АНО СЕМЬЯ РОССИИ
ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ВОПРОС

Автор: БУЕВСКИЙ Тарас Борисович, член Правления Московского Союза композиторов, лауреат международных конкурсов, Институт современного искусства, г. Москва

Пасмурное осеннее утро. Толпа сонных москвичей и гостей столицы вносит меня в серое здание станции метро. Чьи-то острые локти и зонтик помогают быстрее миновать входную дверь, ещё один пинок для скорости, и вот, я на эскалаторе. О, эти эскалаторы ранним утром! Длинные молчаливые вереницы людей, тихо скользящие вверх и вниз, словно шеренги солдат с угрюмыми серыми лицами в безжизненно белом свете ламп искусственного освещения. Так и хочется крикнуть: «Эй, орлы! Что приуныли!» Но меня опережает громкий звук из репродуктора. «Будем жить! Жить! Жить! Не тужить!» – развесёлая песенка нарушает тишину, и сразу же бодрый диктор неестественно весёлым голосом предлагает прямо сейчас ехать отдыхать на Канары. Я смотрю на людей с мешками, сумками на колёсах, одутловатыми мрачными лицами и начинаю сомневаться, что идея отдыха на Канарах сейчас для них актуальна. Но диктор не унимается, он просто отказывается понимать, как это можно не захотеть поехать сегодня же на Канары, впрочем, если такие чудаки существуют, то для них у него тоже есть предложение – пусть катятся на Сейшелы или Мальдивы. Конец весёлой песенки я слышу уже внизу эскалатора. Шум подъезжающего поезда заглушает её слова, и вопрос: «В чём смысл этой жизни?», заданный кокетливой певицей, так и остаётся без ответа. «А и правда, в чём?» – думаю я, чувствуя, как толпа снова меня приподнимает и несёт к двери вагона. Движение с ускорением – х-х-хопа! Мы уже внутри. Автоматические двери, словно топором, отрубают в людском потоке тех, кто попал в вагон и тех, кто не успел. В наступившей на мгновение тишине слышно только, как бьётся пассажир, успевший войти последним, но край плаща которого прищемило дверьми. Рядом стоящие лица молча и безучастно смотрят на него. Наконец, поезд начинает движение, мелькают огни в тёмном туннеле, состав разгоняется, и я снова возвращаюсь к своим мыслям. Конечно, вопрос: «В чём смысл жизни?» – не может не раздражать или, по крайней мере, не вызывать вздох сожаления, хотя бы потому, что ответить на него никто не может с полной уверенностью. Ну, кроме моего соседа по даче, который молча достаёт из кармана бутылку водки. Хотя он делает это, отвечая практически на любой заданный вопрос. Наверное мне, давно уже взрослому мужчине, не мешало бы сформировать какое-нибудь мнение на эту тему… Ой, сейчас… Извините… Один из самых удивительных моментов, который случается по дороге на работу. Я захожу в парк. Боже мой! Какой воздух! Запах осенних листьев!.. Широкая аллея между высоких деревьев – финишная прямая перед институтом. Сегодня у меня лекции на первом курсе – семнадцать тире двадцать лет. Спрошу-ка я у них. Интересно, что они мне ответят. Не зря же певица в метро старалась, пела свою песенку. До начала лекции остаётся несколько минут, подхожу к автомату, выдающему кофе. Там уже стоит один из моих студентов.

– Что, тяжко?

– А Вы как думаете? Девять утра… Осень…

– Он мне рассказывает!..

Лекция в полном разгаре. Все склонились над тетрадями, выполняют данное мною задание. Думаю, сейчас самое время «ошарашить» вопросом эстрадной певички из метро.

– Так, а теперь блиц опрос. Быстро, не задумываясь, отвечайте на мои вопросы. Первый – сколько знаков в ля мажоре?

– Три!

– Какие?

– Фа-диез, до-диез, соль-диез!

– Из каких интервалов состоит мажорное трезвучие?

– Большая терция плюс малая!

– На какой ступени строится доминантсептаккорд?

– На пятой!

– В чём смысл жизни?

– ...

– Специально просил отвечать не задумываясь. Интересно, что там у вас на «чердаке» сознания. Итак, в чём же смысл?

– На-слаж-де-ния…

Узнаю томный голос студента, который успел выпить кофе перед лекцией. Тонкие пальцы, романтическая причёска из длинных волос, большие раскосые глаза… В общем, был бы я женщиной, как говорится, долго не раздумывал бы над его предложением.

– Как я понимаю, Вы, сударь, предлагаете стать на позицию человека, ждущего от жизни только удовольствия?

– Их так много…

– Понимаю. Думаю, что человек, ставший на эту позицию, очень уязвим. Простейший пример: Вы подходите к автомату, чтобы выпить кофе, опускаете в него деньги, он их принимает – а кофе не даёт! Поломался автомат. А если что-нибудь посерьёзнее? Иными словами, жизнь человека, ждущего от жизни удовольствий, может рухнуть в одночасье, как только удовольствия отнимут.

– Жизнь – это борьба.

