопределен. Первая такая речь всегда произносится во славу Великого Бога (Штыр Хусау), вторая – во славу покровителя Осетии св. Уастырджи (святому Уастырджи в православной традиции соответствует св. Георгий).

Хетаг

В давние времена аланы группами поселились в Кабардино-Балкарии и на Кубани. На берегу реки Большой Зеленчук, притока Кубани, жил князь Инал. Было у него три сына: Беслан, Асланбег и Хетаг. Беслан – основатель династии кабардинских князей. У Асланбега детей не было. Когда в Кабарде усилились позиции ислама, когда древняя христианская церковь зеленчукского округа после оползня ушла в озеро, даже тогда Хетаг был верен своему Богу. За это на него обозлились даже родные, не считали его больше за своего. И тогда Хетаг отправился в Осетию. Прознали о том его враги, решили его настигнуть в дороге и убить за то, что не хотел принять их веры.

Хетаг был на пути в Куртатинское ущелье, когда недалеко от того места, где сейчас селение Суадаг, его догнали враги. Из леса, покрывающего склоны близлежащих гор, услышал Хетаг крик: «Хетаг! В лес! В лес!». И ответил настигаемый врагами Хетаг своему доброжелателю: «Хетаг уже не доберется до леса, но лес доберется до Хетага!» И тут масса леса поднялась со склона горы и перенеслась к месту, где был Хетаг, укрыв его в своей чаще. Преследователи, испуганные такими чудесами, бросились бежать.

Так появилась Роща Хетага, или Святилище Круглого Леса (Тымбылхъады дзуар). А на склоне горы, откуда поднялся лес, по сей день растет только трава.

Хетаг прожил в роще около года, а потом перебрался в селение Нар. А Роща стала одним из главных святых мест Осетии. Каждый год в июле люди по всей республике отмечают Праздник Хетага.

Деревья в Хетаговой роще резко отличаются от деревьев в окрестных лесах – они выше, толще, гуще их листва. Народ как зеницу ока бережет Рощу – по неписаному закону из нее нельзя ничего выносить с собой – даже маленькую веточку, даже листик. Рассказывают, несколько лет назад один ученый, житель г. Ардон, специально вывез из Рощи с собой веточку как вызов тому, что он считал темными предрассудками. Молва утверждает, что не прошло и двух дней, как с ученым стало твориться что-то странное (нарушения нервной системы); он выздоровел лишь после того, как его родные посетили Рощу и попросили прощения у Святого Уастырджи за молитвенной трапезой.

До Великой Отечественной войны женщинам не позволялось посещать святилище св. Уастырджи в Роще Хетага (по сей день женщины не произносят имя этого святого, заменяя его описательным выражением «покровитель мужчин» или, говоря о конкретно Хетагском Уастырджи, «святой Круглого Леса»). Когда же в тяжелые дни войны мужчины ушли сражаться и некому было помолиться за них в Роще, осетинки перешагнули через древний запрет, молились под развесистыми деревьями за здоровье своих отцов, мужей, братьев, возлюбленных «покровителю мужчин святилища Круглого леса».

«Как когда-то Великий Бог выручил Хетага, пусть так же защищает Он и вас!» – одно из наиболее часто звучащих в Осетии добрых пожеланий.

soborОсетия богата многочисленными храмами и церквами. А не так давно были открыты женский и мужской монастыри. На выставке «Православная Русь» в Москве, в Гостином дворе, был уголок Аланского Свято-Успенского мужского монастыря из ставшего известным всему миру города Беслана. Он привлекал внимание своим колоритом: необычными гончарным изделиями и, конечно же, чудотворной старинной иконой Успения Пресвятой Богородицы. Эту икону в Лавре несколько лет назад подарили настоятелю монастыря игумену Антонию (Данилову), когда он учился в Киеве. Много происходит чудес от иконы – благоухающая икона богато украшена приношениями от исцеленных.

Аланский Свято-Успенский мужской монастырь создан совсем недавно, в 2000 году. Есть некая тайна в том, что этот православный монастырь открылся в Беслане всего за несколько лет до трагедии в школе 1 сентября 2004 года, потрясшей весь мир. «Мы вымаливаем Беслан», – сказали монахи.

Монастырь в Беслане расположен всего в нескольких минутах ходьбы от этой школы; многих, кто находился тогда в школе, монахи знают… Все силы зла обрушились на православную Осетию. Осетия пострадала в первую очередь за Православие, а во-вторых, за верность России. Осетия всегда была плацдармом, единственным верным союзником России на Кавказе – и геополитическим, и духовным. Многие пережившие эту трагедию из тех, кто не был крещен, стали креститься. Известно, что православных бандиты заставляли снимать кресты, а над теми, кто крест не снимал, издевались особо. И были те, кто не снимал кресты, были настоящие мученики за веру. Дети проявили необычайную выдержку и силу духа в этой ситуации. Православные дети говорили своим матерям: «Мама, не снимай крест, не слушай их, не снимай!» В Осетии еще открыт Аланский Богоявленский женский монастырь, который тоже играет большую роль в духовной жизни республики. С началом служения на Северном Кавказе епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана процессы духовного возрождения в нашей республике еще более ускорились.

 
 
v_inicnativi