АНО СЕМЬЯ РОССИИ
Чудотворный образ Смоленской Божией Матери
09.08.2017 22:55

1_copy_copy_copy_copy_copy

Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», весьма древнего происхождения. Она была принесена в Россию из Греции, но когда и кем – об этом не сохранилось вполне ясных и достоверных сведений. Есть одно сказание, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконой свою дочь, царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода Ярославича. Так как эта икона сопровождала царевну Анну в ее путешествии из Константинополя в Черниговское княжество, то поэтому и сама икона получила название «Одигитрия», то есть «Путеводительница». Существует также другое объяснение наименования «Одигитрия». Есть мнение, что Смоленская икона Одигитрия представляет собой список с Одигитрии Влахернской, так как имеет с ней большое сходство в изображении; а поэтому Смоленская икона, как копия, вполне естественно заимствовала и подобное же наименование. Есть еще одно распространенное мнение, по которому Одигитрия Смоленская написана евангелистом Лукой, который, согласно древнему преданию, написал около семидесяти икон Божией Матери.

В 1095 году чудотворная икона Божией Матери из Чернигова – первого своего удела – была перевезена в Смоленск, а в 1101 году здесь Владимиром Мономахом был заложен соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. Спустя десять лет Одигитрия была поставлена в этом соборе и с этого времени стала именоваться Смоленской – по имени града, хранительницей которого эта чудотворная оставалась в течение почти девяти веков. Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, самое значимое – это избавление Смоленска от татар. В XIII столетии на Русь обрушились полчища Батыя, стремительно продвигаясь на запад. Плача и молясь, смоляне припали к заступничеству своей Хранительницы. И свершилось чудо: Пречистая через образ Одигитрии Смоленской даровала городу чудесное спасение. Татары стояли уже нескольких верстах от Смоленска, когда благочестивый воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас: «Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему». Повинуясь Пречистой, Меркурий поднял горожан, а сам бросился в неприятельский стан, где погиб в неравном бою. Погребли его в соборной церкви Смоленска и вскоре причисли к лику святых. В память о Меркурии в день его кончины пред чудотворным образом Одигитрии совершалось особое благодарственное молебствие.

В 1395 году Смоленское княжество утратило свою самостоятельность, попав в зависимость от Литвы. Но всего три года спустя дочь литовского князя Витовта выдали замуж за князя московского Василия Дмитриевича (сына святого благоверного князя Димитрия Донского), и Одигитрия стала ее приданым. В 1398 году обретенную святыню установили в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. Москвичи благоговейно поклонялись ей в течение полувека, пока в 1456 году в царствующий град прибыли представители смолян и били челом о возвращении им святыни. Великий князь Василий Темный (1415-1462), посовещавшись с епископами и боярами, повелел «отпустить» чудотворную в Смоленск, оставив в Москве ее точный список. 28 июля при стечении едва ли не всех москвичей икону торжественно проводили через Девичье поле до брода у крутой излучины Москвы-реки, за которым начиналась дорога на Смоленск. Здесь был отслужен молебен Путеводительнице, после чего первообраз чудотворной отправился в Смоленск, а провожавшие отнесли список со Смоленской в Благовещенский собор Московского Кремля. В 1514 году Смоленск был возвращен в состав Русского государства (штурм города русскими войсками начался 29 июля – на следующий день после празднования Смоленской иконе); в 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III основал на том самом месте, где в 1456 году москвичи провожали чудотворную, Новодевичий монастырь.

Предстательство Пречистой за Ее излюбленный удел было вновь явлено через полтора века, во время Отечественной войны 1812 года. Вновь Ее чудотворный образ был вывезен, сперва в Москву – 26 августа, в день Бородинского сражения, Смоленскую, Иверскую и Владимирскую иконы крестным ходом обносили вокруг Москвы, а 31 августа Иверская и Смоленская навестили раненых в сражении, лежавших в Лефортовском госпитале. Невозможно описать того чувства, которое охватило воинов при виде этих святынь, несомых священнослужителями. Стоны прекратились. Забыв невыносимую боль от своих ран, они со слезами смотрели на святые иконы. Тут же был отслужен молебен с водосвятием. Несчастные страдальцы с усилием поднимались со своих мест и ползлиили шли на костылях, чтобы поцеловать их. А когда русские войска оставили первопрестольную, Смоленскую икону перевезли в Ярославль. Однако заступничеством Пречистой это пребывание Ее чудотворного образа на волжских берегах оказывалось непродолжительным: уже 24 декабря 1812 года Одигитрия вернулась в Успенский собор Смоленска, где и сейчас находится в кафедральном соборе.

Смоленская икона Божией Матери с великим благоговением почитается среди православного русского народа. Списки с нее распространены в огромном количестве по храмам и домам верующих. Чудотворных и особо чтимых копий с этой иконы насчитывается более тридцати. В честь Смоленской Одигитрии ежегодно совершается всероссийское праздненство 28 июля по христианскому летоисчислению, которое особенной торжественностью отличается в Москве в Новодевичьем женском монастыре и Смоленске в Свято-Успенском кафедральном соборе. В день этого праздника святая Церковь взывает к Богоматери: «Аще бо Ты не предстояла, молящи, кто бы нас избавил от толиких бед, кто же бы сохранил доныне свободны».

Чудотворная Смоленская-Костромская икона Божией Матери «Одигитрия» – одна из святынь Богоявленско-Анастасииного женского монастыря города Костромы. Икона-фреска, список со Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, была написана в 1672 году на стене угловой юго-западной башни Богоявленского монастыря артелью изографов во главе со знаменитыми иконописцами Гурием Никитиным и Силой Савиным, трудившимися в то время над росписью соборного храма обители – ныне Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора. Через сто лет, в 1779 году, в Костроме случился опустошительный пожар, в огне которого погибла половина городских строений. Весь Богоявленский монастырь, его храмы и крепостные стены были объяты пламенем, однако, защищаемый чудесной силой Божией настенный образ Смоленской иконы Пресвятой Богородицы остался совершенно невредимым. В 1824 году у башни была устроена церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери с пристройкой в той стене, на которой изображен чудотворный образ. В 1920 году Смоленская церковь, вслед за упразднением Богоявленско-Анастасииного женского монастыря города Костромы, была закрыта, но уже в 1990 году была возвращена Церкви и возрождаемому Богоявленско-Анастасииному женскому монастырю. Смоленская-Костромская икона Божией Матери, некогда сохраненная в огне опустошительных пожаров, оказалась сильно поврежденной – от изображения остались практически одни контуры. Реставраторы пришли к мнению, что икону нужно писать заново. Однако случилось чудо – одна из членов экспертной комиссии все-таки взяла вату и спирт и сделала пробный мазок. Внезапно на месте мазка появился глаз Богородицы, затем другой. Произошло чудесное обновление иконы – казалось бы, навсегда исчезнувшее изображение, восстановилось. Опытные реставраторы были поражены этим чудом: такого за пятьдесят лет своей работы они никогда не видели. 23 ноября 2004 года для Смоленской-Костромской иконы Божией Матери была освящена новая драгоценная риза.

Автор: Елена Козенкова

 
 
69115
0003671a
photo_autumn_bench.preview
autumn_leaves
90697233_2064475_
osen_09.09.2009_bw_038
64923386_1286316456_0_1f307_8edf69f0_XL