Современные угрозы институту семьи
Современная западноевропейская модель цивилизации, с
её искажением, а затем и отрицанием христианских ценностей, развиваясь и
утверждаясь на постулатах прогресса, индивидуализма и либерализма, получила
своё законченное выражение в идеологии постмодернизма.
Постмодернизм – явления в культуре и общественной
жизни современных европейских и англосаксонских стран. Постмодернистское
умонастроение несёт на себе печать разочарования в идеалах и ценностях
Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума,
безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных
вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с эпохой депрессии,
экзистенциального вакуума, эсхатологическими настроениями, эстетическими
мутациями, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской
установке на новизну здесь противостоит стремление включить в современное
искусство весь опыт мировой художественной культуры путем её ироничного
цитирования. Постмодернизм явился результатом отрицания: а) духовного
достоинства человека; б) высокой осмысленности его существования; в)
нравственных норм и ценностей.
Аксиологический (эмоционально-оценочный) плюс
культурно-нравственных ценностей поменялся на минус. Негативные личностные
качества человека: агрессивность, жестокая расчетливость, соблазнительная
похотливость, мошенничество, преступная дерзость, – культивируются как
достойные уважения, как способные приносить успех в жизни. Напыщенная
суетность, имитация жизненных процессов, гедонизм и потребительство стали
стилем современного постмодернизма. Опасность заключается в том, что молодые
люди, стремясь подражать такому образу голливудских героев и героин, чаще всего
либо погибают физически, либо заболевают душевно, либо попадают в тюрьму.
Пропаганда порока как социальной нормы, ориентация на асоциальный и
антисоциальный образ жизни как наилучшего в жизненных устремлениях молодёжи –
всё это делает создание и сохранение благополучных семей очень затруднительным
или даже невозможным.
Классификация социально-психологических факторов,
угрожающих институту семьи.
Апостасия – отход от Божественных Законов бытия. Человек,
отвергающий христианские Заповеди жизни, имеет точкой отсчета лишь свой взгляд
на жизнь. Собственные прихоти возводятся в ранг знакового культа, глупые
капризы становятся способом самовыражения, а безумие похотливых влечений
защищается как право на личностную свободу и независимость. С таким человеком
невозможно выстроить долговременных отношений, так как он непредсказуем даже
сам для себя. Если соединяются двое молодых людей с такими натурными взглядами
на жизнь, то договор, совет, доверие в такой паре невозможны. Отсутствие
единства жизненных правил и обязательств изначально разрушает структурный
фундамент отношений.
Оккультизм – верования в астрологию, магию, другие
демонические учения. Растеряв благодать христианской веры и чувствуя свою
беспомощность, человек в трудные минуты жизни начинает обращаться к тем, кто
рекламирует себя вершителями судеб людей: экстрасенсам, колдунам, прорицателям.
Возникает большой соблазн выстраивать свои отношения с избранником или
избранницей (мужем/женой, соперниками/соперницами) при помощи заклинаний,
приворотов, отворотов. Порой психический эффект в таких случаях (по разным
причинам) может быть достигнут, но отношения будут изуродованы: они лишатся
свободы, любви, чистоты, радости и искренности. Самые страшные последствия
понесут дети, чаще всего через психические заболевания.
