___8
   

 

Журнал «Фома»

НУЖНО ЛИ СОВРЕМЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ РОДИТЕЛЬСКОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ?

______
Владимир Романович Легойда, главный редактор журнала Фома

 

Наталья Блинова, ассистент кафедры мировой политики факультета международных отношений СПбГУ, Санкт-Петербург:

Когда я думаю над этим вопросом, сразу почему-то вспоминаются слова одной старой песни: «Родительский дом – начало начал…». Я считаю, что восприятие семьи как одного из самых мощных институтов общества – это цивилизационная особенность русской православной культуры. Бог устроил взаимоотношение между детьми и родителями таким образом, что дети в самом начале своей жизни полностью зависимы от старших. Родители прививают нам ту или иную систему ценностей, и с этим выпускают нас в жизнь. Благословение – это, прежде всего, желание добра и блага тому, кого мы благословляем. Я уверена, что любому человеку необходимо родительское одобрение и признание того, что он делает. Но если родители начинают «давить», это приводит к конфликту поколений и лишь усугубляет противоречия «отцов и детей». Благословение может быть ценно даже для абсолютно независимого человека: мы все равно, так или иначе, соотносим себя с семьей, более того, каждый из нас невольно копирует модель взаимоотношений своих родителей. Даже воспитанники детских домов часто пытаются разыскать свою семью и получить одобрение родных – это немалого стоит…

Кая (София) Леонтьева, студентка Якутского государственного университета, Якутск:

Когда решение принимается с благословения родителей, то все получается, да и на душе спокойно и мирно. Ведь родители – это самые близкие и любящие нас люди. Они мудры и часто лучше нас самих знают, что нам нужно. Неповиновение родителям приводит к плачевным результатам. А послушание – к успешному завершению дел. Например, в Библии сиротка Есфирь была во всем послушна своему дяде, приемному отцу Мардохею. Она стала царицей и спасла свой народ от уничтожения. Я, конечно, царицей не стала, но уже на собственном опыте успела убедиться, что принимать решение без благословения – значит все испортить. Большинство моих сверстников думают, что в современной жизни можно обходиться и без благословения родителей, но законы Божии остаются непреложными. Надеюсь, самые важные решения в своей жизни я приму с родительского благословения. Мама всегда дает мне свободу выбора, я доверяю ей, она – мне.

Сергей Катьер, ведущий на Первом национальном канале Белорусского телевидения, сценарист, режиссер, Минск, Белоруссия:

Думаю, когда люди собираются пожениться, знакомство с родителями, их благословение – это очень важно. В семью входит новый человек. Когда ты не знаешь родителей своей девушки, то менее серьезно относишься к ней: вы молодые, друг другу ничего не должны. Но когда на горизонте появляются родители, ваши отношения невольно становятся более ответственными, это дисциплинирует вас обоих. У меня двое детей: дочке 28 лет, сыну – 23. И, честно говоря, меня очень волнует вопрос, будут ли они брать у нас с женой благословение, когда решат вступить в брак. Я стараюсь воспитывать их не принуждая, а собственным примером. В нашем роду практически не было разводов, к семье воспитывалось очень ответственное отношение. Я и сам женат уже 30 лет, для творческой среды это большая редкость, многие мои друзья разводились. Конечно, я задумывался, почему наша семья устояла, несмотря на мои командировки, съемки и свободолюбивую натуру. Конечно, во многом, благодаря моей прекрасной, мудрой, терпеливой жене. К тому же, когда вы постоянно расстаетесь и встречаетесь, то не успеваете надоесть друг другу – это все время обновляет чувства. Так получилось, что моя мама рано умерла и, к огромному сожалению, не знала мою жену. Помню, я мысленно обращался к маме, собираясь жениться. Можно сказать, просил благословения. А через какое-то время после свадьбы я шел по улице и вдруг заплакал, потому что осознал: нет рядом человека, который бы порадовался больше меня самого – мамы больше нет рядом. Но с годами понял, что она не исчезла, я всегда чувствую ее присутствие, молитвы и поддержку. Отец, человек военный, жил тогда в другом городе. Когда я сообщил, что женюсь, он ответил, что это мое дело. В итоге на нашей свадьбе не было родственников ни с моей стороны, ни со стороны моей жены, – мы праздновали в узком кругу студенческих друзей. Зато после мы совершили большое паломничество по всем, теперь уже общим, родным – представили им друг друга, они нас поздравили. Так что можно сказать, нас благословили все родственники.

