___4
16Святитель Тихон Задонский, 1724-1783 гг.

Рассуждение о любви к ближнему
От любви к Богу последует и любовь к ближнему, то есть ко всякому человеку, ибо кто любит Бога, тот непременно любит и ближнего.
Плоды христианской любви, по учению апостола (см. 1 Кор. 13):
Первый плод – долготерпение: любовь долготерпит. Кто любит ближнего, тот не мстит за нанесенную обиду, но с кротостью и незлобием все претерпевает, более же того, молится за творящих напасти, говоря с первомучеником: Господи, не вмени им греха сего (Деян. 7:60). К этому призывает и апостол Иаков: Долготерпите, братия, до пришествия Господня (Иак. 5:7). И святой апостол Павел: Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12:21).
Второй: любовь милосердствует. Видя неблагополучие ближнего, соболезнует ему, и как свое вменяет: страждущему состраждет, болезнующему соболезнует, с плачущими плачет, с сетующими сетует и старается утешать; не щадит себя, чтобы в бедствии ближнему помочь, и бедность его за свою бедность считает. К этому Христос призывает: Будьте милосердны (Лк. 6: 36), также учит и святой апостол Павел: Плачьте с плачущими (Рим. 12:15).
Третий: любовь не завидует. Как о злополучии ближнего сожалеет, так о благополучии радуется; счастье и несчастье его за свое считает. Потому Апостол увещевает: Радуйтесь с радующимися (Рим. 12:15).
Четвертый: любовь не превозносится, не гордится, выше других себя не почитает, но (почитает) себя ниже других, и так пред всеми смиряется, всем послушна, покорна, со всеми учтива, снисходительна, всегда себя, а не других осуждает; себя укоряет, уничижает, а не других. Чему и учит апостол: В почтительности друг друга предупреждайте (Рим. 12:10).
Пятый: любовь не бесчинствует, как жестокосердные и непокорные творят, но ко всем благоприятна; как внешне, так и внутри еще более тиха, кротка, постоянна!
Шестой: любовь не ищет своего. Она благотворит ближнему без всякой своей пользы; благотворить – это ее радость и веселье; в этом она уподобляется Создателю своему, Который повелевает солнцу Своему сиять всем на благо и на всех бескорыстно дождь посылает (Мф. 5:45). Апостол увещевает: Никто не ищи своего, но каждый пользы другого (1 Кор. 10:24). Так добрый начальник не своей пользы ищет, но подчиненных; так пастырь не щадит здоровья для общей пользы; так добрый воин не щадит себя ради пользы отечества.
Седьмой: любовь не раздражается, то есть не попускает гневу возгореться и не отверзает уст своих на проклятие и укорение ближнего.
Восьмой: любовь не радуется неправде, но скорбит, когда ближнему причиняют обиду и насилие.
Девятый: радуется о истине, когда видит, что все благочинно и в благом состоянии.
Десятый: любовь всех, добрых и злых, любит, в чем уподобляется Отцу Небесному, Который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми (Мф. 5:45).
Одиннадцатый: любовь всему верит. Как сама простосердечно со всеми поступает и никому не льстит, так и о прочих думает и потому всякому верует.
Двенадцатый: любовь никогда не перестает, она престать не может; в сем веке начинается, а в будущем совершится.
Противоположна любви – ненависть, от которой все противоположное происходит.
* * *
Причины, почему мы должны любить ближнего
Первая. Ближний наш – это брат наш, он раб Божий, по образу Божию созданный, Кровью Христовой искупленный, один из членов единой Церкви, к вечной жизни призванный.
Вторая. Кто любит, тот пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4:16). Великое дело – с Богом соединение.
Третья. Кто любит, тот Христов ученик (Ин. 13:34–35).
Четвертая. Прочие дарования, как-то: многими языками владеть, чудеса творить и прочее, без любви ничто (1 Кор. 13:2). «Без любви, – говорит святой Иоанн Златоуст, – все дарования не полезны тем, кто их имеет» (Беседа 22 на 1 Послание к коринфянам).
Пятая. И Бога не может тот любить, кто брата своего не любит (1 Ин. 4:20). «Любовь больше всех жертв, и никакие жертвы без любви не приемлет Бог», – говорит святой Иоанн Златоуст (Беседа 16 на евангелиста Матфея).
Шестая. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете (1 Ин. 2:10).  
Седьмая. Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и в смерти пребывает, и есть человекоубийца (1 Ин. 2:11, 3:14–15).
Восьмая. Любовь – это предвкушение вечной жизни, в которой будет одна только любовь друг к другу, друг о друге радость и утешение.
Девятая. Насколько в ком больше и чище любовь, настолько тот более Богу уподобляется, Который есть вечная любовь и благостыня.
