Зачем нужны бабушки – дедушки?
(О
роли прародителей в современной семье)
Недавно
прочитала книжку П. Санаева «Похороните меня за плинтусом» – соблазнили
восторженные отзывы о новой точке зрения автора на взросление современного
ребенка (всегда интересно мне как детскому психологу), о букеровской премии
(вызывает уважение), об особом месте книги в истории русской литературы (о!).
Никакого восторга от чтения я не испытала, более того, обидно за державу, в
которой площадная брань, грубость, нелепости и издевательства в стиле
«садистских стишков» номинируются на солидную литературную премию России,
грустно за автора – в детстве ему, видимо, крупно не повезло с родителями и
прародителями. А книга эта как раз о прародителях – о бабушке и дедушке и их
маленьком внуке.
Можно сказать – ну мало ли сумасшедших
стариков, мучающих своих детей и внуков, этих Кабаних, заевших своих домашних! Зачем
возводить это в норму жизни? Но появление этой книги с таким контекстом вряд ли
можно назвать случайностью. Не случаен и тот неоправданно восторженный резонанс,
который она получила. Впрочем, речь мы ведем не о ней, а о многопоколенной
семье.
Сначала о прошлом. Для российской традиции
было характерно, что, пусть даже не под одной крышей, но достаточно плотно жили
три, четыре, а иногда и пять поколений родных и близких людей. Испокон веков
судьба человека на Руси мыслилась неразрывно с семейным его бытием. Здесь был
храм рода, малая церковь, духовный очаг. Признание роли семьи в духовном и
материальном благополучии человека, его земного поприща и спасения в вечной
жизни входило в плоть и кровь каждого русского человека. Это можно найти в
многочисленных русских пословицах: «Дети – Божья благодать», «Холостой –
полчеловека», «Семейное согласие дороже золота», «Как родители наши жили, так и
нам жить велели», «В семье и каша гуще» и т.д. В традиционной российской семье ребенку
предъявлялась вся палитра требований и ожиданий – в этом особое значение,
ценность семейной многопоколенности как развивающего личность ребенка
пространства отношений. Формирование с детства установки современной молодежи
на многодетную и многопоколенную семью, как многобыйтийную – залог изменения
неблагополучной демографической ситуации в стране.
Священное
Писание и жития святых свидетельствуют о прародителях как проводниках и
провозвестниках веры Христовой. Во 2 Послании к Тимофею св. апостола Павла он
напоминает о нелицемерной вере Тимофея, «которая прежде обитала в бабке твоей
Лоиде» (2 Тим.1:5), благословляя эту преемственность. Как ни вспомнить бабушку
всея Руси св. великую княгиню Ольгу, благодаря воспитанию которой в ее внуке
великом князе Владимире свет Православия освятил и его судьбу, и всю древнюю
языческую Русь. Посему и святитель Феофан Затворник, наставляя в вере, призывал
молодых девушек почаще обращаться к бабушкам, поскольку теплее всего и ласковее
только рядом с ними.
А
что говорят о бабушках-дедушках ученые-педагоги и психологи?
Согласно
теории основателя детской психологии в России Л.С. Выготского, именно взрослый
придает смысл действиям ребенка. Соответственно, чем больше взрослых (близких
взрослых) – тем больше смыслов: общаясь с родителями и прародителями, ребенок
воспринимает разные взгляды, разные точки зрения на одни и те же поступки и
явления. Причем это точки зрения разных поколений, которые могут радикально
отличаться друг от друга. Множество мнений порождает особое пространство – зону
вариативного развития, позволяющую ребенку активно включаться в процесс
собственной жизнедеятельности. Это в дальнейшем поможет ему вставать на позицию
другого, учитывать чужую точку зрения, считаться с мнением других. Это
означает, что благодаря такой многопозиционности, представления ребенка будут
богаче и шире. Погружаясь в такую полисмысловую, разнопозиционную, социальную
ситуацию развития, которую создает многопоколенная семья, ребенок получает
более объемное, глубокое представление о многих явлениях окружающего мира. Кроме
того, общаясь поочередно с родителями и прародителями, он имеет возможность
проследить генезис этих представлений («в наше время было так, сейчас –
иначе»).
Учеными
установлены определенные особенности в психическом развитии детей из
многопоколенных семей. Общий эмоциональный фон у этих детей является более
благоприятным, по сравнению с детьми из нуклеарных (мама-папа-ребенок) семей.
Для них характерен более положительный эмоциональный настрой, открытость
окружающему миру. Дети, проживающие с бабушками, более непосредственны в
общении, лучше сформирован образ собственного Я. Это выражается, во-первых, в
более полном знании собственных предпочтений и интересов (они лучше знают, чего
хотят, и адекватно добиваются своего). Во-вторых, у детей из многопоколенных
семей лучше сформированы представления о статусе своей семьи, роде занятий
родителей, о самих себе, своем месте в обществе и среди друзей (социальное Я).
