АНО СЕМЬЯ РОССИИ
Благоверная княгиня Болеслава Песнотворица

Благоверная  княгиня Болеслава, в крещении Мария, была одной из самых  выдающихся русских женщин–песнотвориц, ибо, по мнению замечательного писателя наших дней Ю.Н. Сбитнева (1931 года рождения), именно она является автором великого эпического произведения Древней Руси «Слова о полку Игореве», созданном вскоре после 1185 года. Княжна Болеслава  родилась  в 1155 году в семье князя Черниговского,  а  затем  Киевского великого князя  Святослава Всеволодовича (1117–1194). Отличавшийся высоким благочестием, гибкостью мудрого политика и непревзойденным красноречием, он с княгиней воспитывал своих детей – пятерых  сыновей и двух дочерей – во взаимной дружбе и любви к родному слову и летописным повествованиям. В этой же семье воспитывался и Игорь Святославович, будущий князь Новгород-Северский, герой «Слова о полку Игореве», который четырьмя годами был старше Болеславы. В возрасте 12 лет Болеслава была обручена с княжичем Галицким Владимиром Ярославовичем Осмомыслом и прожила в Галиче в семье мужа 12 лет, в то время как князь Игорь женился на сестре Владимира – Евфросинии Ярославне. Муж Болеславы, оправдывая прозвище отца Осмомысл (что значит распутник) привел в дом другую жену, а Болеславу прогнал от себя к отцу в Киев и там она жила «ходыней», т.е. оставленной женой. Грамотность ее, начитанность, поэтико-повествовательный дар, большие познания в истории и родословии позволили ей создать великую эпическую поэму о неудачном походе русских князей через Половецкую степь с целью  возрождения древнего имения князей Черниговских – города Тмутаракани и окрестных кубанских земель. В поэме ясно выражена тема собирания и единения Руси, описана трагедия русской междоусобицы. «Слово» проникнуто болью из-за несбыточности единения Руси. Растворенная в «Слове» родственная любовь ко князю Игорю и своему отцу Святославу, ко всем единомышленникам объединения Руси лежит в основе той Великой идеи русской соборности, которая воплотилась в Великую книгу. Благоверная княжна Болеслава могла бы дожить и до татаро-монгольского нашествия хана Батыя на Киевскую Русь в 1238 году и воочию пережить плоды княжеских междоусобиц и нестроений, но о времени кончины княжны–песнотворицы сведений не сохранилось.

(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).

 
 
anastasiya_nikolaevna_640
93286386_82794644_1254471646_kemakovskijj34
-01
zryb4cjk3ukc
big
phoca_thumb_l_001