Десятая. Общее всех благополучие от взаимной любви происходит. О, как бы благополучно все жили, если бы друг друга взаимно любили! Не было бы тогда воровства, разбоев, хищения, убийств, насилия, обманов, лукавства, укорения, злословия, поношения, клеветы, насмешек, ругательств; не укрепляемы были бы амбары для сохранения имущества, не требовались бы сторожа, не нужны были бы замки; не было бы столько плачущих и кровавые слезы проливающих; не слышались бы жалобные голоса на небо вопиющих вдовиц, сирот, бедных и беззащитных людей; не отягощены бы были судебные места жалобами; не скитались бы по улицам голодные, не тряслись бы от холода и мороза полунагие меньшие братья Христовы; не были бы наполнены темницы узниками, за долги сидящими; не было бы, наконец, нищих и убогих, но все было бы безопасно, спокойно, мирно: все были бы равны. По этой причине и Господь Бог, отечески сожалея о роде человеческом, дал заповедь: Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:39).
О, любовь, любовь, союз совершенства. Любовь! Сколь многих мы благ лишаемся, когда тебя не имеем!.. С тобою все хорошо и благополучно, а без тебя все худо и неблагополучно.
* * *
Садовник привязывает саженцы к колу, укрепленному в земле, чтобы ветер и буря не повалили их. И сучки или негодные побеги отсекает, чтобы они не повредили дереву и не иссушили его. Поступайте так и вы с малыми и молодыми вашими детьми, привязывайте сердца их к страху Божию, чтобы не поколебались они от сатанинских козней и не оставили благочестия. Отсекайте растущие в них страсти, чтобы не выросли и не завладели ими, и не умертвили внутреннего нового человека, рожденного в святом Крещении. Ибо видим, что когда дети растут, то являются и растут вместе с ними и греховные страсти, как дикие побеги на дереве. Поэтому, чтобы эти дикие побеги не выросли и не повредили человеку, и не погубили его, омытого, освященного и оправданного святым Крещением, необходимо наказанием и учением Господним их отсекать. Отсекайте, возлюбленные, такие побеги в душах детей ваших, «воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6,4).
* * *
Родителям нужно молиться Богу о своих детях, чтобы Сам Он научил страху Своему и умудрил во спасение. Примеры добрых дел нужно являть им в самих себе. Юные, да и люди всякого возраста, лучше наставляются доброй жизнью, чем словом. Ибо дети особенно подражают жизни родителей, что замечают в них, то и сами делают, доброе будет или дурное, что видят. Поэтому родителям нужно самим беречься от соблазнов, и пример добродетельной жизни подавать своим детям, если хотят их наставить в добродетели. Иначе ни в чем не преуспеют. Ибо дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают ее в своих юных душах, чем слушают их слова. Слово всякого наставника, соединенное с жизнью,– достойное и сильное наставление, тем более наставление родителей.
* * *
Видим, что молодое деревце в любую сторону легко склоняется и куда склонится, в ту сторону и растет. Так и ребенок: чему научится, к тому и привыкает, чему научится, то и будет творить. Научится ли в юности добру-добрым будет всю жизнь. Научится ли злу злым будет на всю жизнь. Ребенок может стать и Ангелом, и диаволом. Какое воспитание и наставление получит, таким и будет: от воспитания, как от семени, все прочее время жизни зависит. Поэтому увещевает Божие слово родителей: «Воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6, 4).
* * *
Юность, сама по себе склонная ко всякому злу, требует прилежного наблюдения, доброго воспитания и наставления, но вместо этого встречает ее великое зло – ядовитый соблазн родительских нравов... Соблазн же, как пожар усилившийся, далее и далее распространяется и поедает одушевленные храмы. Горе детям от этого соблазна; но сугубое горе родителям, которые, вместо полезного учения, злым примером, как ядом, заражают юные сердца.
* * *
Полезно учить наукам и художествам, но необходимо учить жить по-христиански. Внимайте этому, родители, чтобы не быть убийцами тех детей, которых вы родили на свет. Истинный отец не тот, который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил. Родивший дал только жизнь, а хорошо воспитавший и научивший дал добрую жизнь. Мы в долгу у отцов, родивших нас, но у отцов, хорошо воспитавших и наставивших нас в благочестии, мы в гораздо большем долгу. Ибо родившие нас – родили к временной жизни; а отцы, воспитавшие нас в благочестии, рождают к вечной жизни. «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19). Блажен отец, который родил и к временной, и к вечной жизни. Недостоин родитель, который к временной жизни родил детей, но к вечной жизни затворил им двери или дурным воспитанием, или соблазнами своими. Лучше человеку не родиться, чем родиться и быть в вечной гибели.