Михаил Леонтьев, телеведущий, Москва:

Родительское благословение нужно современному человеку в той же степени, что и несовременному. Что, собственно говоря, изменилось? Конечно, утверждая это, я не рассматриваю имущественный аспект, потому что раньше отказ от благословения означал отказ от наследства, да и вообще какой бы то ни было материальной поддержки. Но это вопрос отдельный. Мы сейчас говорим о духовном аспекте, а это уже зависит от отношений человека с собственными родителями, и если эти отношения по разным причинам не сложились, наверное, и благословение не нужно. Но даже для религиозных родителей мера влияния на детей зависит от авторитета. Если родители реально могут повлиять на тот или иной выбор своего ребенка, то они всегда, при всех обстоятельствах это сделают.

Ирина Артемова, студентка факультета журналистики РГСУ, Москва:

Во всех хороших семьях принято советоваться друг с другом. Здесь и запреты, и наказания воспринимаются правильно, без долгих обид, потому что сразу покрываются родительской любовью. У меня с мамой отношения дружеские, мы общаемся просто, без субординации. Я спрашиваю ее мнение, потому что мне действительно важно знать, что она думает о моих планах. Если не одобряет, я начинаю думать, почему. Возможно, кому-то благословение представляется неким древним ритуалом, давно устаревшим и ненужным. Конечно, современные люди рано становятся самостоятельными и независимыми от родителей… Но благословение – это, в первую очередь, выражение любви, участия в жизни ребенка. Когда он становится взрослым, его жизнь часто волнует родителей еще больше, чем в детстве, ведь теперь они не могут постоянно находиться рядом с ним! Своим одобрением они как бы дают ему импульс к действию. Мне кажется, благословить – это не просто дать разрешение, но и поддержать словом. Не думаю, что сегодня актуален какой-то сложный обряд. Дружеская беседа понятнее, проще, да и теплоты в ней больше.

Священник Андрей Лобашинский, настоятель храма Покрова Богородицы села Карижа, преподаватель Калужской духовной семинарии:

Я думаю, с точки зрения современного мышления этот вопрос вполне уместен и оправдан, хотя с тем же успехом можно было бы спросить: а нужна ли человеку вода, пища, кров, любовь и т.д. Родительское благословение – одна из фундаментальных ценностей человеческой культуры, тем более культуры христианской. Мы знаем из Священного Писания, что родительское благословение – главное наследство, которое ребенок мог получить от родителей, потому что сила родительского слова обладала поистине пророческой властью. Вспомним историю с Иаковом, чья жизнь является развернутым примером силы и важности родительского благословения. Во время Таинства Венчания мы слышим слова: “Молитвы родителей утверждают основания домов”. Родительское благословение – это не ограничение или стеснение свободы выбора пути или спутника жизни, а наоборот – гарантия его неслучайности, свободы от произвола или порабощения чужой, нелюбящей воле. А для родителей – великая ответственность перед Богом за ту духовную власть, которую они получили. Но в конце я хотел бы сделать маленькую ремарку: та таинственная связь, которая установлена между родителями и детьми, реализуется в полноте и чистоте не в духовном вакууме, а в атмосфере веры в Бога и взаимной любви и доверия.

   

 

ЗА РОДИТЕЛЬСКИМ БЛАГОСЛОВЕНИЕМ

angel02_1-2aКузнецова Анастасия, кандидат исторических наук

 Сегодня в нашем обществе возрастает интерес к традиционной жизни русского народа, в частности к семейному укладу, в котором необычайно важную роль играло родительское благословение. Эта тема широко обсуждается в светской, церковной периодике, а также в Интернете. Хотя специальных научных исследований, посвящённых роли родительского благословения, не было, но начиная с 1990-х годов издаются работы, посвящённые изучению традиций народного благочестия. О родительском благословении говорится в различных жанрах устного народного творчества: в свадебных и рекрутских причитаниях, былинах, сказках, быличках, легендах, частушках, пословицах и поговорках. В них даётся непосредственное выражение того, как воспринимается в народе родительское благословение; представлены различные, в том числе и бытовые, ситуации, когда обращаются за благословением. Наиболее ярко и красочно проходило благословение жениха и невесты в свадебном обряде. Ещё в начале ХХ века без благословения отца с матерью в брак не вступали. В качестве благословения невесте обычно давали икону из родительского дома. Благословляли также хлебом-солью. Если невеста была сиротой, то по ходу обряда её благословлял кто-нибудь из старших родственников, крёстная, крёстный, а перед свадьбой она ехала на могилу родителей просить их благословения. На могилу родителей приходили, прося благословения не только накануне свадьбы, но и в любой другой ответственный жизненный момент, просто в тяжёлую минуту. Тексты причитаний, собранные фольклористами в XIX – начале ХХ века, раскрывают народное понимание родительского благословения. Невеста, обращаясь к родителям, причитала:

Благослови-ко меня, кормилец-батюшка

и родимая моя матушка;

От раденья ретива сердца;

Чтобы жить-то мне не маяться;

На меня бы вам не плакаться!

