КОСТРОМА В КИНО. СТЕНДЫ.
(Автор текста Алексей Зябликов)
1. ВОЛЖСКИЙ «ГОЛЛИВУД»
Пожалуй, это слишком смело – называть Кострому «волжским Голливудом», но связь костромской земли с именами Н. Михалкова, Э. Рязанова, И. Таланкина, А. Прошкина и даже Марчелло Мастрояни говорит о многом. Эту связь навсегда сохранила кинопленка. В Костроме были сняты десятки художественных кинолент, среди которых практически отсутствуют неудачные, «проходные». Здесь работали крупнейшие российские режиссеры и актеры. Здесь творилась российская киноистория. Факт остается фактом: именно в Костроме были сняты многие фильмы, ставшие, говоря современным языком, культовыми, получившие всенародную любовь и признание. Рискнем предположить, что образ Костромы и Костромской земли, присутствующий в этих картинах, в значительной степени способствовал их успеху. Вероятно, есть в здешних местах что-то такое, что независимо от режиссерской воли проникает в образную ткань кинопроизведения и наполняет его особой энергетикой.
2. АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ
Символично, что на Костромской земле, в кадыйском селе Завражье, родился один из величайших режиссеров ХХ столетия Андрей Тарковский (1932–1986). Его отец поэт Арсений Тарковский писал сыну 4 апреля 1943 г.: «Дорогой, родной мой Андрюша, поздравляю тебя с днем рождения. Я болен и лежу в госпитале, скоро уж меня выпишут. Я так хорошо помню, как ты родился, мой милый. Мы с мамой ехали до Кинешмы поездом, а оттуда на лошадях до Завражья. Волга должна была вот-вот тронуться. (…) Потом родился ты, и я тебя увидел, а потом вышел и был один, а кругом трещало и шумело: шел лед на Немде. Вечерело, и небо было совсем чистое, и я увидел звезду. А издалека была слышна гармошка, и это было одиннадцать лет назад … ». Спустя годы в фильме «Зеркало» (1975) Андрей Тарковский отразил в фильме многие впечатления детства: уход отца, трудности быта, эвакуацию, школу в Юрьевце, образ матери с двумя детьми на руках. Тарковский говорил: «Моя родина под водой». Место, где стоял дом лесопромышленника Кудряшева, в котором родился Андрей Арсеньевич, затоплено. Но второй этаж двухэтажного дома был перенесен в верхнюю часть села, не подвергшуюся затоплению. Несколько уцелевших бревен этого дома положены в основу здания музея Тарковского и Флоренского в Завражье (открыт в 2004 году). Сохранился храм, в котором в 1932 г. крестили маленького Андрюшу.
3. КОРЧАГИНА, ПОПОВ, ПУГОВКИН…
На Костромской земле родились народные артисты СССР Екатерина Корчагина (1874–1951), Андрей Попов (1918–1983), Михаил Пуговкин (1923–2008). Екатерина Корчагина-Александровская, актриса еще дореволюционной школы, в кино специализировалась на харáктерных ролях старух. Она сыграла Феклушу в кинопостановке «Гроза» (1934) режиссера В.М. Петрова, Улиту в фильме «Иудушка Головлев» (1934) режиссера А. Ивановского. Андрей Попов родился в семье известного режиссера Алексея Дмитриевича Попова, который в 1918–1923 гг. возглавлял в Костроме Театр студийных постановок. На экране Попов создал образы людей немногословных и душевно тонких, исполненных внутреннего благородства. Таков Ефим Николаевич в фильме «Учитель пения» (1973) режиссера Наума Бирмана. В экранизациях классики Попов демонстрировал, что ему по плечу и натуры страстные, эксцентричные. Чего стоит искрометный Петруччио в картине «Укрощение строптивой» (1961)! Михаил Пуговкин, уроженец деревни Рамешки Чухломского уезда, – актер яркого комедийного дарования, один из любимейших наших артистов. Кто не помнит его лукавого Яшку-артиллериста из «Свадьбы в Малиновке» (1967, реж. А. Тутышкин)! Или щеголеватого режиссера Якина из гайдаевского фильма «Иван Васильевич меняет профессию»!
4. БОРИС БАБОЧКИН
С Костромой связана творческая судьба народного артиста СССР Бориса Бабочкина (1904–1975). Артист вспоминал: «В 1925 году я служил в Костроме, в театре им. А.Н. Островского… В “Федьке-есауле” я играл красноармейца-фронтовика. И вот на премьере мне пришлось единственный раз в жизни выйти на аплодисменты уже разгримированному и в собственном штатском костюме. Публика – нашим основным зрителем были костромские текстильщики – стояла, хлопала и кричала мне минут двадцать после того, как кончился спектакль. Я понял, что во мне они – вернувшиеся с фронтов гражданской войны – узнали себя». Работа на провинциальной сцене помогла Бабочкину в создании образа Чапаева в знаменитом фильме братьев Васильевых, ставшем мировой киносенсацией. Кстати, в фильме «Чапаев» (1934) снялся еще один актер, в чьем послужном списке значился Костромской драматический театр. Это Илларион Николаевич Певцов (1879–1934), сыгравший роль полковника Бороздина.
5. КОСТРОМА КИНОФЕСТИВАЛЬНАЯ
Кострому каждый год посещают актеры, режиссеры. Они приезжают не только на съемки новых фильмов, но и для того чтобы представлять свои уже готовые творенья на суд зрителей и кинокритиков. С 1995 г. в городе проводится кинофестиваль «Сталкер». В 2010 г. из Твери в Кострому перекочевал фестиваль «Созвездие», президентом которого является народный артист России Александр Голобородько. Особенность этого фестиваля в том, что в составе жюри нет ни одного режиссера и кинокритика – только актеры. Кострому и Завражье обязательно посещают участники и гости фестиваля «Зеркало», проводимого в теперь, увы, ивановском Юрьевце.
