Матушка Серафима – в миру Варвара Васильевна Черная-Чичагова, происходила из древнего дворянского рода Чичаговых, одним из наиболее знаменитых представителей которого был дед Варвары Васильевны священномученик Серафим, митрополит Петроградский, который возглавляет сонм новомучеников Российских в Бутове за Христа пострадавших в 1937 году. Варвара Васильевна родилась в 1914 году в семье дочери митрополита Серафима Леониды и отца – надворного советника Василия Августовича фон Резон, который еще прежде рождения дочери пропал без вести на русско-германском фронте в 1914 году. Мать Варвары, окончившая жизнь как монахиня Серафима (+1963), учила дочерей хранить верность Православию и семейным традициям, без остатка отдавать себя делу, стойко переносить трудности, быть чуткими и обязательными. По окончании школы Варвара определилась по нефтехимическому направлению, закончив институт как инженер-химик, с 1939 года и на протяжении тринадцати лет работала на заводе «Каучук», проявив незаурядные организаторские способности в экстремальных условиях войны. В общей сложности отдав химической науке пятьдесят пять лет жизни, она защитила кандидатскую и докторскую диссертации. Как специалист по производству латекса она стала ученым с мировым именем, автором ста пятидесяти научных трудов. Овдовев после второго брака, бездетная пенсионерка Варвара Васильевна все внимание сосредоточила в восьмидесятые годы на личности своего деда, который предстал под пером внучки как незаурядный философ, богослов, писатель, художник, композитор, врач. В 1993 году многолетний труд Варвары Васильевны увенчался двухтомным изданием произведений владыки Серафима. В процессе этой работы – писала она, – «я все больше стала осознавать тщету мирских устремлений и необходимость спасать свою душу для вечности». Постепенно Варвара Васильевна прониклась желанием продолжить путь деда и матери и принять монашество. Постриг востмидесятилетней старицы совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, который спустя две недели возвел монахиню Серафиму в сан игумении новосозданного Московского Новодевичьего монастыря. Матушка Серафима была практически и администратор, и завхоз, и эконом. Помощь ей оказывала воцерковленная ею интеллигенция, академические круги. За пять лет игуменства матушка возродила монашескую жизнь, был введен монастырский устав, создан синодик для поминовения священнослужителей, монахинь и благотворителей монастыря со времени его основания. Стараниями матушки было организовано два монастырских подворья в Подмосковье. Матушка Серафима стала одним из инициаторов создания общины первого храма новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне. Маленькая, худенькая, с улыбчивым лицом и ясными проницательными глазами матушка Серафима трудилась до последнего дня на ниве Христовой и упокоилась от дел своих 16 декабря 1999 года в возрасте восьмидесяти пяти лет. «Я с большой надеждою думаю о России» – говорила великая праведница игумения Серафима.
(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).
|