Ваше-то благословеньице

Мне дороже злата-серебра;

Краше солнышка мне красного:

Я ведь с ним-то, красна девица,

Буду жить до гробовой доски!

В таких разных по эмоциональному настрою жанрах, как причитания и частушки, выражается одна и та же мысль – покорность родительской воле в выборе супруга. Вот, например, текст частушки:

Уж ты, миленький ты мой;

Что же я поделаю?

Пошла бы замуж за тебя –

Родителей прогневаю.

О родительском благословении на брак говорится и в былинах. Центральное место благословение родителей занимает также в обряде проводов рекрута. Вот отрывок из причитания сестры рекрута при его благословении:

Как Божье благословение

Кормильца-батюшки

И кормилицы-мамушки –

Оно велико же на сей земле!

На огне не горящее;

На воде не топящее;

В людях не забытящее.

Тебя спасёт Бог, помилует;

Тебя на службе-то на царское;

На войне-то германское!

Провожая на военную службу, домашние могли повесить рекруту на шею образок. В советское время, во время Великой Отечественной войны, прощаясь с сыновьями, мужьями, матери и жёны как благословение нередко давали нательный крестик, переписанные на тетрадном листе 90-й псалом, молитву «Да воскреснет Бог». Вот, как пример, отрывок из народного переложения песни «День Победы»:

Здравствуй, мама! Вот и крест, что ты дала;

И меня твоя молитва сберегла.

Совершенно особым было прощальное благословение, которое давали родители своим детям, муж – жене, чувствуя приближение смерти. Перед смертью со всеми прощались. Родные и соседи старались обязательно навестить умирающего, чтобы попросить у него прощения. Детей часто благословляли иконой, давая последние наставления. Существовала традиция, когда умирающие родители заочно благословляли не успевших приехать проститься детей. Присутствующих просили передать благословение. Благословение перед смертью и последние наставления являются распространённым мотивом в русских народных сказках. Например, сказка «Оклеветанная купеческая дочь»: «У купца с купчихой были сын и дочка. Умирает купчиха, вскоре захворал купец. Чувствуя скорую кончину, он призвал детей проститься: «Дети мои милые! Скоро я белый свет покину, уж смерть за плечами стоит. Благословляю вас всем моим добром; живите после меня дружно и честно; ты, дочка, почитай своего брата, как отца родного, а ты, сынок, люби сестру, как мать родную».

Многие грамотные крестьяне писали письма. В письмах, которые крестьяне посылали домой, очень часто звучала тема благословения: это или просьба благословить, обращённая к родителям, или, наоборот, благословение детям. Брали благословение у родителей и на уход в монастырь. В житийной литературе, в жизнеописаниях подвижников благочестия, как правило, отмечается благословение родителей или их нежелание благословить на монашеский путь. Из жития преподобного Серафима Саровского мы знаем, что он хранил крест, полученный от матери как благословение на уход в монастырь. Если родители не хотели отпускать сына или дочь в монастырь или не соглашались с желанием дочери отказаться от замужества и жить черничкой, то этот вопрос мог быть вынесен на решение крестьянской сходки. Случалось, что в монастырь или под венец сбегали, не получив благословения. Но спустя какое-то время, как правило, винились перед родителями, просили простить и благословить. Мотив родительского благословения на уход в монастырь звучит и в некоторых духовных стихах. Брали благословение у родителей и тогда, когда уходили на отхожие промыслы либо по другой причине надолго уезжали из дому. Просили благословения на любое важное дело. Такое благословение часто сопровождалось благословением иконой, могло проходить в торжественной обстановке. Также за благословением к родителям обращались в повседневной жизни. Здесь можно привести пример из былины «Молодость Добрыни и бой его с Ильёй Муровичем»:

Ишша стал как Добрыня лет двенадцети;

Он падал своей матушке в резвы ноги:

Уж ты ой, государыня матушка!

Чесна вдова, Омыльфа Тимофеевна!

Блаослови-тко миня выйти на улоньку

Ишша с малыма робятами поиграти.

– Тибя Бог блаословит, чядо милое;

а молоду Добрынюшку Микитичя млад;

А тибя жа как выйти на улоньку

Ишши с малыма робятами поиграти.