– Ура! Приветствую активную жизненную позицию. Чаще всего люди, принявшие её, оказываются в выигрыше. Они – победители. Но здесь, на мой взгляд, тоже есть моменты, которые надо учитывать. Представьте, Вы попадаете в ситуацию, когда бороться не с кем. Всё хорошо, все довольны и находятся в полном равновесии. А для Вас жизнь – не жизнь, если нет борьбы. Стало быть, Вы искусственно должны создать ситуацию, в которой будет происходить борьба. А теперь посмотрим на ситуацию глазами окружающих Вас людей. Им хорошо и комфортно, и вдруг появляется человек, который всех будоражит, не даёт никому покоя и призывает обязательно начать какую-нибудь борьбу. Уже представили их отношение к Вам? Понимаете, что если очень увлечься – можно попасться.

– Жизнь – игра! Пусть неуда-а-а-а-чник плачет…

– Игра конечна. Она имеет начало и конец. Часто очень скоротечна. Есть иное мнение о жизни, особенно у людей религиозных, где жизнь имеет совсем другие параметры.

– А как называется предмет, который мы изучаем?

– Предмет называется «Элементарная теория музыки». Не отвлекайтесь!

– Ещё есть категорический императив Канта.

– Да, конечно. «Поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». Мудро и для жизни полезно. Правда, не совсем по теме заданного вопроса. То есть, если этот ответ подвести под мой вопрос, то получится – смысл жизни в том, чтобы научиться корректно вести себя с окружающими людьми. Но тогда сразу возникает вопрос – для чего это нужно? А нужно это для того, чтобы… И тут должен быть прямой ответ на наш вопрос. Что ж, давайте закончим нашу сегодняшнюю тему. А тема, напоминаю, звучала так: «Гармония. Основные её компоненты».

Лекция закончена, и студенты постепенно расходятся. Я смотрю на них и вижу, какие они все разные и многие из них совсем ещё дети. У некоторых парней волосы выкрашены в яркий цвет, у других косички, есть и с бритыми головами, с татуировками. Всё это дань сегодняшней моде и ненадолго. Пройдёт совсем немного времени, и они повзрослеют. Одно объединяет их всех уже сейчас – желание учиться и приобретать профессию.

– А Вы сами как ответили бы на вопрос о смысле жизни?

Группка студентов остановилась возле меня. Несколько пар глаз с любопытством смотрят на меня. Ждут, что я отвечу. Как я буду выкручиваться.

– Я думаю об этом время от времени. Иногда мне кажется, что человек всю жизнь учится. Знаете, как это у древних философов: нет у тебя друзей, нет врагов – все твои учителя. Иногда думаю, что точнее будет сказать так: нужно понять, в чём твоё призвание и выполнить своё предназначение. Иной раз думаю, что всё сказанное выше вмещает в себя одно слово – творчество. Творчество в широком смысле. Любая деятельность человека может стать творчеством.

– А как же дорога к Богу? Вы верующий?

– Да. И думаю, что деяния Бога тоже можно отнести к Творчеству.

Надо бы в храм сходить. Чувствую себя как большой расстроенный концертный рояль. Срочно требуется настройщик!

Вечер. Включаю свет в прихожей своей квартиры. В коридоре слышен голос моего старшего сына. Боже, как же он вырос! Уже выше меня. Ему тоже семнадцать.

– Здравствуй, пап!

– Привет!

– Как там у тебя?

– Всё хорошо. Вот решил поразмышлять на одну тему.

– О, я пошел…

– Э, нет! Стоп. Раз уж произошла такая «неожиданная» встреча, ответь на один вопрос.

– Ну, давай только быстрее. Скоро футбол начинается.

– Пожалуйста, могу быстро. В чём смысл жизни?..

Боковым зрением ощущаю, что ребёнок остановился. Поворачиваюсь, смотрю – думает!

– Ну, и вопросы же у тебя!

– Говорю тебе, целый день думаю, не могу сформулировать. Вот, решил к тебе за помощью обратиться, вдруг что подскажешь.

– Сходу… так сразу трудно… Ну что, выучиться… Встать на ноги… Жениться… Нарожать много детишек, пусть живут тут с нами… Подходит?

– Подходит, сынок, подходит…

Дверь резко открывается, и в коридор выбегают младшие дети – Коля и Ксюша.

– Папа! Я хочу конфету!

– Папа! Коля хочет конфету!

– Так, я не понял, в доме появилась конфета? Почему я ничего не знаю?

– Ну, па-а-п! Хочу конфе-е-ету!

– Коля, я тоже хочу! А где ж её взять?

– У мамы в коробочке, я видел!

– А что мама говорит?

– Мама говорит, если ты разрешишь!

– А вдруг у мамы только одна конфета, что тогда? Ты хочешь, я хочу, ещё есть Ксюша и Ваня, как быть?

– Ну… Ну, я угощу…

– Всех?

– Да-а-а!

Ладно, тогда идёмте все к маме. Узнаем, как там у нас сегодня… с удовольствиями.

 
 
v_inicnativi