Гламур – роскошный стиль жизни, внешний блеск,
натуралистический эротизм. Либерально-гедонистическая философия потребления
создала для современной молодежи некий образец, туманный горизонт заветной
мечты о счастье. Гламурное коммуникативно-информационное пространство СМИ
навязывает такую систему ценностных координат, где жизненный успех выражается
исключительно в товарно-денежном эквиваленте. Значимость, ценность, достоинство
человека определяется наличием у него денежного состояния, дорогой одежды,
шикарных авто, других предметов не первой необходимости. Тот или иной предмет
аксессуара возводится в пафосный культ и служит паролем «свой-чужой» в
гламурной тусовке. Человек измеряется вещами и сам становится вещью. (Мужчина покупает
благосклонность «объекта» своего внимания; женщина продаёт свою сексуальность
«богатенькому буратино»). Развлечения, азартность, безумные траты объявляются
особым образом жизни, признаком элитарности, уделом избранных. Гламур – это
обман, иллюзии, соблазн, манящий неискушенных людей тем, что на самом деле не
имеет и не может дать счастье. За вычурной эстетизацией внешних форм скрывается
пошлость низменных влечений; под циничной риторикой – унижающие человеческое
достоинство корысть и предательство. Эпатаж, эйфория пустых обещаний,
демонстративное оправдание социального безделья и нравственной
безответственности, наркотический кайф, запрет на серьёзный разговор о
серьёзном, обман и игривость «всех со всеми», – всё это препятствует возникновению
между мужчиной и женщиной глубоких личностных отношений, возможности построения
семьи, осознанному рождению и воспитанию детей.
Кумирство – это ментальная подмена, искажённая форма
идентификаций в современной субкультуры, паразитирующая на потребности
подростков жертвенного служения высоким идеалам и ценностям. Указывая на звёзд
шоу-бизнеса как на идеал для подражания, либеральная идеология формирует
установку на чрезмерное восхищение их личностными особенностями: внешностью,
модной «крутизне» в одежде, финансовой состоятельности, даже пороками. Карьера
в шоу-бизнесе очень часть сопровождается полным попранием всех моральных норм и
ценностей. Подражания своим кумирам в поведении, молодые люди будут: с
лёгкостью преодолевать в себе психосохранный механизм стыда, забывать о своей
совести, не брать никаких нравственных обязательств в отношениях с близкими
людьми. Формируется навык безответственного поведения. А семья можно
существовать только при взаимной ответственности супругов друг перед другом,
детьми и своими родителями. Так возникает противоречие между жаждой «полной»
свободы и семейным долгом.
Алкоголизация, наркотизация, сексуализация
подростков и юношества. Пропаганда в молодёжной среде опьянено-развратного
образа жизни привела к тому, что две трети подростков уже в возрасте от 13 до
16 лет регулярно выпивают, рано начинают сексуальную жизнь, пробуют те или иные
наркотики. Подростковые девиации провоцируют интерес к маргинальности, приводят
к тому, что на пороге ранней взрослости, того периода, когда возможно и
необходимо создавать семьи, более 83 % молодых людей склонны к алкоголизму, 20 %
супружеских пар бесплодна, у 21 % мужчин от 20 до 30 лет – импотенция.
Агрессивность – умышленное причинение вреда другому.
Закрепление в общественном сознании дарвинистского понимания человеческой
природы, а также обоснование и «узаконивание» в психоанализе животных
проявлений человека, «вынужденного выживать среди себе подобных», привело к
тому, что современные люди стали не способны к эмоциональной саморегуляции:
разум перестал управлять чувствами, а воля лишилась власти над аффективными
вспышками. Высвобождение агрессивности произошло как в мужском стиле поведения,
так и в женском. Мужчины стали позволять себе избивать близких, а женщины –
оскорблять. Жизнь в семье с агрессивными людьми превращается в непрекращающиеся
ссоры, скандалы, доходящие до трагедий.
Гендерные революции – отрицание прирообусловленных
норм полоролевого поведения. Извращения сексуальных влечений, существующие с
давних времен, всегда понимались как маргинальные явления, тесно связанные с
развратом и психическими заболеваниями. Но никогда болезнь или порок не
заявляли о себе с такой воинствующей агрессивностью, как это случилось в конце
XX века. Выразилось это (прежде всего на Западе) в небывалой пропаганде
гомосексуализма, что дало резкий рост численности и активности сексуальных
меньшинств. Репрессивная толерантность, навязывающая общественному сознанию
необходимость признать право пропаганды «свободной сексуальной ориентации»,
провоцирует сначала на сексуальное экспериментирование в подростковой среде, а
затем приводит к полному вовлечение части их в маргинальную среду
«секс-индустрии». Антитакты, проповедовавшие вседозволенность, пытаются
насадить небрежное отношение к непорочности и легкомыслие к телесным грехам.