И по сей день во многих церковных семьях сохранилась традиция просить родительского благословения утром – на предстоящий день и вечером – на сон. Тема родительского благословения по своей сути оказывается тесно связанной с темами, посвящёнными изучению народной молитвы и народного речевого этикета. Благословение, выраженное словесно или письменно, – это, как правило, молитва. В тех случаях, когда благословение бралось в ходе повседневных дел или, к примеру, при будничном прощании, оно входило в ряд этикетных фраз: это, как правило, просьба о разрешении того или иного действия и, соответственно, выражение разрешения на него. Вот пример из былины «Владимир-жених»:

Добрынюшка Микитиць низко кланялса:

Батюшко Владимир стольнокиевской;

Благослови-тко, Владимир, мне слово сказать.

Выражение «благослови» вместо «разреши» сохраняется среди верующих и в наше время. Некоторые исследователи-филологи замечают, что можно говорить об особом социолекте, бытующем в церковной среде. Фраза «Бог тебя благословит!» может выражать благодарность, но в то же время она не перестаёт быть и молитвенным обращением. То есть благословение, являясь в первую очередь молитвенным обращением, может выполнять в речевом этикете функции разрешения и благодарности. Благословение могло быть выражено только словесно или, наоборот, представлять собой молчаливое осенение крестным знамением. Обычно самая короткая фраза – «Бог благословит». Но благословение могло представлять собой и развёрнутое молитвенное обращение. В наиболее значимых жизненных ситуациях благословляли иконой, реже – крестом. То есть к понятию «родительское благословение» относится произнесённое, а также написанное слово, оказанное действие, данный предмет. Подобное отношение к родительскому благословению, не вполне утраченное и поныне, в очередной раз свидетельствует о православном характере мироощущения русского народа, воспринимавшего его как проявление Божия благоволения, необходимого на всех жизненных путях.

 

   

22 марта 2013

РОДИТЕЛЬСКОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ

«Церковная Православная газета» в своем блоге провела круглый стол на тему «Родительское благословение»

 http://cpg-ru.in.ua/2013/03/blog-post_22.html

г. Санкт-Петербург

Что такое родительское благословение? В чем его необходимость? Рождается оно спонтанно, или к нему готовятся? К сожалению, в современном обществе и родители, и дети над этими вопросами задумываются не так часто. Обычно это связано с вопросом вступления в семейную жизнь, да и то не всегда. Интересно, многие ли из нас вспомнят тот момент, когда они получали именно родительское благословение или сами его давали? Такие вопросы были предложены участникам круглого стола.

 

Архимандрит Лонгин (Чернуха) – насельник Киево-Печерской Лавры, главный редактор «Церковной православной газеты»

Трудно найти народ, в этических нормах которого не было бы прописано почитание родителей. Очевидно, что эта добродетель является одним из основных факторов благополучия человека, который готовится или уже вступил в самостоятельную жизнь. Но, с другой стороны, акцент на хранении этого жизненного правила как раз и свидетельствует о том, что оно чаще всего нарушается. Почему? Вопрос нужно задавать и родителям, и детям. Что касается детей, то это, скорее, недостаток жизненного опыта, легкомысленность, поверхностное отношение к жизни, но также и недостаток авторитета родителей. Вот тут уже нужно спрашивать родителей, почему их авторитет и доверие детей к ним пропадают. Родительское благословение будет иметь большую силу, если оно подкрепляется авторитетом родителей.

 

Екатерина Немчинова – главный редактор женского православного журнала «Самарянка», супруга священника, Днепропетровск

К сожалению, также можно констатировать и факт утраты многих традиций, которые были созданы нашими предками. И как это часто бывает – старое утратить легко, а новое приобрести очень сложно. Новые традиции семьи современным обществом не созданы, а то, что создается, к сожалению, не могут служить украшением нашей жизни. К таким утраченным традициям относится и традиция родительского благословения. А ведь именно благодаря традициям мы обретаем мировоззрение, уклад жизни, обычаи семьи. В старину родители понимали, что вступление в брак ведет к объединению двух родов, уклад каждого из которых мог сильно отличаться друг от друга. Люди жили большими семьями, и традиции рода были важной частью, так как помогали регулировать отношения между всеми членами семьи. Сегодня происходит тоже самое. Молодая семья так же объединяет совершенно разные системы укладов. Поэтому, конечно же, традиция родительского благословения важна и сегодня. И эти традиции нужно возрождать.

