В балете
важна индивидуальность
В кинотеатре города Ардатова
состоялось подведение итогов конкурса «Молодежь и ее ценности», который
проводился совместно с районной администрацией и благочинием Ардатовского
округа. Работы оценивались в трех номинациях: сочинение, стихотворение и
рисунок. Восемнадцать победителей получили почетные грамоты и ценные книги.
На торжественное подведение
итогов собралось 300 старшеклассников и студентов. Мероприятие посетили
заместитель главы Ардатовского района Михаил Кульков и начальник местного
отдела образования Галина Бутова. Нижегородскую епархию представили благочинный
округа иерей Алексий Веснин и протоиерей Михаил Резин. После церемонии
награждения собравшиеся посмотрели фильм «Маленькая принцесса». Перед
просмотром отец Алексий зачитал ребятам приветствие от исполнительниц главных
ролей Анастасии Меськовой и Ляны Грыу. «Желаю ценить каждую улыбку и каждое
доброе слово, любить не только дальних, но и ближних, мечтать, хотеть и
достигать», – сказано в их послании.
Сегодня мы предлагаем вашему
вниманию беседу отца Алексия с актрисой театра и кино Анастасией Меськовой,
исполнительницу главной роли в фильме «Маленькая
принцесса».
– Каким образом судьба
привела вас в Большой театр?
– Я закончила Московскую
Государственную академию хореографии, которая когда-то была официально при Большом
театре, но это два отдельных заведения. В любом случае это главная балетная
школа Москвы. На Государственные экзамены приходят представители всех театров для
отбора будущих артистов. Тебе приходит приглашение для просмотра в театре, после
которого говорят, взяли тебя на работу
или нет. Для меня это было важной целью – танцевать на сцене Большого театра.
– Балет – это, наверное,
очень тяжёлый труд?
– Конечно. Каждый день приходится
доказывать, что ты лучший, и я к этому уже привыкла. Нельзя так, что если я
вчера хорошо станцевала, то сегодня я могу расслабиться. И так каждый день...
Иногда бывает два спектакля в день, и всё время по максимуму. Тяжело конечно,
но когда много спектаклей, не замечаешь. Помню, на гастролях было пять
спектаклей подряд, у меня было такое ощущение, что я постоянно танцую, – я
кланяюсь, выхожу в другую кулису и опять выхожу на сцену. Когда много работаешь,
как-то не задумываешься. Это здорово, когда много работы. Во-первых, ты не так
волнуешься, у тебя нет плохого волнения, которое мешает в работе, наоборот, эмоционально и физически легче. Во-вторых, ты
уже не воспринимаешь работу, как огромную гору, на которую надо лезть, если говорить образно. Чем больше, тем лучше,
как ни странно.
– Никогда не возникало
желание всё бросить?
– Возникало. Первый раз
возникло такое желание в хореографическим училище. Была на конкурсе в Париже.
Мама мне всё время говорила, что не всегда бывает честная игра, иногда нужно
быть не на одну голову выше других, а на десять голов. И я не в полном восторге
от себя, я адекватно к себе отношусь, но на тот момент, в тот день я была лучшей,
сильно лучшей. Балет – это искусство субъективное, но есть какие-то объективные
вещи, например, количество пируэтов,
наличие устойчивости… Да, это очевидные вещи, которые говорят о том, кто лучше,
кто хуже, тем более - это конкурс, соревнование. Но для меня этот конкурс
закончился абсолютно неудачно, я не получила вообще никакой награды. Помню, я ужасно была расстроена, очень
плакала и понимала, что вообще этим
больше не хочу заниматься и не могла поверить, почему всё так не честно, ведь я
так много работала. Когда ты понимаешь, что был слабее, то не претендуешь и не
ждёшь. Тогда мне хотелось всё бросить. В
театре бывают разные ситуации, но не бросаю и думаю, что не брошу, я с четырёх
лет танцую. Это уже моё, лет в 35 закончу может быть.
– Кто является отцом
русского балета?
– Безусловно, Мариус Петипа
– одна из первых и важных фигур. Он похоронен в некрополе Александро-Невской
Лавры в Питере.
– Есть у вас тот, на кого вы
равняетесь в балете?
– В искусстве подражать не
очень хорошо, хотя это часто бывает… Например, у моего педагога я прошу что-то
показать, а она говорит: «Я не буду показывать, потому что ты невольно скопируешь,
а ты должна это сделать сама». Я восхищаюсь своим педагогом Л.И. Семеняк. Она
была потрясающая балерина, но я должна учиться делать что-то своё. Все мы очень
разные, мы не спортсмены, у нас нет такого точного подхода к прыжку. Насколько
каждый человек индивидуален и в балете это, слава Богу, не воспрещается.
Понятно, когда ты стоишь в массе лебедей, которых 32, особо выделяться не
должен, но при этом твоя личная индивидуальность, я считаю, всегда должна
присутствовать, если ты хочешь чего-то большего. Я всегда боюсь серой массы, я
очень не хочу быть этой массой, потому что каждый человек создан индивидуальным
и неповторимым, как произведение искусства.