6. НАЧАЛО. МИХАИЛ ТРОФИМОВ
Кострома зажила кинематографом еще до революции, в начале XX века. В 1910 году стараниями костромского купца Михаила Семеновича Трофимова в городе появился первый кинотеатр. В трофимовский «Современный театр» на Ильинской улице (ныне ул. Чайковского) публика валом валила. В 1915 г. М.С. Трофимов открыл в Москве кинофабрику «Русь», которая занималась постановкой оригинальных отечественных фильмов. Михаил Семенович верил в облагораживающую, очистительную силу кино. «Я не для прибылей затеял это дело, – признавался он. – Считаю кощунственным наживаться на искусстве! На жизнь зарабатываю подрядами, кинематограф полюбил крепко и хочу, чтобы русская картина превзошла заграничную, как русская литература и русский театр…» После революции киноателье «Русь» было национализировано и превратилось в акционерное товарищество «Межрабпом Русь», позже сменившее название на «Межрабпомфильм». На его основе впоследствии создается студия «Союздетфильм», в 1948 г. преобразованная в Центральную студию детских и юношеских фильмов им. М. Горького. А начиналось все в костромском селе Стрельникове, где в 1860-е гг. появился на свет Михаил Семенович Трофимов…
7. САВВА БАРХАТОВ
Напротив «Современного театра» на Ильинской улице вскоре появился еще один кинотеатр, построенный тщанием владельца постоялых дворов и лавок Саввы Бархатова. Кинозал на 800 мест долгое время был самым большим в городе. Назвали новый очаг культуры скромно и со вкусом «Пале-театр» («Дворец-театр»). Острой конкурентной борьбы за зрителя у Трофимова и Бархатова не получилось: публика успевала побывать на сеансах в обоих кинотеатрах. После революции, в конце 1920-х гг., кинотеатр «Пале» предлагалось переименовать в «Заветы Ильича», а «Современный» – в «Проводник культуры». В конце концов «Пале» получил название «Художественный», а обветшавший «Современный» в 1960-е гг. и вовсе разобрали. На его месте был возведен стеклянный павильон кафе «Березка».
8. «КАТЕРИНА-ДУШЕГУБКА» (1915)
До революции кино в Костроме не только смотрели, но и снимали. В 1915 г. режиссером Александром Аркатовым здесь был снят немой черно-белый фильм с трогательным названием «Катерина-душегубка»» по повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Рассказ о купеческой жене Катерине Измайловой, которая ради любви к приказчику Сергею идет на жестокое убийство, начинается таким авторским признанием: «Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета». Где же задаются такие характеры? Конечно в косной слободской, купеческой среде, где царят домостроевские законы. Они столь страшны, что вырваться из их плена можно, только совершив что-то еще более страшное. Фильм решили снять не в Мценске, а именно в Костроме. Видимо, лучшей декорации для изображения зловещей обстановки, где деформируются даже такие светлые чувства, как любовь, было не найти. «Катерина-душегубка» был первой кинематографической попыткой закрепить за Костромой качества локуса, вобравшего в себя весь ужас мракобесно-купеческого провинциализма.
9. «РЕВИЗОР» (1952)
В 1952 году вышла цветная полнометражная картина «Ревизор» режиссера Владимира Петрова («Мосфильм»). Кострому в образах бессмертных гоголевских персонажей посетили Юрий Толубеев, Игорь Горбачев, Михаил Яншин, Эраст Гарин, Алексей Грибов, Анастасия Георгиевская и другие знаменитые артисты. Зритель может узнать в кадрах фильма Рыбные ряды, Молочную гору, улицу Энгельса (бывш. Покровская). Так, под «дом Городничего» был определен деревянный особняк с шестью колоннами на бывшей Покровской (№ 29/21), построенный в 1820-е годы коллежской советницей В.А. Ушаковой. С конца 1880-х гг. в этом здании размещалось училище слепых Б.К. Кукеля. Кострома, по замыслу авторов фильма, должна была стать важным элементом сатирического осмеяния русской уездной действительности, где царят чинопочитание, казнокрадство, душевная и умственная скудость, где по улицам гуляют куры и свиньи, да и лица людей скорее напоминают рыла. Характерен эпизод, когда Добчинский (актер Александр Полинский), спеша с письмом к Анне Андреевне, по колено проваливается в огромную лужу прямо посередине улицы. Удивительно, но, несмотря на остро сатирическую основу драматургии и гротесковую разработку характеров, именно присутствие Костромы в кадре наполняет фильм неожиданными лирическими интонациями, обаянием и теплом. Редкие планы центральной части Костромы в фильме рождают ощущение не только ветхости и неустроенности, но и провинциального русского очарования, уюта. Сама «фактура» Костромы словно сопротивлялась тому, чтобы ее рассматривали только в критическом «гоголевско-щедринском» ключе.
10. ИДЕАЛЬНАЯ КИНОДЕКОРАЦИЯ
Благодаря «Ревизору» за Костромой прочно закрепилась слава готовой «декорации» для фильмов о провинциальной русской жизни. Выдержанный в традициях русского классицизма XVIII–XIX вв. исторический центр города, создававшийся трудами архитекторов С.А. Воротилова, Н.И. Метлина, В.П. Стасова, П.И. Фурсова и практически не испорченный современной застройкой, неизменно останавливал на себе режиссерский и операторский взор. Комплекс Торговых рядов, церковь Спаса, ансамбль казенных зданий (окружной суд, городская дума, магистрат, губернские присутственные места), Ботниковский сквер, каменные двухэтажные купеческие дома, дворянские особняки и, конечно, Волга, на которую открывается величественный вид с городского вала, создают неповторимую атмосферу.
11. КИНОГЕНИЧНАЯ КОСТРОМА
Город идеально подходит для экранизации русской классики. Кострома – город храмов и монастырей, ярмарок и бульваров, пристаней и набережных, постоялых дворов и доходных домов, лабазов и трактиров. Не его улицах и площадях легко представить русского купца и буржуа, священника и гимназиста, мастерового и крестьянина, извозчика и зимогора, продающего за пятак свои рабочие руки. Однако повторим: «киногеничность» Костромы определяется не только ее живописными видами, но и особым культурным, духовным пространством. Важная составляющая культурного ландшафта Костромы – глубокая сопричастность христианско-православной традиции. Не случайно Костромскую землю часто называют богохранимой и богоспасаемой. Это земля монастырей, подвижников и святых. Здесь была обретена Чудотворная икона Феодоровской Божьей Матери. Кострома – тайный алтарь монархической идеи. Здесь в годы тревог и смут находили прибежище русские государи. Сюда перевез семью во время нашествия Тохтамыша Дмитрий Донской, здесь укрывались великий князь Василий Дмитриевич, а позже – Василий Васильевич Темный. Здесь, в стенах святой Ипатьевской обители, нашел защиту юный Михаила Романов. Здесь, спасая государя, совершил свой бессмертный подвиг русский крестьянин Иван Сусанин. Из-под Костромы родом и крестьянин Комиссаров, защитивший императора Александра II от пули Дмитрия Каракозова.
12. КИНОБУМ 1950-Х
Начиная с 1950-х годов в город хлынул поток кинематографистов. В 1954 г. был поставлен фильм «Анна на шее» (по известному чеховскому рассказу, режиссер Исидор Анненский) с блистательной Аллой Ларионовой в главной роли. Сцены снимались на улице Кооперации (бывш. Дебринская), у церкви Воскресения на Дебре, в центре, у Торговых рядов. Кстати, фильм «Анна на шее» стал лидером проката 1954 года, собрав почти 32 млн. зрителей. Еще одна удачная экранизация А. П. Чехова – короткометражная картина «Переполох» (1955, реж. Василий Ордынский и Яков Сегель, первая роль актрисы Нины Меньшиковой), в кадрах которой мы также можем увидеть уникальную архитектурную достопримечательность Костромы – Мучные и Красные ряды.