 

Монахиня Евтропия (Бобровникова) – насельница Киевского Флоровского монастыря, литературный редактор Издательского отдела УПЦ,

член редакционной коллегии «Церковной православной газеты»

Вполне согласна с матушкой Екатериной. Все начинается с традиции семьи. Если в семье почитают дедушек и бабушек, если помнят прадедушек и прабабушек, а возможно, и более отдаленных родственников, рассказывают о них детям, о том, как они жили, о каких-то поступках и случаях из жизни родных, свидетельствующих о трудолюбии, честности, благочестии и других достойных уважения качествах, то дети учатся гордиться своими предками и сами стараются жить достойно, зная, что их внукам когда-то будут рассказывать о них уже их дети. Вспомним жизнеописания великих людей, многие из них знали свою родословную чуть ли не с возникновения фамилии. Недаром же в Евангелии, главной книге всех христиан, такое внимание уделяется родословию Христа. Конечно, мы должны отдавать себе отчет, что сегодня семейный уклад очень далек от того, каким он был, скажем, в XIX веке. И если мы просто начнем копировать его — это будет подделка, вроде тех казаков, которые носят неизвестно где и как заработанные Георгиевские кресты. Мне кажется, все должно идти от сердца. Главное – понять, что традиция это не лубочная картинка, что это то, что жизненно необходимо нам, если мы хотим, чтобы наши дети были счастливы и прожили свою жизнь достойно. В Священном Писании сказано: «Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания» (Сир. 3, 8-9). В качестве иллюстрации расскажу две истории о родительском благословении. Приходит как-то ко мне одна верующая женщина и жалуется, что муж пьет и безобразничает. Дети страдают, семья на грани нищеты. Я спрашиваю, а ты когда замуж за него шла, у мамы своей спросила? Она в ответ: «Ой нет, он моей маме очень не нравился, она не хотела, чтобы я за него выходила». И другая история. Была у меня знакомая верующая старушка, Мария Андреевна Ганжулевич. Родилась она в Житомире в большой священнической семье, в которой была самой младшей, последышем. В начале 30-х годов отец ее был арестован и сослан в Сибирь. По дороге в ссылку его, 74-летнего, ослепшего больного старика, думая, что он все равно умрет, просто выбросили из вагона теплушки. Но он не умер, и пешком, побираясь, как нищий, и ночуя где придется, добрался до дому. Когда Мария, еще совсем девочка, окончила медицинское училище (надо сказать, что это было чудо, так как детям лишенцев не разрешалось учиться в средних и высших учебных заведениях), то получила назначение в медпункт на лесопильню. И вот папа, напутствуя, благословил ее иконой Богородицы на труд во благо по сути той чудовищной власти, от которой жестоко и несправедливо пострадал. Я видела эту икону и сама читала слова родительского благословения на ней. К сожалению, не помню дословно написанного. Но помню, как меня поразила серьезность отношения отца Андрея к предстоящему его дочери малоинтересному, как мне тогда казалось, поприщу. Он писал, что благословляет дочь Марию на честный труд и помощь страждущим людям. Я думаю, само собой понятно, что Мария Андреевна прожила долгую и достойную жизнь. После училища она, верующая девушка, поступила в медицинский институт и, будучи советской студенткой не побоялась помогать и навещать в ссылке своего духовного отца архиепископа Волынского и Житомирского Аверкия (Кедрова), расстрелянного в 1937 году. Мария Андреевна прошла всю Великую Отечественную войну, сначала как врач в партизанском отряде, а затем и в действующей армии. После войны она до пенсии работала врачом в психиатрической больнице. На протяжении всей своей жизни Мария Андреевна неизменно пользовалась уважением и любовью близких, своих пациентов и всех, кто знал этого светлого человека. Так что, как в известной песне, «думайте сами, решайте сами иметь или не иметь».

 

Архимандрит Лонгин (Чернуха)

Мне вспомнилась одна история. К принятию монашества я созрел, когда мои родители уже умерли. В конце Великого поста, на Страстной, мне было назначено время пострига. Я решил съездить на родину, вроде прощания с родными и друзьями. У меня было сомнение: говорить о постриге своей родной сестре, которая старше меня на 13 лет и в детстве воспитывала меня, или нет. Я боялся, что она расстроится. Мне было дискомфортно от одной мысли о прощании со слезами… Но, как я позднее понял, мною в большей мере руководил эгоизм. Я не хотел себе лишних проблем, душевных переживаний. В то время из Киева и обратно я ездил «автостопом». Максимум ждать машину приходилось не более сорока минут. Вот я, никому не сказав о постриге, вышел из дому. На трассе я простоял больше трех часов. Более того, решив добираться на перекладных, я застрял в дороге, достаточно отдалившись от дома. Ни туда, ни сюда. За это время мне о многом пришлось передумать. И чем дольше я ждал машину, тем яснее доходило до меня, что я поступаю с сестрой неправильно. Все-таки она старше меня, самый родной после родителей человек, и я не просто должен ей сказать о своих изменениях в жизни, но должен попросить у нее благословения. Смирившись с этой мыслью, я перешел на другую сторону дороги. Тут же подъехал автобус и через час я был уже дома. Получив благословение у сестры, на другой день я вышел на трассу. Через пару минут остановилась машина, и я отправился в Киев.

