АНО СЕМЬЯ РОССИИ
Семья как школа любви

Автор: Ирина Васильевна СИЛУЯНОВА, профессор, доктор философских наук, зав. кафедрой биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета, зам. Председателей Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике Московской Патриархии Русской Православной Церкви.

На одной из конференций ведущий педиатр страны профессор Г.А. Самсыгина рассказала о поразившем ее факте. Коллектив кафедры обследовал новорожденных младенцев-отказников. Осмотр периодически повторялся затем в детдоме. Характерной особенностью состояния даже здоровых детей-сирот было то, что год от года их развитие тормозилось и состояние здоровья ухудшалось. Такая динамика принципиально отличалась от того, как менялись первоначально больные дети в семьях, состояние здоровья которых, напротив, выравнивалось и улучшалось.

На фоне полноценного питания и ухода за отказниками основную причину подобной ситуации можно связать с одним важнейшим фактором – недостатком или дефицитом любви к этим детям. В этой ситуации нельзя обвинять работников детдомов. Они, как правило, добросовестно относятся к своей работе. Но заменить родителей и родительскую любовь в полной мере вряд ли возможно.

Среди видов любви между людьми в христианской философии различают любовь к человеку ради Бога, естественную любовь родителей к детям, любовь как выражение тщеславия и алчности, любовь как наслаждение. Среди видов любви между людьми – между братьями и сестрами, мужчиной и женщиной, между друзьями и подругами, между сослуживцами, соседями и т.п. самой высшей, т.е. самой близкой к христианскому смыслу любви, относится любовь родителей – матери и отца – к своим детям. Она максимально приближается к подобию Божией любви к человеку. Родительская любовь – это и жертвенная воля к самоотдаче, и постоянная готовность на самопожертвование и помощь, это неустанная забота, искреннее бескорыстие и целебная энергия добра. «Всякое деяние доброе… нисходит свыше от Отца светов (Иак. 1: 17)».

Не секрет, что детей, воспитанных в детдомах, называют – «трудные дети». Вся их «трудность» и для окружающих их людей, и для них самих, связана с тем, что они не знали родительской любви. Они, к сожалению, не получили опыта искренней, подлинной любви к себе. Они лишены чувства и знания жертвенной любви, любви прощающей за провинность, любви, снисходительной к слабостям, любви неосуждающей недостатки, любви, сокрушающейся об твоих ошибках, любви – молитвы Богу о тебе. И поэтому их отношение к людям неизбежно деформировано. Оно, как правило, лишено естественной доброжелательности, снисходительности, способности понять другого человека, что возникает из опыта родительской любви и семейных взаимоотношений.

Семья – это первая и основная школа любви. Нельзя при этом не уточнить, что речь идет не о вообще семье в различных смыслах и исторических формах, а о христианской семье, устроение которой определено Откровением и Преданием. Христианское понимание семьи исторически было революционным для эпохи первых веков нашей эры. Оно завоевывало себе место в борьбе с языческим представлениями о семье, допускающими половую распущенность, многоженство, разводы, жестокое отношение к детям вплоть до обычая выбрасывать рожденных в браке детей. Мч. Иустин Философ (+ 166) свидетельствовал о такой практике в языческом Риме. Он писал: «Выбрасывать детей худо и потому еще, что их подбирают обычно развратные люди и выращивают (как девочек, так и мальчиков) исключительно для своих сексуальных развлечений. Многие римляне держали целые стада таких детей»[1].

Христианское устроение семьи противостояло не только языческим нормам. Оно противостоит и современным моделям семьи. Идет ли речь о современной европейской тенденции легализации гомосексуальных «семей» (Голландия, Бельгия, Испания) или о либеральном утверждении нового типа семьи, в режиме «последовательной моногамии», т.е. многократной последовательной смены партнеров и семей в течение жизни как мужчины, так и женщины. В основе последней либеральной позиции лежит естественная относительность и изменчивость состояния влюбленности, которая и кладется во главу угла нового типа семейно-брачных отношений.

Основой христианской семьи становится любовь как ответственность за других – за супруга и детей. Христианское понимание семьи определяется краеугольным пониманием любви не как изменчивой и преходящей склонности, а как «направление воли, определяемой рассудком».[2] В древнегреческом языке такое содержание понятия любви раскрывает глагол «агапе».

В Новом Завете к греческому рассудочному «агапе» прибавляется оттенок любви-жалости, любви сострадательной и даже жертвенной. Именно это значение глагола любить, обозначающего любовь как направление воли, определяемой рассудком и состраданием, как сознательное служение ближнему, самоотдачу и признание необходимости подчинения себя интересам ближнего, как сознательного и нравственно оцениваемого чувства, стало символизировать собственно христианское содержание главной ценности семейных отношений.[3]

Уже десять веков в России нормой отношения в семье между родителями и детьми является любовь в христианском смысле.

Почему же именно этот смысл любви верный и истинный, а потому хранить его и следовать ему в практике семейных отношений необходимо? Потому, что такая любовь питает (воспитывает), исцеляет, спасает. Потому, что такая любовь максимально соответствует и подобна любви Бога к людям и страждущему человеку. «Бог, богатый милостью, по своей великой любви, которую возлюбил нас» (Еф. 2: 4). Величие этой любви в том, что: «… так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16).

«Бог есть любовь» (Ин. 4: 8, 16), «… любовь от Бога» (1Ин. 4: 7). Любовью устроен мир, в том числе и мир человеческих сердец, мир человеческих отношений. Но жизнь человека сложна и несовершенна, полна нарушений, сбоев, разрывов в отношениях между людьми. Причина этого, как правило, – это отравление души ядом зла, одиночества, ненависти, гордости, равнодушия. Семья – это школа любви. Опыт семейных отношений – это защита души человека от «гноения злобы». Это верный путь и важнейшее средство к восстановлению созданного Богом устроения человека, порядка, гармонии, мира душевного, находящегося в прямой связи с порядком и устроением человеческих отношений. «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога» (1 Ин. 4: 7).



[1] Цит.по Бычков В.В.Эстетика поздней античности.II-IIIвека.М.Наука.1981,с.77.

[2] Священник Максим Козлов. «Глаголы любви» в Новом Завете./ Альфа и Омега.№2(5), 1995, с. 25.

[3] Там же, с. 27.

 
 
v_inicnativi