* * *
Многие родители, имея слепую любовь к детям, жалеют наказывать их за проступки: но после, когда дети вырастут и будут безнравственны, такие родители сами поймут свою погрешность в том, что не наказывали детей, пока они были малы. Сам Бог избранных чад Своих наказывает, как видим в Писании, так разве Он не любит их? «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12, 6). В этом деле и христиане должны подражать Небесному Отцу и детей своих любить и наказывать. Не наказанные в юности, в зрелости остаются, как кони необъезженные и дикие, ни к какому делу не пригодные. Поэтому, христианин, люби детей своих по-христиански и наказывай их, чтобы стали исправными и добрыми.
* * *
Некоторые родители так нежно и слабо детей своих воспитывают и содержат, что не хотят их за преступления наказывать и так безстрашно и своевольно им попускают жить; другие безмерную строгость употребляют и более гнев и ярость свою над ними совершают, нежели наказывают их. Оба — и те, и другие — погрешают. Везде ибо излишество порочно; строгость и милость безрассудная во всяком чине порицается. Сия в расслабление, своевольство, развращение и явную погибель приводит юных, от природы ко злу всякому склонных; другая огорчение, раздражение и уныние в них соделывает. Везде ибо умеренность и средний путь похваляется. Сего ради родителям благочестивым среднего пути держаться должно.
* * *
Если муж и жена единонравны и добронравны, то супружество будет благополучным и прекрасным, ибо у них всегда будет единомыслие, согласие и мир, в чем состоит великое благополучие... Но поскольку сатана, враг душ человеческих, и в добронравных союз любви и согласия старается разорвать, то муж и жена должны друг к другу в случающихся немощах быть снисходительными, и с любовью друг друга терпеть, и тогда согласие и мир сохранится.
* * *
Примеры добрых дел нужно являть им в самих себе. Юные, да и люди всякого возраста, лучше наставляются доброй жизнью, чем словом. Ибо дети особенно подражают жизни родителей, что замечают в них, то и сами делают, доброе будет или дурное, что видят. Поэтому родителям нужно самим беречься от соблазнов, и пример добродетельной жизни подавать своим детям, если хотят их наставить в добродетели. Иначе ни в чем не преуспеют. Ибо дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают ее в своих юных душах, чем слушают их слова. Слово всякого наставника, соединенное с жизнью,– достойное и сильное наставление: тем более наставление родителей.
* * *
Учителям учеников обучать не только грамоте, но и честной жизни, страху Божьему, потому грамота без страха Божьего — не что иное, как меч у безумного. Неисправных и ленивых и своевольных наказывать розгами, а иногда и словами, а своею рукою в голову или иначе как не дерзать.
* * *
Родителей обязанность к чадам своим есть... увещевать и убеждать их к непорочной и чистой жизни, как супружеской, так и бессупружной по благоизволению ради Бога, к соблюдению веры, заповедей Божиих и благочестия, и приносить о них молитвы посредством святой Церкви, и творить милостыни, да не оставит Господь милостию Своею и ими же весть судьбами помилует молящихся Ему и испрашивающих вечного спасения.
* * *
Теперь я припоминаю Вам о себе, улыбнувшись Вашему наказанию вольного Алеши. Покойная мать моя пламенно меня любила, жалела и плакала о мне; но, когда найдет меня в прослушании и шалости, тогда, сделавши пристойное взыскание, лишает меня ласки на весь день и более. Больно было ей и самой переносить такое наказание меня; но она, смотря на конец моей жизни, преодолевала свою нежность и руководилась премудрыми правилами Иисуса, сына Сирахова, касательно воспитания детей и страхом Божиим, пребывавшим в сердце ее. Хорошо и предложение Ваше Алеше, что он хочет: пить ли чай и молиться или не молиться и не пить? Прошу Вас, не браните А. Ф. при Алеше, для того чтобы он мог ее почитать и слушать.
* * *
В беременности полезно читать следующие молитвы: «Боже, милостив буди ми грешной», «Создавый мя Господи, помилуй мя», «Господи, даруй ми разрешиться, в прославление имени Твоего: да будет воля Твоя!», «Сотвори со мною по милости Твоей и, якоже хощеши, устрой о мне вещь. Аминь».
* * *
Благодарение Господу Богу за дарование Вам детей! Молитва Ваша о них обогатит их благонравием. Теперь, пока они малолетны, нужно Вам вселять в сердца их страх Божий, хранение заповедей Божиих и должное почтение к родителям; нужно вразумлять и о вечных муках, уготованных непокаявшимся грешникам за ослушание и преступление заповедей Божиих. Чтобы воспитать детей в благочестии, родителям должно иметь неусыпное блюдение и труды. Родители имеют дать ответ пред Господом о поведении детей своих до возрастных лет их.
* * *
За непочитание родителей Бог великие наказания определил детям:
1) проклятие: «Проклят злословящий отца своего или матерь свою!» (Втор. 27, 16);
2) смерть: «Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти» (Лев. 20, 9).