13. «НА ПОДМОСТКАХ СЦЕНЫ» (1956)
В 1956 г. режиссер Константин Юдин снял в Костроме фильм «На подмостках сцены» по водевилю Д. Ленского «Лев Гурыч Синичкин». В картине много костромских реалий, но главное внимание уделено, конечно, Костроме театральной: в кадре мы видим бывшую Павловскую улицу и расположенный на ней драматический театр, кстати, один из старейших в России. В фильме К. Юдина снялись маститые Василий Меркурьев и Юрий Любимов, одну из своих первых ролей в кино сыграл молодой Юрий Яковлев (Чахоткин). Интерьеры Костромского драматического театра украсили своим присутствием не одну кинокартину.
14. «ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ» (1957)
Знаменитый фильм «Летят журавли», получивший Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, снимался вовсе не в Костроме, однако к нашему городу имеет самое прямое отношение. В Костроме написана первая и самая известная пьеса В.С. Розова «Вечно живые». Конец 1942-го и весь 1943 г. Виктор Сергеевич провел в городе своего детства, у отца: восстанавливал силы и здоровье после ранения, привыкал к костылям. Пьеса писалась, по признанию самого Розова, «легко и сладостно». Многие ее сюжеты автобиографичны. Написанную пьесу в Костроме Розов никому не читал. В Москве некий старичок из Главреперткома, которому поручили ознакомиться с текстом «Вечно живых», признался Розову: «Читал вашу пьесу, плакал, но – запрещаем!» Печальная история солдата, погибшего на войне, и девушки, не дождавшейся своего любимого, пришлась не ко двору своей эпохе и на долгое время была положена в стол. 15 апреля 1956 г. постановкой «Вечно живых» заявил о себе новый московский театр «Современник». А год спустя на весь мир прогремел фильм Михаила Калатозова «Летят журавли», снятый по пьесе Розова, рожденной в тыловой голодной Костроме. Наверное, тысячу раз драматургу приходилось отвечать на вопрос: «Кто придумал название фильма, и что оно означает?» Или – кто замыслил сцену гибели Бориса с наплывающими картинами неосуществленного будущего? А трюк с вертящимися березами – откуда? Авторами многих кинематографических решений были режиссер Михаил Калатозов и режиссер Сергей Урусевский. А вот название – плод творческих усилий самого Розова. Вместо несколько пафосного «Вечно живые» – туманно-поэтическое «Летят журавли». Советские киночиновники сначала отвергли название: они не любили абстракций, метафор и философской тоски. Но Калатозову удалось отстоять этот красивый образ, и фильм о грустной истории возлюбленных, разлученных войной, начал свой полет в вечность.
15. «ВСТУПЛЕНИЕ» (1962)
Кинофильм Игоря Таланкина «Вступление» (1962) – одно из самых честных и пронзительных произведений о поколении, входящем в жизнь в суровые годы Великой Отечественной войны. Многие сцены киноповести снимались в Костроме, главным образом в Ипатьевском монастыре: здесь, в бывшей обители, превращенной в коммунальный муравейник, нашли временный приют эвакуированные с прифронтовых территорий. У лестницы Троицкого собора происходит одна из ключевых сцен фильма – поединок благородного юноши Володи (Борис Токарев) с хулиганом-отморозком (тыловая действительность рождала и таких омерзительных типов). Эта кинокартина впервые раскрыла драматический талант замечательной актрисы Нины Ургант. Незаслуженно забытый фильм Игоря Таланкина «Вступление» в 1963 г. был удостоен Специальной премии Международного Венецианского кинофестиваля.
16. «ТАИНСТВЕННЫЙ МОНАХ» (1967)
Приключенческий фильм «Таинственный монах» режиссера Аркадия Кольцатого – один из немногих стереоскопических фильмов, снятых в СССР. Смотрели такое кино в специализированных кинотеатрах, вооружившись особыми очками (что-то сродни современным 3-D просмотрам). В конце 1960-х в киномоду входили романтические «вестерны» о гражданской войне (трилогия о Неуловимых мстителях, «Белое солнце пустыни»). «Таинственный монах» – в этом ряду. Действие фильма происходит на Украине, где в одном из монастырей окопались враги советской власти. С ролью этого очага антибольшевистского сопротивления прекрасно справился Ипатьевский монастырь. Здесь-то и происходят события, в которые вовлечены герои Александра Белявского, Владимира Дружникова, Станислава Чекана, Евгения Жарикова. Конечно, костромской Ипатьевский монастырь лидирует по количеству планов, в разное время запечатленных на кинопленке. Увы, отнюдь не всегда присутствие святой обители в кадре связано с решением каких-то важных художественных задач. В картине «Таинственный монах» есть такой эпизод: переодетая в монашеское одеяние белогвардейская лазутчица Зинаида, которую играет знаменитая кинокрасавица 1950-60-х Татьяна Конюхова, отстреливается из револьвера от наседающих на нее красных. Причем, делает она это на подчеркнуто роскошном фоне золотых куполов Троицкого собора. Насколько оправдан такой ход, судить зрителям…
17. «В ДЕНЬ СВАДЬБЫ» (1968)
Пьеса «В день свадьбы» была написана Виктором Розовым в 1963 г. Действие ее происходит, судя по всему, в костромском Заволжье, где-то в районе бывшей Никольской слободы. В тексте пьесы упоминается паром, который когда-то связывал левобережную и правобережную (заволжскую) Кострому. Встречаются топонимические подробности, известные каждому костромичу: «уехать за Волгу» – значит, отправиться на правый берег, «поехать в город» – на левый, туда, где находится исторический центр. Заволжский дон-жуан Василий Заболотный грозит своей подруге Майе: «Только пикни, и я тебя на таком расстоянии держать буду, вот как отсюда до Пантусова». Из замечаний практичного Салова мы узнаем, что в селе Семеновском можно разжиться хорошим самогоном (тамошний умелец открыл новую технологию «выпаривания» бодрящего напитка с помощью холодильника «ЗИЛ»). Нюра рассказывает, что встретила Клаву Камаеву «в рядах» – так костромичи по сей день называют комплекс Торговых рядов (Мучные, Красные, Табачные, Рыбные, Мелочные и др.) в центре города. Упоминается в пьесе и школа № 7 (ул. Борьбы, 50), в которой собирается работать вернувшаяся из Ленинграда Клава. Костромской, волжский колорит пьесы сохранен в фильме «В день свадьбы», снятом по сценарию В.С. Розова в 1968 г. режиссером Вадимом Михайловым. Розову картина не очень нравилась. Действительно, фильм получился пресноватым, хотя некоторые эпизоды хороши. Например, сцена, когда участники свадебной процессии под звуки оркестра гуськом идут по крутому волжскому бережку. Все молоды и счастливы, кто-то из гостей несет над головой подарок молодым – детскую ванночку. Внезапно в кадр попадает маковка Ильинской церкви (в ту пору давно закрытой и превращенной в городской склад) как невольное напоминание о высоком значении любви и брачных уз (браки совершаются на небесах!). И нам сразу становится понятной неожиданная развязка фильма, когда Нюра, понимая, что чувства ее избранника Михаила притворны, прямо во время свадебного застолья заявляет: «Не хочу лжи между нами. Уходи. Отпускаю!..» В фильме, в отличие от пьесы, где место действия не названо, Кострома фигурирует под своим именем. Соблюдены все протокольные формальности. Введена отсутствующая в пьесе сцена бракосочетания с депутатским наказом молодым. Даже точно указана дата названного события – 27 июля 1968 г.