– В каких спектаклях вы
сейчас задействованы?
– Спектакли, где я сейчас
танцую главную партию – это «Светлый ручей», «Пламя Парижа», «В комнате
наверху», «Серенада», «Треуголка», «Дон-Кихот», «Лебединое озеро», «Корсар».
– Как посещают люди театр в
условиях кризиса?
– Сейчас у нас «маленькая»
сцена, на «большой» идёт реконструкция, обещают закончить к 2011году, но сегодня
залы полные. В Большой театр идёт очень много иностранцев. Быть в Москве и не
быть в Большом театре, это… Постоянный поток. Потом, те люди, которые любят искусство,
будут в любом случае ходить на спектакли, для них не важно, есть кризис или его
нет. А по поводу кризиса в нашей стране… Это не так уж катастрофично. Мне
кажется, мы всю жизнь живём в кризисе. Наше знаменитое «авось пронесёт» помогает,
так и живём. Ни вы, ни я не обладали никакими миллионами, которые стали
рушиться, и поэтому на нас, обычных людей, это не сильно сказалось.
– Как принимает публика за границей
наш балет?
– Очень хорошо. Большой
театр это мировое имя, это бренд, который хорошо продаётся. Всегда полные залы,
аншлаги. Особенно любят балет Григоровича. Это очень важная фигура в балете,
долгое время он был руководителем Большого театра. При нём были звёзды -
Плисецкая, Максимова, Васильев… Это его балетные постановки мы танцуем до сих
пор, и каждый театр считает важным для себя иметь в репертуаре спектакли Ю.Григоровича.
– Как у вас в балете обстоят
дела с подругами, нет ли конкуренции?
– По-разному. Мы с одной
стороны семья, а с другой стороны совсем не семья. Я не питаю иллюзий. Сегодня
мы дружим, но это пока, пока наши интересы не соприкоснулись, не столкнулись,
завтра этой дружбе может придти конец, причём очень не лицеприятный. У меня есть
уже такой опыт. Не так давно, буквально год назад произошла история, в которой было много всего замешано – и дружба, и
любовь… В результате я потеряла и близкого человека и подругу, но ничего,
сейчас мы общаемся, танцуем в одном спектакле, танцуем под руки, обнимаемся,
целуемся.
– Как распределяются роли в
балете, и сколько проходит времени с момента распределения ролей до выхода на
сцену спектакля?
– Если это новый спектакль,
то человек, который его ставит, ходит по классам, где мы занимаемся, смотрит и
отбирает артистов. Потом они с нашим руководителем советуются и вместе подбирают
людей на разные роли. Обычно с момента начала репетиции до выхода спектакля проходит
где-то от месяца до двух, смотря какой спектакль. Например, «Пламя Парижа» мы
репетировали полтора месяца.
– Помните свой первый танец
в Большом театре, когда стали танцевать в труппе?
– Помню свой самый, самый
первый танец. Мне было 8 лет, танец на
музыку Беллини, симфония, занавес открылся - зал огромный, а я ещё такая
маленькая, просто нереально, ой… это было что-то невероятное. А в труппе самый
первый танец тоже помню. Прошло две недели как мы начали работать. Нам с моей
одноклассницей дали танцевать Венгерский танец из «Лебединого озера». Ой, как
было страшно, хотя это так странно, ведь пока мы учились в хореографическом
училище, у нас постоянно шли концерты в Большом театре. На самом деле я уже
привыкла к этой сцене. Я танцевала на ней сложный па-де-де (это танец, точнее
четыре танца двух людей) и сольные вещи важные, но в качестве артиста - это
другое, другая ответственность, а тогда было ужасно страшно. Я помню, меня просто трясло.
– Какие у вас творческие
цели. Большой театр, наверное, не предел?
– Большой театр - это
ступенька, хотя очень большая. Мне бы хотелось двигаться дальше. Я планирую
где-то через год поехать во Францию, поработать с труппой известного французского
хореографа Анжелина Прельжокажа , мне очень интересно и думаю, будет очень
здорово. Я хочу пробовать что-то ещё, современную хореографию, например. Мне бы
хотелось побольше участия в спектаклях других театров. Хочу, чтобы больше было
репертуара, возможность танцевать в других городах. Хотелось бы сниматься в
кино – это моя «голубая» мечта. Не знаю, получится или нет. Хотелось бы играть
разные роли, тяжёлые, может даже отрицательные, мне, как актрисе, это тоже
интересно. Даже хотелось бы попробовать скандально-рискованный проект.
– Какие у вас личные мечты?
– Мне так хочется побольше
детей. Жить загородом, иметь дом, большую собаку – ну вот такие обычные мечты.
Мне очень нравиться, когда мы все собираемся – семья, друзья…, я очень люблю
готовить.
– Дорогая Анастасия,
сердечно благодарю вас за интересную беседу и желаю вам Божьей помощи.
– Спасибо.
|