АНО СЕМЬЯ РОССИИ
Слово профессионалу
Православные идеалы семейной культуры
Православные идеалы семейной культуры

 

Особенности национальных воззрений определяют семейную культуру разных народов. Это позволяет молодым людям, избравшим друг друга супругами, строить свою семейную жизнь по сходным представлениям, имея единый ментальный образ, вкладывать в семейные понятия схожие (одинаковые) смыслы. Духовные идеалы и нравственные ценности национально-религиозных культур предопределяют: 1) поведенческие паттерны юношей и девушек в добрачный период; 2) стиль отношений в супружестве; 3) содержание гендерных ролей и распределение обязанностей в семье и социуме; 4) установки на образ взаимодействия с детьми и близкими родственниками.

1_sm.jpgЕсли муж и жена воспитывались в разных национальных или религиозных традициях, то кроме обязательных психологических проблем и характерологических сложностей в отношениях, им придётся согласовываться в общекультурных представлениях о семье, выверять смысловые понятия, которыми каждый из них именуют те или иные духовно-нравственные и жизненные явления. Не у всякой разнокультурной семьи это получается, разве что супруги будут открыто договариваться и уступать друг другу. Как правило, семья сохраняется и выживает, если принимает традиции той культуры, в окружении которой она живёт.

В России семейная культура на протяжении столетий формировалась в лоне Православной Церкви, что и определило её особые строй, возвышенные идеалы и ценности. Радостный космизм православного мироощущения сообщил русской семейной культуре удивительный оптимизм, придал домострою благородную основательность и душевную красоту. Преемственность семейных идеалов и ценностей были закреплены в традициях, позволяющих новым поколениям родителей успешно воспитывать своих детей. Супружество приобрело религиозную верность и нравственную устойчивость. Родительство стало мудрым и педагогически филигранным. Поколения вырастали духовно сильными, душевно щедрыми, психологически выносливыми. Такая жизнестойкость позволила нашему народу освоить шестую часть планеты, создать самую северную империю, которая никогда не порабощала входящие в неё племена и этносы, но помогала, защищала и просвещала их.

 Жизнеутверждающий строй русской семейной культуры исходит из понимания православными людьми своего предназначения. В народном самосознании ценность семьи, рождение детей, необходимость преодолевать трудности и утверждать добро на земле воспринималось как жизненное задание, данное Богом людям. В семейной культуре проявляется душевное своеобразие православных людей. Лексические формулы таких народных поговорок, как: «Всё, что ни делается, – к лучшему», «Значит, так Богу угодно», «Слава Богу за всё!» свидетельствуют об огромном потенциале мужества и благоразумия, с которыми наши предки преодолевали невзгоды, беды, крушения и потери. Практическое большинство семьей, вплоть до конца XIX века, с честью проходили испытания и вознаграждались самой жизнью счастьем и благополучием, благодарными детьми и любящими внуками. Такая высота семейной культуры стала возможной в России только потому, что её духовными идеалами стали благочестие, доброта, трудолюбие, здоровье, красота.

Идеал благочестия возник из идеи христианского очищения человека, из устремлённости к святости, из подвижнической решимости при помощи благодатной силы обрести богосыновное достоинство и спасение в жизни вечной.

Во внешней жизни, в самом обыденном поведении, в повседневных занятиях, во многих чертах домашней обстановки чётко проступает состояние их веры, сохраняется память о Боге и обращение к Нему. Желание сделать дом свой местом святым, наиболее духовно защищенным, создать в нём Малую Церковь реализовывалось, прежде всего, в освящении дома и в наличии в доме икон и других святынь.