18. «СНЕГУРОЧКА» (1970)
В конце 1960-х годов известный советский актер Павел Кадочников осуществил свой режиссерский замысел – поставил фильм «Снегурочка» по одноименной пьесе А.Н. Островского. Картина вышла на экраны в 1970 году. Съемки фильма проходили под Костромой. На реке Мере был сооружен Берендеев посад: рубленые лубочные домики берендеев, островерхий дворец царя Берендея. Фильм «Снегурочка» при всей его сказочной декоративности передает запрограммированную аномальность человеческого бытия, где добро и зло нередко неразличимы. Развязка и пьесы, и фильма кажется алогичной. При желании можно упрекнуть и самого Павла Кадочникова, исполнителя роли царя Берендея, за излишне жестокосердную интонацию, выбранную им для финального приговора погибшим Снегурочке и Мизгирю. Наверное, примерно так же упрекает заезжий гражданин среднестатистического коренного костромича за консерватизм и медлительность, за инертность и безынициативность. Возможно, за этой внешней инертностью скрывается стремление оберечь свои пусть в чем-то наивные и устаревшие, но такие родные тысячелетние предания от всевозможных «инноваций», за которыми нередко скрываются пагубная и для природы, и для человеческих отношений суетность, меркантилизм, прагматизм.
19. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В СТРАНУ БЕРЕНДЕЕВ
Фильм П. Кадочникова «Снегурочка» открывает нам важную составляющую культурного ландшафта Костромы – его глубинную связь с дохристианской, мерянско-славянской Русью. Даже в имени своем Кострома сохранила память о языческом божестве наших предков. Эту связь, бесспорно, чувствовал и сам А.Н. Островский, предпринявший попытку прикоснуться к глубинным истокам русской и славянской культуры, познать тайны народной мифологии. Первая же авторская ремарка к тексту гласит: «Действие происходит в стране берендеев в доисторические времена». «Снегурочка» А.Н. Островского – это и мистерия, и национальное предание, и притча, и красивая утопия о счастливом сказочном царстве. История дочери Деда-Мороза и Весны-Красны, живущей среди простых и беззлобных берендеев, погружает нас в гармоничный мир древних языческих поверий, одухотворенной природы. Финал «весенней сказки» трагичен: кроткая Снегурочка расплачивается своей жизнью за радость и «сладкий дар» любви. Погибает и влюбленный в Снегурочку купец Мизгирь. Обречено погибнуть все, что выпадает из привычного, естественного уклада жизни. Показательно, что смерть героев не печалит берендеев. Таким образом, задуманная как феерия, как веселое сказочное представление, пьеса разрастается до пределов глубокой философско-символической драмы.
20. ЕЩЕ РАЗ О РОДОСЛОВНОЙ СНЕГУРОЧКИ
Бесспорно, образ Снегурочки является мутацией и трансформацией многих дохристианских верований, мифов и обычаев. Прежде всего, это касается таких праздников, как Масленица, Красная горка, когда поселяне закликали-зазывали весну, Ярилино гульбище, похороны Костромы. Все названные праздники объединяет традиция предания огню (земле, воде) некоего импровизированного соломенного чучела-истукана. Возможно, Снегурочка как-то связана с февральской Кумахой: костромские поселяне верили, что в дремучем лесу живет девушка Кумаха, которая в конце зимы насылает своих сестер «людей знобить, грешное тело мучить, белы кости крушить». После завершения съемок Берендеев посад перевезли на окраинную часть города. Парк «Берендеевка» (официальное его название «50-летия советской власти») стал одним из любимых мест отдыха костромичей. Увы, в смутные 1990-е Берендеевка пришла почти в полное запустение, по существу, вернулась в те самые «доисторические» времена, к которым отсылал героев своей «Снегурочки» А.Н. Островский. Сегодня парк поднимается из руин. Смысловые подтексты «Снегурочки» неожиданно продолжил режиссер Алексей Федорченко в уже ставшем знаменитым фильме «Овсянки» (2010). Картина, получившая приз 67-го Венецианского фестиваля за лучшую операторскую работу (оператор Михаил Кричман), а также приз кинопрессы и премию Назарено Таддеи, погружает нас в странный, пантеистичный, одухотворенный мир дохристианской культуры Северного Поволжья. Увы, костромскую глубинку (Нея, Кадый), где по сценарию разворачиваются некоторые события картины, Федорченко почему-то решил снимать в одном из среднеуральских городков.
21. «ЖЕСТОКИЙ РОМАНС» (1983)
В 1983 году в качестве натуры костромские пейзажи выбрал Эльдар Рязанов, к тому времени уже прославленный советский кинорежиссер. Фильм «Жестокий романс» снят по мотивам пьесы А. Н. Островского «Бесприданница». Волга – не просто фон, пейзаж и декорация в произведении, а действующее лицо. В парке культуры, на бывшем кремлевском валу, рядом с бывшими домами церковного причта, были возведены дом и двор Огудаловых. Съемки также проходили на Волге, на набережной, на проспекте Мира (бывш. Павловская), возле Красных и Табачных рядов (сцена приезда Паратова в город, прогулка Карандышева и Ларисы). Актерский состав фильма – настоящие звезды отечественного кино: Алиса Фрейндлих (Харита Огудалова), Андрей Мягков (Карандышев), Никита Михалков (Паратов), Алексей Петренко (Кнуров), Виктор Проскурин (Вожеватов), Георгий Бурков (Робинзон) и другие. Для участия в массовых сценах были приглашены местные жители.
22. В ГЛАВНОЙ РОЛИ – КОСТРОМА
Кострома в фильме «Жестокий романс»» – полноправное действующее лицо. Причем, в картине не остается и следа язвительной ухмылки по поводу уездно-захолустной русской жизни. Рязановская Кострома – не добролюбовское «темное царство», она немногословна и опрятна, трудолюбива и хлебосольна. В какой-то момент мы даже ощущаем авторскую тоску по этому патриархальному уюту, по неброскому очарованию старой губернской России. Мелочно-амбициозный, ущербный Карандышев здесь скорее исключение, чем правило. Даже герои, которых положительными не назовешь (Кнуров, Вожеватов, Паратов), обаятельны, они отличаются цельностью, основательностью. В них чувствуется волжская широта и удаль. Фильм «Жестокий романс»», который поначалу был принят довольно холодно и даже критично, сейчас по праву считается одной из лучших экранизаций русской классической литературы.
