|
Христолюбивый утешитель православных мирян
Святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии. Его отец Василий Тимофеевич Говоров после окончания Орловской семинарии был священником Владимирской церкви села Чернавское и всю жизнь отличался глубоким благочестием. Как известный и почитаемый среди духовенства пастырь, он был назначен на должность благочинного, которую исполнял в течение 30 лет, заслужив одобрение начальства, любовь и уважение подчиненных. Мать святителя Татьяна Ивановна происходила из священнической семьи. Она имела тихий, кроткий нрав и любвеобильное сердце. Первоначальное образование отрок Георгий получил в родительском доме. Благочестивые родители старались дать ему воспитание в духе христианской любви и церковности. От отца он унаследовал живость и чистоту ума, от матери – нежное, любящее сердце, кротость, скромность и впечатлительность. В 1823 году Георгий поступил в Ливенское духовное училище. Способный, хорошо подготовленный Георгий легко прошел курс и в 1829 году в числе лучших учеников был переведен в Орловскую семинарию. Георгий Говоров с большим интересом изучал науки и особенно психологию. С отличием окончив семинарию в 1837 году, Георгий Васильевич Говоров получает назначение в Киевскую духовную академию. В последний год учебы Георгий решил всецело посвятить себя служению святой Церкви в иноческом чине. 1 октября 1840 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, он подал академическому начальству прошение о пострижении в монашество. С разрешения академического и высшего духовного начальства 15 февраля 1841 года он принял постриг с именем Феофан. В апреле 1841 года инок Феофан был рукоположен в иеродиакона, а 1 июля – в иеромонаха. В 1841 году иеромонах Феофан в числе первых закончил академию со степенью магистра. Началась его служебная деятельность на учебно-воспитательном поприще. 27 августа 1841 года иеромонах Феофан был назначен ректором Киево-Софиевского духовного училища. Но недолго трудился отец Феофан в Киевском училище: 7 декабря 1842 года он был назначен инспектором Новгородской семинарии. Три года иеромонах Феофан был в Новгороде. За это короткое время он успел проявить себя как талантливый воспитатель и прекрасный преподаватель психологии и логики. Высшее духовное начальство высоко ценило нравственные качества и незаурядные умственные способности иеромонаха Феофана, и потому 13 декабря 1844 года он был переведен в Петербургскую духовную академию на должность бакалавра по кафедре нравственного и пастырского богословия. Сознавая великую ответственность перед Богом в деле духовного воспитания юношества, отец Феофан стремился действовать на будущих пастырей большой добротой, любовью и кротостью. «Воспитатель, – писал он, – должен пройти все степени христианского совершенства, чтоб впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно. Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых». 1 февраля 1845 года отец Феофан был назначен помощником инспектора академии, а с 20 мая по 4 августа 1846 года он исполнял обязанности инспектора. За ревностное исполнение этих обязанностей, засвидетельствованное академическим начальством, иеромонах Феофан был во второй раз удостоен благословения Святейшего Синода, а 25 мая 1846 года – и звания соборного иеромонаха Александро-Невской Лавры. Иеромонах Феофан был глубоко предан делу христианского воспитания, однако его влекла уединенная монашеская жизнь. 21 августа 1847 года по собственному желанию он был назначен членом Духовной миссии в Иерусалиме. 14 октября 1847 года миссия отбыла из Петербурга в Палестину. Шестилетнее пребывание на Востоке имело для иеромонаха Феофана большое духовное и нравственное значение. Посещая древние обители, он неутомимо изучал писания святых отцов по древним рукописям, знакомился с уставом и житиями древних подвижников восточных обителей и святой Афонской горы. Молодой аскет вошел в тесную духовную связь с афонскими старцами, которые оказали благотворное влияние на направление его духовной жизни и впоследствии способствовали изданию его сочинений. Здесь, на Востоке, отец Феофан основательно изучил греческий и французский языки, познакомился с еврейским и арабским. В 1853 году началась Крымская война, 3 мая 1854 года члены Русской Духовной миссии были отозваны из Иерусалима в Россию. За свои труды в миссии иеромонах Феофан был возведен 4 апреля 1855 года в сан архимандрита и 12 апреля назначен в Петербургскую духовную академию бакалавром по кафедре канонического права, а через полгода – на должность ректора Олонецкой духовной семинарии. 17 октября 1855 года отец Феофан определен членом Олонецкой Духовной консистории. В 1856 году архимандрит Феофан был назначен на должность настоятеля посольской церкви в Константинополе. Во время своего пребывания в Константинополе архимандрит Феофан заботился и о русских, которые здесь жили, и предложил русскому правительству устроить в Константинополе госпиталь для русских матросов и паломников и просил также устроить «братство с церковью». В 1857 году отца Феофана назначают ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии. В 1859 года архимандрита Феофана хиротонисали во епископа Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище. В то же время он заботится и о повышении образования самого духовенства, С июля 1863 года святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866 году по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены, они звали его к себе на новый духовный подвиг. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам. После Пасхи 1872 года святитель уходит в затвор. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать – это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников». Святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные труды его – «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения». 6 января 1894 года, в день престольного праздника своего келейного храма Крещения Господня, около четырех часов дня, епископ Феофан мирно скончался. Отпевание почившего епископа-затворника было совершено 11 января епископом Тамбовским Иеронимом (Экземплярским) при огромном стечении духовенства и народа. Погребение состоялось в Казанском соборе Вышенской пустыни во Владимирском приделе. На Поместном соборе Русской Православной Церкви 6–8 июня 1988 года епископ Феофан Затворник канонизирован как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества.