Во внутренней жизни, сознавая себя склонными ко греху, православные верующие стремятся к очищению своих помыслов, к строгому соблюдению супружеских обетов, к соблюдению нравственных норм христианской жизни. С буквальной точностью издревле на Руси соблюдалось наставление: «Ища исцеления, позаботься о совести. И всё, что она говорит, сделай и найдёшь пользу».[1] Совесть для христианина – это глас Божий в человеке. Навык благочестивой семейной жизни был настолько сильным в жизни нашего народа, что измены, а тем более разводы, были редчайшими исключениями. Благоразумие сохраняло ум от порочных фантазий, а безнравственные предложения, пошлые намёки отвергались и осуждались внутренним нравственным чувством. Именно идеал благочестия стал основой супружеской верности и сформировал традицию, запрещающую мужчине и женщине, если они не являются близкими родственниками или супругами, продолжительное время оставаться наедине или заходить друг к другу в гости без особой надобности. Эти и другие превентивные меры не давали возможности безумной сексуальности, посредством душевных и гендерных игр, овладеть эмоциями человека. Предупреждалась опасность возникновения искушений и соблазнов, что позволяло мужчинам и женщинам не заблудиться в своих чувствах, не войти в блуд, не отдаться низменному влечению похоти. Поговорка «солому и огонь вместе не хранят» лучше всего отражает мудрость народной психологии. Сознание собственного духовного достоинства и желание сохранить свою честь в благодатном состоянии помогали и супругам и их детям ограждать себя от нравственных падений и жизненных крушений.

2_sm.jpgИдеал доброты воплощает в себе свет христианского человеколюбия, религии, источником веры которой является любовь.

Учение о любви представляет собой вершину православной этики, и имеет особое значение в семейной культуре. Доброта есть выражение полноты любви и гармонии в человеческих отношениях, означает душевную теплоту и миролюбие. Как этическая категория, доброта включает в себя широкий спектр позитивных качеств личности: отзывчивость, милосердие, сострадание, чуткость, беззлобие, щедрость, участливость, ласку, внимательность, незлопамятность, жертвенность, – всё то, что мы очень хотим видеть по отношению к себе со стороны близких нам людей. Доброта есть основание трогательной нежности к старикам и умилительной радости к детям. В каждом добрый человек различает красоту личности как образа Божия.

В доброте кроется исключительная загадочность русской души, для которой характерно всепрощение к обидчику и поверженному противнику, бескорыстная помощь ближним и защита слабых, справедливость в дружбе и благодарность в принятии помощи. Доброта есть совокупная характеристика «нового человечества во Христе». [2]

К сожалению, в секулярной культуре доброта высмеивается и уничижается, она представляется как антипод агрессивности, возведённой в ранг культовых качеств. Таким образом, совершена подмена: доброта выставляется как проявление слабости, а агрессивность – объявляется признаком мужественности. Стоит ли удивляться всё увеличивающемуся в наших семьях шквалу раздоров, драк, коварных измен и мстительных поступков. Без доброты никто из нас хорошо[3] жить не сможет и счастлив не будет. Опытно народом уже выверено, что с умным, но недобрым мужем жить женщине очень тяжело; а мужу быть с красивой, но недоброй женой – невыносимо.

Идеал трудолюбия выражает православное представление о богоподобии человека, проявляющееся в его способности быть созидателем и творцом.

В семейной культуре трудолюбие особенно прославляется, так как деятельностный труд не только умножает благосостояние семьи, но и способствует воспитанию хороших волевых и нравственных качеств детей. Трудолюбие открывает путь к реализации творческого потенциала личности, позволяет максимально развить имеющиеся способности, задаёт направленность профессиональному становлению. Трудолюбие – это ещё и подвиг духовной практика созидания себя, когда ум погружён в благоразумие, эмоции сопряжены с ответственностью, а поступки обусловлены нравственными нормами. Так как тайна человеческой личности в большей степени непознаваема (даже для самого человека), то узнать что-либо о нём возможно лишь по его поступкам. Анализ поступка – это чуть ли не единственный путь узнавания человеком самого себя. Борьба мотивов и момент свободного выбора между ними и определяет духовно-нравственное состояние личности и её способности к самообладанию и самоуправлению. Трудовая деятельность всегда требует волевого усилия, преодоления «саможаления» и «самоублажения», поэтому с наибольшей пользой может способствовать личностному росту.