Молодые люди, выросшие на идеях гендерной революции с большим трудом способны к
целомудренному браку и благочестивой семейной жизни.
Главными рупорами идей постмодернизма в нашей стране
являются специфические TV-передачи и либеральные СМИ. «Творческие деятели»
постмодерна на основе того, что уже создано в литературе и искусстве:
размышляя, – извращают; синтезируя, – унижают; конструируя, – разрушают;
слушая, – иронизируют, рассказывая, – кощунствуют. Во всем присутствует
дегуманизация и демонизация. Вечные человеческие ценности: семья, дружба, порядочность
объявлены идефиксами, которые препятствуют творческой реализации.
Удовлетворение низменных инстинктов названо свободой (либоре), современным
способом самовыражения.
Социально-психологические условия построения и
существования семьи
в обществе
|
Интерпретации социально-психологических условий
сохранения семьи в духе постмодернизма
|
Сохранение традиционных христианских ценностей
|
Тоталитаризм,
|
Ответственность, чувство долга
|
Глупость
|
Верность
|
Ограничение удовольствий
|
Взаимные обязательства
|
Ограничение свободы
|
Иерархия, порядок
|
Параноидальность
|
Рождение детей
|
Опасность потери сексуальности (для женщины);
ненужная обуза (для мужчины)
|
Труд по жизнеобеспечению
|
Удел ничтожных людей
|
Семья
|
Анахронизм
|
Идеалом постмодернизма является хаос (хаосмос)
первоначальное состояние неупорядоченности, состояние «нескованных
возможностей». Легкомысленность, безответственность и карнавализация сознания
стали характерным содержанием жизни молодых поколений.
Во всем этом ярко выступает одна черта, никогда
прежде не заявлявшая о себе с такой силой: неудержимая тяга современного
человека ко всякому необычному, экстремальному опыту. Она же видна и в другом
характерном явлении современности – в постоянном росте популярности и
разнообразия практик трансгрессии, в которых человек преступает тот или иной
запрет, норму, закон. Сюда входят самые различные вещи – открытые нарушения
норм морали, акты религиозной профанации и кощунства, садомазохистские
извращения, насилия и кражи, делаемые ради острых ощущений, – вплоть до актов
суицида и терроризма. Создание семьи при этом становится фактически
невозможным.
Общественные явления, разрушающие семью
|
Интерпретации их в стиле постмодерна
|
Уход от реальных забот
|
Освобождение от унизительного быта
|
Фэнтази, мистификация
|
Истинное мировосприятие
|
Оккультизм
|
Знания посвященных
|
Влечение к азартным играм, экстремальным занятиям
|
Состояние «нескованных возможностей»
|
Сексуальная распущенность
|
Культ,
право на субъективный опыт
|
Леность
|
Шарм
|
Безделье
|
Творческая депрессия
|
Аборты
|
Завоевание феминизма
|
Драки, ссоры, оскорбления
|
Искренность выражения чувств
|
Человечество оказалось перед лицом
неконтролируемости собственных деструктивных инстинктов. Отсутствие
мировоззренческих ориентиров, значимых авторитетов, осознанных нравственных
целей и духовных перспектив, привело общество к угрозе разрушения института
семьи. На месте провозглашённой 200 лет тому назад «бесконечной лестницы
прогресса» оказался цивилизационный тупик. Предвидеть, как сложится судьба отдельного
человека – невозможно, но видеть как может развиваться или разрушаться то или
иной общество – необходимо. Социальная целостность основана не только на
территориальном единстве, но, главным образом, на единстве базовых ценностей.
Общность смыслового пространства народа включает единые жизненные
целеполагания. Отрицание традиций, безнравственный индивидуализм ведёт к
нездоровой конкуренции и конфронтации. Это наблюдается не только в социуме, но
даже в кругу близких людей, что и является первопричиной разрушения
нравственных устоев семьи и общества.
Глава из
учебного пособия «Культура семьи»
|