 

Протоиерей Александр Немчинов – клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы на жилмассиве «Солнечный» г. Днепропетровска,

руководитель катехизаторских курсов Днепропетровской епархи

Говоря о благословении, в частности и родительском, православному христианину неизбежно становится немного грустно. Потому что благословение, это то, что почти отсутствует в современной жизни. Само понятие «благо» имеет корни Божественного происхождения. «Господь даст благо» (Пс. 84. 13). А значит Божественно и все то, что несет в себе благо: БЛАГО-дать, БЛАГО-дарение, БЛАГО-вестие, БЛАГО-деяние, БЛАГО-честие, БЛАГО-разумие, и, конечно же, БЛАГО-словение. Благословить, значит передать слово от Самого Бога, которое обожествляет и одухотворяет нашу жизнь. Собственно благословение неразрывно связано с понятием отцовства, родительства. «Без всякого же прекословия меньший благословляется большим» (Евр 7.7). То есть благословить может родитель свое чадо, а не наоборот. В благословении происходит соединение всего самого священного, что мы видим в родителях. Для того, кому преподносится благословение, духовный отец, родители по плоти, неразрывно связаны с Отцом Небесным, с Царицей Небесной. Вопрос: всегда ли происходит эта священная связь на самом деле? О том, что священническое и даже архиерейское благословение часто бывает простой формой приветствия, сегодня пишут и говорят достаточно много. А вот родительское благословение, нынче как – то забыто вовсе. Да и о каком благословении можно говорить, если живая, личностная связь человека с Богом, для большей части человечества давно разорвана. А у большинства тех, кто считает себя людьми верующими, духовная жизнь ограничивается довольно слабенькой интеграцией в традиционно – обрядовую систему. Родительский статус утратил свое Божественное начало. Попросту говоря, в лице родителей, дети не видят Бога и поэтому, чаще всего, не имеют авторитета. Это, в свою очередь, приводит к потере взаимопонимания между родителями и детьми, да и в целом, между поколениями, к социальным конфликтам и разобщенности. Все это делает нашу жизнь тусклой, бессодержательной и бессмысленной. Грустно.

 

Монахиня Евтропия (Бобровникова)

Грустно, думаю, многим, и не только из-за того, что «благословение, это то, что почти отсутствует в современной жизни». К сожалению, очень многое «отсутствует» сегодня в нашей жизни. Ильин говорил, что религиозность – это, прежде всего, ответственность. Так вот, отсутствие благословения – свидетельство отсутствия ответственности детей перед родителями и родителей перед детьми, а значит – перед Богом. И это, к сожалению, в первую очередь относится к нам, тем, кто считает себя верующими.

 

Архимандрит Лонгин (Чернуха)

Думаю, что все же дети тоже могут благословлять своих родителей. Мы же благословляем Отца нашего Небесного. Как раз одна из современных проблем заключается в том, что дети стесняются своих родителей, избегают разговоров с ними при своих сверстниках, а иногда в компаниях с пренебрежением говорят о своих «стариках». Не хочу винить в этом только детей. Часто родители бывают виновными в утрате к ним уважения. Но и не оправдываю их. Как пример уважительного отношения детей к родителям, не смотря на их безответственное отношение к своему отцовству, предлагаю читателям прочесть рассказ А.П.Чехова «Отец».

 

Наталья Горошкова – главный редактор семейного православного журнала «Фамилия», Киев

Сегодня трудно говорить о родительском благословении, если родители, зачастую, не знают, чем живут их дети, какие книги читают, с кем проводят время. Что они могут, в таком случае, посоветовать? И имеют ли они право? Как можно предостеречь ребёнка от неправильных шагов, не зная в каком направлении он двигается. Родительское благословение – это вопрос ответственности и духовной зрелости. Притом, с двух сторон. Это показатель добрых, искренних отношений между детьми и родителями. Когда родители одобряют решения, которые принимают их выросшие дети. И родительское благословение – это следствие правильного воспитания и гармоничного развития отношений в семье, выстроенной на любви и уважении. В начале жизни, дети полностью подчинены родителям. По мере взросления, всё больше ответственности перекладывается на детей. И задача родителей – не командовать детьми, а научить самостоятельно принимать правильные решения, решать сложные вопросы. Чтоб дети поняли и захотели делать то, что правильно. Тогда родительское благословение будет значимым экзаменом на взаимопонимание. И, так как во многих семьях не выстраиваются правильно эти отношения, – нет участия и живого интереса друг к другу, – то, как следствие, всё больше беспомощных родителей, которых не слышат их повзрослевшие дети, и которые в отчаянии готовы кричать вслед за Тарасом Бульбой: "Я тебя породил, я тебя и убью".