Безумцами становятся те, кто стремится без труда разбогатеть, надеется на фортуну или лукавый случай в азартной гонке за деньгами. Это порочные иллюзии, которые разжигаются фантазийными фильмами и нелепыми информационными сообщениями. Собственно на этот обман и были пойманы наши прародители: «вы будете, как боги».[4] Пассивное ожидание пресыщения от внешнего изобилия приводит к внутреннему опустошению. «Презренная утопия, достойная лягушек в тинистом болоте».[5] Без труда и служения человек теряет смысл собственной жизни, а честный труд приносит пользу близким и радость самореализации. Поэтому идеал трудолюбия неизменно присутствует в православной семейной культуре.

Идеал красоты олицетворяет потребность православного человека одухотворять материальный мир, наполнять отношения этическим совершенством и воплощать возвышенные чувства в эстетике быта и в искусстве.

Первооснова мира – божественна и прекрасна. Созерцая природу, невозможно не восхищаться этим отсветом божественной гармонии созидания и любви, воплощенной в красоте окружающей действительности. Человек – образ Божий. Он совершенная икона Божия, он сам богоподобен. В интуитивной глубине своих чувств и мыслей он носит духовные начала совершенной Красоты. Без чувства красоты нельзя построить уютный дом, сшить достойную одежду, сочинить или спеть хорошую песню, создать атмосферу задушевной искренности или праздничной торжественности. Устремлённость к красоте учит соблюдать меру и время, соответствие формы и цвета, линии и пространства. В семейной культуре идеал красоты настолько велик, что любое жизненное событие обязательно украшается специально для этого предназначенными предметами обихода. Обычные полотенца, занавески, ложки, шкатулки, скатерти, вазы, горшки, наличники, печки, украшения и многое другое, – расписывались, расшивались, красились, вылеплялись, выпиливались, паялись особым образом, так, чтобы их красота умножала добро, дарила радость, удивляла и восхищала своим совершенством. В предметах обихода наш народ видел не только функциональное предназначение, но и возможность выразить в них, средствами реалистического символизма, прекрасные образы жизни и быта. Поэтому прикладное искусство русских деревень Палеха, Федоровки, Гжели, Красносельска, напитанное религиозным чувством прекрасного, достигли высочайших вершин профессионализма и явились подлинными образцами настоящих шедевров мирового искусства.

Атеистическое сознание теряет образ прекрасного, оно становиться строго рациональным, функциональным, бесчувственным к потребностям человеческого духа. Оно теряет в себе образ Божий. Оно становится безобразным! Предметы, продукты и результаты его деятельности перестают быть красивыми. Дома, одежда, прически, отношения, поведение и мн. др., – становятся некрасивыми. Вот так «…искусство наших дней заблудилось среди дорог и ушло в беспутство…».[6]

Идеал здоровья означает серьёзное отношение народа к физическому состоянию нации.

Понимание здоровья в семейной культуре синкретично и характеризуется многозначностью, сложностью и неоднородностью. Несмотря на мнимую простоту его обыденного восприятия, в нём отражаются фундаментальные аспекты духовного, психологического, социального и биологического бытия человека. Тело создано совершенным и прекрасным, способным быть идеальным инструментом в творческой и созидательной деятельности человека. Православие утверждает всецельность естества человека, где духовная жизни не отделяет душу от тела, а направлена на просветление, преображение, одухотворение всего психо-физического состава человека. Наше «тело, которое Творец дал душе колесницею в жизни»[7], прославлено Рождеством, Воскресением и Вознесением Христовым! Его искупительный подвиг и Второе Славное Пришествие знаменуют собой полное восстановление первозданной природы людей, что сформулировано в теозис: «Сын Божий становится сыном человеческим, чтобы сын человеческий стал сыном Божиим»[8].

