8Вымоленное семейное счастье
«Да, если я достойный сын Твой, Господи, это от того,
что Ты даровал мне в матери верную рабу Твою».
(Блаженный Августин)
Святая Моника родилась около 331 года в Северной Африке, на территории современного Алжира. Родители ее по вероисповеданию были православными христианами. В семье было несколько дочерей, воспитание которых поручили самой почтенной и добродетельной служанке дома, старой нянюшке. Она постаралась воспитать девочек истинными христианками, одновременно, привив им все те навыки, которыми, должна была обладать почтенная матрона, хозяйка богатого дома и мать семейства. Когда Моника достигла брачного возраста, родители нашли ей жениха, чтобы выдать замуж по обычаям своей страны. Жених был богатым землевладельцем, пользовался известностью, обладал многочисленными талантами, занимал государственный пост в городе Тагасте, но не был христианином. Он долго оставался язычником, но позже, под влиянием своей супруги, Патриций принял Святое Крещение. Моника, хотя и предвидела будущие трудности брака, все-таки искренне желала преодолевать их, и преодолевала она их не путем максимального отстранения от мужа, но путем воспитания в себе любви к нему.
По мере своих сил Моника старалась поддерживать мужа, помогая ему во всех его добрых начинаниях. Она создала в доме атмосферу уюта и покоя, чтобы Патриций, придя со службы, мог по-настоящему отдохнуть. Зная вспыльчивый характер супруга, Моника в минуты его гнева не противоречила ему ни делом, ни даже словом; видя же, что муж отбушевал и успокоился, она спокойно объясняла ему его ошибку. Несмотря на необузданный нрав, Патриций не только ни разу не ударил жену, но никогда даже и не поссорился с ней. Святую Монику не могло не тяготить то, что Патриций, будучи язычником, губил свою душу всевозможными страстями и поклонением ложным божествам, но она не могла напрямую поучать, а усердно молилась Богу за супруга, прося обратить его к Истине. Сама же старалась вести себя, как подобает христианке, собственной жизнью являть истинность Христова учения. Патриций, уважавший и по-своему любивший свою жену, конечно, не мог не замечать ее разительного отличия от жен своих друзей, ему постоянно хотелось понять, благодаря чему Моника оставалась такой кроткой, любящей и – в то же время – внутренне сильной. Постепенно Патриций начал интересоваться и ее верой, а за интересом, подкрепленным горячими молитвами любящей супруги, пришло и обращение. Патриций искренне уверовал во Христа и принял Святое Крещение. Христианство полностью изменило всю жизнь Патриция. Он покаялся в прежних грехах, от Патриция-христианина Монике больше не приходилось терпеть ничего из того, что она терпела от язычника. Для нее наступили, наконец, дни подлинного, ничем не омрачаемого супружеского счастья. Правда, счастье это на земле было недолгим: вскоре Патриций заболел и скончался. Но Моника знала, что теперь, когда их брак стал подлинно христианским, даже смерть не сможет их разлучить – она продолжала молиться за своего покойного супруга, живя памятью о нем, не помышляя о повторном браке.
Но не только от мужа приходилось терпеть скорби святой Монике. Даже и юный Августин немало причинил душевных страданий своей благочестивой матери. Отец очень хотел, чтобы сын стал важным человеком – ритором и адвокатом, поэтому Августин получил прекрасное образование. Однако поначалу он тоже не был крещен. Со всем жаром юности Августин отдавался удовольствиям молодости. Кроме того Августин почти десять лет разделял еретическое учение манихеев, отрицавших плоть, сотворенную, по их мнению, сатаной, и даже «обратил» в эту ересь нескольких друзей. Как, должно быть, обливалось кровью сердце Моники, когда она узнала об этом. Увлекался Августин и астрологией. Его дорога к Богу была долгой и тяжкой.
А ведь помимо Августина в семье было и еще несколько детей: его брат Навигий и сестра, Перпетуя. Став взрослыми и самостоятельными они приняли Святое Крещение. Дочь, так же, как мать, достаточно рано овдовела и, не желая второго брака, приняла монашество, просияв многими подвигами. Удивительно, но не только о сыновьях и о дочери заботилась она, но и об их друзьях. «О всех нас, живших до успения ее в дружеском союзе и получивших благодать Твоего Крещения, она заботилась так, словно все мы были ее детьми, и служила нам так, словно были мы ее родителями». Кроме того, «она была милосердна и от сердца прощала «долги должникам своим»», – вспоминал блаженный Августин. Дни и ночи напролет проводила в слезных молитвах об Августине, сыне своем, святая Моника. Обращение молодого ученого произошло далеко не сразу. В течение десяти лет Монике пришлось быть свидетельницей его упорства в ереси. Она жила, проливая кровавые слезы о погибающем сыне, всячески убеждая его в истинности Православия.
В 383 году Августин поехал в Италию. Сначала в Рим, преподавателем риторики, а затем в Медиолан (современный Милан) в качестве главного придворного ритора. Моника была против его отъезда. Поездка в Медиолан становится для Августина судьбоносной, так как здесь он встречается с тамошним епископом – великим святителем Амвросием Медиоланским, проповеди которого слушает с величайшим интересом. В это время в Италию прибыла и Моника, не пожелавшая разлучаться с сыном. Ей, несомненно, приятно было узнать, что сын отрекся от ереси, но печально видеть его все еще не православным христианином. В 387 году, на Пасху, Августин принимает Святое Крещение от святителя Амвросия Медиоланского, и почти сразу же, в этом же году, умирает и святая Моника. И из уст блаженного Августина излилась такая молитва о своей святой матери: «Да пребудет она в мире со своим мужем, до которого и после которого ни за кем не была замужем, которому служила «принося плод в терпении», чтобы приобрести его Тебе». В лице святой Моники и ее детей, одним из которых был Августин Блаженный, мы видим пример особо живых отношений, сложившихся в семье. Отношений между матерью и ее детьми. Святая Моника не просто по-матерински, но и по-христиански всю себя отдала воспитанию детей, спасению своего сына. Она пережила скорби и радости: скорби о его падениях и радости от его обращения. Святая Моника стала центром своей семьи, ее сердцем. Спасение всех членов семьи она понесла на себе, руководствуясь апостольскими словами: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2).
9 _._ _
monica