Наконец, дети с бабушками более интеллектуально состоятельны в школе, особенно
в младших классах. Психологическое исследование развития интеллекта у маленьких
детей, проведенное в 80-х годах, показало, что моторный интеллект младенцев,
проживающих в многопоколенной семье, то есть имеющих наиболее тесный контакт с
бабушками и дедушками, выше, чем у младенцев, проживающих в нуклеарной семье. Это
явление получило название «эффект бабушки».
Общение
с бабушкой и дедушкой позволяет ребенку удерживать связь с прошлым, иметь более
четкое представление о жизни предыдущих поколений. У него возникает более
глубокая пространственно-временная перспектива, в результате чего его картина
мира будет отличаться от картины мира ребенка, не знающего историю развития
семьи и своего места в ней. Прародители (в основном бабушки) имеют большую
возможность познакомить внуков с устным народным творчеством, чем родители. Все
жанры фольклора, игровые сюжеты, а также стихи, пословицы и поговорки,
колыбельные песенки и сказки – все это ребенок слышит в большей части от
бабушек, хотя фольклор называется «материнским», и, переработанный тысячами
поколений, он является золотым фондом народной педагогики. Колыбельные песни,
например, помогают ребенку зафиксировать собственное место его в этом мире и
таким образом успешнее структурировать пространство окружающей среды, а
народные сказки не только помогают различению добра и зла, но и фиксируют
модели «доброго молодца и красной девицы» и, в конечном счете, формируют идеальный
образ будущей семьи.
Прародители
способствуют передаче традиций, культурных норм и ценностей, этических
принципов, то есть всего того, чего не хватает в современном обществе. Для
детей из многопоколенных семей характерно более глубокое (по сравнению с детьми
из нуклеарных семей) понимание таких представлений, как дружба, счастье,
хорошее и плохое.
Во
взаимодействии с прародителями дети опробуют новые модели межличностных
отношений (такие как проблемы дистанции, границ, правил и норм поведения,
степени контроля). Вероятно, что такие формы взаимодействия между прародителями
и внуками обусловлены более высокой степенью принятия и низким контролем. Прародители
предоставляют более безопасное пространство для осуществления этих проб.
Жизненная стабильность особенно важна для маленьких детей. Им необходим четкий
распорядок дня, в котором присутствуют знакомые, привычные для них действия, то
есть необходима повторяемость происходящего. На ее основе формируется чувство
безопасности, которое знаменитый американский психолог Э.Эриксон определил как
«базовое доверие» к миру.
Специфика
отношения прародителей к внукам задает особую социальную ситуацию развития
ребенка в многопоколенной семье. Наиболее существенные отличия в родительском и
прародительском отношении к ребенку наблюдаются в стиле взаимодействия и
эмоциональных отношениях. В связи с нуклеаризацией семьи и отдельным
проживанием молодой семьи сегодня, прародители реже оказываются главой семьи,
что было характерно для традиционной семьи в России (большак – как правило,
самый старший мужчина в семье, большуха (старшуха) – обычно мать и свекровь для
остальных женщин в крестьянских семьях; старшие члены семьи как хозяева имений,
крепостных и челяди в дворянских семьях и т.п.). При этом прародители (особенно
бабушки) все же сохраняют важную роль в воспитании и развитии внуков.
Однако,
несмотря на множество положительных моментов участия в воспитании ребенка
бабушки и дедушки, существует опасность чрезмерной опеки, что, в свою очередь,
приводит к избалованности, эгоизму, отсутствию самостоятельности и чувства
ответственности у малыша, а затем и у молодого человека, формированию в нем
социального инфантилизма. В наших семьях нередко наблюдаются коалиции между
прародителями и внуками подросткового возраста. Дедушки и бабушки начинают
покрывать безумства подросших любимых внучки/внука и беззаветно защищать их
перед родителями, таким образом, неосознанно как бы продлевают их детство и
свое прошлое значительное положение в семье.
Мы
должны помнить: бабушки и дедушки не смогут заменить детям родителей и дать то,
что могут дать только родители. В данном же случае слишком сильная и активная забота
о чадах может иметь отрицательные последствия и сыграть злую шутку и с малым, и
со старым. Несогласованность в выборе методов воспитания родителей и старшего
поколения значительно осложняет жизнь ребенка, поэтому взрослым следует
научиться договариваться друг с другом о непротиворечивом стиле общения с
малышом, а также стараться избегать возникновения конфликтов в этом сложном
вопросе. Стремление всех членов семьи к объединению, взаимному согласию и
пониманию обогащает жизнь детей и помогает им вырасти полноценными людьми.