23. «ОЧИ ЧЕРНЫЕ» (1987)
Еще один киношедевр, снятый в Костроме – фильм Никиты Михалкова «Очи черные» (1987). В основе фильма – рассказы А.П. Чехова («Дама с собачкой» и другие). Сюжет картины таков: итальянец Романо на одном из европейских курортов влюбляется в молодую русскую женщину. Герой оставляет благополучную жизнь в Италии и едет в неизвестную ему Россию в надежде увидеть ее, а, может быть, и круто изменить свою жизнь... Главную мужскую роль сыграл Марчелло Мастрояни – звезда итальянского и мирового кино. Кострома на время стала «уездным городом». Здание Костромского кукольного театра превратилось в «железнодорожный вокзал», на котором появилась табличка «Город Сысоев». Именно сюда под восторженные возгласы собравшейся на «перроне» публики прибыл Романо-Мастрояни. Именно здесь русским хлебом-солью встречал дорогого гостя сысоевский предводитель дворянства (актер Юрий Богатырев), здесь о мостовую был разбит итальянцем на счастье хрустальный бокал. Старинный особняк на улице Свердлова (бывш. Никольская), 23, возведенный в конце XVIII в. мещанином Д.И. Рукавишниковым, временно стал «гостиницей». Возле пруда на улице Шагова (бывш. Марьинская) ездили кареты. В одном из дворов рядом с гостиницей «Волга» соорудили «дом градоначальника».
24. ИТАЛЬЯНЕЦ В РОССИИ
В фильме «Очи черные» снялось целое созвездие артистов: Елена Сафонова, Олег Табаков, Всеволод Ларионов, Иннокентий Смоктуновский. И вновь – международное признание! В 1987 г. Марчелло Мастрояни получил приз Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль. Стилистика «сысоевских» сцен фильма «Очи черные» близка рязановскому «Жестокому романсу». Приезд Романо и его первая встреча с сысоевцами, сопровождаемая цыганским пением, плясками, подносимой чаркой, является почти прямой цитатой из «Жестокого романса»: она очень напоминает первый эпизод приезда Паратова в Бряхимов. Этот несколько утрированный прием призван подчеркнуть особую душевную щедрость русского человека, но, конечно, не ухарство, не потребность в пьяном братании со всем миром является квинтэссенцией русской души. Лучшие всего подтверждает это главная героиня фильма «Очи черные» в исполнении Елены Сафоновой – красивая, благородная, немногословная, глубокая, душевно тонкая женщина. Вот он, преисполненный высокого достоинства русский характер, в котором угадываются черты пушкинских, тургеневских, толстовских героинь!
25. «УБЕГАЮЩИЙ АВГУСТ» (1989)
Картину «Убегающий август» режиссер Дмитрий Долинин снял по мотивам рассказа Георгия Семенова «Фригийские васильки». Это грустный фильм о случайности и скоротечности счастья. Вместе с августом от героя (актер Александр Филиппенко) «убегают» молодость и сама жизнь. Героиня (Анжелика Неволина) убегает тоже, оставляя на память возлюбленному свой яркий зонтик. «Убегающий август» – позднесоветская вариация на тему «Забриски-пойнт» М. Антониони, только судьба забрасывает путешествующих на стареньком автомобиле героев не в пустыню, а на волжский бережок провинциального городка, в котором без труда узнается Кострома. Среди всех фильмов, снимавшихся в Костроме, «Убегающий август» – безусловный рекордсмен по количеству обнаженной натуры в кадре. В конце 1980-х, после десятилетий стеснений и запретов, спрос на неприкрытое тело был особенно высоким.
26. «СИБИРСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК» (1998)
Н.С. Михалков вновь посетил наш город в 1998 г. для съемок фильма «Сибирский цирюльник». Сюда режиссер привез своих кинематографических «юнкеров», в том числе исполнителя главной роли знаменитого Олега Меньшикова. Подопечные Н.С. Михалкова расхаживали по костромским улицам в юнкерской форме эпохи Александра III Здесь, в Костроме, молодые актеры должны были погрузиться в мир русской старины, впитать в себя дух конца XIX столетия, освоить необходимые русским военным навыки и манеры. На роли юнкеров пригласили курсантов Костромской военной академии химзащиты, а пианист костромской филармонии Анатолий Документов сыграл небольшую роль дирижера оркестра. Н. С. Михалков – одна из знаковых и влиятельных фигур отечественного и мирового кинематографа. Лауреат премии Оскар, призов Каннского и Венецианского кинофестивалей, председатель Союза кинематографистов России, он всегда отзывается о Костроме тепло и благодарно.
27. «ДОКТОР ЖИВАГО» (2005)
В 2005 году в Костроме снимали сцены фильма «Доктор Живаго» с Олегом Меньшиковым в главной роли. Для натурных съемок режиссер Александр Прошкин выбрал Музей деревянного зодчества. Режиссер так отозвался о знакомстве с городом и его жителями: «На мой взгляд, Россию, кроме Костромы и Ярославля, больше не найти нигде. Ярославль и Кострома сумели сохранить самое главное – старые архитектурные ансамбли – ансамбли русской эпохи. Здесь присутствует аромат времени, России…». Режиссер отметил необычайное чувство покоя и тишины, которое хранит в себе Кострома.
28. «КАЗАРОЗА» (2005)
Исторический детектив «Казароза» (режиссер Алена Демьяненко) переносит нас в послереволюционную Пермь, где журналист и эсперантист-любитель Свечников (актер Владислав Галкин) пытается выяснить обстоятельства загадочной гибели певицы Зинаиды Казарозы (Оксана Фандера). По признанию авторов фильма, на предварительном этапе работы они объездили с камерой все старые города Поволжья и, просмотрев отснятый материал, единодушно решили, что лучшей натуры, чем в Костроме, им не найти.
29. «РУССКИЕ ДЕНЬГИ» (2006)
В 2006 г. режиссер-волжанин, уроженец Нижнего Новгорода Игорь Масленников поставил фильм «Русские деньги» по пьесе А.Н. Островского «Волки и овцы». Некоторые сцены снимались на костромской земле, в щелыковской усадьбе великого драматурга. Роль хозяйки поместья Меропии Мурзавецкой сыграла одна из лучших русских актрис Алла Демидова. Вместе с ней в картине приняли участие представители нового поколения кино и телезнаменитостей: Алексей Гуськов (Беркутов), Оскар Кучера (Аполлоша), Юрий Гальцев (Лыняев). Режиссер И. Масленников признавался, что никто из актеров, узнав, по какому произведению будет ставиться фильм, не ответил отказом.