Память святителя Феофана Затворника Вышенского совершается 10 января.
|
Спасение утонувшего младенца
Жили в Киеве муж с женою, имевшие единственного сына – еще младенца. Благочестивые эти люди особую веру имели к святителю Николаю и мученикам Борису и Глебу. Однажды они возвращались после праздника из Вышгорода, где находились святые мощи святых мучеников. Когда плыли по Днепру на лодке, жена, державшая младенца на руках задремала и уронила ребенка в воду. Невозможно представить себе горе бедных родителей. В своих сетованиях они с жалобой и укором обращались особенно к святителю Николаю. Скоро несчастные одумались и, решив, что видимо чем-то прогневали Бога, с горячей молитвой обратились к Чудотворцу, прося прощения и утешения в постигшем их горе. На следующее утро пономарь Софийского Собора в Киеве, придя в храм, услышал детский плач. Вместе со сторожем он вошел на хоры. Здесь перед образом святителя Николая они увидели лежащего младенца всего мокрого как будто только что взятого из воды. Весть о найденном младенце быстро долетела до родителей. Они тотчас побежали в церковь и здесь действительно узнали в ребенке свое утонувшее дитя. Радостные они возвратились домой, благодаря Бога и Его великого Чудотворца. Образ же святителя, перед которым был найден утонувший младенец, до сих пор называют «Никола Мокрый».
Согрела сирот
На Рождество я побывала в родном Могилеве, посетила любимый мною Свято-Никольский женский монастырь. Я узнала, что в эту зиму монастырь, насельницы которого - пожилые женщины, задолжал огромную сумму за отопление. Дело в том, что обитель отнесена к разряду промышленных предприятий и оплата непомерно высока. Власти обещали разрешить это недоразумение, но так и не разрешили. В то время одна раба Божия неожиданно получила наследство. Раздумывая над тем, как лучше распорядиться деньгами, она увидела сон, в котором ей явился «старичок с палкой» и сказал: «Согрей моих сирот». Необходимо отметить, что эта раба Божия еще недостаточно была воцерковлена. Но за разъяснением сновидения женщина обратилась к священнику, который узнал в «старичке» Святителя Николая. По совету батюшки эта раба Божия посетила Свято-Никольский монастырь и пожертвовала свою лепту, желая «согреть сирот». Она была очень удивлена, узнав на одной из монастырских икон того «старичка с палкой». Это был Святитель Николай Чудотворец.
Когда в тебе нет крепкой веры,
Ты слову Божию внимай,
Пусть будет в том тебе примером
Христов Святитель Николай.
Когда в тебе нет и смиренья,
Ты зла в себе не разжигай –
Вот образ кротости, терпенья –
Христов Святитель Николай.
Когда в тебе нет воздержанья,
Молитвой страсти укрощай,
Учитель в том для подражанья –
Христов Святитель Николай.
Господь Бог, Истина Святая,
Явил для стада образец,
Послал Святого Николая,
Он был и пастырь и отец.
Он был смиренный ради Бога
И высоту за то стяжал.
Он нищетой своей высокой
Богатство вечное снискал.
О Чудотворец наш великий,
Не дай погибнуть нам, спасай,
Молись за нас перед Владыкой,
Христов Святитель Николай.
|
|
|
|