В
чем же заключается важность и необходимость сохранения этих удивительных
отношений, взаимной нежной привязанности, трогательной любви и заботы,
преданной и верной дружбы между бабушками-дедушками и внучатами? Педагоги,
психологи, медики пришли к единодушному мнению, что помощь прародителей в
воспитании детей оказывает благоприятное воздействие на психологический климат
молодой семьи при условии тактичного, бережного, доброжелательного и
уважительного отношения друг к другу всех ее членов. Малыш, окруженный заботой
прародителей, в меньшей степени страдает от недостатка внимания со стороны
работающих и вечно занятых своими делами родителей. Такой ребенок, как правило,
ощущает себя защищенным, значимым, любимым, а потому и более уверенным в своих
силах и способностях. Бабушкам и дедушкам, способным внимательно выслушать
ребенка и понять детскую душу, малыши чаще, чем родителям, доверяют свои
сокровенные тайны, делятся с ними негативными переживаниями и радостями, не
боятся задавать даже самые смелые вопросы, тревожащие их ум. Жизненный опыт
старших позволяет тактично подойти к решению любой проблемы, связанной с
особенностями роста и развития ребенка. Они могут дать множество полезных
советов родителям по вопросам лечения, учения, общения вашего малыша,
предупредить вас о возможных ошибках в воспитании ребенка, взять на себя
обязанности по развитию его умственных способностей, подготовить к школе,
научить общаться со сверстниками и т.д.
Особое
отношение бабушек и дедушек к детям, по сравнению с родителями, отмечается многими
исследователями. Недаром в народе возникла поговорка о том, что «Первый ребенок
– это последняя кукла, а первый внук – это первый ребенок». Взаимоотношения
между прародителями и внуками не отягощены огромным количеством обязанностей
друг перед другом, как это происходит у детей с родителями. Наоборот,
прародители, свободные от воспитания собственных, уже вставших на ноги детей,
могут бескорыстно посвятить свое время такому же свободному от взрослых забот
внуку. Это полезно не только для ребенка, но и для самих бабушек и дедушек. И
здесь уместна еще одна глубокая народная мудрость: «Дети до венца, а внуки – до
конца»…
Каковы
же функции прародителей в современной семье:
Постоянство.
Прародители воспринимают себя как символ стабильности, как интегрирующий центр,
как сдерживающий фактор при угрозе распада семьи.
Семейная
«национальная гвардия». Обычно ими движет желание принимать активное участие в
жизни семьи и забота о подрастающем поколении. Они призваны быть рядом в
трудный момент, оказывать поддержку в кризисной ситуации.
Арбитры.
Их действия направлены на сохранение и согласование семейных ценностей, что
помогает сохранить связь между поколениями и способствовать разрешению
внутрисемейных конфликтов.
Сохранение
семейной истории. Поддерживают преемственность между поколениями. Передача
семейного опыта, сохранение семейных реликвий, семейных традиций и ритуалов
является символом стабильности семьи, показателем того, что старшее поколение
продолжается в младшем, это делает семейное существование людей более
осмысленным.
Духовно-нравственное
развитие (передача духовных знаний, религиозных представлений, нравственных
смыслов, семейных ценностей и установок и т.п.) – эта функция бабушек является
одной из основных. Не только знания моральных норм, религиозных обрядов и
церковных праздников, но и горячая вера и молитва, жертвенность и терпение запечатлеваются
навсегда в детском сознании.
Поэтому
однажды, когда бабушки не станет, взрослый внук, будто очнувшись, впервые
переступит порог храма, неловко перекрестится и спросит: «У меня бабушка умерла...
Могу я что-то сделать для неё?»
Дорогие
мамы! Любите своих немолодых мам и пап, а пуще – своих свекров и свекровей
(кровь всех!), и обязательно вернется сторицей ваше терпение и уважение, и
отразятся они ясным светом в вашей жизни и в жизни ваших детей.
Дорогие
папы! И вы любите своих пап и мам, и каждый чти своих тестя и тёщу, и не только
«продлятся дни твои на земле», но и умножатся счастливые дни, часы, мгновения
твоих детей.
Старинная вышивка.
Твою светлую избу и горенку
Вновь весенняя радость зальет,
Будто добрая бабушка Оленька
Тихо в детство меня позовет…
По мосточку родному горбатому
Снова в гости к тебе прибегу,
И добро самовара пузатого
Позабыть я навряд ли смогу.
В петухах полотенцевый вышитый
Приоткроется детский мой рай,
Под душистою белою вишнею
Ты меня в Светлый Праздник встречай.
Молодильной травою духмяною,
Земляничным своим пирожком,
Детской тайной родной несказанною
И лучистой души волшебством.
Разливанной зарею румяною
Улыбнется приветливый дом,
Озарит красотой домотканою
И славянским душевным теплом.
Снова звездочки, солнышки, лучики
Твою светлую келью зальют,
И опять половицы скрипучие
Песню милого детства споют…
Где ты, бабушка, солнышко, ладушка?
По душе прокатилась слеза…
Помню, в праздник Христовый лампадушка
Озаряла родные глаза.
Дорогие морщинки, как лучики,
Сладко душу ласкали мою…
Чу…, опять половицы скрипучие
Милой бабушки песню поют…
Валентина ВИНОГРАДОВА
г. Кострома
|