30. «СТОЛЫПИН. НЕВЫУЧЕННЫЕ УРОКИ» (2006)
Многосерийный фильм режиссера Юрия Кузина посвящен одной из самых неординарных личностей начала ХХ в. – Петру Аркадьевичу Столыпину, государственному деятелю, который предпринял попытку удержать Россию на краю исторической пропасти. На этот раз Кострому определили на роль Саратова, а заодно отсняли здесь и несколько «московских» сцен.
31. «ИСАЕВ» (2009)
В Костроме была отснята часть материалов широко разрекламированного 16-серийного телесериала 2009-го года «Исаев». Режиссер Сергей Урсуляк, автор знаменитой «Ликвидации», взялся экранизировать романы Юлиана Семенова о молодых годах разведчика-чекиста Максима Исаева, более известного как Штирлиц. Мы хорошо помним давние экранизации, где в образе Исаева представали Родион Нахапетов и Владимир Ивашов. На этот раз перевоплотиться в знаменитого бойца невидимого фронта предстояло актеру Даниилу Страхову. Костроме же выпала экзотическая роль Владивостока 1920-х гг. Так, музей деревянного зодчества за рекой Костромкой превратился в «ставку красных», которыми верховодил суровый командир (актер Андрей Смоляков). Через несколько дней здесь уже была «штабная изба» казаков-семеновцев, и массовка сменила рабочие картузы и красноармейские галифе на лохматые черные папахи и штаны с желтыми лампасами.
32. «КОТОВСКИЙ» (2010)
Фильм режиссера Станислава Назирова погружает нас в лихую флибустьерскую молодость легендарного Григорий Котовского. Таким ли уж невероятным кажется превращение налетчика и громилы в борца за революционные идеалы! Экспроприаторский дух тираноборческим переворотам ох как присущ! Роль Котовского стала одной из последних в творческой карьере Владислава Галкина. А Кострома в очередной раз потрудилась для того, чтобы характеры и сцены получились исторически достоверными.
33. «СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК» (2012)
Жанр своего нового фильма режиссер Егор Баранов определил как «беспощадная комедия». Актер Иван Охлобыстин (он же автор сценария) окрестил новый опус «джаз-бандитизмом». В сущности, разница между Соловьем-разбойником, Робин Гудом и Дубровским, действительно, невелика. Главное – знать, за какие идеалы ты борешься и не пасовать перед совершающимся на твоих глазах злом. Пожалуй, это первый опыт участия патриархальной Костромы в таком динамичном, эксцентричном, наполненном веселыми и опасными выкрутасами кинопроекте. Говорит это только об одном: кинематографический потенциал нашего города безграничен!
34. «СТРАСТИ ПО ЧАПАЮ» (2013)
Играть Чапаева после Бориса Бабочкина – испытание не для слабонервных. Актер Сергей Стрельников попробовал. Правда, с легкой руки режиссера Сергея Щербина знаменитый комдив предстал в неожиданном амплуа сердцееда и героя-любовника. Некоторые сцены «Страстей» снимались в костромском Заволжье, возле церкви Преображения Спаса.
35. «БЕСЫ» (2014)
Пожалуй, ни один роман Ф.М. Достоевского не имеет такого количества разноречивых откликов и толкований. Задуманный как памфлет, нацеленный на западников и нигилистов, роман «Бесы» превратился в трагическую историю личности, богатая одаренность которой уходит «в мерзость». Причиной тому – рабская подчиненность «идее», не подкрепленной нравственным чувством, сострадательностью, человечностью. Основные события романа происходят в Твери, но режиссер Владимир Хотиненко счел, что в роли этого волжского города более убедительно будет смотреться Кострома. «Я влюбился в ваш город! – заявил режиссер. – Под этот город можно и нужно придумывать кино». В том же духе высказался впервые оказавшийся в Костроме актер Сергей Маковецкий – в фильме он сыграл роль следователя Горемыкина. Фильм «Бесы» был удостоен Гран-при на XV Международном телекинофоруме в Ялте. Также создатели картины получили премию «Золотой орел» за лучший телефильм 2014 г.
36. «КОСАТКА» (2014)
В январе 2015 г. по каналу «Россия» показали сериал «Косатка». Действие фильма разворачивается в Костроме. Мы уже привыкли к тому, что киношники не вылезают из нашего города, но почти всегда он нужен им только как декорация, создающая колорит среднестатистического русского ветхо-провинциального населенного пункта. Здесь же Кострома названа своим именем. Пожалуй, это второй случай в истории нашего кинематографа. Первый – фильм «В день свадьбы» (1968), снятый по пьесе В. Розова. Рязановский «Жестокий романс» не в счет: все-таки у Островского Кострома спрятана за именем Бряхимов. Интригует еще одно обстоятельство. К социальным драмам и костюмным историческим экранизациям Кострома давно привыкла. А вот насколько ей будет уютно в пространстве мыльно-полицейского боевика!.. Режиссер сериала «Косатка» Илья Максимов старался подчеркнуть костромскую фактуру: от названий улиц, учреждений и питейных заведений до двух «четверок» на автомобильных номерах. И, надо сказать, фон удалось прописать выразительно. Порой даже комплиментарно. Костромские виды снимали, применяя технические новинки – вооруженные видеокамерами миниатюрные геликоптеры, позволяющие обозреть пространство с высоты птичьего полета. Благодаря этому город предстал во всем своем неожиданном великолепии. Волга, набережная, «сковородка», храмы, бульвары, старые и новые купеческие особнячки, уютные улочки. Не город – конфетка в фантике! Идеальное пространство для любви и для жизни. Конечно, костромские аборигены знают здесь много мест, которые не вызовут эстетического восторга, но геликоптеры до них, к счастью, не долетели. В кадре город залит солнечным светом, и это тоже отступление от киношной традиции. Вот некоторые из интернет-комментариев: «Дорогие жители Костромы! Рада за Ваш город! Красиво!»; «И сам город, и окрестности чудо как хороши!»; «Красивый, ухоженный город»; «Почему я до сих пор не был в Костроме?..»
37. КИНО НА ЛЮБОЙ ВКУС
Жанровая палитра фильмов, снимавшихся на Костромской земле, весьма разнообразна. Это приключенческая киноповесть («Два капитана», 1977, реж. Евгений Карелов), военная драма (советско-венгерский фильм «Звезды и солдаты», 1967, реж. Миклош Янчо; «Пыль под солнцем», 1978, реж. Марионас Гедрис), комедийная притча («Сам я – вятский уроженец», 1992, реж. Виталий Кольцов), авантюрная ретро-комедия («Китайский сервиз», 1999, реж. Виталий Москаленко), производственная драма («Инженер Прончатов», 1972, реж. Владимир Назаров), социальная драма (фильмы Игоря Таланкина «Вступление», 1962 и «Дневные звезды», 1966). В 2015 г. в нашем городе проходили съемки криминальной драмы с рабочим названием «Вера» (реж. Андрей Грачев), где Кострома «сыграла» роль послевоенной Читы.
38. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭКРАНИЗАЦИИ
Кострома – совершенная декорация для масштабных костюмных исторических экранизаций. Здесь снимались такие эпические кинополотна, как «Юность Петра» (1981, реж. Сергей Герасимов), «Борис Годунов» (1985, реж. Сергей Бондарчук), «Гулящие люди» (1988, реж. Илья Гурин). Последний из перечисленных фильмов описывает события середины XVII века: Медный бунт, восстание Степана Разина. Съемки всех названных картин проходили на территории музея деревянного зодчества, в Ипатьевском монастыре и в Трудовой (Ипатьевской) слободе.
39. КОСТРОМИЧИ В КАДРЕ
Когда новый фильм выходит на экраны, костромичи имеют хороший шанс отыскать в кадре земляков. Во многих кинокартинах снялись актеры Костромского драматического театра им. А.Н. Островского Владислав Гостищев, Эмиляно Очагавия, Алексей Галушко, Анна Заварихина, Нина Маврина, Александр Кирпичев, Дмитрий Рябов, актеры Камерного театра Александр Высоцкий, Александр Бурдин, Михаил Ярцев. К чести обычных горожан, они давно переросли свой праздный интерес к фильмотворчеству. Многие из них давно и активно снимаются в кино. В массовых сценах, в эпизодических ролях. Кому-то доверяют функцию дублера. Костромич Валерий Соколов, например, снялся в 7 картинах. Именно он в одной из ключевых сцен «Бесов» сыграл мужика, достающего из киота прокравшуюся туда мышку. Ухватить грызуна за хвост получилось с третьего дубля. В городе уже сложилось настоящее киношное братство. Костромичи-актеры массовки регулярно встречаются, обмениваются впечатлениями и фотографиями, обсуждают планы о своем участии в будущих кинопроектах.
40. ЕЩЕ НЕ СНЯТОЕ КИНО
Многие хорошие фильмы были сняты на Костромской земле. Многие только ждут своего часа. Еще не снят художественный фильм о воцарении первого Романова и подвиге Ивана Сусанина (есть фильм-опера «Иван Сусанин» 1979 года). Еще не экранизирован прекрасный роман нашего земляка Сергея Максимова «Денис Бушуев», действие которого разворачивается в костромской Татарской слободе и в Чернопенье. Мы верим в то, что на экраны страны выйдут и другие замечательные фильмы, действующим лицом которых будет наша любимая Кострома. И еще: туристическая карта нашего города давно нуждается в маршруте «Кострома кинематографическая».
Смутные годы. Сусанин Иван.
Известно, что в настоящее время в г. Костроме и в области ведутся поиски фотоматериалов с киносъёмочных процессов в наших краях; а редакция журнала «Есть решение» (тел. № 50-49-70) является своеобразным штабом, куда стекается вся информация: фотографии, автографы, занимательные истории со съёмок на электронный адрес:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
.
Всё это нужно для развёртывания фотовыставки «Кострома кинематографическая» в 2016 году.
Есть вариант, что на сороковом, завершающем выставку стенде будут напечатаны такие слова автора текста Зябликова Алексея Вячеславовича, преподавателя кафедры культурологии нашего КГТУ: «Многие хорошие фильмы были сняты на костромской земле. Многие только ждут своего часа. Ещё не снят художественный фильм о воцарении первого Романова и подвиге Ивана Сусанина (есть фильм - опера «Иван Сусанин» , 1979г.). Мы верим в то, что на экраны страны выйдут и другие замечательные фильмы, действующим лицом которых, будет наша любимая Кострома». Что же должен поведать своей группе экскурсовод у стенда №40?
Жизнь за царя.
«В чужих краях, в заморских странах другие славные имена. Россия наша на Иванах во все держалась времена». Об одном из них и поведём мы рассказ. Имя нашего земляка прославлено в веках, вопрос только в том, за что? Казалось бы, со школьной скамьи каждому из нас известен его подвиг. И родители наши, и дедушки с бабушками изучали то же самое – история Сусанина Ивана вошла в школьные учебники ещё в 1820 году. Вспомним, как это было… К началу далёкого 1612 года наша Родина была оккупирована польским королевством Речью Посполитой. Завоеватели чувствовали себя в Москве, как дома. Полным ходом шла подготовка возведения на русский престол их царевича Владислава. Но уже
через год разведка донесла, что русские в костромском Ипатьевском монастыре выбрали на царство Михаила Романова. Мальчишка совсем, 16 лет. Но не в возрасте дело. Опустошённые, раздавленные русские земли обрели надежду на то, что у них появился защитник, который сможет поднять Русь с колен. В костромские болотистые леса в срочном порядке отправили отряд, как сейчас сказали бы, спецназа карателей с целью найти и обезвредить Михаила. Вблизи от его убежища поляки схватили одного из местных жителей – простого крестьянина Ивана Сусанина – и потребовали, чтобы он показал дорогу. Иван повёл врагов в противоположную сторону – в непроходимые лесные топи. Наверняка вы помните строки из Рылеева : «Куда ты ведёшь нас?.. Не видно ни зги! – Сусанину с сердцем вскричали враги». Поняв, что им не выбраться, поляки зарубили его. «Снег чистый чистейшая кровь обагрила: она для России спасла Михаила!». Как верный сын Отечества, Сусанин предпочёл мученическую смерть предательству. Когда первого из будущей царской династии Романовых официально короновали, семье Сусанина даровали землю в вечную собственность с освобождением от всех податей и повинностей в знак благодарности за его подвиг, так гласит соответствующая царская грамота от 1619 года.
Правда, после Октябрьской революции слово «подвиг» поначалу ушло из оценки поступка Сусанина, ещё бы – настоящий крестьянин должен царей свергать, а не спасать. Но так и быть, пусть остаётся в учебниках, просто сделать акцент на борьбе с иноземными захватчиками, ведь, спасая Романова, Иван по сути спасал Родину. Соответственно оперу Глинки, в которой воспевался героизм простого русского человека, недолго думая, переименовали из «Жизни за царя» в просто «Иван Сусанин».