Национальные образы здоровья в русской культуре заключены в языковых формах. Так, например, при встрече люди говорят друг другу либо «здравствуй», либо «привет». Первое обращение имеет древнеславянские корни и означает пожелание быть твердым и крепким, как дерево[9]. Метафора символизирует то, что даёт человеку жизненные силы и цель: 1) культурологическую укоренённость в традициях; 2) психологическую устойчивость; 3) возвышенную устремлённость к свету и духовности. Второе обращение – привет, – отражает православную традицию и означает пожелание приблизиться к познанию Истины, которая заключается в добре, просветлённости и любви.

Здоровье всегда воспринималось как дар Божий, его сохраняли и укрепляли из рода в род. С ним бережно обращались, зная, что здоровье, как физическое наследство, будет передаваться всем последующим поколениям. Поэтому традиционно употребление спиртного (хмельного) было строго регламентировано, а до рождения первого ребёнка (в подростковом и юношеском возрасте) не разрешалось вовсе. Курение не поощрялось никогда, а женщинам запрещалось совсем (как и тяжёлые работы). Суровый климат приучил с особенной тщательностью защищать организм (особенно женский) от переохлаждений. Детей с измальства приучали к культуре самосохранения здоровья. Интересен тот факт, что супружеская верность в семейной культуре несёт еще и профилактическую функцию, так как изменам всегда сопутствуют венерические заболевания, серьёзно нарушающие работу жизненно важных органов. Поэтому и последствия их бывают очень опасны для здоровья.

Вместе с тем, здоровье само по себе в семейной культуре никогда не было культом. Здоровый образ жизни имеет нравственные основы и никак не является нарцисстической самоцелью. В материнском подвиге и в исполнении воинского долга здоровье выполняет подчиненную роль. Оно обеспечивает физическую выносливость при выполнении жизненно важных задач. В самосознании народа трусость и телесная изнеженность презирались, потому что правда жизни заключается в том, что только тот этнос, в котором духовное имеет иерархическое превосходство над телесным, побеждает и выживает.

Искажённое отношение к здоровью заключается в том, что при отсутствии воспитания физической выносливости и, как следствия, телесной изнеженности, в современной субкультуре насаждаются две крайности: с одной стороны, культ тела и культ наслаждений, а с другой стороны, – пренебрежительное отношение к здоровью и экстремальные виды развлечений. Обе крайности дезориентируют молодых людей в смысложизненных ценностях и противоречат религиозному осмыслению здоровья человека.

Итак, духовные идеалы определяют семейные ценности русской культуры и закрепляются в специфических формах бытоустроения: патриархальности, единобрачии, супружеской верности, многодетности, почитании родителей, уважении к старшим, защите младших, заботе о воспитании и образовании детей, крепости родственных уз, духовном единстве вновь образованных родов, называемом доменном сознании.

Совокупность духовных идеалов составляет мировоззренческое ядро семейной культуры, её архетипические черты и с другими положительными ценностями формирует традиции, обряды, образ жизни православной семьи.

 

Глава из учебного пособия «Культура семьи»

 


[1] Цит. по архиеп. Василий (Кривошеин) «Преподобный Симеон Новый богослов», Н-Новгород, 1996, стр. 18

[2] Послание ап. Павла Ефесянам, гл. 2: 15

[3] Хорошо (слав. хорус – солнце) синоним добро, имеет семантическое значение: подтверждение, согласие, положительную степень качества. Сакрально-символический смысл – источник и начало жизни.

[4] Быт., гл. 3, ст. 5.

[5] Ильин И.А. Путь к очевидности. Собр.соч., т.3, стр.424-425.

[6] Ильин И.А. «Путь к очевидности», собрн.соч., т.3, стр. 448.

[7] Архимандрит Киприан (Керн). Антропология Св. Григория Паламы, Киев, 2005, стр. 146

[8] Там же, стр. 101

[9] Цит. по Васильева О.С., Филатов Ф.Р. «Психология здоровья человека», М.:AKADEMA, 2001, стр.237