АНО СЕМЬЯ РОССИИ
28 августа – Успение Пресвятой Богородицы
26.08.2017 21:53

001_copy_copy_copy

Праздник Успения, к которому приготовил нас Успенский пост – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха. Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?», говорит: «для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил 1.21). И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: «В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…» – напоминает церковное песнопение. По церковному преданию Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира, она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя она и не нуждалась в очищении души или исправлении – вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся и подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте, и восхваляя ее. В Церкви особо подчеркивается, что пост кардинально отличается от вегетарианства или обычной диеты: это в первую очередь воздержание ради Христа – как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие стараются с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, где они утеряны.

Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы. После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах, она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.  И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни. Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников. Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений воспевает: «Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо». Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело. Успенский пост установлен с древних времен христианства – упоминания о нем известны с 450 года.

УСПЕНИЕ

Над плащаницею витают

Благоуханные клубы,

Стоит тепло, и свечи тают.

Канон Успению читают,

И к небесам летят мольбы

К Пречистой Деве Всецарице

О горьких тяготах борьбы 

И о превратностях судьбы,

О семьях, детях, о здоровье…

Те, кто сильны и кто слабы –

Все принимаются с любовью,

Все грешные Её рабы,

Кто к Ней приходит помолиться.

Наверное, всё так же было

Тысячелетия назад:

В руках апостолов кадила,

Священный одр обступила

Толпа из первых христиан,

Пришедших с Девою проститься

Из разных отдалённых стран.

Их всех премудрый Божий план

Собрал в один момент чудесно,

Кто был достоин, кто был зван

Прийти в назначенное место,

Когда Её телесный храм

С душой был должен разлучиться.

Изображают на иконе,

Желая чудо подчеркнуть,

Как фарисей один Афоний,

Радетель ярый о законе,

Решился одр перевернуть,

Чтоб над Пречистой поглумиться,

Своим кощунством щегольнуть,

Когда Её в последний путь

Все христиане провожали.

Сумел он руку протянуть,

Но Силы Божие не дали

Ему исполнить что-нибудь –

Небесный меч отсёк десницу.

Как Матерь Божья милосердна!

Её любовь к нам велика,

Её терпение безмерно…

Афоний каялся усердно,

И дерзновенная рука срослась

Неверным в назиданье.

Заметны были лишь слегка,

Чтоб память всех была крепка,

Следы недавнего увечья…

Мария, будучи кротка,

Простила злобу человечью,

Но сохранилось на века

Об этом случае преданье.

О Богоматерь Пресвятая,

Царица Неба и земли!

Греша, терзаясь и страдая,

К Твоим стопам мы припадаем

И так же молим: исцели,

Как исцелила фарисея!

Погрязши в суетной пыли, мы,

Может, гнев Твой навлекли,

Но Ты смиренному моленью

По милосердию внемли

И в праздник Твоего Успенья

От всех напастей огради,

Подав душевное спасенье!

 

 

Мария Шадрина,

выпускница приюта и «ДОБРОЙ ШКОЛЫ НА СОЛЬБЕ»

 

 
 
69115
0003671a
photo_autumn_bench.preview
autumn_leaves
90697233_2064475_
osen_09.09.2009_bw_038
64923386_1286316456_0_1f307_8edf69f0_XL