Следствие вели…
А теперь внимание, вопрос – откуда стало известно о подвиге Сусанина, если поляки изрубили его на мелкие части, а сами сгинули в костромских топях? Без вести пропали – да, но как именно погибли, только Богу одному и может быть вестимо. Как вообще отряд профессиональных военных может утонуть в болоте? Или в польских землях нет этого чуда природы, и тамошние жители не знают, что если ноги стали проваливаться в мутной воде, нужно срочно поворачивать назад? Начнём с того, что никакого отряда специального назначения Речи Посполитой не было и в помине, окрестности Костромы прочёсывало Витебское и Полоцкое ополчение, впрочем, это, конечно, не объясняет полное отсутствие у них инстинкта самосохранения. Зайдём с другого края – выдумка не только спецназ, но и само болото. Так мы договоримся до того, что и самого Сусанина не существовало! И это не досужие рассуждения Фомы неверующего. В исторической достоверности геройского поступка костромского крестьянина сомневались лучшие русские историки. И не мудрено, ведь долгое время единственным документом о Сусанине была та самая грамота от 1619 года. А есть ли в ней описание легендарного болота, куда завёл врагов Иван? Ни следа. Там только говорится, что посланцы поляков поймали его и, не добившись информации о местонахождении Михаила, посадив на столб, изрубили его на куски. Сам долгий путь героя по дремучим лесам и губительным болотам, воспетый Рылеевым и Глинкой, - не более чем художественный вымысел вполне в духе русских народных сказок. Но, может быть, есть другие документы, на которые сочинители опирались? Ведь спасение самого царя от злодеев – оккупантов – событие столь знаменательное, что неминуемо должно было остаться не только в указе семьи Романовых, но и в памяти народной, летописях, хрониках. Увы, ни строчки, ни вздоха о Сусанине Иване нет нигде – ни в официальных бумагах, ни в воспоминаниях современников. О его жизни известно не больше, чем о его смерти – имя, фамилия, место жительства. Иваном в те времена крестили каждого второго ребёнка. С отчеством незадача – то Иван Осипович, то Иван Иванович, то вообще без оного. Фамилии у простых крестьян только-только начали появляться и образовывались как раз из отчеств, то есть от имени отца, а Сусанин ведь от женского имени – Сусанна, следовательно, скорее всего, наш герой воспитывался одной только матерью. Впрочем, необязательно он был незаконнорожденным, отец тоже мог погибнуть в те смутные годы от рук воровских людей, которыми кишмя кишели леса, или просто от голодной жизни. Однако благодаря усилиям костромского учёного-краеведа, кандидата исторических наук Сергея Уткина стало известно, что Иван – сын Сусанны, несмотря на отсутствие отцовской поддержки, благодаря своей честности и ответственности сумел выбиться в люди и не пахал в поте лица своего землю, как нам пытается внушить школьный учебник, а служил деревенским старостой. И это, кстати, объясняет, почему поляки допрашивали именно его одного, как будто он жил в пустыне, а не в населённом пункте. Можно было, конечно, для устрашения спалить всё селение, где стояла изба Сусанина, которое так и называлось – Деревеньки, привычное дело для оккупантов-карателей, но логично было предположить, что нужной информацией располагает деревенский глава. Хотя постойте, а почему, собственно, царская семья должна была докладывать Сусанину, пусть он даже не обыкновенный землепашец, мол, поехали мы, допустим, на молебен в такой-то монастырь, там спрячемся, только никому не говори? Известный историк Костомаров считал, что статус Сусанина был ещё выше – он служил приказчиком в костромском имении Романовых в с. Домнино. Следовательно, был в курсе того, куда уехали хозяева, и не рассказал об этом своим мучителям «по слепой преданности барину»… Так запросто один из величайших русских историков развеивает идею о жертвенном патриотизме Сусанина. Не герой он, а просто слуга, привыкший во всём угождать хозяевам. Да и не поляки, стремившиеся захватить всю полноту власти в России, предали его мученической смерти, а простые разбойники, воры и мародёры, коих в Смутные годы было больше, чем честных граждан. Что удивительно, Костомаров основывал своё мнение всё на той же царской грамоте, ведь в ней, видите ли, не указано, за что именно Сусанина убили. Не менее именитый историк Погодин язвительно парировал: «Не найдёт ли господин Костомаров в доступных для него источниках известия, что поляки пытали и мучили Сусанина, желая узнать местопребывание вновь избранного царя русского для того, чтобы поцеловаться с ним?».
Новые времена.
Целая баталия учёных вокруг обыкновенного человека! Сколько их погибло в те лихие времена за царя, за Родину, за собственную семью, а копья ломают именно из-за костромского Сусанина, впрочем, не стоит обольщаться, фамилия могла быть любой другой - Беленогов, Князев, Смирнов… Новой Династии Романовых нужен был герой из народа, и он появился. Вот так следует любить своего царя, за него и врагов побеждать, и самому погибать. Примеру Сусанина при случае должны были последовать другие самоотверженные «сусанины», безоглядно идущие на всё за царя-батюшку, и примеров тому в русской истории тысячи. Созданный правящей властью миф замечательно на неё работал. Новые времена требуют новых героев, и вот уже Сусанин не нужен, объявлен холопом с рабской душой. Установленный по проекту скульптора Василия Ивановича Демут - Малиновского в 1851 году в центре Костромы памятник Сусанину, спасителю веры и царства, преклонившего колена перед бюстом молодого царя, в 1918 году снесли, а площадь из Сусанинской превратилась, нетрудно догадаться, в площадь Революции. Правда, в учебниках оставили оговорочку (на всякий случай пригодится), мол, погиб он в конечном итоге всё же не только за царя-батюшку, но и за Русь - матушку. Пригодилось за три месяца до объявления советско-финской войны (30 ноября 1939 -12 марта 1940), образ жертвенного героя припомнили, и по многочисленным просьбам трудящихся, в соответствии с Указом Президиума ВС РСФСР от 27 августа 1939 года село Молвитино, находящееся в 64-х километрах от Костромы, было переименовано в районный центр - п. Сусанино (на тот момент Ярославской области). И в нём даже был в 1968 году создан музей, посвящённый Сусанину (переехал в 1988 году в здание Воскресенской церкви, вдохновившей в своё время живописца Саврасова на написание картины «Грачи прилетели»). И, кстати, среди миллионов примеров бесспорного героизма советского народа в Великой Отечественной войне есть в этом музее и фотографии бойцов, в точности повторивших подвиг Сусанина. Советские времена канули в Лету, и история о польской интервенции снова всплыла на поверхность. Правда, никто уже не помнит подробностей той далёкой войны, но, для заинтересованных это и к лучшему. И вот уже 7 ноября не красный день календаря, а революционеры вовсе не герои, а бунтари и убийцы, зато у русского народа появился новый праздник – 4 ноября, День примирения и согласия (благодаря поправке от 16.12.2004г. , принятой Госдумой РФ в федеральный закон «О днях воинской славы») . Считается, что именно в этот день в 1612 году народное ополчение под предводительством нижегородцев Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободили Москву от поляков. Но не для кого было бы Кремль очищать, если бы Сусанин не принёс свою жертву на алтарь юного Романова. И вот спаситель царя снова на коне, и оперу Глинки ставят под первоначальным названием. Новые времена – хорошо забытые герои…
Но не стоит забывать, опыт многовековой истории показал, в России новые времена могут нагрянуть так же внезапно, как зима каждый год приходит на бескрайние русские поля – надо же, а мы не готовы! И вот уже те, кого славили и превозносили до небес, запорошены снегом забвения до следующего поворота колеса времени… Кто знает, возможно, именно поэтому научный сотрудник Костромского музея-заповедника Илья Сергеевич Наградов считает, что коллекционирование устаревших школьных учебников по истории прошедших столетий и десятилетий - довольно увлекательное занятие…?
|