 

Монахиня Евтропия (Бобровникова)

Начинать надо с нас, взрослых, т.е. с себя. Во-первых, надо избавиться от советской привычки врать и вообще всякого рода «показухи». Понятно, что вот так сразу избавиться от того, что десятилетиями воспитывалось, невозможно. Но надо, по крайней мере, стараться честно относиться к себе и своим детям. Надо искренне желать нашим детям добра, не «успеха», а именно добра в христианском понимании этого слова. Надо честно говорить детям (конечно, сообразно с возрастом), что «успех» в жизни не самое главное, что жизнь их может быть и трудной, но, главное, в любых обстоятельствах оставаться человеком. Мне очень понравились слова отца Ольги Седаковой: «Я тебя не для тебя ращу, а для людей»… Еще лучше растить людей для Бога, но только это не должно быть просто декларацией. А если это будет глубоким внутренним убеждением, то родительское благословение будет не просто некой благочестивой формой, ибо «от избытка сердца глаголют уста».

 

Анастасия Бондарук

Опираясь на слова о. Александра «Собственно благословение неразрывно связано с понятием отцовства, родительства. «Без всякого же прекословия меньший благословляется большим» (Евр 7.7). Так в семье устанавливается иерархия, т.е. возникает структура определенным образом организованная. Иерархия (от греч. hieros – священный, arche – власть) – расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к высшему. Противоположность принципу иерархии – принцип равенства. Таким образом, то, что окружает развивающегося ребенка извне, становится им самим. Тогда ребенок и в себе может либо иметь структурную иерархию, как говорили на Руси «Царя в голове», тогда все его низшие силы души будут управляться высшими. Или внутри его личности будет принцип равенства. И любая душевная сила может излиться во вне безо всякого осмысления. Так формируется, например, антисоциальная личность. Человек, который не может управлять своими деструктивными импульсами. Поэтому, в тех семьях, где дети принимают родительское благословение, а родители его дают, возникает возможность духовного и психологического здоровья, открывается возможность социализации. Ребенок учится уважать и слышать другого. Если благословение исчезает, упраздняется иерархия, то принцип равенства вступает в свои разрушительные права. Конечно, в жизни не все так полярно. К счастью, в не церковных семьях могут остаться сильными закон почитания старших, заложенный верующими прадедами. И в православных семьях могут быть трудности, когда власть родителей может быть чрезмерно жесткой, требования слишком высокие. Соответственно, в таких случаях, старшим важно учиться видеть возможности и силы ребенка.

 

Протоиерей Александр Немчинов

Именно такое равенство навязывают сегодня всему человечеству вместе с «идеалами» гуманизма и демократии. Результат, как говорится, налицо. Современному человеку очень трудно бывает порой понять, что слова «равенство» и «справедливость», это отнюдь не синонимы. Демагогическая триада «свобода, равенство, братство», в начале ХХ века, в России стала настоящей эпидемией, которая частично проникла даже в церковное сознание. Охваченные болезненной эйфорией «обновления и переустройства мира», люди не хотели и не могли увидеть того, что священное понятие «свобода», они попросту перепутали с вольностью и распущенностью. А равенство, при таком понимании свободы, в конечном итоге может привести только к разрушению всех основ иерархичности, то есть – к АНАРХИИ. Стоит ли удивляться, что патриархальный уклад, сакрализирующий не только Церковную, но и общественную, и семейную иерархию, был почти полностью сметен «волной» этой эйфории. Восстановить сегодня в обществе прежнее благоговейное (но не подобострастное!) отношение к субординации, куда сложнее, чем восстанавливать города снесенные цунами. Вот, созерцая эту печальную картину, и зададимся Толстовским вопросом: «Так что же нам делать?».

 

Анастасия Бондарук

В консультировании семей, работает формирование понимания у родителей тех личностных нарушений, которые формируются у ребенка при отсутствии отцовской позиции в семье. Список их достаточно обширен. Иногда семья уже приходит, столкнувшись со сложными, иногда необратимыми нарушениями у ребенка. Часто такие семьи готовы к изменениями. Хотя, есть у них и сопротивление росту духовному и психологическому. Многие мои коллеги, столкнувшись с невозможностью отца стать для семьи авторитетом, рекомендуют семье походить на беседы, которые проводят при храме тот или иной батюшка. Так, при помощи авторитета священника, который свидетельствует человеку о бытии Божием, об истинном Отцовстве у ребенка формируется представление Кто такой Отец. Это становится частью личности. Характер ребенка меняется. Меняются и отношения в семье. Говорить о проблемах – меры не самые популярные. Когда они применяются на социальном уровне, по статистике, люди часто реагируют депрессивно. Поэтому, можно использовать контраст. Давать образ сильного отца, как это влияет на детей, на семью и влияние слабой отцовской позиции. Многие спрашивают: «А если я воспитываю сына одна?» Здесь нужно вспомнить, как наш народ выстоял в послевоенные годы. Матери говорили своим сыновьям: «Ты, что делаешь? Твой отец за тебя кровь проливал, погиб геройски. Что бы он сказал на это?» Так формировался образ сильного отца, отца героя. И ребенок старался хоть немного соответствовать. В наше время очень много говорится о роли матери, о матери поют песни, а об отце? «Папа может…., только мамой не может быть». Если мы работаем в православных СМИ, то можем формировать понимание значение отцовской позиции, понимание того, что существует дефицит такой позиции, последствия этого дефицита и выход. Кто такой сильный отец? Это не деспотичный отец, это не отец, который стучит кулаком по столу и требует к себе уважения, это не отец, запугивающий всех карой Божией и забывающий о Божией любви. Часто цитируют ап. Павла «жене – глава муж», забывая, что полная цитата: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава – Бог» (1 Кор.11.3) То есть сильный отец – это отец стремящийся жить в соответствии с законом, помня при этом о блаженстве тех, кто понимает свою духовную нищету. Поэтому и с православными есть о чем говорить. Например, о комплексе православной полноценности. «Если я хожу в Церковь, то я почти идеален. Проблем у меня быть не должно. Я с Богом договорился». Так же не понимание, необходимости и важности социализации. Ведь иногда, позиция родителей настолько сильна, что детям можно жить только в семье и трудно выходить в социум. Не учитывается, что для нормального психологического развития в подростковом возрасте авторитет родителей сменяется на социальные авторитеты. Например, одна мама обратилась с тем, что ее сын стал дружить с готами. Она всеми силами предлагала себя как пример для подражания. Мальчику это не подходило. В работе с ним стало понятно, что у готов он ищет позицию, отличную от маминой. «Хочу стать собой». И выходом для него стало знакомство с тренером по борьбе, которой он увлекся. Этот молодой мужчина стал для него примером силы и мужества. Мама же думала, что может заменить ребенку весь мир. Это очень опасно. Ребенок хотел стать собой, а не копией мамы. Да, тренер не был православным. Однако, он учил ребят, что такое ответственность, дисциплина, возможность защитить девушку и себя, почему вредно пить и курить.

 

Архимандрит Лонгин (Чернуха)

Мы лишь частично коснулись ряда вопросов, связанных с ролью родителей как иерархов семей, имеющих власть от Бога благословлять и запрещать. Но уже есть над чем поразмыслить. Я хотел бы завершить нашу беседу примерами, как иногда эпизоды из общения между детьми и родителями могут стать по-настоящему заповедями, благословением на будущую жизнь. Предлагаю два случая, рассказанных митрополитом Антонием Сурожским. «Я вспоминаю печальный эпизод в своей жизни, когда мой отец спросил меня: «Какая у тебя самая большая мечта?» Я был молод тогда и ответил: «Быть с Богом наедине». Тогда он посмотрел на меня с грустью и сказал: «Ты еще и не начал быть христианином». Потому что если мы любим Бога, то должны разделить с Ним Его заботу о всем мире и о каждом человеке в этом мире». И второй рассказ: «Однажды в юности я вернулся из летнего лагеря. Мой отец встретил меня и выразил беспокойство по поводу того, как прошел лагерь. «Я боялся, — сказал он, — что с тобой что-то случилось». Я с легкостью юности спросил: «Ты боялся, что я сломал ногу или свернул шею?». И он ответил очень серьезно, с присущей ему трезвою любовью: «Нет, это не имело бы значения. Я боялся, что ты потерял цельность души». И затем добавил: «Помни: жив ты или умер — не так важно. Одно действительно важно, должно быть важно и для тебя и для других: ради чего ты живешь и за что ты готов умереть».

   
    blagodarnost